Примерный конспект проведения занятия № 8

Первая часть

Артикуляционные упражнения

Цель: развивать гибкость и подвижность речевого аппарата, самоконтроль за четкостью произношения; сочетать движения речевого аппарата с движениями обеих кистей рук.

Упражнение 2.3.

Исходное положение: см. упражнение 1.1.

На счет "один" губы собрать в "пятачок", а затем, стараясь не разжимать "пятачка", делать круговые движения: вправо, вниз, влево, вверх. Повторить этот круг три-четыре раза, после чего столько же раз сделать это упражнение слева направо. Кисть руки: все пальцы собраны в щепоть, движения синхронны с движениями губ.

См. Приложение 1. Артикуляционные упражнения.

Упражнение 2.4.

Нижние зубы касаются верхней губы и легко почесывают ее, затем то же движение делают верхние зубы, касаясь нижней губы. Кисть руки — неподвижна, ладонь — вверх, двигаются только пальцы. Ладонь — вниз, двигаются только пальцы.

См. Приложение 1. Артикуляционные упражнения.

Упражнение 3.1.

Исходное положение: рот открыт, язык лежит плоско у нижних резцов.

На счет "один" язык поднимается за верхние зубы, на счет "два" язык опускается в исходное положение (у нижних резцов). Упражнение повторяется четыре-шесть раз. Кисть руки — движения ладонью вверх, вниз.

См. Приложение 1. Артикуляционные упражнения.

Развитие речевого дыхания

Цель: выработать короткий вдох через нос и длительный выдох на легкий предмет (жук на ниточке), который постепенно удаляется от лица, для активной работы мышц живота.

Упражнение 4.

Сидя делать быстрый вдох носом, затем пауза — и быстрый выдох на предмет, висящий близко. Отодвинуть предмет и, делая быстрый вдох, так же подуть. Отодвинуть предмет еще дальше, сделать вдох и снова подуть. Мышцы живота интенсивно работают.

См. Приложение № 2. Упражнения для развития речевого дыхания.

Развитие мимической выразительности

Цель: формировать умение активно пользоваться мимическими мышцами в зависимости от эмоционального состояния.

Упражнение № 12.

— Вдруг выскочила большая собака — ты испугался, а собака завиляла хвостом и пробежала мимо. Ты успокоился, улыбнулся.

Ребенок должен иллюстрировать мимикой лица появление страшной собаки и чувство радости, что собака пробежала мимо.

См. Приложение № 3. Упражнения по развитию мимической выразительности.

Дикция

Цель: уточнение артикуляции и отработка четкого произнесения согласных звуков Д, Т; развитие слухового восприятия, внимания и памяти; формирование умения пользоваться силой голоса, изменять темп речи.

Педагог: Послушайте, пожалуйста, скороговорку: Купил дуду на свою беду: Стал дуть — слезы идут.

Какие звуки в этой скороговорке чаще встречаются? Какие звуки я выделила голосом?

Дети: Звуки Т, Д.

Педагог: Правильно. А теперь посмотрите на меня внимательно: вы увидите, как правильно произносятся эти звуки. Назовите слова со звуками Т и Д, которые вы услышали в скороговорке. Четко, выделите звуки Т и Д.

Дети: Дуду, беду, стал, дуть, идут.

Педагог: Правильно. Давайте все вместе хором проговорим эту скороговорку, четко произнося каждый звук. Не забывайте открывать рот, когда произносите гласные звуки. Хорошо, а теперь прохлопаем ритм! Выделите, пожалуйста, голосом ударный звук в слове идут. А теперь произнесите скороговорку, делая поочередно ударение на слове дуду, затем — на словах беду, дуть. Я буду показывать рукой, на каком слове сделать ударение. Произнесите скороговорку подряд 3 раза, убыстряя темп. Произнесите тихо, шепотом, по секрету. Произнесите высоким и громким голосом; низким и умеренным голосом. Теперь все произнесем скороговорку грустно; весело.

Вторая часть занятия № 8

Материал: демонстрационные таблицы (5 шт.); у каждого ребенка по 5 конвертов, отдельный для каждого задания, в которые вложены наборы геометрических форм — из них ребенок должен выбрать необходимую для правильного решения каждого задания.

См. Приложение № 7. Графические задания ко вторым частям занятий.

В процессе выполнения заданий на сериацию у детей развиваются и совершенствуются внимание, память, способность к самоконтролю, а также интерес к данному виду умственной деятельности:

а) в процессе анализа и синтеза объекта (в данном случае рядов фигур) формируются умения и навыки выбирать недостающую фигуру; б) закрепляется и совершенствуется умение детей конструировать развернутое связное высказывание типа доказательства.

Педагог: Посмотрите внимательно на эту таблицу. Как вы думаете, как надо решать задачу?

Женя: Я думаю, нужно рассмотреть сначала первый верхний ряд фигур, затем второй — средний. В этих рядах определить последовательность фигур и применить ее для третьего ряда, где одной фигуры не хватает и на ее месте стоит знак вопроса.

Лиля: А я буду решать по-другому: сначала я рассмотрю первый столбик (сверху вниз), потом второй, и так я смогу определить, чего не хватает в третьем.

Педагог: Спасибо, дети, вы оба правы. Недостающую геометрическую фигуру надо выбрать из геометрических фигур, нарисованных на карточках, и отложить ее, а тот, кто выйдет к доске для решения, поместит эту фигуру на знак вопроса.

Выполняйте, пожалуйста, задание. Кто первый сделает, тот объяснит ход своего решения у доски.

Дети выбирают из карточек вариант ответа (на карточках нарисованы не только круги, квадраты и треугольники, но и ромб, овал, четырехугольник).

Педагог: А теперь покажите мне варианты вашего решения. Все правильно решили. А кто подробно объяснит, как он получил ответ?

Саша: Я посмотрел на верхний ряд — в нем одинаковые круги, в среднем ряду одинаковые квадраты, значит, каждый ряд объединяет одинаковые фигуры. Внизу только два треугольника. Я и догадался, что вместо вопросительного знака должен стоять треугольник.

