Нахождение и выстраивание линий будущего
Выстраивание линии времени будущего начинаем со стандартного упражнения на концентрацию внимания.
Затем представляем, что мы будем делать примерно через двадцать – тридцать минут. Находим, где в пространстве вами воспринимается данное изображение.
Включаем правый луч. Расположение его такое же, как у луча прошлого, только с правой стороны. Направление – тридцать градусов вправо и тридцать градусов вверх.
Переставляем картинку на правый луч на расстояние длины большого пальца руки. Мысленно удерживаем изображение в этом месте в течение 10 – 15 секунд.
После этого представляем, что мы будем делать примерно через два часа. Отмечаем, где нами в пространстве воспринимается эта картинка.
Переставляем её на правый луч на расстояние согнутой под прямым углом руки – примерно двадцать – тридцать сантиметров от лица. Фиксируем изображение в этом месте в пространстве в течение 10 – 15 секунд.
Аналогичным образом находим, выставляем и фиксируем на правом луче другие опорные точки голограммы: через 10 – 14 часов, через сутки, через неделю, через месяц, через год, через девять лет.
Упражнение имеет ряд моментов, соблюдение которых может улучшить или ухудшить результат. Давайте коснёмся хотя бы некоторых из них.
Перед работой с линией будущего времени необходимо максимально сконцентрироваться, выбросить из головы все навязчивые мысли.
Всё упражнение выполняется в доброжелательном настроении.
Положение тела максимально удобное, при этом желательно иметь прямой позвоночник. Недопустимо выполнение упражнения в положении лёжа.
На голове не должно быть головного убора.
Чем выше состояние концентрации, тем лучше. Оптимально проводить это упражнение с помощью техники сверхобучаемости или КЛЮЧа Алиева.
Нежелательно выполнение упражнения перед зеркалом, в котором вы отчётливо видите своё изображение.
Диморфный состав группы положительно влияет на проведение упражнения.
Очень важно, представляя своё предполагаемое будущее, стараться увидеть то, к чему вы стремитесь. То, чего вы хотите достичь через неделю, месяц, год, девять лет. Не следует представлять негативные, неприятные моменты. Если вы не знаете, чего вы хотите и к чему стремитесь, можете представлять нейтральные образы – как вы идёте по улице, или принимаете душ, или другие повседневные действия.
Обычно наблюдается высокая селективная включаемость на тренера, что поддаётся корректировке за счёт базовых принципов сверхобучения.
Я рекомендую после исходного выставления картинок на линии времени превратить её в голограмму будущего. Для этого в последующие дни можно пройтись ещё раз по ключевым пунктам линии времени, добавляя в каждое изображение и звук, и телесные ощущения.
Сделать то, что написано в предыдущем абзаце – значит ничего не сделать. Почему?
Когда вы находили телесную линию времени, вы не просто вспоминали ощущения прикосновения. Вы находили, где воспринимаются вами в пространстве воспоминания о телесных ощущениях каждого конкретного события. Более того, это ощущение восприятия воспоминания о каком-то телесном ощущении само по себе ощущалось вами не как то телесное ощущение, которое вы вспоминали, а по-другому. Настолько необычно, что это почти не поддаётся описанию.
Вот именно это ощущение вам необходимо поместить на ключевые пункты голограммы вместе с ощущениями прикосновения и эффектом присутствия.
Аналогично со звуками. А затем и с запахами.
Кроме того, я рекомендую представлять правый и левый луч разными по цвету. Например, левый луч у вас бирюзового цвета, а правый солнечно-жёлтого. Постарайтесь выбрать оптимальные цвета и постоянно пользоваться именно ими.
Людмила:
- Я не понимаю, как при выставлении будущего увидеть то, что будет через неделю или через месяц. Мы же не знаем, что там будет. Что тогда представлять при нахождении линии будущего?
- Если у вас не предвидится никаких событий через неделю, месяц, год, девять лет, то вы можете просто представлять какие-то будничные действия. Или как вы будете через неделю идти по улице – тогда представляйте знакомую улицу по прошествии этого промежутка времени, или как вы будете чистить зубы или одеваться утром. Совсем не обязательно быть провидцем, чтобы догадаться, что вы и через неделю, скорее всего, будете причёсываться или бриться.
