III. Основные направления работы по моделированию и построению воспитательной системы класса
II. Цель и задачи работы по моделированию и построению воспитательной системы класса
Цель: создание условий для моделирования и построения воспитательной системы класса, направленной на развитие и раскрытие индивидуальности ребенка, умеющего жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения взаимопомощи и взаимоуважения, уважительно относиться к жизни и ко всему живому, как проявлению жизни.
Задачи:
1) изучить личностные качества учащихся, складывающие отношения в классном коллективе;
2) осуществить проектирование образа жизнедеятельности классного сообщества;
3) содействовать формированию классного коллектива и созданию в нем нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития первоклассников;
4) способствовать осознанию детьми связи всего живого, осмыслению природы как дома, в котором обитает жизнь самых разных форм (в том числе и жизнь человечества).
III. Основные направления работы по моделированию и построению воспитательной системы класса
Основные направления работы | Недели месяца | |||
I | II | III | IV | |
Сентябрь | ||||
Изучение учащихся и их отношений | Учебный курс «Введение в школьную жизнь». Анкетирование родителей (анкета № 1) | Учебный курс «Введение в школьную жизнь». Анкетирование родителей (анкета № 2) | ||
Проектирование образа жизнедеятельности класса | Учебный курс «Введение в школьную жизнь». Мастерская общения «Давайте познакомимся!» | Кл. час «Мы теперь не просто дети – мы теперь ученики» | ||
Формирование коллектива класса и содействие развитию личности ребенка | Учебный курс «Введение в школьную жизнь». Праздник «День знаний» | Кл. час «Мы выбираем безопасный путь в школу» Конкурс рисунков «Дети и дорога» | ||
Формирование уважительного отношения к жизни и ко всему живому как проявлению жизни | Кл. час «Природный мир вокруг человека. Человек – часть природы» Игра «Что? Где? Когда?» | |||
Октябрь | ||||
Изучение учащихся и их отношений | Анкета «Занятость учащихся во внеурочное время» | Методика «Лесенка» (определение самооценки учащихся) | Методика «Квадрат» (изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью) | |
Проектирование образа жизнедеятельности класса | Кл. час «Умеем ли мы общаться» | |||
Формирование коллектива класса и содействие развитию личности ребенка | День самоуправления | Беседа школьного врача Кл. час «Режим дня» | ||
Формирование уважительного отношения к жизни и ко всему живому как проявлению жизни | Прогулка в лес «Золотая осень» Конкурс поделок из природного материала | Кл. час «Жизнь леса. Лес в творчестве русских художников» Конкурс рисунков «Картины леса» | Кл. час «Человек в лесу» Конкурс плакатов «Берегите лес!» | |
Ноябрь | ||||
Изучение учащихся и их отношений | Игра «Полет на луну» (изучение межличностных отношений) | |||
Проектирование образа жизнедеятельности класса | Оформление учащимися и их родителями альбома-эстафеты «Наш класс» | |||
Кл. час в форме организационно-деятельностной игры «Развитие личности младшего школьника» | ||||
Формирование коллектива класса и содействие развитию личности ребенка | Конкурс «Папа, мама и я – спортивная семья» | Мастерская общения «Как вас зовут» | КТД «Праздник осенних именинников» | |
Подготовка к КТД «Праздник осенних именинников» | ||||
Формирование уважительного отношения к жизни и ко всему живому как проявлению жизни | Кл. час «Жизнь рек и морей. Красота водных бассейнов и просторов» Игра «Поле чудес» | Кл. час «Вода в жизни в человека» Конкурс плакатов «Берегите воду!» | ||
Декабрь | ||||
Изучение учащихся и их отношений | Рисунок «Что мне нравится в моей школе» | Социометрия | Методика «Лесенка» (определение самооценки учащихся) | |
Проектирование образа жизнедеятельности класса | Кл. час «Итоги полугодия» | |||
Формирование коллектива класса и содействие развитию личности ребенка | Кл. час «Здоровый образ жизни» Конкурс рисунков «Если хочешь быть здоров…» | Кл. час «Мои права. Конвенция прав ребенка» Конкурс плакатов «Мои права и обязанности» | Кл. час «Как в старину Новый год встречали» Мастерская Деда Мороза | Участие в школьном новогоднем представлении |
Формирование уважительного отношения к жизни и ко всему живому как проявлению жизни | ||||
Январь | ||||
Изучение учащихся и их отношений | Фигурный тест П. Торренса (изучение творческих способностей детей) | |||
Проектирование образа жизнедеятельности класса | Ролевая игра «Мои права и обязанности» | |||
Формирование коллектива класса и содействие развитию личности ребенка | Посещение новогоднего представления в кукольном театре | Кл. час «День Снеговика» и зимние забавы в рамках Дня здоровья. Конкурс рисунков «Улыбка Снеговика» | ||
Формирование уважительного отношения к жизни и ко всему живому как проявлению жизни | Прогулка в зимний лес. | Кл. час «Горы и человек» «Своя игра» | Кл. час «Человек и степи» Викторина «А знаете ли Вы?» | |
Февраль | ||||
Изучение учащихся и их отношений | Изучение мотивации достижения успеха | |||
Проектирование образа жизнедеятельности класса | ||||
Формирование коллектива класса и содействие развитию личности ребенка | Кл. час «Мир мальчиков и мир девочек». | Эстафета «Веселые старты» | Кл. час «Урок мужества». Конкурс «А ну-ка, мальчики!» КТД «Праздник зимних именинников» | |
Подготовка к КТД «Праздник зимних именинников» | ||||
