Анатомическая составляющая голоса

(подожмите живот, откройте “второй рот”)

Присвоение номеров секретам настройки голоса проведено не по значимости (первый – значит главный). В нашем организме все взаимосвязано. Смысл нумерации в том, что после теории идет практика. А практически целесообразнее вначале включить анатомическую, затем физиологическую, а уж потом психическую составляющую голоса.

1.1.1.подожмите живот. Это ключ к решению всех проблем с голосом. Этот прием связан с главным секретом бельканто – пением на малом дыхании. Суть поджатия живота в том, что оно вызывает вертикальное положение диафрагмы, что в свою очередь повышает давление в бронхиальной

системе. После выполнения этого приема, вся остальная работа идет в автоматическом режиме, и вмешиваться в него не надо.

Как первый секрет соотносится со вторым (малое дыхание), будет говориться в следующем разделе, посвященному дыханию непосредственно.

(Снимок из книги Л.Д. Работнова)

Все знаменитые певцы знали секрет поджатия живота и пользовались им при пении.Для этого они для страховки носили специальные пояса, стягивающие нижнюю часть живота и облегчающие втягивание в себя живота. Известно, что этими поясами пользовались все знаменитые оперные певцы, (Шаляпин, Карузо, Печковский, Лемешев и др.)

Советую посмотреть и фильм с участием певца в фильме «ПОТОМУ ЧТО ТЫ МОЯ», где Марио Ланца демонстрирует свои физические кондиции. (Продаются на DVD). Постановщик фильма вводит сцены, в которых артист в роли солдата несколько раз предстоит перед зрителем с обнаженным торсом. Видно, насколько хорошо развиты мышцы брюшного торса. Никого раздутого живота нет и в помине.

Для тренировки поджатия живота Л.Д.Работнов рекомендует:«поднять обе руки к верху таким образом, чтобы пальцы каждой руки обхватывали на голове противоположный локоть; при этом происходит непроизвольное втягивание живота (умеренное), легкое втяжение подложечки, расширение грудной клетки и поднятие диафрагмы, также ощущается сокращение мышц в области поясницы; усиленным сокращением последних мышц положение диафрагмы может достигнуть максимальной высоты и напряжения, так как одновременно с ними напрягается задняя мышечная зона ее, которая прикрепляется к 12м ребрам

и поддается произвольному движению. Получающееся при поднятии рук ощущение легкости вдоха и выдоха и расслабления грудных стенок объясняется улучшением легочного кровообращения: вены легких расширяются, отчего достигается ускоренный отток крови из вен головы и верхних конечностей…

Объективно отмечается умеренное втяжение подложечки и расширение нижней апертуры грудной клетки, субъективно ощущаются сокращения спинных мышц, задней мышечной зоны диафрагмы и тазовой диафрагмы. Вслед за этой подготовкой вдох, произведенный лучше через нос, обеспечивает последующее пение с неподвижными стенками груди и живота».

Кстати, млекопитающие при издании звуков всегда поджимают живот. Это легко увидеть на примере лая и воя собак, и волков, мяуканья кошек, мычания коров и др. То же самое можно сказать о младенцах во время крика и у взрослых во время сильнейшего стресса. Идеальное поджатие своего животика демонстрирует мой котик Нордик (фото в начале раздела)

Вывод: прежде, чем начинать говорить или петь подожмите живот. Повторяю, этот простой прием – ключ к здоровью (малое дыхание) и к бесчисленным богатствам нашего голоса. Это главный фактор, обеспечивающий малое дыхание.

Для выработки этого навыка существует много упражнений. Наиболее простые и эффективные упражнения приводятся в практической части.

Этот прием можно назвать ключом методики, так владение им открывает вход в «кладовую богатства голоса».

Кроме всего прочего, понимание сути этого приема заставляет человека соблюдать соответствующий режим жизни и в первую очередь питания.

У Шаляпина был случай, когда он объелся лапшой и вынужден был отменить спектакль. При переполненном желудке не возможно поджать живот и привести диафрагму в

вертикальное положение.”...Да, немало надо было ее отведать, чтобы диафрагма отказалась действовать”- Шаляпин (по воспоминаниям В.Г.Гайдарова).

Следовательно, тот, кто хочет быть обладателем феноменального голоса должен быть в хорошей физической форме. В первую очередь надо следить за своим желудком, брюшным прессом и позвоночником.

1.1.2.Откройте «второй рот». «Второй рот» - это место, где гортань соединяется с трахеей. Осведомленные в проблемах голоса вокальные педагоги, для простоты называют это «вторым ртом».