Анжела:
- А я через неделю буду на дне рождения. Можно мне представить, кто там будет?
- Конечно. Заодно проверите, совпадут ли ваши предположения с тем, что будет на самом деле.
Письма в будущее
Самое простое применение правого луча голограммы (будущего) – закладка информации, которую вы сейчас запоминаете непосредственно в тот временной участок, в котором эта информация может вам понадобиться.
Допустим, вы готовитесь к государственному экзамену. Вы примерно знаете, что этот экзамен будет через три месяца. Используя технику мысленного экрана, вы представляете все блоки запоминаемой информации не просто в воздухе, и не на экране настоящего времени, а на правом луче, на расстоянии, примерно соответствующем трём месяцам – т.е. чуть дальше кончиков пальцев вытянутой правой руки.
В жизни это намного проще, чем в описании. Если вы грамотно работаете со своей памятью, вы знаете, что простое перечитывание информации малоэффективно. Всё запоминается гораздо лучше, если рисовать умные карты по Бьюзену или фоновые карты памяти, которые рассматриваются в этом издании. Или использовать другие способы быстрого и прочного запоминания. Так вот, все эти произведения вашего умственного, мнемического творчества вам нужно просто мысленно представить на правом луче на экране на расстоянии чуть больше вытянутой руки от лица.
Мысленное представление почти не требует дополнительных временных затрат, в то же время вы посылаете информацию в будущее. Непосредственно ко времени сдачи экзамена.
Как это делается, мы рассмотрели. Осталось разобраться, как это работает.
Наш разум, как мы это уже отмечали, лучше всего вспоминает ту информацию, которая расположена ближе. А поскольку линия времени у нас напоминает эластичную ленту, которая движется справа по лучу времени в направлении нашего лица, растягиваясь тем сильнее, чем ближе она подходит к нашему лицу, и затем уходит влево по лучу прошлого, то мы можем заранее спрогнозировать, где надо разместить мысленное изображение запоминаемой информации, чтобы в нужный момент она оказалась у нас перед глазами.
Более того, когда за несколько дней до экзамена вы будете делать обзор всего пройденного материала и более прочное закрепление слабо запомнившихся моментов, вы можете дополнительно усилить яркость голограммы, или, говоря другим языком, прочнее закрепить знания в памяти, используя опять-таки эту технику.
Допустим, до экзамена остаётся десять дней. Вы знаете, что десяти дням на голограмме примерно соответствует расстояние вытянутой руки с согнутыми крайними фалангами пальцев. На правом луче на этом расстоянии на мысленном экране представляем блоки повторяемой в этот момент информации, а также новые моменты, которые подлежат закладке в память.
Здесь необходимо сделать одно весьма важное замечание. Голографическая память, до тех пор, пока вы не довели её до уровня феноменальной, не отменяет необходимость запоминания объёмной и сложной информации с помощью мнемотехник, эйдотехник или, на худой конец, с помощью популярной технологии средневековья – зубрёжки.
Применение же основ техники голографической памяти даёт улучшение вспоминаемости в среднем в два – три раза, при условии, что вам есть что вспомнить…
Следующая техника применения правого луча голограммы, дающая хороший эффект, касается необходимости что-то вспомнить не из учёбы в конкретный момент вашего будущего. Например, вспомнить, что нужно после работы зайти и купить молоко в магазине.
На правом луче включаем мысленный экран на расстоянии, соответствующем этому временному отрезку. Допустим, о том, что надо купить молоко, вы узнали в самый разгар работы – в одиннадцать часов утра. От одиннадцати утра до «после работы» (при условии, что работа заканчивается в 17-00) шесть часов. Значит, на правом луче откладываем расстояние примерно в тридцать пять сантиметров (лучше всего ориентироваться по своей руке) и представляем на мысленном экране, как, подходя к магазину, мы поворачиваем ко входу, заходим и покупаем молоко.
Это очень простой способ вспоминать мелочи для забывчивых людей. В жизни всё выполняется в течение двух – трёх секунд, намного быстрее, чем прочитать об этом в книге.
