Тестовые задания для итогового контроля знаний по дисциплине

Тема 1. Общие основы педагогической психологии

1. … не является разделом педагогической психологии

а) психология обучения

б) психология младшего школьника

в) психология учебной деятельности

г) психология педагогической деятельности

2. В качестве основания выделения педагогической психологии в самостоятельную отрасль избран(а)

а) процесс обучения

б) система отношений человека к обществу

в) процесс развития

г) конкретная деятельность

3. В структуру педагогической психологии не входит психология

а) воспитание

б) обучение

в) развитие личности

г) учителя

4. Две стороны процесса усвоения (присвоения) социального опыта определяют, по Н.Ф. Талызиной, две основные ветви педагогической психологии -

а) психологию научения и психологию образования

б) психологию воспитания и психологию преподавания

в) психологию учения и психологию воспитания

г) психологию образовательного процесса

5. Изменения в уровне знаний, умений, отношений, способностей, личностного развития обучающихся под целенаправленным обучающим и воспитывающим воздействием, изучаются с помощью

а) формирующего эксперимента

б) наблюдения

в) беседы

г) анализа результатов деятельности

6. Наблюдение называется включенным, если педагог

а) наблюдает за поведением ребенка в целом

б) включен в совместную деятельность с учащимися в процессе исследования

в) находится рядом с учащимися в процессе исследования

г) стремится выделить в поведении ребёнка определенные тенденции

7. Наблюдение наиболее часто применяется в педагогической психологии благодаря его

а) отсутствию какой – либо аппаратуры

б) отсутствию целенаправленной подготовки

в) доступности, простоте и возможности повторения исследования с теми же параметрами

г) доступности и отсутствию специального оборудования

8. Педагогическая психология изучает развитие личности

а) под воздействия обучения и воспитания

б) в возрастном аспекте

в) под воздействием социума

г) в целом

9. Сущность профессиограммы состоит в том, что она

а) определяет физиологические требования к специалисту

б) устанавливает критерии и требования к организации труда

в) определяет уровень подготовке специалиста

г) устанавливает требования, предъявляемые к качествам специалиста, его возможностям и способностям

10. Факты, механизмы, закономерности освоения социокультурного опыта человеком и вызываемые этим процессом освоения изменения в уровне интеллектуального и личностного развития человека как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом, в разных условиях образовательного процесса, являются предметом … психологии

а) педагогической

б) когнитивной

в) социальной

г) возрастной

11. Центральной проблемой педагогической психологии является проблема

а) периодизации психического развития

б) психического развития

в) соотношения обучения и развития

г) единства психики и деятельности

12. Эксперимент, наиболее соответствующий сущности предмета педагогической психологии называется

а) естественным

б) формирующим

в) лабораторным

г) констатирующим

13. Предметом педагогической деятельности является

а) методы и средства обучения и воспитания

б) урок

в) сам учащийся

г) организация учебно – воспитательной деятельности обучающихся

14. Педагогическая психология имеет наиболее тесную связь с …

а) возрастной психологией

б) социальной психологией

в) специальной психологией

г) общей психологией

15. Эксперимент в психолого-педагогических исследованиях позволяет проверить гипотезы:

а) о наличии явления

6} о наличии связи между явлениями

в) как о наличии самого явления, так и связей между соответствующими явлениями

г) о наличии причинной связи между явлениями

16. В наибольшей мере обеспечивает соединение психологических исследований с пе­дагогическим поиском и проектированием эффективных форм учебно-воспитательного процесса:

а) наблюдение

б) формирующий эксперимент

в) лабораторный эксперимент

г) метод анализа продуктов деятельности

17. Определение педагогической психологии как отрасли психологии, изучающей закономерности процесса усвоения индивидом социального опыта в условиях сцециально организованной учебно-воспитательной деятельности, а также взаимосвязи между обучением и развитием личности, и, наконец, само развитие личности в процессе учебной деятельности дано

а) Л.С. Выготским

б) А.В. Петровским

в) И.А. Зимней

г) Н.Ф. Талызиной

18. Педагогическая психология изучает

а) процесс воспитания и развития

б) процесс развития

в) процесс обучения

г) психологические закономерности процесса обучения и воспитания

19. Педагогическая психология возникла:

а) в начале XIX в.

б) в середине XIX в.

в) во второй половинеXIX в.

г) в начале XX в.