Формирование уважительного отношения к жизни и ко всему живому как проявлению жизни | Кл. час «Природа родного края» Конкурс рисунков «Красота родной природы» | Проводы зимы | ||
Март | ||||
Изучение учащихся и их отношений | Методика Е.Н. Степанова (изучение удовлетворенности учащихся и родителей жизнедеятельностью в классе и школе) | |||
Проектирование образа жизнедеятельности класса | Ролевая игра «Индивидуальный вариант поведения по закону добра» | |||
Формирование коллектива класса и содействие развитию личности ребенка | Праздник «8 Марта» Конкурс «А ну-ка, девочки!» | Библиографический урок «Путешествие в книжное царство» Операция «Книжкина больница» | ||
Формирование уважительного отношения к жизни и ко всему живому как проявлению жизни | Кл. час «Человек и флора Земли» Викторина «Знаете ли вы цветы?» | Кл. час «Человек и фауна Земли» Викторина «Знаете ли Вы животных?» | Кл. час «Природно-погодные условия жизни человека. День Земли» | Экскурсия «Признаки весны» |
Апрель | ||||
Изучение учащихся и их отношений | Изучение самооценки ребенка | Методика «Наши отношения» (изучение уровня сформированности коллектива класса) | ||
Проектирование образа жизнедеятельности класса | ||||
Формирование коллектива класса и содействие развитию личности ребенка | Подготовка к КТД «Праздник весенних именинников» КТД «Праздник весенних именинников» | |||
Формирование уважительного отношения к жизни и ко всему живому как проявлению жизни | Кл. час «Элементы природы в культуре человеческого обустройства жизни» Конкурс поделок «Элементы природы как украшение дома» | Кл. час «День космонавтики» Викторина в форме игры «Своя игра» | Кл. час «День Земли» Конкурс поделок «Чудеса из ненужных вещей» | |
Май | ||||
Изучение учащихся и их отношений | Методика «Градусник» (изучение удовлетворенности учащихся и родителей жизнедеятельностью в классе и школе) | Анкета «Твои планы на лето» (изучение представлений учащихся о летнем отдыхе) | ||
Проектирование образа жизнедеятельности класса | Кл. час «С какими итогами заканчиваем 1 класс?» | |||
Формирование коллектива класса и содействие развитию личности ребенка | Декада «Память» Кл. час «День победы» Операция «Ветеран живет рядом» | КТД «Праздник летних именинников» Последний звонок | ||
Подготовка к КТД «Праздник летних именинников» | ||||
Формирование уважительного отношения к жизни и ко всему живому как проявлению жизни | Кл. час «Один день природы» | Прогулка в весенний лес |
IV. Работа с родителями
1. Мастерская общения «Давайте познакомимся!» (участвуют педагоги, учащиеся и родители; 1 сентября).
2. Анкетирование родителей (1-2 неделя сентября).
3. Встреча родителей с администрацией школы (3 неделя сентября).
4. Организация совместных прогулок детей и взрослых в лес:
«Золотая осень» (1 неделя октября);
«Красота зимнего леса» (2 неделя января)
«Красота весеннего леса» (2 неделя мая).
5. Родительские собрания:
Дата проведения | Основные вопросы |
3 неделя сентября | а) лекторий «Режим дня первоклассника»; б) подведение итогов адаптационного периода и определение задач на учебный год; в) выборы родительского совета. |
3 неделя октября | а) советы психолога родителям первоклассников; б) ознакомление с системой оценивания результатов обучения и воспитания учащихся 1-го класса; в) организация осенних каникул. |
4 неделя ноября | «Развитие младшего школьника» (форма проведения ОДИ) |
3 неделя декабря | а) итоги полугодия; б) организация зимних каникул. |
4 неделя января | а) «Детский травматизм, причины и последствия ДТР»; б) организация дополнительных каникул. |
4 неделя февраля | «Привитие интереса к учебной деятельности» |
3 неделя марта | а) лекторий «Воспитание трудолюбия»; б) организация весенних каникул. |
4 неделя апреля | «Привитие интереса к чтению» |
3 неделя мая | а) итоги учебного года; б) организация летних каникул. |
6. Заседание родительского совета:
Дата проведения | Основные вопросы |
4 неделя сентября | «Планирование работы» |
2 неделя октября | Обсуждение вопросов о подготовке к конкурсу «Папа, мама и я – спортивная семья» |
2 неделя ноября | а) обсуждение вопросов о подготовке к празднику осенних именинников; б) определение возможностей участия родителей в генеральной уборке класса. |
2 неделя декабря | а) решение вопроса об участии родителей в подготовке к Новому году; б) обсуждение проблем организации зимних каникул учащихся. |
2 неделя февраля | а) обсуждение вопросов о подготовке к празднику зимних именинников; б) определение возможностей участия родителей в генеральной уборке класса. |
2 неделя апреля | а) обсуждение вопросов о подготовке к празднику весенних именинников; б) определение возможностей участия родителей в генеральной уборке класса. |
2 неделя мая | а) обсуждение вопросов о подготовке к празднику летних именинников; б) определение возможностей участия родителей в ремонте класса. |
7. Проведение открытых уроков для родителей (последняя пятница каждого месяца).
8. Посещение семей с целью изучения соблюдения школьниками режима дня (октябрь, январь, апрель).
9. Проведение индивидуальных консультаций для родителей (еженедельно).
10. Участие родителей в совместных делах класса (ежемесячно).
11. Уточнение с родительским советом карты трудовой занятости родителей (март).
12. Сбор заявок родителей о посещении учащимися класса летнего школьного лагеря (первая половина мая).
13. Подготовка и вручение благодарственных писем родителей (май – июнь).
14. Участие родителей в деятельности по благоустройству классной комнаты (1 декада июня).