Подстройка к будущему
Эту технику хорошо применять, когда у человека проблемы с общением, или с выступлением перед аудиторией, или высокий уровень волнения во время сдачи экзаменов. В общем, когда волнение не помогает и не воодушевляет, а мешает и душит человека. Можно, конечно, воспользоваться сверхобучаемостью и научиться свободно справляться с любым стрессом, но в данном случае мы говорим о голограмме нашего разума, о сознательном влиянии на представляемое нами будущее.
Допустим, у абитуриента высокий уровень волнения на экзаменах. И это мешает ему собраться с мыслями и показать хороший уровень знаний. Лучше всего начинать пользоваться этой техникой не на вступительных экзаменах, а на школьных. Но техника от этого не меняется, сам принцип остаётся таким же, просто попробовав на школьных экзаменах, абитуриент более грамотно сможет применить эту технику и при поступлении в высшее или среднее учебное заведение.
Выполняется за несколько дней до экзамена. Во-первых, необходимо сосредоточиться. Выполняется стандартное упражнение на концентрацию № 1, которое мы делаем всегда перед тем, как воспользоваться любыми техниками с использованием голограммы.
Затем представляем на правом луче (в будущем) экран на расстоянии, соответствующем времени до экзамена. Если экзамен через два дня, то мысленно включаем экран на правом луче на расстоянии вытянутой руки с согнутыми пальцами.
На экране представляем, как берётся билет, абитуриент садится за стол и выполняет то же самое упражнение на концентрацию. Затем сосредоточенно вспоминает и записывает решения и ответы.
Если даже при мысленном представлении начинает учащённо биться сердце и охватывает волнение, то необходимо воспользоваться техниками стрессотерапии. Это может быть КЛЮЧ Алиева, навык сверхобучаемости или якорение.
Новое поведение
Иногда нам необходимо изменить какую-то часть своего поведения. Например, вместо того, чтобы закурить сигарету в тот момент, когда вы обычно привыкли это делать, сделать гимнастику для глаз или для внутренних органов.
Порядок выполнения аналогичен вышеописанному.
Во-первых, сосредоточение.
Во-вторых, определяем, когда обычно запускается механизм нежелательной привычки. Отмеряем на правом луче расстояние, соответствующее времени до этого момента. Представляем на мысленном экране на правом луче ситуацию с самого начала, например, вы садитесь за руль машины и, пока двигатель прогревается, вместо того, чтобы по привычке закурить, вы выпрямляете спину, начинаете ровно дышать и делаете гимнастику для глаз. Затем спокойно трогаетесь с места.
Запускать новое поведение удобнее при коротких промежутках времени, хотя мне приходилось встречать случаи, когда люди запускали этот механизм за несколько недель и даже месяцев до нужного им момента. Например, новое состояние и отношения во время работы вахтовым методом. Или желательное поведение во время переговоров в командировке. Или во время предстоящих родов. Или во время марафонского забега через полгода.
Повторение – мать учения?
И. Ю Матюгин в одной из своих книг совершенно справедливо отмечает, что бездумное, тупое повторение или зубрёжка это не мать, а, скорее, мачеха для учёбы. Поэтому, рассматривая работу естественной – голографической – памяти человека, необходимо рассмотреть и алгоритмы оптимальных повторений запоминаемого материала.
Наиболее часто в книгах встречается следующий порядок повторений (для запоминания навсегда):
1. Первое повторение рекомендуется делать через 8 – 15 минут после прочтения материала. Причём в эти 8 – 15 минут не рекомендуется возвращаться к тому, что только что прочитали или заучивали, во избежание эффекта интерференции (угасания следов памяти).
2. Второе повторение: через три – четыре часа. По мере тренированности памяти или при привыкании к данному виду запоминаемой информации, второе повторение можно делать через 12 и даже через 24 часа после первоначального заучивания.
3. Третье повторение рекомендуется провести через 1 – 2 месяца.
4. Четвёртое повторение – через год. Западные учёные рекомендуют четвёртое повторение сделать через полгода, а пятое – через год.