20. Термин «педагогическая психология» - был предложен:

а) К.Д. Ушинским

б) П.П. Блонским

в) П.Ф. Каптеревым

г) Дж. Дьюи

21. Основоположником русской педагогической психологии является:

а) К. Д. Ушинский

б) А. П. Нечаев

в) П. Ф. Каптерев

г) А. Ф. Лазурский

22. Течение в психологии и педагогике, возникшее на рубеже XIX—XX вв., обусловлен­ное проникновением эволюционных идей в педагогику, психологию и развитием при­кладных отраслей психологии, экспериментальной педагогики, называется:

а) педагогика

б) педология

в) дидактика

г)психопедагогика

23. Лонгитюдный метод исследования (по Б. Г. Ананьеву) относится к методам;

а) организационным

б} эмпирическим

в) обработки данных

г) интерпретационным

24. Метод познания, который ограничивается регистрацией выявленных фактов в пси­холого-педагогических исследованиях, называется:

а) наблюдением

б} формирующим экспериментом

в) констатирующим экспериментом

г) квазиэкспериментом

25. Наиболее высокая точность результатов исследования обеспечивается при:

а) наблюдении

б) экспериментальном методе

в) методе анализа продуктов деятельности

г) контент-анализе

26. Применяемый в возрастной и педагогической психологии метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на ис­пытуемого — это:

а) пилотажный эксперимент

б) формирующий эксперимент

в) констатирующий эксперимент

г) включенное наблюдение

27. Педагогическая психология – это наука

а) закономерностях развития психики ребенка в процессе учебной деятельности

б) о закономерностях становления и развития личности в системе социальных институтов обучения и воспитания

в) о структуре и закономерностях протекания процесса учения

г) изучающая феномены и закономерности развития психики учителя

28. основной задачей образования является…

а) содействие усвоению человеком знаний в процессе обучения

б) формирование умений и навыков

в) содействие развитию и саморазвитию личности в процессе обучения

г) овладение социокультурным опытом

29. Ведущим принципом отечественной педагогической психологии является принцип …

а) социального моделирования

б) трансформации знаний, их расширение и приспособление к решению новых задач

в) личностно-деятельностного подхода

г) установления связи между стимулами и реакциями

д) упражняемости

30. В отличие от обучающего эксперимента формирующий эксперимент…

а) не подразумевает обучение

б) требует специальных лабораторных условий

в) предлагает планомерный поэтапный процесс формирования умственных действий и понятий

г) ориентирован на развитие познавательных процессов

Тема 2. Психология обучения

Тема 2.1. Проблема соотношения обучения и развития. Современные концепции обучения

31. Л.С. Выготский рассматривал проблему соотношения обучения и развития

а) отождествляя процессы обучения и развития

б) полагая, что обучение должно опираться на зону актуального развития ребенка

в) полагал, что обучение должно забегать вперед развития и вести его за собой

г)

32. По поводу соотношения обучения и развития У. Джеймс, Дж. Уотсон, К. Коффка счи­тали, что:

а) обучение и есть развитие

б) обучение — это только внешние условия созревания, развития

в) обучение и воспитание играют ведущую роль в психическом развитии ребенка

г) обучение лишь пассивно следует за психическим развитием

33. Психическое развитие и обучение отождествлял:

а) Ж. Пиаже

б) Э. Торндайк

в) Дж. Брунер

г) П.П. Блонский

34. Один из концептуальных принципов современного обучения — «Обучение не плетется в хвосте развития, а ведет его за собой» — сформулировал:

а) Л.С. Выготский

б) Л.С. Рубинштейн

в) Б.Г. Ананьев

г) Дж. Брунер

35. Уровень актуального развития характеризуют:

а) обученность, воспитанность, развитость

б) обучаемость, воспитуемость, развиваемость

в) самообучаемость, саморазвиваемость, самовоспитуемость

г) обученность, обучаемость

36. Способность учащегося к усвоению знаний, восприимчивость к помощи друга, активность ориентировки в новых условиях, переключаемость с одного способа работы на другой — это показатели:

а) обучаемости

б) развитости

в) воспитуемости

г) развиваемости

37. Откликаемость учащегося на побуждения к дальнейшему умственному развитию, исходящие извне, а также переключаемость с одного плана мышления на другой - это показатели:

а) обучаемости

б) развитости

в) развиваемости

г) воспитуемости

38. С одной стороны — результат предыдущего обучения и прошлого опыта, с другой - цель (конечная или промежуточная) предстоящего обучения — это:

а) обученность

б) воспитанность

в) обучаемость

г) воспитуемость

39. Активность ориентировки в новых условиях характеризует:

а) вид обучаемости

б) уровень обучаемости

в) этап обучаемости

г) форма проявления обучаемости

40. Обучаемость к способам предметной деятельности понимается как:

а) вид обучаемости

б) уровень обучаемости

в) этап обучаемости

г) форма проявления обучаемости

41. Под обучением понимают…

а) процесс усвоения знаний, формирования умений и навыков

б) процесс передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику

в) предпринимаемые учеником учебные действия

г) процесс взаимодействия двух деятельностей: деятельности учителя и деятельности ученика

