Ожидаемые результаты практики.

Научно-педагогическая практика

Курс

магистерские программы «Информатика в образовании», «ИТ в начальном и дошкольном образовании»

(рекомендации для студентов и руководителей)

(6 недель)

Научная часть практики должна быть связана с темой ВКР (магистерской диссертации) и предусматривает сбор и систематизацию необходимой литературы, нормативных, информационных и методических материалов.

Педагогическая часть предусматривает участие магистранта в учебном процессе в форме подготовки и проведения семинарских или практических занятий в присутствии учителя, ведущего преподавателя или научного руководителя.

Научно-педагогическая практика предполагает ознакомление с научной литературой по дисциплинам, включенным в магистерскую программу, содержанием и особенностями образовательной деятельности в учреждении образования, ознакомление с опытом преподавания дисциплин, включенных в магистерскую программу и приобретение начального педагогического опыта под руководством научного руководителя.

Научно–педагогическая практика может быть связана как с разработкой теоретического направления исследования, проводимого в соответствии с темой ВКР (магистерской диссертации), так и с изучением практических аспектов работы учреждений образования, составляющих информационную базу для подготовки ВКР.

Научно-педагогическая практика магистранта проводятся под непосредственным руководством научного руководителя магистерской программы и научного руководителя, который определяет их конкретное содержание и формы с учетом мнения магистранта.

Индивидуальная программа прохождения практики согласовывается научным руководителем магистерской программы и научным руководителем магистранта, с учетом мнения магистранта и заведующего выпускающей кафедрой.

Основная цель научно-педагогической практики - подготовка магистрантов к выполнению функций учителя, преподавателя-ассистента; создание условий для достижения профессиональной компетентности в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта к уровню подготовки магистра.

Задачи научно-педагогической практики:

· системное творческое применение теоретических знаний по дисциплинам, полученных в процессе обучения в бакалавриате;

· проверка степени готовности к самостоятельной педагогической деятельности;

· получение навыков самоанализа в процессе подготовки и проведения учебных занятий с целью формирования профессиональной научно-педагогической компетенции и обеспечения качества подготовки студентов.

Основные принципы проведения научно-педагогической практики:

· соответствие содержания практики учебному плану подготовки магистров;

· развитие творческого подхода и повышение степени самостоятельности магистрантов при выполнении программы практики;

· соответствие цели, задач и содержания практики уровню подготовки магистрантов второго года обучения;

· участие магистрантов во всех видах профессиональной учебной деятельности учителей, преподавателей, осуществляющих руководство научно-педагогической практикой (разработка плана, содержание уроков, практических и семинарских занятий и их проведение, подбор специальной учебной и научной литературы, подготовка методических материалов для проведения занятий, заданий для исследовательской работы, контрольно-диагностических материалов и т.п.).

Педагогическая практика включает:

· посещение и обсуждение уроков, занятий, лекций и практических занятий учителей, преподавателей кафедры;

· проведение магистрантами практических занятий в закрепленной за ними академической группе (классе) по согласованию с учителем, преподавателем учебной дисциплины;

· посещение занятий, проводимых другими магистрантами и участие в их совместном обсуждении;

· участие в проверке самостоятельных, контрольных и курсовых работ выполняемых студентами, составлении планов проведения семинарских занятий и т.п.;

· составление отчета о результатах научно-педагогической практики, включающего их письменный анализ и самооценку результатов.

Научно-педагогическая практика проводится в различных учреждениях образования города и области, а также на базе кафедр ВГПУ.

Практиканты могут быть распределены по классам, группам и закреплены за учителями, преподавателями, ведущими занятия по основным дисциплинам кафедры, для подготовки к проведению семинарских и практических занятий, а также соответствующих методических разработок.

На организационной конференции проводится обсуждение плана проведения научно-педагогической практики и требований, предъявляемых к магистрантам в процессе ее реализации.

По согласованию с руководителями практики магистранты составляют календарный план участия в проведении учебных занятий, уточняют их темы, структуру и содержание.

Магистранты самостоятельно изучают научную и учебно-методическую литературу, знакомятся с техническим оснащением аудиторий, составляют индивидуальный план проведения практики.

График прохождения магистрантами научно-педагогической практики должен быть согласован с заведующим кафедрой и доведен до сведения преподавателей.
Обязанности руководителя практики:

· обеспечение организации, планирования и контроля за ходом практики;

· организация и проведение установочной и итоговой конференции;

· утверждение индивидуальных планов работы магистрантов;

· консультирование, оказание помощи в подготовке к занятиям;

· посещение занятий магистрантов, участие в их обсуждении;

· проверка отчётной документации магистрантов о прохождении научно-педагогической практики;

· итоговая аттестация магистрантов по результатам прохождения научно-педагогической практики.

· представление сведений об итогах практики.

Ожидаемые результаты практики.

После завершения научно-педагогической практики магистрант должен приобрести:

- навыки установления взаимоотношений с классом, учебной группой, умение обеспечить и поддерживать дисциплину во время проведения учебных занятий;

- умение планировать учебно-методическую работу: составлять индивидуальный план проведения и конспект занятия, осуществляя подготовку методического обеспечения, заданий различного характера, в том числе тестовых, индивидуальных, заданий для исследовательской работы учащихся и т.п.;

- знания теоретического и практического материала, содержания основной учебной и методической литературы;

- опыт проведения учебных занятий и оценки их результатов;

- опыт изучения и формирования культурных потребностей обучающихся, разработка плана мероприятий, способствующих повышению культурно-образовательного уровня;

- знания материально-технических возможностей проведения учебных занятий с использованием компьютерной техники, другого оборудования и умение пользоваться соответствующими техническими средствами;

- практические навыки подготовки самостоятельного проведения учебных занятий (умение работать с группой на занятии; стилистика и содержательность речи; творческий подход к использованию практической информации и активных средств обучения; умение мотивировать учащихся к изучению конкретных вопросов в соответствии с программой учебной дисциплины и т.п.).