В результате собственных исследований мы пришли к выводу, что для разных людей лучше будут работать разные алгоритмы. В процессе тестирования процессов памяти каждому человеку лучше всего подходил тот или иной алгоритм запоминания, в зависимости от типа восприятия и исходного уровня памяти.
При использовании голограммы, как мы выяснили, наиболее подходящим для большинства людей при запоминании навсегда является алгоритмом повторений “два на два”.
Для примера рассмотрим запоминание текстов людьми с хорошей памятью:
1. Прочитать текст на два раза.
2. Спустя два – три часа пробежаться по тексту глазами.
3. Повторить накануне сдачи экзамена, либо перед уроком.
Рассмотрим этот алгоритм более подробно.
1. Прочитать текст на 2 раза.
Что под этим подразумевается?
Первое чтение – это не чтение в чистом виде, а просмотр, обзор текста. Вы пробегаете по тексту глазами, выхватывая отдельные слова и фразы со скоростью 2 – 5 секунд страница.
В ходе этого просмотра у вас происходит внутренняя настройка соответствующих процессов психики на:
а) запоминание текста;
б) нахождение наиболее подходящего именно для этого текста способа запоминания.
Второе чтение – непосредственно запоминание, но уже «знакомого» текста, что намного легче, чем запоминание незнакомого. Кто-то при этом применяет мнемотехники, кто-то просто после прочтения каждой страницы или блока информации представляет её на мысленном экране с выделением ключевых моментов. Если вы запоминаете текст не дословно, то и представляете его на голограмме также не дословно, а схематично. Вот вся страница, вот такой был первый абзац, в нём говорилось о том-то и том-то, здесь была вот эта фамилия и вот эта дата, вот такой большой был второй абзац, в нём говорится об этом, там была вот такая яркая фраза и т.д. То есть чисто схематично.
2. Спустя два – три часа пробежаться по тексту глазами.
Спустя два – три часа вы мысленно включаете текст на голограмме на левом луче на соответствующем расстоянии от лица, представляя его постранично либо смысловыми блоками, затем пробегаете по тексту глазами (уже не на голограмме, а в реальности), дополнительно усиливая те моменты, которые требуется лучше закрепить в памяти.
3. Повторить накануне сдачи экзамена, либо перед уроком.
За день - два до экзамена проверяете себя, насколько хорошо держится материал в голограмме вашей памяти. Если вы готовились не к экзамену, а к уроку, просматриваем на голограмме, сличая с учебником (книгой) соответствующую информацию.
Для тех, кому меньше повезло с памятью, можно порекомендовать следующий алгоритм:
1. Прочитать текст на два раза.
2. Спустя два – три часа снова дважды прочитать.
3. Прочитать перед сдачей экзамена или перед уроком.
Расшифровываем этот алгоритм.
1. Прочитать текст на два раза.
Текст прочитывается в первый раз, после чего стараемся представить его на голограмме. При прочтении стараемся образно представлять все то, о чём пишется в тексте, слышать звуки и ощущать на ощупь. Представляем либо каждую страницу после её прочтения, либо смысловыми блоками.
При втором прочтении добавляем подробности в представляемые образы, контролируем проработку ощущений либо звуков в зависимости от того, представление ощущений по каким органам чувств даёт вам максимальный эффект при запоминании. Естественно, представляем всё на голограмме, но уже не прямо перед лицом, а на левом луче близко от лица.
2. Спустя два – три часа снова дважды прочитать.
Спустя два – три часа стараемся вспомнить текст на голограмме, после чего прочитываем его, задействуя ведущий канал запоминания (зрение, ощущения прикосновения или звуки) и представляя на голограмме. И перечитываем по второму разу.
Если вам некогда или лень пользоваться голограммой и контролировать включение в процесс запоминания различных органов чувств, можете не напрягать своё воображение. Просто прочитать текст на два раза. Это уже даст хороший эффект.
3. Прочитать текст перед сдачей экзамена или перед уроком.
Конечно, намного полезнее для памяти, если вы перед прочтением текста постараетесь его вспомнить, включив голограмму на соответствующем расстоянии от лица. А уже затем прочитаете.
