В оказании помощи сснеприспособленным» людям, в поддержке их и их семей
Значительное содействие развитию и функционированию специального образования оказывают и различные общественные организации. Наибольшей известностью пользуется Французская ассоциация, объединяющая людей с параличом различного генеза (АПФ). Она возникла в 1933 г. и продолжает свою благородную деятельность до настоящего времени. Ее основателями бьти четверо молодых людей с нарушениями движения, которые, находясь на лечении в Лозанне (Швейцария), решили объединить свои усилия и создать содружество, которое довольно быстро превратилось в деятельную организацию. Сразу после окончания войны 25 апреля 1945 г. ее значимость была признана первым декретом правительства Ш. де Голля.
Основатели Ассоциации сформулировали ее задачи, которые и сегодня сохраняют свою значимость:
- содействовать объединению людей, имеющих нарушения (и их семей);
- добиваться для тех из них, кто из-за своего недуга находится в специализированном учреждении медицинского и социального профиля (хосписах, лечебницах, домах престарелых и т.д.), возможности выхода (выпуска) из них;
- организовать во всей стране систему взаимопомощи и солидарности;
- требовать соблюдения прав этих людей, вносить соответствующие изменения в законодательства на местах, а при отсутствии законов - настаивать на их принятии;
- создать сеть добровольных помощников, объединив всех людей доброй воли;
- отстаивать возможность для таких детей учиться в школе;
- изменить порядок, согласно которому общественным положением людей с недугами занимаются только врачи; - организовывать досуг и отдых на каникулах;
- призвать широкие слои населения к солидарности, участию в сборе средств в помощь таким людям.
Начав свою деятельность со сбора средств среди населения, Ассоциация добилась государственного финансирования (на уровне центральных или местных властей) из государственных фондов и права самостоятельного распоряжения вьщеленными средствами. Ее представители чрезвычайно много делают для привлечения внимания государства к положению людей с физическими недостатками и различными нарушениями. Они отстаивают права этих людей на получение образования, трудоустройство, добиваются их реализации; активно и целенаправленно способствуют изменению отношения общества к проблемам аномального развития и к страдающим людям. При их участии по всей стране создаются разнопрофильные учреждения для нуждающихся разных возрастных групп. Инклюзивный характер таких учреждений влияет на изменение структуры специального образования.
В настоящее время АПФ имеет 97 представительств в местных властных органах, объединяет 190 учреждений и служб различного профиля - медико-социальные центры для детей младшего возраста, центры функциональной реабилитации и школьного обучения, центры профессионального обучения, мастерские и ателье под патронажем Министерства труда и занятости; центры помощи и социального обеспечения; учреждения по уходу за взрослыми людьми с тяжелыми нарушениями, не способными к самообслуживанию или не имеющими возможности получать уход в семье.
Кроме того, Ассоциация заботится о том, чтобы ребенок с самого рождения бьш реально интегрирован в общество. Ответственность за это несут, прежде всего, родители. Именно с этой целью создаются центры ранней медико-социальной помощи, а также службы реабилитации и ухода на дому, которые способствуют установлению тесного взаимодействия внутри семьи, между родителями и детьми и другими участниками процесс а обучения, воспитания, оздоровления. Наличие подобных служб при Ассоциации значительно сокращает количество закрытых учреждений для детей с двигательными нарушениями, так как подавляющее большинство родителей предпочитают семейные формы ухода за ними. В интернатах остаются в основном дети, имеющие комплексные нарушения, в некоторых случаях те, кто на короткий период должен быть отделен от семьи.
Представители Ассоциации последовательно отстаивают и внедряют в жизнь идею инклюзивного образования детей с физическими нарушениями.
По данным на начало ХХI столетия, Ассоциация располагала 8 500 сотрудниками и 3 тыс. добровольных помощников. Ежегодно по линии АПФ получают социальную помощь и уход 30 тыс. человек.
Вопросы и задания
1. В чем состоит специфика формирования и развития специального образования во Франции?
2. Составьте хронологию развития специального образования во Франции.
3. Ознакомьтесь с книгой Н. В. Мазуровой «Первые работы по психологии слепых и глухих людей: «Письма» д.дидро: Историко-психологическая версия возникновения» и ответьте на вопросы:
а) чем обусловлен интерес д.дидро к людям, имеющим нарушения зрения и слуха?
б) какую характеристику ученый-философ дает людям с сенсорными нарушениями?
в) назовите основные работы великого французского просветителя, относящиеся к области специальной педагогике и специальной психологии.
4. Назовите правовые документы, регламентирующие деятельность специального образования во Франции.
5. Расскажите о современной структуре специального образования во Франции (для удобства составьте схему).
6. Докажите, что массовое образование в этой стране успешно реализует интеграционные тенденции в обучении и тесно связано со специальным образованием.
7. Раскройте роль общественных организаций в развитии специального образования (на примере АПФ).
8. Охарактеризуйте вклад конкретного исследователя (по собственному выбору) в развитие соответствующей отрасли специального образования.
ЛИТЕРАТУРА
Андреева Л. В. Сурдопедагогика. - М., 2005.
Басова А. г, Егоров С. Ф. История сурдопедагогики. - М., 1984. Зайцева гл. Жестовая речь и дактилология. - М., 2004.
Горье Б. Деятельность ассоциации парализованных Франции и ее значение для лиц с нарушениями движения / / Теория и практика обучения, воспитания и реабилитации лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата». - СПб., 2000.
ЗамСICий Х С. Умственно отсталые дети. История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины хх столетия. - М., 1995.
Мазурова Н. В. Первые работы по психологии слепых и глухих людей: «Письма» Д.Дидро Историко-психологическая версия возникновения / / Дефектология. - 2004. - NQ 1.
МШlOфеев Н. Н. Специальное образование в России и за рубежом. М., 1996.
Назарова Н. М., Ленин С. Г История специальной педагогики. - М., 2007.
Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира: Хрестоматия / сост. Л.М.Шипицына. - СПб., 1997.
Терра Э. Практика педагогической работы в специализированном интеграционном классе для детей с нарушениями ДоВижения / / Теория и практика обучения, воспитания и реабилитации лиц с нарушением опорно-двигательноro аппарата. - СПб., 2000.
Гл а в а 7
ГЕРМАНИЯ