Педагог: Все согласны с Сашей?

Дети: Да.

Педагог: Посмотрите на вторую таблицу.

См. Приложение № 7. Графические задания ко вторым частям занятий.

Дети выбирают из карточек вариант ответа и откладывают карточку в сторону; педагог видит выбранные детьми ответы.

Педагог: Кто хочет рассказать о том, как он выполнил задание?

Коля: В верхнем ряду треугольник, круг и квадрат. В среднем такие же по размеру круг, квадрат и треугольник. Я подумал, что в каждом ряду должны быть все три фигуры: круг, квадрат и треугольник, а в нижнем ряду не хватает круга. Значит, вместо вопросительного знака должен стоять круг.

Педагог: Все так думали? Молодцы.

Педагог: Еще одна таблица. Сможете ли вы справиться с этим заданием?

См. Приложение № 7. Графические задания ко вторым частям занятий.

Дети, как и в предыдущих заданиях, выбирают варианты решений и отвечают подробно у доски, а также добавляют с места.

В ходе занятия дети анализируют условия задачи. Педагог и дети внимательно выслушивают ответы товарищей.

Итог занятия.

В конце занятия дети воспроизводят (коллективно и индивидуально) выполненные ими учебные действия и их последовательность.

Педагог: Спасибо вам большое! Сегодня вы очень хорошо занимались.

Дети: Спасибо вам за занятие!

План проведения занятия № 9

Первая часть

Артикуляционные упражнения (для развития четкости и подвижности артикуляционного аппарата)

Упражнения № 1.1; 2.3; 3.3.

См. Приложение 1. Артикуляционные упражнения.

Развитие речевого дыхания

Упражнение № 5.

См. Приложение № 2. Упражнения для развития речевого дыхания.

Развитие мимической выразительности (формирование умений и навыков передавать эмоциональное состояние средствами мимики)

Упражнение № 5.

См. Приложение № 3. Упражнения по развитию мимической выразительности.

Дикция (интегративная отработка и закрепление всех разделов I части занятия)

Отработке подлежат согласные звуки Дь, Ть.

Тень-тень потетень, В лесу тень весь день.

Приведем схему проведения этой части занятия.

Педагог — Прохлопайте ритм скороговорки. — Какой звук я выделила голосом? — Посмотрите, как произносятся звуки Ть, Дь. — Повторите эти звуки вместе и по одному, четко артикулируя. — В каких словах есть эти звуки? Назовите их, четко произнося Ть, Дь. — Выделите голосом ударный звук в словосочетании в лесу. — Произнесите скороговорку грустно, весело. — Произнесите эту скороговорку медленно, в среднем темпе, быстро, четко проговаривая все звуки. — Произнесите шепотом, умеренно, громко. — Выделите голосом поочередно каждое слово. (Педагог показывает рукой, на каком слове следует сделать ударение.) — Произнесите скороговорку грустно и тихо, весело и громко. — Повторите эту скороговорку сварливо (нам не нравится тень!) вместе со мной, а затем индивидуально. — Повторите веселым голосом (хорошо спрятаться в жаркий день в тенечке!).

Вторая часть занятия № 9

Работа с геометрическим конструктором. (Имеются в виду задания по конструированию различных фигур из треугольников)

В процессе выполнения этих заданий у детей: а) формируются наглядно-образное мышление, устойчивость и произвольность деятельности (творческая фантазия и креативные способности); дети учатся анализировать расположение фигур, составлять фигуры-силуэты, ориентируясь на образец, сравнивать конфигурацию, находить в фигурах общее и различия; б) совершенствуется развернутое учебное высказывание.

Материал: 8 равнобедренных треугольников, вырезанных из двустороннего картона, — в конвертах на каждого ребенка; образцы фигур-силуэтов краба и бабочки; песочные часы.

См. Приложение № 7. Графические задания ко вторым частям занятий.

Задания: 1) Подумайте и мысленно представьте себе, какая геометрическая фигура получится, если составить два треугольника. 2) Составьте ее и расскажите, как вы это сделали. 3) Составьте фигуру-силуэт краба, ориентируясь на образец.

Инструкция: — рассмотрите фигуру краба; — подумайте, из какого количества треугольников сделано туловище, как они расположены; — подумайте, как сделана клешня краба. Сравните с образцом; — за 2 минуты аккуратно составьте фигуру краба; — расскажите, как вы ее составляли.

4) Составьте фигуру-силуэт бабочки, ориентируясь на образец. (Задание выполняется по аналогии с предыдущим.) 5) Сравните, пожалуйста, силуэт краба и силуэт бабочки. Чем они похожи? Чем отличаются? Докажите (развернутое связное высказывание).

Артем Я думаю, что у краба туловище состоит из двух треугольников, а у бабочки туловища нет.

Гера Клешни у краба из одного треугольника, а крылья у бабочки составлены из двух треугольников.

6) Сделайте из набора треугольников то, что хотите. Расскажите о своей работе.

Итог занятия.

План проведения занятия № 10

Первая часть

Артикуляционные упражнения (для развития четкости и подвижности артикуляционного аппарата)

Упражнения № 1.1; 2.3; 3.3.

См. Приложение 1. Артикуляционные упражнения.

Развитие речевого дыхания

Упражнение № 5.

См. Приложение № 2. Упражнения для развития речевого дыхания.

Развитие мимической выразительности (формирование умений и навыков передавать эмоциональное состояние средствами мимики)

Упражнение № 13.

См. Приложение № 3. Упражнения по развитию мимической выразительности.

Дикция (интегративная отработка и закрепление всех разделов I части занятия)

Отработке подлежат согласные звуки Б и Ф.

На занятии используется скороговорка: Фоме и Епифану обещали по кафтану, А о Вавиле и вовсе забыли.

Приведем схему проведения этой части занятия.