Вышеописанные алгоритмы хорошо подходят как для тех, кому не хочется утруждать себя мнемотехниками и специальными приёмами запоминания, так и для тех, кто владеет оптимальными приёмами запоминания и с удовольствием их применяет. Хотя само по себе использование голограммы памяти с выставлением информации на соответствующих временным промежуткам расстояниях уже само по себе является прекрасным приёмом запоминания.
Здесь необходимо ещё раз уточнить, что это усреднённыё варианты. Каждому конкретному человеку может лучше подходить какой-то свой порядок запоминания. На специальном тестировании, которое выявляет особенности работы памяти, у нас выдаются индивидуальные программы развития, восстановления памяти, а также оптимальные алгоритмы запоминания.
Перед тем, как рассмотреть, как всё это соотносится с работой голографической памяти, я предлагаю коснуться реминисценции и интерференции – процессов, грамотное применение которых уже позволяет сэкономить до 50% времени при запоминании.
Реминисценция (от лат. reminiscentia – припоминание) – более полное и точное воспроизведение сохранённого в памяти материала по сравнению с первоначально запечатлённым (заученным). Реминисценция может наблюдаться при запоминании самого различного вербального (словесного) и наглядного материала, а также при закреплении сенсомоторных навыков. Особенно часто реминисценция проявляется при работе с большим объёмом логически или предметно связанного материала, оказывающего на человека эмоциональное воздействие. Реминисценция более выражена в детском возрасте.
Для объяснения явления реминисценции был предложен ряд гипотез. Согласно одной из них, утомление во время заучивания материала приводит к ухудшению непосредственного его воспроизведения. Отсрочка позволяет восстановить оптимальное функциональное состояние и тем самым улучшает воспроизведение материала.
Другая гипотеза основана на предположении о существовании процессов скрытого повторения материала, продолжающихся после прекращения его явного заучивания и приводящих к лучшему его воспроизведению после отсрочки.
Реминисценция может быть объяснена также тем, что после отсрочки уменьшается интерференция хранящейся в памяти информации.
Пока ни одна из гипотез не может претендовать на исчерпывающее объяснение всех случаев реминисценции.
Интерференция (от лат. inter – между, ferens – несущий) – ухудшение сохранения запоминаемого материала в результате воздействия (наложения) другого материала, с которым оперирует субъект.
В экспериментах интерферирующее влияние одного материала на другой проявляется либо в уменьшении объёма и ухудшении качества воспроизводимого материала, либо в увеличении времени, необходимого для запоминания.
В практике запоминания это означает, что после заучивания материала на 60-70% можно сделать перерыв на 8 – 10 минут. В это время желательно не заниматься запоминанием того же материала, а переключиться на что-нибудь другое. Затем снова вернуться к запоминаемому, но не перечитывать, а припоминать, сверяясь по учебнику.
В результате за время перерыва включатся процессы непроизвольного припоминания, которые учёные назвали реминисценцией, и материал закрепится в памяти даже лучше, чем если бы в это время мы его повторяли ещё раз или два.
А вот если не делать перерыв, а продолжать тупо зазубривать, то тут как раз и проявляют себя процессы интерференции, идёт взаимное подавление следов в памяти.
В свете голографической теории памяти мы имеем следующую картину взаимодействия процессов реминисценции и интерференции.
При неупорядоченном многократном повторении запоминаемого материала голограмма размывается в пространстве, получается не как одна чёткая плоскость, а что-то наподобие рыхлой туманной массы, что снижает её чёткость.
Как известно, природа никогда не делает для нас повторений. На протяжении тысячелетий люди и животные вырабатывали эффективные бессознательные алгоритмы запоминания, чтобы с одного раза усваивать, с чем приходится иметь дело: с опасным или безопасным объектом, съедобным или несъедобным и так далее.
Но в отличие от того, что школьникам надо запоминать в ходе будничного приготовления уроков, в жизни живой природы всё, что требует запоминания всегда насыщено эмоциями. Там нет праздности и скуки.
Вот и выходит, что если мы начинаем работать с природным, естественным способом развития памяти, то желательно придерживаться простого правила – мы всё запоминаем с одного раза и с таким настроением, словно от нашего запоминания зависит очень многое.