Руководители научно-педагогической практики оценивают текущую работу магистрантов на основе представляемых планов-конспектов проведения занятий; результатов посещения подготовленных магистрантом занятий, а также отзывов учителя, преподавателя учебной дисциплины, в рамках которой оно проводилось.

В период практики студентов необходимо ориентировать на подготовку и проведение занятий по профилю научной темы выпускной квалификационной работы.

Программа научно-педагогической практики для каждого студента конкретизируется и дополняется в зависимости от специфики и характера выполняемой работы. Общее руководство и контроль над прохождением практики возлагается на руководителя научно-педагогической практики. Перед началом практики руководитель проводит организационное собрание студентов магистратуры, направляемых на практику, и информирует о ее целях и задачах.

Непосредственное руководство и контроль над выполнением плана практики студента осуществляется его научным руководителем совместно с основным преподавателем по выбранной дисциплине.

Научный руководитель:

• проводит необходимые организационные мероприятия по выполнению программы практики;

• осуществляет постановку задач по самостоятельной работе студентов в период практики с выдачей индивидуальных заданий, оказывает соответствующую консультационную помощь;

• согласовывает график проведения практики и осуществляет систематический контроль над ее ходом и работой студентов;

• оказывает помощь студентам по всем вопросам, связанным с прохождением практики и оформлением отчета.

Студент при прохождении практики получает от руководителя указания, рекомендации и разъяснения по всем вопросам, связанным с организацией и прохождением практики, отчитывается о выполняемой работе в соответствии с графиком проведения практики.

№ п/п Разделы (этапы) практики
Проведение установочной конференции, постановка целей и задач практики, определение задания
Изучение содержания образовательного стандарта, учебной программы дисциплины, специальной литературы
Посещение и анализ занятий учителя (ведущего преподавателя). Знакомство сь учащимися (студентами).
Подробное изучение содержания курса.
Подготовка к практическим и/или семинарским занятиям. Обсуждение с руководителем плана проведения конкретных занятий. Разработка собственных учебных материалов. Определение технологий и методик обучения.
Проведение не менее 2-3 учебных занятий. Взаимопосещение занятий.
Частичное участие в подготовке и проведении теоретических (лекционных) занятий (если они предусмотрены учебным планом)
Выполнение заданий научного руководителя по научно-исследовательской практике
Составление методических рекомендаций по дисциплине для обучающихся.
3. Подготовка отчета о научно-педагогической практике. Итоговая конференция.  

Формы отчётности по научно-педагогической практике магистрантов:

- индивидуальный план практики;

- дневник педагогических наблюдений;

- разработки (планы-конспекты) одного проведенного учебного занятия и его методическое обеспечение с оценкой и подписью учителя (преподавателя);

- письменный итоговый отчёт о результатах научно-педагогической практики (по итогам выполнения заданий научного руководителя).

Отчет по научно-педагогической практике, завизированный научным руководителем, представляется руководителю практики к сроку проведения итоговой конференции.

Итоговая аттестация магистранта по результатам научно-педагогической практики осуществляется в форме дифференцированного зачета. Оценка учитывает качество представленных отчетных материалов и отзывы руководителя практики.

При выставлении дифференцированного зачета учитывается:

· оценка, выставленная магистранту за проведенные занятия;

· оценка уровня профессиональной подготовки;

· оценки преподавателей по педагогике и психологии;

· анализ представленного отчета о прохождении практики.

Итоги практики подводятся на заключительном собрании или индивидуально.

«Отлично» ставится магистранту, который выполнил весь намеченный объем работы в срок и на высоком уровне в соответствии с программой практики, проявил самостоятельность, творческий подход и соответствующую профессиональную подготовку, показал владение теоретическими знаниями и практическими навыками.

Оценка «хорошо» ставиться магистранту, который полностью выполнил намеченную на период практики программу, однако допустил незначительные просчёты методического характера при общем хорошем уровне профессиональной подготовки.

Оценка «удовлетворительно» ставиться магистранту при частичном выполнении намеченной на период практики программы, если магистрант допускал просчёты или ошибки методического характера.

Критерии оценки проведения учебных занятий, подготовленных магистрантами в соответствии с задачами научно-педагогической практики.

Занятие оценивается на «отлично» за:

· свободное владение материалом и правильный выбор методики проведения занятия (постановка целей, задач, выбор формы занятия, наличие связи теории с практикой, развитие положительной мотивации обучения);

· владение магистрантом активными методами и современными технологиями обучения, знание возможностей применения технических средств и умение использовать их в учебном процессе;

· умение магистрантов организовывать самостоятельную аудиторную и внеаудиторную работу студентов с использованием современных информационных и образовательных технологий;

Оценка «хорошо» ставиться магистранту, допустившему незначительные просчёты методического характера.

Оценка «удовлетворительно» ставиться за занятие, если его цели реализованы не полностью, допущены некоторые методические ошибки при организации самостоятельной работы студентов.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется при слабой теоретической и методической подготовке магистранта и неумении организовывать работу студентов на занятиях.

Наши рекомендации