Педагог — Прохлопаем ритм стишка. — Какой звук я выделила голосом? — Внимательно посмотрите, как я произношу эти звуки, и вслушайтесь в них. — Послушайте, как произносятся звуки В, Ф. — Повторите оба звука хором и индивидуально, четко артикулируя каждый из них. — В каких словах есть эти звуки7 Назовите звуки В, Ф, четко произнося каждый из них. — Выделите голосом ударный звук в слове Фома. — Выделите голосом поочередно каждое слово. (Педагог показывает кистью руки, на каком слове следует сделать ударение.) — Произнесите скороговорку грустно; весело. Какое настроение подходит к этой скороговорке? (Педагог произносит скороговорку с разной эмоциональной окраской.) — Произнесите тихо (по секрету своему соседу); в средней тональности (как ты отвечаешь у доски); громко (как будто ты в зале и все должны тебя услышать). — Произнесите эту скороговорку медленно; в среднем темпе; быстро, четко проговаривая все звуки. — Произнесите шепотом; умеренно; громко. — Произнесите скороговорку грустно и тихо; весело и громко. — Произнесите эту скороговорку сварливо. (Вместе с педагогом, индивидуально — по желанию.) — Произнесите скороговорку мрачно (о Вавиле забыли); радостно (Фоме и Епифану обещали по кафтану).

Вторая часть занятия № 10

Цель: см. занятие № 9.

Материал: 8 равнобедренных треугольников, вырезанных из двустороннего картона, — в конвертах для каждого ребенка; образцы фигур-силуэтов щенка и лисички; песочные часы.

См. Приложение № 7. Графические задания ко вторым частям занятий.

Задания: 1) Подумайте и мысленно представьте себе, как из двух треугольников сделать четырехугольник? Составьте его и расскажите, как это сделать. 2) Составьте фигуру-силуэт щенка, ориентируясь на образец.

Инструкция: — рассмотрите фигуру щенка; — подумайте, из какого количества треугольников сделана голова, как они расположены; — подумайте, как сделано туловище щенка, сравните с образцом; — за 2 минуты аккуратно составьте фигуру щенка; — расскажите, как вы выполняли задание. 3) Составьте фигуру-силуэт лисички, ориентируясь на образец. Инструкция: задание выполняется по аналогии с предыдущим. 4) Сравните, пожалуйста, силуэт щенка и силуэт лисички. Чем они похожи, чем отличаются? Докажите (развернутое связное высказывание). 5) Сделайте из набора треугольников то, что вы хотите. Расскажите о своей работе.

Итог занятия: см. выше.

План проведения занятия № 11

Первая часть

Артикуляционные упражнения (для развития четкости и подвижности артикуляционного аппарата)

Упражнения № 2.4; 3.1; 3.3.

См. Приложение 1. Артикуляционные упражнения.

Развитие речевого дыхания

Упражнение № 6.

См. Приложение № 2. Упражнения для развития речевого дыхания.

Развитие мимической выразительности (формирование умений и навыков передавать эмоциональное состояние средствами мимики).

Упражнение № 16.

См. Приложение № 3. Упражнения по развитию мимической выразительности.

Дикция (интегративная отработка и закрепление всех разделов I части занятия)

Отработке подлежат согласные звуки Фь, Вь.

На занятии используется скороговорка: Наш Филат не бывает виноват — У Филата мама виновата.

Приведем схему проведения этой части занятия:

Педагог — Прохлопайте ритм скороговорки. — Какие звуки я выделила голосом? — Внимательно посмотрите, как я произношу эти звуки, и вслушайтесь в них. — Повторите оба звука хором и индивидуально, четко артикулируя каждый из них. — В каких словах есть эти звуки? Назовите их, четко произнося Вь, Фь. — Выделите голосом ударный звук в слове виноват. — Произнесите скороговорку нараспев, как читается былина; медленно, не торопясь. — Произнесите скороговорку умеренно; быстро. — Произнесите скороговорку медленно и низким голосом; в умеренном темпе высоким голосом. — Произнесите скороговорку торжественно; растерянно. — Выделите голосом в скороговорке слова: виноват, Филат, мама.

Вторая часть занятия № 11

Цели: см. занятие № 9.

Материал: конверты с восемью равнобедренными треугольниками для каждого ребенка; образец фигуры-силуэта вертолета и чайника; песочные часы.

См. Приложение № 7. Графические задания ко вторым частям занятий.

Задания: 1) Составьте фигуру-силуэт вертолета, ориентируясь на образец.

Инструкция: — рассмотрите фигуру вертолета; — подумайте, из какого количества треугольников сделана кабина, как они расположены; — подумайте, как сделаны лопасти вертолета, сравните с образцом; — за 2 минуты аккуратно составьте фигуру вертолета; — расскажите, как вы составили фигуру.

2) Составить фигуру-силуэт чайника, ориентируясь на образец.

См. Приложение № 7. Графические задания ко вторым частям занятий.

Инструкция: задание выполняется по аналогии с предыдущим.

3) Сравните силуэты вертолета и чайника. Чем они похожи и в чем различаются? Докажите (развернутое связное высказывание).

4) Сделайте из данного набора треугольников все, что хотите, а я буду отмечать, кто за какое время аккуратно и творчески составил свою фигуру.

По следам выполнения заданий детям предлагается подробно рассказать о своей задумке и процессе выполнения работы.

Итог занятия.

План проведения занятия № 12

Первая часть

Артикуляционные упражнения (для развития четкости и подвижности артикуляционного аппарата)

Упражнения № 1.1; 2.2; 3.4.

См. Приложение 1. Артикуляционные упражнения.

Цель: развивать гибкость отдельных частей речевого аппарата, совмещать движения артикуляционного аппарата и кистей рук для развития саморегуляции.

Развитие речевого дыхания

Упражнение № 6.

Отработке подлежит умение детей сочетать быстрый вдох с переменой положения корпуса.

См. Приложение № 2. Упражнения для развития речевого дыхания.

Развитие мимической выразительности (формирование умений и навыков передавать эмоциональное состояние лисы на материале русской народной сказки "Заячья избушка").

Упражнение № 17.

См. Приложение № 3. Упражнения по развитию мимической выразительности.

Дикция (интегративная отработка и закрепление всех разделов I части занятия)

Отработке подлежат согласные звуки С и 3, а также вопросительная и восклицательная интонации.

