Цель и ожидаемые результаты учебной практики

Формирование компетенций:

-готов использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (ОПК-4);

-готов организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, профилактической направленности, продуктивную, культурно-досуговую и др. (ОПК-5);

-способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК- 6).

Для достижения поставленной цели необходимо, чтобы студенты

Знали:

· основные теории обучения и воспитания, закономерности, индивидуальные особенности развития детей разного возраста;

· основные образовательные программы для детей дошкольного, младшего школьного, подросткового возраста;

· специфику деятельности социального педагога в общеобразовательных школьных, дошкольных учреждениях, учреждениях дополнительного образования детей и подростков;

Умели:

  • определять проблемное поле социально-педагогической деятельности;
  • правильно подобрать диагностические методики, аргументировать свой выбор;

· провести эмпирическое исследование;

· анализировать полученные результаты исследования;

Владели:

· современными методами сбора, обработки и использования научной информации по исследуемой социально-педагогической проблеме;

· способами конструктивного межличностного взаимодействия с субъектами образовательного процесса;

· умением создания научного текста по результатам исследования и его интерпретации.

2.1. Содержание инвариантных заданий на учебно-исследовательскую практику в соотношении с формами отчетности по заданиям и формируемыми компетенциями:

№ п/п Формулировка задания Форма отчетности Формируемые компетенции  
1. Составить социальный паспорт учреждения Социальный паспорт ОПК - 4
2. Изучить направления деятельности социального педагога учреждения. Письменный анализ должностной инструкции социального педагога учреждения(по форме)   ОПК – 4
3. Ознакомиться с основными образовательными и (или) социально-педагогическимипрограммами и программами дополнительного образования детей и подростков, реализуемых на базе образовательного учреждения Письменный перечень программ, реализуемых на базе учреждения с краткой аннотацией на каждую программу. ОПК -4
4. Составить обобщенную характеристику личности ребенка (подростка) Письменная характеристика личности ребенка (подростка) (по форме) ОПК - 4
5. Провести включенное наблюдение мероприятия с детьми (подростками) социально-педагогической направленности Протокол включенного наблюдения ОПК – 5, ОПК - 6
6. Проанализировать собственную деятельность в ходе практики Рефлексивный отчет ОПК – 4, ОПК - 6

2.2. Содержание вариативных заданий, выполняемых в ходе учебно-исследовательской практики:



№ п/п Формулировка задания Форма отчетности Формируемые компетенции
1. Изучить специальную литературу по проблемам общего и дополнительного образования детей и подростков Аннотированный список литературы по исследуемой проблеме ОПК - 4
2. Ранжировать программы общего и дополнительного образования детей и подростков, реализуемые на базе учреждения Ранжированный список программ (по одному из критериев) ОПК – 5, ОПК - 6
3. Описать конфликтную ситуацию взаимодействия субъектов образовательного процесса Письменное описание ситуации с предложениями по ее урегулированию ОПК – 4, ОПК – 5, ОПК - 6
4. Изучить перечень субъектов взаимодействия социальной системы учреждения Представить в виде схемы, таблицы, презентации ОПК – 4, ОПК - 6
5. Выявить проблемы межведомственного взаимодействия социального педагога Письменная формулировка проблем (не менее 2) и предложения по ее изучению. ОПК – 4, ОПК – 5, ОПК - 6
6. Проанализировать мероприятие социально-педагогической направленности Письменный анализ ОПК – 5, ОПК - 6

3. Особенности организации практики:

Функциональные обязанности руководителя практики:

Подготовка к проведению учебно-исследовательской практики студентов проводится на протяжении всего учебного года на практических и лекционных занятиях.

Руководитель практики по кафедре и факультету определяет количество баз размещения студентов, готовит приказ о практике, распределяет студентов по базам в соответствии с потребностями учреждений и студентов, организует установочную и итоговую конференцию, отвечает за своевременное начало практики, организует работу групповых руководителей.

Групповые руководители практики выбираются из числа преподавателей кафедры. Они проверяют отчетную документацию: дневник практики студентов, мини-проекты, результаты диагностики, отчет по практике, доводят до студентов цели и задачи практики, перечень отчетной документации и правила ее заполнения. Согласует с администрацией базовых учреждений график прохождения практики студентами, помогает студентам составить индивидуальный план на весь период практики, конкретизировать в соответствии с программой практики содержание конкретных социально-педагогических, психолого-педагогических мероприятий, применяемых методов, утверждает индивидуальные планы работы студентов-практикантов.