42. Самым глубоким и полным уровнем обученности является

а) воспроизведение

б) понимание

в) узнавание

г) усвоение

43. Основной психологической проблемой традиционного подхода к обучению является…

а) низкий уровень знаний

б) недостаточно развитые познавательные процессы учащихся

в) недостаточная активность учащихся в процессе обучения

г)

44. Целью развивающего обучения является…

а) развитие ученика как субъекта учебной деятельности

б) достижение высокого уровня обученности учащихся

в) формирование умственных действий и понятий

г) развитие действий самоконтроля и самооценки у учащихся в процессе обучения

45. Недостатком программированного обучения является

а) отсутствие четких критериев контроля знаний

б) недостаточное развитие самостоятельности учащихся

в) отсутствие индивидуального подхода к обучению

г) недостаточное развитие творческого мышления учащихся

46. Специальная работа педагога по активизации познавательной деятельности учащихся с целю самостоятельного приобретения ими знаний лежит в основе…

а) программированного обучения

б) проблемного обучения

в) теории поэтапного формирования умственных действий и понятий

г) традиционного обучения

47. Согласно теории поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина, организация процесса обучения в первую очередь должна опираться на

а) материальное действие

б) создание ориентировочной основы действия

в) речевую форму выполнения действия

г) внутреннюю речь

48. В качестве основного принципа организации процесса обучения в системе Д.Б.Эльконина и В.В. Давыдова выступает

а) организация обучения от частного к общему

б) логика восхождения от абстрактного к конкретному

в) овладение большой суммой знаний

г) принцип усвоения логических форм

49. В современной концепции обучения тезис «Научить знаниям» заменен тезисом «Научить…»

а) основными навыками

б) делать выводы в соответствии с полученными знаниями

в) получать знания

г) контролировать знания

50. Одним из принципов развивающего обучения, по Л.В. Занкову, является принцип:

а) ведущей роли практических умений

б) обучения на высоком уровне сложности

в) наглядности

г) работы над развитием отстающих учащихся

51. Правило, предписывающее последовательность элементарных действий, однозначно понимаемых и исполняемых всеми, называется:

а) фреймом

б) ни один из ответов не верен

в) степом

г) алгоритмом

52. Психолого-педагогические критерии эффективности обучения систематизировала:

а) Н.А. Менчинская

б) И.С. Якиманская

в) Н.Ф. Талызина

г) Е.И. Кабанова-Меллер

Тема 3. Структура учебной деятельности

53. Учебная деятельность является ведущей деятельностью в:

а) младшем школьном возрасте

б) младшем подростковом возрасте

в) старшем подростковом возрасте

г) юношеском возрасте

54. Целенаправленная, последовательная передача общественно – исторического опыта в специально организованных условиях называется:

а) учением

б) научением

в) учебной деятельностью

г) обучением

55. Учебная деятельность как ведущий тип деятельности в младшем школьном возра­сте определяется:

а) в исследованиях Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова

б) в классической советской психологии и педагогике

в) в системе развивающего обучения Л. В. Занкова

г) в теории поэтапного формирования умственных действий

56. Учебная деятельность по отношению к деятельности (по В. В. Давыдову) является:

а) родом

б) видом

в) уровнем

г) формой проявления

57. Учебная деятельность по отношению к усвоению выступает как:

а) одна из форм проявления усвоения

б) разновидность усвоения

в) уровень усвоения

г) этап усвоения

58. Действия, направленные на анализ условий ситуации, на соотнесение ее со сво­ими возможностями и приводящие к постановке учебной задачи, называются:

а) ориентировочными

б) исполнительными

в) контрольными

г) оценочными

59. Исполнительные действия по отношению к учебным действиям — это:

а) форма их проявления

б) их вид

в) этап их усвоения

г) уровень их усвоения

60. Оценочные учебные действия соотносятся с учебной деятельностью как:

а) вид—род

б) часть—целое

в) форма проявления учебной деятельности

г) уровень ее усвоения

61. Преобразующие, исследовательские действия учебной деятельности выделяют­ся с позиции:

а) субъектно-деятельностной

б) внутренних или внешних действий

в) с точки зрения отношения к предмету деятельности

г) предмета самой учебной деятельности

62. Действия целеполагания, программирования, планирования; исполнительские действия; действия контроля и оценки в учебной деятельности выделяются с позиции:

а) субъектно-деятельностной

б) внутренних или внешних действий

в) отношения к предмету деятельности

г) доминирования продуктивности (репродуктивности)

63. Учебные действия соотносятся с учебной деятельностью как:

а) часть—целое

б) вид—род

в) форма проявления учебной деятельности

г) функциональные отношения

64. Основанием выделения материальных, внешнеречевых, умственных действий является:

а) форма действия

б) степень обобщенности

в) мера развернутости

г) мера автоматизированности

65. Свойство действия, заключающееся в умении обосновать, аргументировать пра­вильность выполнения действия, определяется как:

а) разумность

б) осознанность

в) прочность

г) освоенность

66. Степень автоматизированности и быстрота выполнения действия характеризует:

а) меру развернутости

б) меру освоения

в) меру самостоятельности

г) меру обобщенности

67. Свойство действия, которое отражает адекватность действия условиям, в кото­рых оно выполняется, — это:

а) разумность

б) осознанность

в) прочность

г) освоенность

68. К первичным свойствам учебного действия относится:

а) форма действия

б) осознанность

в) разумность

г) освоенность

69. Вторичным свойством учебного действия выступает:

а) форма действия

б) осознанность

в) разумность

г) освоенность

70. Обобщенность действия относится к ... характеристикам состава и структуры знаний и действий (по И. И. Ильясову):

а) первичным составным

б) первичным формальным простым

в) первичным простым содержательным

г) производным

71. Самостоятельная постановка учащимися учебной задачи является этапом усвоения:

а) ориентировочных действий

б) исполнительных действий

в) контрольных действий

г) оценочных действий

72. Проблему управления процессом освоения обобщенных способов действия в оте­чественной науке изучает(ют): ,

а) В.В. Давыдов, В.В. Рубцов

б) А.К. Маркова, Ю.М. Орлов

в) Н.Ф. Талызина

г) Т.В. Габай

73. Мысленное предвидение результата и способа его достижения по отношению к цели учения выступает как:

а) ее вид

б) ее уровень

в) этап ее реализации

г) форма ее проявления

74. Виды приемов учебной деятельности изучал(а):.

а) Е.И. Кабанова-Меллер

б) А.К. Маркова

в) Л.В. Занков

г) 3.А. Решетова

75. …. - деятельность субъекта по овладению обобщенными способами действий, направленной на его саморазвитие на основе решения посредством учебных действий специально поставленных педагогом учебных задач (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов)

а) ни один из ответов не верен

в) учебная деятельность

б) воспитательная деятельность

г) педагогическая деятельность

76. …- совокупность интеллектуальных свойств человека, от которых при наличии и относительном равенстве других необходимых условий зависит продуктивность учебной деятельности

а) обучаемость

б) образованность

в) активность

г) подвижность

77. … считал, что в начальной школе должны быть только оценки, а не отметки

а) Амонашвилли

б) Божович

в) Выготский

г) Леонтьев

78. Вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков – это:

а) игра

б) труд

в) общение

г) учение

79. Материал, который должен быть усвоен называется

а) учебным действием

б) действием оценки

в) учебной задачей

г) учебным заданием

80. Одним из авторов теории учебной деятельности, разработанной в отечественной психологии, является

а) Л.С. Выготский

б) Л.И. Божович

в) А.Н. Леонтьев

г) В.В. Давыдов

81. Одним из компонентов учебной деятельность является

а) выполнение домашних заданий

б) контрольная работа

в) учебная ситуация

г) учебное действие

82. Учебная деятельность понимается как особая форма социальной активности, овладение способами предметных и … действий

а) игровых

б) познавательных

в) корректирующих

г) контролирующих

83. Учебная деятельность по теории Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова характеризуется 3 составляющими:…, структурой и формированием

а) содержанием

б) процедурой

в) проявлением

г) динамикой

84. Отметка в отличие от оценки выражается в

а) замечании

б) похвале

в) одобрении

г) баллах

85. Средствами учебной деятельностью являются …

а) предметы окружающей действительности

б) методы обучения

в) теоретические и практические задания

г) интеллектуальные действия, мыслительные операции, знакомые

языковые средства

86. Учебная деятельность состоит из …

а) учебной задачи и учебных действий

б) мотивационного, операционного и регулирующего компонентов

в) работы познавательных процессов

г) действий внутреннего контроля и оценки

Тема 4. Мотивы учения

87. Ведущим мотивом учебной деятельности, обеспечивающим эффективность процесса обучения, является…

а) потребность изменить социально-статусную позицию в общении

б) потребность получать одобрение и признание

в) стремление соответствовать требованиям преподавателей; избежать наказания

г) стремление приобрести новые знания и умения

88. Проблему учебной мотивации анализировала(и):

а) В. В. Давыдов, В. В. Рубцов

б) А. К. Маркова, Ю.М. Орлов

в) Н. Ф. Талызина

г) И. А. Зимняя

89. Связь умственного развития и мотивации исследовали:

а) А.К. Маркова

б) Г.И. Щукина

в) М.В. Матюхина

г) А.Б. Орлов

90. Проблемы возникновения и развития познавательных интересов у детей в отече­ственной психологии изучал(а):