На занятии используется скороговорка: Снова — солнце! Прочь усталость! Позади гроза осталась!

Педагог — Какие звуки я выделила голосом? — Повторите эти звуки, четко артикулируя их. — Произнесите звуки С и 3 хором и индивидуально. — В каких словах вы услышали звук С, звук 3? — Выделите ударный звук в слове солнце. — Произнесите скороговорку громко хором. — Произнесите умеренно. — Произнесите тихо. — Произнесите весело и громко. — Произнесите торжественно и умеренно. — Произнесите грустно и тихо. — Выделите голосом слова: солнце, усталость, позади. Педагог задает вопросы — дети отвечают.

Педагог: Снова солнце?

Дети: Снова солнце!

Педагог: Прочь усталость?

Дети: Прочь усталость!

Педагог: Позади гроза осталась?

Дети: Позади гроза осталась!

Затем дети тренируются в произнесении словосочетаний и скороговорки с вопросительной и восклицательной интонациями. Мальчики задают вопросы — девочки отвечают и наоборот.

Вторая часть занятия № 12

Цели: см. цели занятия № 9.

Материал: конверты с восемью равнобедренными треугольниками — для каждого ребенка; образцы фигур-силуэтов самолета и парохода; песочные часы.

См. Приложение № 7. Графические задания ко вторым частям занятий.

Задания: 1) Подумайте и мысленно представьте себе, какая геометрическая фигура получится из пяти треугольников. Составьте ее и расскажите, как это можно сделать.

2) Составьте фигуру-силуэт самолета, ориентируясь на образец.

Инструкция: — рассмотрите фигуру самолета; — подумайте, из какого количества треугольников сделан фюзеляж, как они расположены; — подумайте, как сделаны крылья. Сравните с образцом; — за 2 минуты аккуратно составьте фигуру самолета; — расскажите, как вы ее составляли.

3) Составьте фигуру-силуэт парохода, ориентируясь на образец. (Задание выполняется по аналогии с предыдущим.)

4) Сравните, пожалуйста, силуэты самолета и парохода. Чем они похожи и чем отличаются? Докажите (развернутое связное высказывание).

5) Сделайте из набора треугольников то, что вам хочется. Расскажите о своей работе.

Итог занятия.

План проведения занятия № 13

Первая часть

Артикуляционные упражнения (для развития четкости и подвижности артикуляционного аппарата)

Упражнения № 1.1; 2.3; 3.4.

См. Приложение 1. Артикуляционные упражнения.

Развитие речевого дыхания

Упражнение № 7.

См. Приложение № 2. Упражнения для развития речевого дыхания.

Развитие мимической выразительности (формирование умений и навыков передавать эмоциональное состояние зайчика на материале русской народной сказки "Заячья избушка").

Упражнение № 18.

См. Приложение № 3. Упражнения по развитию мимической выразительности.

Дикция (интегративная отработка и закрепление всех разделов I части занятия)

Отработке подлежат согласные звуки Сь, Зь.

На занятии используется скороговорка: У Зины в корзине бузина, А у Ксени много сирени.

Педагог — Какие звуки я выделила голосом? (Сь, Зь.) — Произнесите эти звуки, четко артикулируя. — Произнесите слова со звуками Сь и Зь, которые вы запомнили. — Выделите голосом ударный звук в слове бузина. — Произнесите хором скороговорку в среднем темпе; медленно; быстро. — Скажите о Зине громко, а о Ксении — тихо и наоборот. — Скажите о Зине низким голосом, а о Ксении — высоким и наоборот. — Произнесите скороговорку грустно, весело. — Задайте вопрос, выделяя голосом слово Зины. Ответьте, выделяя голосом слово Зины. — Задайте вопрос, выделяя голосом слово Ксени. Ответьте, выделяя голосом слово Ксени.

Аналогичные вопросы — ответы составляются по каждому слову из данной скороговорки.

У Зины в корзине бузина, А у Ксени много сирени.

У Зины в корзине бузина, А у Ксени много сирени.

(Произнесите хвастаясь, радуясь то за Зину, то за Ксеню.) Ответы детей хором; индивидуальные — в основном по желанию.

Вторая часть занятия № 13

Эта часть занятия проводится по аналогии с предыдущими (см. занятия 9-12).

В процессе ее проведения осуществляется совершенствование наглядно-образного и словесно-логического мышления, творческих способностей, устойчивости и произвольности деятельности; развивается умение конструировать развернутое учебное высказывание.

Материал: конверты с восемью равнобедренными треугольниками для каждого ребенка.

См. Приложение № 7. Графические задания ко вторым частям занятий.

Педагог — Сделайте, что вам хочется, из набора треугольников. — Расскажите, что у вас получилось. Как вы это сделали? — Как вы думаете, кто более интересно реализовал свой замысел?

Итог занятия.

План проведения занятия № 14

Первая часть

Артикуляционные упражнения (для развития четкости и подвижности артикуляционного аппарата)

Упражнения № 2.3; 3.3; 3.5.

См. Приложение 1. Артикуляционные упражнения.

Развитие речевого дыхания

Упражнение № 8.

См. Приложение № 2. Упражнения для развития речевого дыхания.

Развитие мимической выразительности (формирование умений и навыков передавать эмоциональное состояние на материале сказки С. Маршака "Кошкин дом")

Упражнение № 19.

См. Приложение № 3. Упражнения по развитию мимической выразительности.

Дикция (интегративная отработка и закрепление всех разделов I части занятия)

Внимание уделяется отработке умения передавать средствами интонационной выразительности отношение к персонажу текста. Отработке подлежит согласный звук Ц.

На занятии используется скороговорка: Кузнец-молодец съел весь варенец.

Педагог — Какой звук я выделила голосом? — Произнесите этот звук, четко артикулируя. — Повторите слова со звуком Ц, которые вы запомнили. Выделите голосом звук Ц, правильно произнося его. — Выделите голосом ударный звук в слове молодец. — Произнесите скороговорку не спеша, выделяя звук Ц. — Произнесите шепотом (по секрету), умеренно, громко. — Произнесите скороговорку, начиная с медленного темпа, постепенно его ускоряя. Затем наоборот, переходя с быстрого темпа на медленный. — Произнесите скороговорку, одобряя, что кузнец съел весь варенец. — Произнесите скороговорку с огорчением, что кузнец съел весь варенец (а вам не оставил).