Групповой руководитель организует приезд студентов на базы. Осуществляет контроль за проведением практики и устраняет недостатки. Своевременно принимает зачеты у студентов, заносит оценки («неудовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо», «отлично») в отчетный документ. О чрезвычайных происшествиях групповой руководитель докладывает руководителю практики по кафедре или заведующему кафедры и принимает меры по их устранению.

Руководитель практики по кафедре по окончании учебно-исследовательской практики принимает отчетную документацию и докладывает на заседании кафедры итоги практики, вносит предложения по ее улучшению.

Обязанности студентов-практикантов:

- участие во всех этапах практики;

- строгое соблюдение всех этических норм деятельности социального педагога;

- соблюдение правил трудового распорядка базового учреждения;

- выполнение заданий практики, предусмотренных технологической картой;

- составление отчета по практике по форме и его своевременное представление руководителю.

4. Содержание итоговой аттестации по результатам учебно-исследовательской практики:

4.1.Дневник практики, заверенный подписью руководителя от учреждения

4.2.Индивидуальный план работы студента на период практики

4.3.Отзыв руководителя по практике

4.4.Портфолио выполненных заданий

4.5.Приложения (копии бланков, форм, актов, анкет и т.п.). На копирование документов студент должен получить разрешение от руководителя учреждения

Критерии оценивания:

В соответствии с общими требованиями по результатам учебно-исследовательской практики студент получает дифференцированный зачет с выставлением отметки.

Отметка «отлично» выставляется студентам, выполнившим все задачи практики и вовремя представившим отчет об их выполнении в письменном виде. При оценивании учитывается посещаемость студентами базы практики, добросовестность выполнения заданий, инициативность, соблюдение этических норм и правил. Учитывается выполнение в полном соответствии с предъявляемыми требованиями всех заданий инвариантной части и заданий вариативной части. В сумме количество баллов должно составлять 85 – 100 (Приложение 1). Принимается во внимание качество оформления отчетной документации. Также учитывается в целом положительный характер отзыва руководителя. Задания вариативной части выполнены на высоком профессиональном уровне.

Отметка «хорошо» выставляется, если студент выполнил все задания инвариантной части и задания вариативной части на высоком профессиональном уровне. Общее количество баллов должно составлять 70-84. Отзыв руководителя по практике в целом положительный. В ходе практики студенту не удалось в полной мере проявить инициативу, был в некоторой степени не организован; в оформлении отчетной документации есть недочеты (нарушена логика изложения, не обоснован выбор критериев, и т.п.)

Отметка «удовлетворительно» выставляется, если студент выполнил все задания инвариантной части на высоком профессиональном уровне. Количество баллов должно составлять 55 – 69. В ходе учебной практики не проявил должного профессионального интереса, не смог в полной мере реализовать задачи учебно-исследовательской практики, не сумел выстроить педагогически целесообразные отношения с коллегами-студентами и коллегами-специалистами учреждения.

Отметка «неудовлетворительно» выставляется, если студент продемонстрировал нарушение этических принципов деятельности, правил внутреннего распорядка учреждения, не выполнил в соответствии с требованиями задания инвариантной части практики. Количество баллов составляет 54 и менее баллов. Студент отсутствовал на практике без уважительной причины, а также пренебрег сроками сдачи отчета, отзыв руководителя практики носит негативный характер.

Учебно-методическое и информационное обеспечение практики

а) основная литература:

1. Василькова, Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога: учебное пособие / Ю. В. Василькова. - 3-е изд., испр. - М. : Академия, 2004.

2. Клейберг, Ю. А. Девиантология: хрестоматия / Ю. А. Клейберг. - СПБ. : Речь, 2007.

3. Комплексные методики активизации социальной работы с семьей: Научно-методическое пособие/Под ред. В. Ю. Меновщикова. – М., 2001.

4. Кравчук, Н. В. Защита семьи / Н. В. Кравчук. - М. :Эксмо, 2006.

5. Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика: учебник / Л. В. Мардахаев. - М. :Гардарики, 2005.

6. Мартынова, М. С. Индивидуальная профилактическая работа с несовершеннолетними: социально-педагогическая технология / С. М. Мартынова // Высшее образование сегодня. - 2007. -№ 5. - С. 47-49

7. Никитина, Н. И. Методика и технология работы социального педагога: учебное пособие / Н. И. Никитина, М. Ф. Глухова. - М. : ВЛАДОС, 2007.

8. Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. – М: ТЦ Сфера, 2004

9. Подшивалова, Л. Г. Реабилитационно-коррекционная программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних "Дети улицы" / Л. Г. Подшивалова // Работник социальной службы. - 2008. - № 1. - С. 10-22

10. Теория и практика индивидуального социально-педагогического сопровождения подростков/Под ред. С. А. Расчетиной и др. – СПб, 2006.

11. Шакурова, М. В. Методика и технология работы социального педагога: учебное пособие / М. В. Шакурова. - М. : Академия, 2006.

б) дополнительная литература:

1. Адресный социальный патронаж семьи и детей: Научно-методическое пособие/Под ред. Л. С. Алексеевой. – М., 2000.

2. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учебник для вузов. - М.: Академия, 2003.

3. Катюхин В. Н., Дементьева Н. Ф. Дома – интернаты. – СПб., 1996.

4. Комплексные методики активизации социальной работы с семьей: Научно-методическое пособие/Под ред. В. Ю. Меновщикова. – М., 2001.

5. Проблемы, методика и опыт социальной реабилитации детей и подростков в современных условиях. – М, 1994.

6. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя - дефектолога. М.: ВЛАДОС, 2003.

7. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие/Отв. ред. Е. И. Холостова, А. С. Сорвина. – М., 2001.

8. Трудовая и медицинская реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями/Ю. А. Блинков, С. А. Игнатьева и др. – М., 2002.

9. Технология социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. И. Г. Зайнышева. – М.: Владос, 2002.

10. Шакурова М. В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб.пособие. – М.: Издательский центр «Академия»,2002.

в) электронные образовательные ресурсы (ЭОР):

1. Каталог образовательныхинтернет-ресурсовhttp://www.edu.ru/index.php?page_id=6 Библиотека портала –http://www.edu.ru/index.php?page_id=242

2.Каталог — Семейное воспитание. Педагогика семейного воспитания file://localhost/C:/Documents%20and%20Settings/Home/Рабочий%20стол/Все%20программы/ПРограмммы%20Бражник%20Е.И/Маг%20СП/Воспитание%20в%20семье/Издательство%20_Феникс_,%20Ростов-на-Дону.mht

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы, электронно-библиотечные системы (ЭБС):

1. Электронно-библиотечная система образовательных и просветительских изданий (http://www.iqlib.ru/book/preview/C815)

2. Букинист - Библиографическая поисковая система (http:// www. bukinist.agava.ru/)

3. Электронная библиотека статей по образованию (http://cl.ru/education/lib)

4. Библиотека электронной литературы (http://www.lib.ru/)

5. Виртуальная библиотека EUNnet - учебные материалы (http://virlib.eunnet.net/win/mm.html)

6. Виртуальная библиотека EUNnet - периодические издания (http://virlib.eunnet.net/win/reg.html)

2. http://lib.herzen.spb.ru – Фундаментальная библиотека РГПУ им. А.И. Герцена

3. Базы данных в текущей подписке Герценовского университета

4. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU – http://elibrary.ru/defaultx.asp

5. Гуманитарная электронная библиотека – http://www.lib.ua-ru.net/katalog/41.html

6. Научная онлайн-библиотека Порталус - онлайн-база авторских научных публикаций в России– http://www.portalus.ru/

7. Библиотека Гумер – гуманитарные науки – http://www.gumer.info/

8. Электронная библиотека учебников. Учебники по социальной педагогике – http://studentam.net/content/category/1/2/5/

9. Интернет библиотека электронных книг Elibrus – http://elibrus.1gb.ru/psi.shtml

д) программное обеспечение:

  1. Операционная системаWindows или Linux
  2. Программыобщегоназначения: MS Word, Excel, MS Powerpoint, Netscape Navigator, Microsoft Internet Explorer, MS Outlook Express

6. Материально-техническое обеспечение производственной практики:

  1. Фундаментальная библиотека РГПУ им. А.И. Герцена
  2. Методический кабинет психолого-педагогического факультета.
  3. Диссертационный фонд кафедр психолого-педагогического факультета.
  4. Лабораторно-компьютерный комплекс.

Разработчики:

РГПУ им. А. И. Герцена   Доцент, канд. пед. наук     Сундукова Э.И.
(место работы)   (должность, уч. степень, звание)   (подпись)   (ФИО)
     
(место работы)   (должность, уч. степень, звание)   (подпись)   (ФИО)

Эксперты:

     
(место работы)   (должность, уч. степень, звание)   (подпись)   (ФИО)
     
(место работы)   (должность, уч. степень, звание)   (подпись)   (ФИО)

Приложение 1

Наши рекомендации