а) Т.В. Габай

б) Н.Г. Морозова

в) М.И. Махмутов

г) И.Я. Лернер

91. Психологические причины неуспеваемости установлены:

а) 3.А. Решетовой

б) И.С. Якиманской

в) Н.А. Менчинской

г) И.Я. Лернером

92. Сводную карту состояния мотивации учения учащихся и хода ее формирования разработала:

а) А.К. Маркова

б) Л.И. Божович

в) Н.А. Менчинская

г) М.В. Матюхина

93. Понятие «мотив» и «мотивация» соотносятся следующим образом:

а) понятие «мотив» уже понятия «мотивация»

б) понятие «мотивация» уже понятия «мотив»

в) эти понятия — синонимы

г) понятие «мотив» является родовым по отношению к «мотивации»

94. Мотивы самообразования — это:

а) форма проявления учебных мотивов

б) этап усвоения учебных мотивов

в) уровень познавательных мотивов

г) качественная характеристика учебных мотивов

95. Вид мотивов учения, характеризующийся ориентацией учащегося на овладение новыми знаниями — фактами, явлениями, закономерностями, называется:

а) широкими познавательными мотивами

б) широкими социальными мотивами

в) учебно-познавательными мотивами

г) узкими социальными мотивами

96. Стремление к контактам со сверстниками и к получению их оценок характеризует:

а) широкие социальные мотивы

б) узкие социальные мотивы

в) мотивы социального сотрудничества

г) учебно-познавательные мотивы

97. Обращение к учителю за дополнительными сведениями является формой проявления:

а) широких познавательных мотивов

б) учебно-познавательных мотивов

в) мотивов самообразования

г) мотивов социального сотрудничества

98. Обращение учащегося к учителю по поводу рациональной организации учебно­го труда демонстрирует:

а) вид учебного мотива

б) форму проявления учебных мотивов

в) уровень познавательных мотивов

г) тип отношения школьника к учению

99. Зависимость успешности формирования навыков от уровня мотивации учащего­ся называется:

а) законом эффекта

б) законом Йеркса — Додсона

в) законом упражнений

г) законом плато в формировании навыка

100. Особенностями мотивации слабо успевающих школьников являются:

а) интерес к вопросам узкого прагматического характера

б) охотное выполнение однотипных заданий

в) все ответы верны

г) стремление найти самое ясное решение

101. Показателем психологической готовности ребенка к школе является:

а) умение строить взаимоотношения со взрослыми, сверстниками на основе соподчинения мотивов

б) наличие специальных знаний, умений и навыков

в) желание быть школьником

г) самостоятельность в умственной деятельности

Тема 5. Характеристика педагогической деятельности

102. В наиболее обобщенной форме педагогические способности представлены:

а) Н.Д. Левитовым

б) Ф.Н. Гоноболиным

в) В.А. Крутецким

г) Л.М. Митиной

103. Характер взаимодействия педагогов и учащихся как специально регулируемое взаимодействие на основе личностных отношений изучал(а):

а) Н.Д. Хмель

в) В.М. Коротов

б) В.П. Беспалько

г) М.Д. Виноградова

104. В концепции педагогических способностей, развиваемой ... и её научной школой, все они соотнесены с основными аспектами (сторонами) педагогической системы:

а) Н.В. Кузьминой

б) Л.М. Митиной

в) А.К. Марковой

г) В.А. Крутецким

105. Отбор и организацию содержания учебной информации, проектирование деятельности учащихся, а также собственной преподавательской деятельности и поведения составляет суть ... педагогической функции:

а) конструктивной

б) организаторской

в) коммуникативной

г) гностической

106. Если учитель владеет стратегиями формирования нужной системы знаний, умений и навыков учащихся по своему предмету в целом, то он, по Н.В. Кузьминой, обладает ... уровнем продуктивности деятельности учителя:

а) репродуктивным

б) адаптивным

в) локально-моделирующим

г) системно-моделирующим

107. Педагогическое взаимодействие обучающего и обучаемого при обсуждении разъяснении содержания знаний и практической значимости по предмету состав суть ... функции взаимодействия субъектов педагогического процесса:

а) организационной

б) конструктивной

в) коммуникативно-стимулирующей

г) информационно-обучающей

108. Ведущим ученым в области педагогических способностей является:

а) А.Б. Орлов

в) В.В. Давыдов

б) Л.М. Митина

г) В.А. Крутецкий

109. Проявление математических способностей изучал:

а) В.А. Крутецкий

в) В.И. Киреенко

б) Б.М. Теплов

г) Л.М.Митина

110. Быстрое и творческое овладение методами обучения учащихся, изобретательность способов обучения проявляет... педагогические способности:

а) гностические

б) проектировочные

в) конструктивные

г) коммуникативные

111. Проективный и перцептивно - рефлексивный уровни педагогических способное выделила:

а) Л.М.Митина

б) Н.В. Кузьмина

в) А.К. Маркова

г) Н.Ф. Талызина

112. Способность проникать во внутренний мир ученика, психологическая наблюда­тельность педагога и т. п. составляют суть … способностей:

а) дидактических

б) перцептивных

в) коммуникативных

г) организаторских

113. Модульное представление профессиональной компетентности в педагогической психологии разработала:

а) Л.М.Митина

б) Н.Ф. Талызина

в) А.К. Маркова

г) Н.В. Кузьмина

114. … компонент педагогической деятельности связан с такими умениями, как изучение самого себя, оценивание себя и других

а) конструктивный

в) проектировочный

б) коммуникативный

г) гностический

115. В структуру педагогической деятельности не входит:

а) цели

б) личность учащегося

в) мотивация

г) способы деятельности

116. Предметом педагогической деятельности является:

а) методы и средства обучения и воспитания

б) урок

в) сам учащийся

г) организация учебно – воспитательной деятельности обучающихся

117. Индивидуальный стиль деятельности педагога, для которого характерны высокий уровень знаний, умение интересно преподавать материал, высокая методичность, умение вызывать интерес, с одной стороны, и некоторая демонстративность, повышенная чувствительность, обуславливающая зависимость от ситуации на уроке, с другой стороны, называется:

а) эмоционально-импровизационным

б) рассуждающее – импровизационным

в) рассуждающее - методическим

г) эмоционально - методическим

118. Н.А. Аминов в качестве основы дифференциации педагогических способностей предложил:

а) способы взаимодействия

в) направленность

б) любовь к детям

г) успешность

119. Под … педагогическими способностями (по В.А. Крутецкому) понимается способность проникать во внутренний мир ученика, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний

а) перцептивными

б) организаторскими

в) академическими

г) дидактическими

120. Педагогическая деятельность начинается с …

а) отбора учебного содержания

б) выбора методов и форм обучения

в) анализа возможностей и перспектив развития учащихся

г)

121. Способность побороть свой эгоцентризм, понять и принять точку зрения учащегося, вставить на его место и рассуждать с его позиции называется

а) профессионализм

в) объективность

б) эмпатия

г) толерантность

122. Способность учителя эмоционально и силой знаний заражать учащихся называется:

а) фасилитацией

б) пластичностью

в) доминантностью

г) культурой

123. И.А. Зимняя выделила три плана соответствия психологических характеристик человека деятельности педагога:

а) ни один из ответов не верен

б) эмоциональная устойчивость, коммуникабельность, организованность

в) предрасположенность, личностная готовность, включаемость во взаимодействие

г) активность, эмоциональность, толерантность

Тема 6. Педагогическое общение

124. Общение и деятельность соотносятся, по Б. Ф. Ломову, как:

а) род— вид

б) рядоположенные

в) самостоятельные феномены

г) между ними функциональные отношения

125. Взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной учебной деятельности соответствует ... цели педагогического общения:

а) информационной

б) контактной

в) амотивной

г) координационной

126. Функция фасилитации педагогического общения выделена:

а) А. Б. Орловым

б) А. К. Марковой

в) А. Маслоу

г) К. Роджерсом

127. Общение в пределах содержательной темы, одноразовое или многоразовое обще­ние определяется как … общения :

а) микроуровень

б) мезоуровень

в) макроуровень

г) мета уровень

128. ... уровень коммуникативных умений характеризуется частным и несистематизи­рованным осознанием явлений педагогического общения:

а) интуитивный

б) житейский

в) сознательный

г) рациональный

129. Умение понимать эмоциональное состояние учащихся относится к умениям:

а) межличностной коммуникации

б) восприятия и понимания друг друга

в) межличностного взаимодействия

г) передачи информации

130. Интересы и склонности учителя выступают показателем... плана общения:

а) коммуникативного

б) индивидуально-личностного

в) общего социально-психологического

г) морально-политического

131.... как понимание и интерпретация другого человека путем отождествления себя с ним является одним из основных механизмов межличностного восприятия в учебном процессе:

а) социально-психологическая рефлексия

б) стереотипизация

в) эмпатия

г) идентификация

132. Тенденция к сохранению однажды созданного представления об ученике состав­ляет суть:

а) эффекта ореола

б) эффекта последовательности

в) эффекта инерционности

г) эффекта стереотипизации

133. Неправильное отношение учителя к учащемуся относится к ... педагогического общения:

а) физическим барьерам

6} социально-психологическим барьерам

в) барьерам неправильной установки сознания

г) организационно-психологическим барьерам

134. …- такое общение с учащимися, которое создает наилучшие условия для развития мотивации и творческого характера учебной деятельности, для правильного формирования личности ученика, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения

а) вербальное

б) педагогическое

в) межличностное

г) групповое

135. Взаимодействие учителя с учениками, состоящее в обмене познавательной информацией, что приводит к совместной аффективно-оценочной деятельности называется

а) обучением

б) педагогическим общением

в) воспитанием

г) учебной деятельностью

136. Принцип «безусловного принятия» ребенка означает:

а) выражать неудовольствие отдельными действиями, а не ребенком

б) любить ребенка за то, что он умный и красивый

в) любить его за то, что он есть

г) систематически выражать недовольство действиями ребенка

137. Общение как сторону совместной деятельности и как самостоятельный феномен, отличный от деятельности, рассматривал(а):

а) А.А. Бодалев

б) М.С. Каган

в) М.И. Лисина

г) Л.П. Буева

138. Проблемы социальной перцепции изучали:

а) В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев

б) А.А. Бодалев, В.А. Лабунская

в) С.Д. Смирнов, Г.А. Берулава

г) Л.М. Митина, А.К. Маркова

139 Общение и деятельность соотносятся, по А. Н. Леонтьеву, как:

а) род— вид

б) рядоположенные

в) самостоятельные феномены

г) между ними функциональные отношения

Тема 7. Психология воспитания

Тема 4.1. Личность как субъект воспитания. Методы воспитания

140. Понятие «воспитание» в русской педагогике датировалось:

а) началом XVII в.

б) второй половиной XVII в.

в) началом XVIII в.

г) второй половиной XVIII в.

141. Процесс изменения личности учащегося в ходе взаимодействия ее с реальной действительностью, появление физических и социально-психологических новообразований в структуре личности понимаются как:

а) становление

б) формирование

в) социализация

г) воспитание

142. Целенаправленная деятельность, призванная сформировать у учащегося систе­му качеств личности, взглядов и убеждений, трактуется в педагогической психологии как воспитание:

а) в широком смысле слова

б) в узком смысле слова

в) в локальном смысле слова

г) в переносном смысле слова

143. Относительная самостоятельность психологии воспитания и психологии обучения была зафиксирована еще в работах:

а) Л. Ф. Каптерева

б) Дж. Дьюи

в) В. А. Лая

г) Э. Клапареда

144. Человек как типичный представитель сформировавшего его общества понима­ется как:

а) субъект деятельности

б) индивид

в) личность

г) индивидуальность

145. Понятие «задатки» характеризует:

а) индивидные свойства

б) субъектные свойства

в) личностные свойства

г) свойства индивидуальности

146. Проблематика развития личности школьника составляла основу содержания исследований:

а) А. В. Запорожца и его сотрудников

б) Л. И. Божович и ее сотрудников

в) А. В. Петровского, Я. Л. Коломинского

г) Д. И. Фельдштейна

147. Наиболее высокой ступенью морального развития по Л. Кольбергу является:

а) мораль «хорошего мальчика», сохранение добрых отношений

б) мораль поддержания отношений

в) мораль индивидуальных принципов совести

г) ориентация на наказание и покорность

148. Согласно ... подходу, особенности личности обусловлены структурой общества, способами социализации, взаимоотношениями с окружающими людьми:

а) биогенетическому

б) социогенетическому

в) психогенетическому

г) двухфакторному

149. Основой теории и практики «свободного воспитания» является ... подход к психическому развитию:

а) биогизаторский

б) социогизаторский

в) двухфакторный

г) психогенетический

150. В 1950—70-х гг. на стыке социальной психологии и.педагогической психологии проводилось множество исследований структуры детского коллектива, статуса ребенка в среде сверстников:

а) Д. И. Фельдштейном

б) А. В. Петровским, Я. Л. Коломинским

в) Д. Б. Элькониным, Д. Н. Богоявленским

г) Л. В. Занковым

151. Формированию научного мировоззрения учащихся в наибольшей мере способствует:

а) традиционное обучение

б) проблемное обучение

в) программированное обучение

г) догматическое обучение .

152. Особенности организации воспитывающей коллективной познавательной деятельности изучал(и): .