Далее дети тренируются в произнесении скороговорки с вопросительной и восклицательной интонациями. Мальчики задают вопросы —девочки отвечают и наоборот.

Вопрос Кузнец-молодец съел весь варенец?

Ответ: Кузнец-молодец съел весь варенец.

Вопрос: Кузнец-молодец съел весь варенец?

Ответ: Кузнец-молодец съел весь варенец.

Вопрос: Кузнец-молодец съел весь варенец?

Ответ: Кузнец-молодец съел весь варенец

Вопрос: Кузнец-молодец съел весь варенец?

Ответ: Кузнец-молодец съел весь варенец.

Вторая часть занятия № 14

Начиная с 14-го занятия, работа с геометрическим материалом усложняется. На занятиях используется геометрический конструктор — танграм. При выполнении различных заданий с танграмом дети с необходимостью начинают использовать большее количество геометрических фигур (2 больших, 1 средний и 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм).

В отличие от предыдущих занятий, в процессе работы с танграмом совершенствуются умения и навыки осуществлять конструктивную деятельность мысленно, обдумывая пути решения.

Цели и задачи: см. предыдущие занятия.

Материал: конверты с танграмами для каждого ребенка, таблица — образец "чайника"; песочные часы.

См. Приложение № 7. Графические задания ко вторым частям занятий.

Задания: 1) Подумайте и мысленно представьте себе, какая геометрическая фигура получится, если соединить большой и средний треугольники. Составьте ее и расскажите, как вы это делали.

2) Составьте фигуру-силуэт чайника, ориентируясь на образец.

Инструкция: — рассмотрите фигуру чайника и расскажите, из каких геометрических фигур сделаны чайник, носик, крышка; — вспомните, как мы делали фигуру чайника из треугольников; — подумайте, что изменится при составлении фигуры чайника из других фигур? — за 2 минуты аккуратно составьте фигуру чайника; — расскажите, как вы составляли эту фигуру.

Итог занятия.

План проведения занятия № 16

Первая часть

Артикуляционные упражнения (для развития четкости и подвижности артикуляционного аппарата)

Упражнения № 2.3; 3.3; 3.5.

См. Приложение 1. Артикуляционные упражнения.

Развитие речевого дыхания

Упражнение № 9.

См. Приложение № 2. Упражнения для развития речевого дыхания.

Развитие мимической выразительности (формировать умение активно пользоваться мимическими мышцами в зависимости от эмоционального состояния)

Упражнение № 14.

См. Приложение № 3. Упражнения по развитию мимической выразительности.

Дикция (интегративная отработка и закрепление всех разделов I части занятия)

Особое внимание уделяется совершенствованию умения конструировать четкость произнесения звуков и интонационную выразительность. Отработке подлежит согласный звук Ш.

На занятии используется скороговорка: Я по камушкам пошел, шубу шелкову нашел.

Педагог — Кто услышал, какой звук я выделила голосом? — Произнесите этот звук, четко артикулируя. — Повторите слова с этим звуком, которые вы запомнили. — Выделите голосом ударный звук в слове шелкову. — Произнесите скороговорку в медленном темпе; быстро; очень быстро. — Произнесите скороговорку от лица маленького человечка — гномика; от лица великана. • — Произнесите скороговорку, начиная очень тихо, затем громче, к концу скороговорки очень громко и наоборот — Произнесите радостно (шуба понравилась); разочарованно (шуба оказалась мала). (Соответственной интонации должна быть и мимика.) — Произнесите скороговорку с вопросительной интонацией с восходящей мелодией от каждого слова. И ответьте, выделяя слово, от которого был поставлен вопрос, нисходящей мелодией.

Вторая часть занятия № 15

Цель: см. занятие №14.

Материал: конверты с тамграмами для каждого ребенка; таблица — образец "вертолета"; песочные часы.

См. Приложение № 7. Графические задания ко вторым частям занятий.

Задания: 1) Подумайте и мысленно представьте себе, какая геометрическая фигура получится из квадрата и двух маленьких треугольников. Составьте ее и расскажите, как это можно сделать.

3) Составьте фигуру-силуэт вертолёта. (Образец демонстрируется 20 секунд.).

Инструкция: — рассмотрите фигуру вертолета и расскажите, из каких геометрических фигур сделаны кабина вертолёта, хвост, винт; — вспомните, как мы делали фигуру вертолёта из треугольников; — подумайте, что изменится при составлении фигуры вертолёта из других фигур. — за 2 минуты аккуратно составьте фигуру вертолёта; — расскажите, как вы это делали.

Итог занятия.

План проведения занятия № 16

Первая часть

Артикуляционные упражнения (для развития четкости и подвижности артикуляционного аппарата)

Упражнения № 1.1; 2.1; 3.1.

См. Приложение 1. Артикуляционные упражнения.

Развитие речевого дыхания

Упражнение № 10.

См. Приложение № 2. Упражнения для развития речевого дыхания.

Развитие мимической выразительности (формировать умение активно пользоваться мимическими мышцами в зависимости от эмоционального состояния)

Упражнение № 15.

См. Приложение № 3. Упражнения по развитию мимической выразительности.

Дикция (интегративная отработка и закрепление всех разделов I части занятия)

Отработке подлежит согласный звук Ж.

На занятии используется скороговорка: Лежебока — рыжий кот отлежал себе живот.

Педагог — Кто услышал, какой звук я выделила голосом? — Произнесите этот звук, четко артикулируя. — Повторите слова с этим звуком, которые вы запомнили. — Выделите голосом ударный звук в слове лежебока. — Произнесите скороговорку не спеша; быстрее; быстро. — Произнесите скороговорку от лица маленького человечка — гномика, от лица великана. — Произнесите скороговорку, начиная очень тихо, затем громче и к концу скороговорки громко — и наоборот. — Произнесите скороговорку ласково (мы рады, что кот лежит); подразните кота; пожалейте кота, ведь он отлежал себе живот; рассердитесь (сколько можно лежать!) (Соответственной интонации должна быть и мимика.) — Произнесите скороговорку с вопросительной интонацией с восходящей мелодией от каждого слова и ответьте, выделяя слово, от которого был поставлен вопрос, нисходящей мелодией.

Вторая часть занятия № 16

Цели: см. занятие №14.

Материал: конверты с танграмами для каждого ребенка; таблица — образец "лисички"; песочные часы.

См. Приложение № 7. Графические задания ко вторым частям занятий.

Задания: 1) Подумайте и мысленно представьте себе, какая геометрическая фигура получится из квадрата, двух больших треугольников и одного треугольника средней величины. Составьте ее и расскажите, как это можно сделать.

2) Составьте фигуру-силуэт лисички. (Образец демонстрируется в течение 20 секунд.)

Инструкция: — рассмотрите фигуру лисички и расскажите, из каких геометрических фигур составлены туловище, хвост, голова, уши; — вспомните, как мы делали фигуру лисички из треугольников; — подумайте, что изменится при составлении фигуры лисички из других фигур; — за 2 минуты аккуратно составьте фигуру лисички; — расскажите, как вы это делали.

4) Сделайте то, что вам хочется, из данных фигур.

Итог занятия.

План проведения занятия № 17

Первая часть

Артикуляционные упражнения (для развития четкости и подвижности артикуляционного аппарата)

Упражнения № 1.1; 2.2; 3.1.

См. Приложение 1. Артикуляционные упражнения.

Развитие речевого дыхания

Упражнение №11.

См. Приложение № 2. Упражнения для развития речевого дыхания.

Развитие мимической выразительности (формировать умение активно пользоваться мимическими мышцами в зависимости от эмоционального состояния)

Упражнение № 6.

См. Приложение № 3. Упражнения по развитию мимической выразительности.

Дикция (интегративная отработка и закрепление всех разделов I части занятия)

Отработке подлежат согласные звуки К, Г, X.

На занятии используется скороговорка: Ах ты, радуга-дуга, Ты высока и туга.

Педагог: — Прохлопайте ритм скороговорки. — Какие звуки я выделила голосом? — Произнесите эти звуки, четко артикулируя. — Повторите слова со звуками К, Г и X, которые вы запомнили. — Выделите голосом ударный звук в слове радуга. — Повторите хором скороговорку в среднем темпе; медленно; быстро. — Произнесите скороговорку тепло, доброжелательно — мы радуемся, что увидели радугу, она очень красивая и совсем близко, над нами. — Подумайте и подготовьтесь к произнесению скороговорки в выбранных вами темпе речи, тембре и высоте голоса. (Если ребенок не может воспроизвести какой-либо из заданных параметров интонационной выразительности, то ему предлагают произнести текст хором с остальными или в унисон с ребенком, выразившим желание помочь.)

Вторая часть занятия № 17

Цель: см. занятие №14.

Материал: конверты с танграмами для каждого ребенка; таблица — образец "машины"; песочные часы.

См. Приложение № 7. Графические задания ко вторым частям занятий.

Задания: 1) Подумайте и мысленно представьте себе, какая геометрическая фигура получится из двух маленьких треугольников и четырехугольника? Составьте ее и расскажите, как это можно сделать.

2) Составьте фигуру — силуэт машины. (Образец демонстрируется 20-30 секунд.)

Инструкция: — рассмотрите фигуру машины и расскажите, из каких геометрических фигур составлены кабина, кузов, колеса; — за 2 минуты аккуратно составьте фигуру машины; — расскажите, как вы это делали.

3) Сделайте любой вид транспорта из данных фигур. Итог занятия.

План проведения занятия № 18

Первая часть

Артикуляционные упражнения (для развития четкости и подвижности артикуляционного аппарата)

Упражнения № 2.3; 2.4; 3.3; 3.4.

См. Приложение 1. Артикуляционные упражнения.

Развитие речевого дыхания

Упражнение №11.

См. Приложение № 2. Упражнения для развития речевого дыхания.

Развитие мимической выразительности (формировать умение активно пользоваться мимическими мышцами в зависимости от эмоционального состояния)

Упражнение № 7.

См. Приложение № 3. Упражнения по развитию мимической выразительности.

Дикция (интегративная отработка и закрепление всех разделов I части занятия)

Цель: формировать умение интонационно-мелодически оформлять свое высказывание, учить определять настроение и чувства, выражаемые интонационно-мелодическими средствами; закреплять умение контролировать четкость собственного произношения, развивать слуховое восприятие, внимание и память; закреплять умение пользоваться высотой и силой голоса, менять темп речи, передавать интонацию вопроса и ответа; учить определять и выдерживать смысловую паузу.

Особое внимание уделяется закреплению умений и навыков изменять темп речи; силу, высоту и тембр голоса; определять и выдерживать смысловую паузу.

Отработке подлежат согласные звуки Кь, Гь, Хь.

На занятии используется скороговорка: Герасим кроил, А хитрый Кирилл перекраивал.

Педагог — Какие звуки я выделила голосом? — Произнесите эти звуки, четко артикулируя. — Повторите слова со звуками Кь, Гь и Хь, которые вы запомнили. — Выделите голосом ударный звук в слове хитрый. — Произнесите скороговорку хором в умеренном темпе, четко проговаривая все звуки. — Произнесите скороговорку вначале тихо, постепенно увеличивая силу голоса. — Произнесите слова скороговорки, относящиеся к Герасиму, высоким голосом и в быстром темпе, слова про Кирилла — низким голосом и медленно. — Произнесите слова, относящиеся к Герасиму, медленно и ласково, затем сделайте паузу, а слова, относящиеся к Кириллу, — сердито и в быстром темпе. — Произнесите слова, относящиеся к Герасиму, грустно; слова про Кирилла — весело и наоборот.

Дети по одному задают вопросы, а отвечают хором Обращается внимание детей на то, что вопросы нужно ставить к разным словам.