а) 3. И. Васильева, В.С. Ильин

б) М.Д. Виноградов, И.Б. Первин

в) В.М. Коротов

г) Б.Т. Лихачев

153. К мезофакторам социализации (по А. В. Мудрику) относятся:

а) космос, планета, мир

б) этнокультурные условия, региональные условия, тип поселения

в) семья, микросоциум, институты воспитания

г) страна, общество, государство

154. Для ... воздействия как способа влияния характерно то, что оно направлено не непосредственно на учащегося, а на окружающую его среду:

а) ненаправленного

б) индивидуально-специфического

в) функционально-ролевого

г) косвенно-направленного

155. Способ влияния, который включает в себя систему доводов, обосновывающих выдвигаемые пожелания, предложения и т. п., называется:

а) внушением

б) подражанием

в) заражением

г) убеждением

156. … средства воспитания содержат воздействия, реализуемых без личных контактов воспитателя и воспитуемого

а) поведенческие

б) косвенные

в) комплексные

г) прямые

157. Внушение, повествование, диалог, доказательство относят к группе воспитательных методов:

а) коррекции

б) упражнений

в) оценки и самооценки

г) убеждения

158. К закономерностям воспитания не относится:

а) формирование в структуре личности социально - психологических новообразований

б) деятельность, сопровождающая ситуацией успеха

в) выработка навыка в ходе постановки учебной задачи

г) соблюдение соотношения усилий ребенка и педагога в совместной деятельности

159. К ключевым понятиям модели воспитания, предложенной Х. Джайноттом, не относят:

а) обусловленную любовь

б) осознание собственных эмоциональных конфликтов

в) сензитивность родителей к переживаниям ребенка

г) одобрительные отношения к личности и чувствам ребенка

160. К типа воспитания по Г. Крайг не относится:

а) авторитетный

в) либеральный

б) гуманистический

г) авторитарный

161. На конкретного школьника можно воздействовать не прямо, а через коллектив, считал:

а) Л.П. Божович

б) С.Л. Рубинштейн

в) Я.А. Коменский

г) А.С. Макаренко

162. Воспитанность характеризуется …

а) предрасположенностью человека к воспитательным воздействия

б) усвоением нравственных знаний и форм поведения

в) умением человека адекватно вести себя в обществе

г) взаимодействем с другими людьми в различных видах деятельности

163. В группу педагогических воздействий на ученика (по А.К. Марковой) не входит

а) умение работать с содержанием учебного материала

б) выбор и применение методов, форм, средств воздействий и их комбинаций

в) изучение наличных возможностей учащихся и новых уровней их психического воздействия

г) отбор, переработка и передача учителем содержания учебного материала

164. Воспитание как формирование духовности рассмотрено в работах основателя антропософской духовной науки

а) Л.С. Выготского

б) А.С. Макаренко

в) Р. Штейнера

г) А. Бине

Вопросы к зачету

1. Предмет, задачи и методы педагогической психологии.

2. История развития педагогической психологии, ее связь с другими науками.

3. Позиции гуманистической психологии К. Роджерса в образовании.

4. Основные принципы реформирования образования в контексте личностно ориентированной концепции.

5. Культурологическая концепция образования.

6. Психолого-педагогические проблемы дифферен­циации обучения (И.А.Якиманская).

7. Место и функции учителя в современном обществе.

8. Этапы профессиональной подготовки учителя.

9. Психологические условия успешного профессионального развития и личностного роста учителя.

10. Условия создания здорового психологического климата в педагоги­ческом коллективе. Типы «трудных» учителей (Р. Шакуров).

11. Психологическая структура педагогической деятельности.

12. Профессиональная структура личности учителя.

13. Мотивы педагогической деятельности.

14. Профессионально-значимые личностные качества учителя.

15. Педагогические способности и их развитие.

16. Основные психологические концепции обучения.

17. Теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин).

18. Психологические основы развивающего обучения (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов).

19. Проблема развития содержательного обобщения в обучении (Д.Б.Эльконин).

20. Особенности овладения знаниями при проблемном обучении (А.М.Матюшкин, М.И.Махмутов).

21. Специфика реализации функций учителя при использовании в условиях

22. Индивидуальная работа с ребенком как условие развития его личности.

23. Проблема соотношения обучения и развития.

24. Психологический анализ урока в деятельности педагога.

25. Учебная деятельность, ее специфические особенности.

26. Психологическая структура учебной деятельности.

27. Виды мотивов учебной деятельности, динамика мотивов.

28. Система учебных действий.

29. Принцип самовоспитания и саморазвития, его значение в учебной деятельности.

30. Понятие учебной задачи, виды учебных задач.

31. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка (А.К.Маркова, Л.И.Божович).

32. Младший школьник как субъект учебной деятельности (В.В.Давыдов).

33. Особенности учебной деятельности в подростковом возрасте.

34. Психологические аспекты педагогического общения (В.А.Кан-Калик).

35. Функции педагогического общения.

36. Индивидуальный стиль педагогического общения.

37. Проблема педагогического общения. Ошибки учителя в педагогическом общении.

38. Психологические проблемы общения учителя с подростками (Н.И.Гуткина).

39. Психологический смысл воспитания.

40. Показатели и критерии воспитанности, их психологическая природа.

Наши рекомендации