Вторая часть занятия № 18

Цели: см. занятие № 14.

Материал: конверты с танграмами для каждого ребенка; таблица — образец "парохода" и "самолета", песочные часы.

См. Приложение № 7. Графические задания ко вторым частям занятий.

Задание: 1) Составьте фигуру-силуэт парохода. (Образцы демонстрируются 20 секунд.)

Инструкция: — рассмотрите фигуру парохода и расскажите, из каких геометрических фигур составлены корпус, рубка; — вспомните, как мы делали фигуру парохода из треугольников; — подумайте, что изменится при составлении фигуры парохода из других фигур; — за 2 минуты аккуратно составьте фигуру парохода; — расскажите, как вы это делали.

2) Составьте фигуру-силуэт самолета, ориентируясь на образец. Вспомните, как вы выполняли предыдущее задание.

3) Сделайте то, что вам хочется, из данных фигур.

Итог занятия.

План проведения занятия № 19

Первая часть

Артикуляционные упражнения (для развития четкости и подвижности артикуляционного аппарата)

Упражнения N3 1.1; 2.3; 3.2.

См. Приложение 1. Артикуляционные упражнения.

Развитие речевого дыхания

Упражнение №11.

См. Приложение № 2. Упражнения для развития речевого дыхания.

Развитие мимической выразительности (формировать умение активно пользоваться мимическими мышцами в зависимости от эмоционального состояния).

Упражнение № 27.

См. Приложение № 3. Упражнения по развитию мимической выразительности.

Дикция (интегративная отработка и закрепление всех разделов I части занятия)

Отработке подлежат согласные звуки М, Мь.

На занятии используется скороговорка: Мед медведь в лесу нашел — Мало меда, много пчел.

Педагог — Какие звуки я выделила голосом? — Произнесите эти звуки, четко артикулируя. — Повторите слова со звуками М, Мь, которые вы запомнили. — Выделите голосом ударный звук в слове медведь. — Произнесите скороговорку в умеренном темпе; после слова нашел сделайте паузу, затем продолжите скороговорку, убыстряя темп. — Произнесите первую строчку тихо, вторую — громко. — Произнесите скороговорку, постепенно увеличивая силу голоса, затем — уменьшая силу голоса. — Произнесите первую строчку, как маленький медвежонок, а вторую — как большой медведь. — Произнесите первую строчку хвастливо (поочередно), вторую — разочарованно (хором). — Произнесите предложение "Мед медведь в лесу нашел", выделяя голосом каждое слово поочередно. (Такая же работа проводится с фразой "Мало меда, много пчел".)

Вторая часть занятия № 19

В процессе выполнения заданий этой части занятия особое внимание уделяется развитию творческого воображения и фантазии. В плане речемыслительной деятельности формируется умение составлять развернутое высказывание на основе критической оценки своей работы или работы своих товарищей (рецензирование).

Материал: конверты с танграмами для каждого ребенка; песочные часы.

См. Приложение № 7. Графические задания ко вторым частям занятий.

Самостоятельное составление детьми различных фигур на основе собственной творческой фантазии.

Задание: — Составьте любую фигуру — по своему желанию.

Инструкция: (используется только в случае затруднений детей) — подумайте, что вы хотите сделать; — расскажите, что вы задумали и что у вас получилось; — расскажите о последовательности своих действий; — оцените свою работу и работу своих товарищей.

Итог занятия.

План проведения занятия № 20

Первая часть

Артикуляционные упражнения (для развития четкости и подвижности артикуляционного аппарата)

Упражнения №№ 2.1; 2.2; 2.4; 3.4.

См. Приложение 1. Артикуляционные упражнения.

Развитие речевого дыхания

Упражнение № 12.

См. Приложение № 2. Упражнения для развития речевого дыхания.

Развитие мимической выразительности (формировать умение активно пользоваться мимическими мышцами в зависимости от эмоционального состояния)

Упражнение № 21.

См. Приложение № 3. Упражнения по развитию мимической выразительности.

Дикция (интегративная отработка и закрепление всех разделов I части занятия)

Отработке подлежит согласный звук Л.

На занятии используется скороговорка: Около кола — колокола, И на колах — колокола.

Педагог — Какой звук я выделила голосом? — Произнесите этот звук, четко артикулируя. — Повторите слова со звуком Л, которые вы запомнили. — Выделите голосом ударный звук в слове колокола. — Произнесите скороговорку медленно, четко проговаривая все звуки. — Произнесите весело; сердито; ласково; равнодушно; возмущенно. — Произнесите, делая ударение на каждом слове поочередно. — Произнесите скороговорку с вопросительной интонацией от каждого слова с восходящей мелодией и ответьте, выделяя слово, от которого был поставлен вопрос, нисходящей мелодией.

Около кола — колокола? Около кола — колокола? И на колах — колокола? И на колах — колокола?

Девочки задают вопросы — мальчики отвечают (или по рядам).

Затем каждый ребенок произносит скороговорку на время, в выбранных им темпе, тембре, ритме, высоте и силе голоса, эмоциональной окраске. (У педагога секундомер.)

Вторая часть занятия № 20

Составление фигур из спичек

В процессе выполнения заданий по составлению различных фигур из спичек у детей закрепляется и совершенствуется умение осуществлять целенаправленные поисковые действия умственного и практического плана, развивается смекалка.

Поскольку в ходе выполнения заданий со спичками осуществляется трансфигурация (преображение одних фигур в другие), дети включаются в активную умственную деятельность творческого характера с элементами абстрактного мышления.

Материал: наборы спичек (без серы) для каждого ребенка, доска, мел, песочные часы.

См. Приложение № 7. Графические задания ко вторым частям занятий.

Задание 1. Составьте 2 равных квадрата из 7 спичек. Расскажите о ходе своих действий.

Задание 2. Составьте домик по данному образцу (нарисованному на доске).

Инструкция: — посмотрите на доску, сосчитайте, сколько вам понадобится спичек, чтобы построить этот домик; — сколько спичек нужно добавить или убрать из того количества, что у вас было на столе?

Расскажите, как вы делали свою работу, доказывая правильность выполнения задания.

Задание 3. Сделайте из домика флажок (трасфигурация).

Инструкция: — переложите две спички так, чтобы получился флажок; — объясните, как вы это сделали; научите товарища, если у него не получается.

Задание 4. Посмотрите на доску, сосчитайте, сколько спичек нужно убрать или добавить из тех, которые перед вами на столе. Сделайте телевизор, сравните с образцом. Расскажите, как вы это делали, помогите товарищу.

Если дети качественно и быстро справляются с заданием, им предлагают составить любую фигуру по собственному желанию из определенного количества спичек. В этом случае требуется обязательно развернутое учебное высказывание о том, что было задумано и как выполнялось задание.

Итог занятия.

План проведения занятия № 21

Первая часть

Артикуляционные упражнения (для развития четкости и подвижности артикуляционного аппарата)

Упражнения № 2.3; 2.4; 3.4.

См. Приложение 1. Артикуляционные упражнения.

Развитие речевого дыхания

Упражнение № 12.

См. Приложение № 2. Упражнения для развития речевого дыхания.

Развитие мимической выразительности (формировать умение активно пользоваться мимическими мышцами в зависимости от эмоционального состояния)

Упражнение № 22.

См. Приложение № 3. Упражнения по развитию мимической выразительности.

Дикция (интегративная отработка и закрепление всех разделов I части занятия)

Отработке подлежит согласный звук Ль.

На занятии используется скороговорка: На мели мы налима ловили.

Педагог — Какой звук я выделила голосом? — Произнесите этот звук, четко артикулируя. — Повторите слова со звуком Ль, которые вы запомнили. — Выделите голосом ударный звук в слове налима. — Произнесите скороговорку медленно, прохлопывая ритм. — Произнесите скороговорку без голоса в заданном ритме; по моему сигналу "включите" голос. — Произнесите скороговорку: девочки шепотом, мальчики громко и наоборот. — Произнесите скороговорку голосами Михаила Потаповича, Настасьи Петровны и Мишутки. — Произнесите скороговорку, задавая вопросы от каждого слова поочередно. — Ответьте с различной интонацией. На мели мы налима ловили? На мели мы налима ловили. (Сердито.) На мели мы налима ловили? На мели мы налима ловили. (С гордостью.) На мели мы налима ловили? На мели мы налима ловили. (Задумчиво.) На мели мы налима ловили? На мели мы налима ловили. (Весело.)

Вторая часть занятия № 21

Составление фигур из спичек

Цели: см. занятие № 20.

См. Приложение № 7. Графические задания ко вторым частям занятий.

Задание 1. Выложите из спичек часы по образцу.

Инструкция: — посмотрите на доску, — сосчитайте, сколько спичек понадобится, чтобы выложить эти часы (10 спичек + 2 на стрелки). — Который час показывают часы?

Задание 2. Выложите из спичек зонтик по образцу.

Инструкция. — сосчитайте, сколько понадобится спичек для того, чтобы сделать такой зонтик; — выложите зонтик на парте (спички из коробки выбирайте по одной); — делайте работу аккуратно, чтобы было красиво.

Задание 3. Сделайте из зонтика 3 равных треугольника (трансфигурация).

Инструкция: — переложите 2 спички так, чтобы получилось 3 равных треугольника; — из 7 спичек составьте 3 равных треугольника, расположенных по-другому.

Задание 4. Сделайте любую фигуру (предмет) из 12 спичек — по своему выбору.

По следам выполнения каждого задания дети дают развернутый отчет о проделанной работе.

Итог занятия.

План проведения занятия № 22

Первая часть

Артикуляционные упражнения (для развития четкости и подвижности артикуляционного аппарата)

Упражнения № 1.1; 2.3; 3.5.

См. Приложение 1. Артикуляционные упражнения.

Развитие речевого дыхания

Упражнение № 23.

См. Приложение № 2. Упражнения для развития речевого дыхания.

Развитие мимической выразительности (формировать умение активно пользоваться мимическими мышцами в зависимости от эмоционального состояния)

Упражнение № 22.

См. Приложение № 3. Упражнения по развитию мимической выразительности.

Дикция (интегративная отработка и закрепление всех разделов I части занятия)

Отработке подлежат согласные звуки Н и Нь.

На занятии используется загадка-Конь стальной, хвост льняной.

Педагог — Какой звук я выделила голосом? — Произнесите этот звук, четко артикулируя. — Произнесите слова со звуками Н, Нь, которые вы запомнили. — Выделите голосом ударный звук в слове стальной. — Мы с вами проговаривали стихи, скороговорки, а что это? — Правильно, загадка. — Повторите загадку "загадочным" голосом (по одному), делая логические ударения на тех словах, в которых заключена подсказка к отгадке. Произнести всем вместе, обращая внимание детей на то, что после слова стальной голос повышается; после слова льняной голос понижается. — Произнесите загадку сердито; задумчиво; радостно. И т.д. — Произнесите загадку высоким и низким голосом.

Вторая часть занятия № 22

Составление фигур из спичек

Цели: см. занятие № 20.

Задание. Выкладывание домика из 11 спичек.

См. Приложение № 7. Графические задания ко вторым частям занятий.

— Посмотрите на доску, сосчитайте, сколько понадобится спичек для того, чтобы сделать такой домик. — Переложите спичку так, чтобы домик был повернут в другую сторону. — Сколько нужно отнять спичек или добавить, чтобы получилась такая рыбка? — Сделайте, что хотите, из 11 спичек.

По следам выполнения каждого задания дети дают развернутый отчет с доказательством правильности своих действий.

Итог занятия.

Примерный ход занятия № 23

Первая часть

Артикуляционные упражнения (для развития четкости и подвижности артикуляционного аппарата)

Упражнения № 1.1; 2.4; 3.1; 3.4.

См. Приложение 1. Артикуляционные упражнения.

Развитие речевого дыхания

Упражнение № 14.

См. Приложение № 2. Упражнения для развития речевого дыхания.

Наши рекомендации