Одной из самых главных проблем восстановления природной постановки голоса человека является увеличение пространства между задней стенкой гортани и корнем языка

Рис.2 три положения открытия «второго рта»

I – идеальное открытие «второго рта»

II – хорошее открытие «второго рта»

III – плохое открытие «второго рта» (при глотании, и при очень широком открытии «первого рта» То, что мы называем улучшением соединения, открытием “второго рта”, в науке о голосе называют “принципами расширения и эластичности” и связывают не с природой явления, а с труднопроизносимыми именами теоретиков, что приводит к путанице.

В данном случае проще и целесообразнее сравнить гортань и трахею с трубой, состоящей из двух составных трубок разных длин и диаметров. Длина одной трубы (трахеи) приблизительно в пять раз больше другой (гортани) и ненамного шире (на 20-25%). Ясно, что воздушное сообщение между трубами будет идеальным, если в месте стыка труб не будет никаких перегородок или иных препятствий. Идеальным аналогом этой конструкции является устройство блок-флейты, диаметры составных частей которой совпадают.

У человека между основной трубой (трахеей) и надставной (гортанью) имеется перегородка в виде корня языка. Эту перегородку мы постоянно ощущаем, произнося заднеязычные согласные К и Г. Особенности их произнесения в русском языке мешают ему быть таким же звучным, как украинский язык, в котором гласная Г звучит так же, как X с голосом, что и делает украинскую речь такой звонкой и певучей. Мы привыкли считать, что чем шире открыт рот (челюсть), тем лучше для голоса. Однако это не так. Напротив - широкое открытие рта приводит к зажиму мышц гортани, и воздух (звук) из трахеи проходит в гортань не широким потоком, наподобие полноводной реки, а узеньким ручейком. Про такой голос и говорят, что он зажатый.

Причина - в плохом соединении трахеи и гортани. Их правильное соединение - половина успеха в формировании идеально звучащего голоса.

Понаблюдайте за артикуляцией известного киноактера Юрия Яковлева в кинофильмах. “Первый рот” почти полностью закрыт, но при этом, какое богатство тембров и возможность говорить в высочайшем темпе без потери четкости произношения! Этот пример - эталонное положение открытия “второго рта”.

До гортани звук идет помимо нашей воли, и этот звук при повышенном бронхиальном давлении обладает бесчисленными сокровищами, но на последнем отрезке своего пути он встречает препятствие в виде гортани.

Также как при закрытой крышке рояля невозможно на нем играть, также нельзя говорить и о каких-либо дальнейших достижениях в настройке голоса, если нет необходимого соединения между гортанью и трахеей - иначе говоря, если не открыт “второй рот” (пространство между корнем языка и стенкой гортани).

Вот этому-то и надо научиться: отключать горло от голоса, то есть сделать его только проводником. Иначе говоря, из трахеи и гортани мы должны образовать составную трубу, своего рода раструб, нижняя часть которого - источник звука, а верхняя, наподобие воронки - его проводник. Чтобы этот раструб заработал, необходимо в первую очередь расслабить гортань, с тем, чтобы она сама опустилась вниз. Этим самым увеличится пространство, соединяющее гортань и трахею и звук пойдет изнутри беспрепятственно.

Мы привыкли считать, что чем шире открыт рот (челюсть), тем лучше для голоса. Однако это не так. Напротив - широкое открытие рта («первого рта», там, где зубы) приводит к зажиму мышц гортани, и воздух (звук) из трахеи проходит в гортань не широким потоком, наподобие полноводной реки, а узеньким ручейком. Про такой голос и говорят, что он зажатый. Причина - в плохом соединении трахеи и гортани. Их правильное соединение - половина успеха в формировании идеально звучащего голоса.

Это два взаимосвязанных и управляемых расширения трубы (гортани и челюсти). Ведущим является гортань, подстраивается под нее челюсть. Если поменять местами управляющий и исполнительный элементы этой взаимосвязанной системы, то происходит зажим гортани и голос становится зажатым. Так оно и происходит у большинства людей. В том числе и у большинства певцов, которые, широко открывая рот, считают, что помогают звуку выйти наружу с большим эффектом. На самом деле все обстоит ровно наоборот.

На рисунке у певца «первый рот» чрезмерно открыт, значит «второй рот» закрыт и голос зажатый. К тому же в этом случае неизбежна «ротовая утечка».

Теперь встает законный вопрос: существуют ли в наше время известные политики, драматические артисты или певцы, у которых гортань и трахея имеют хорошее соединение? Ответ: да, существуют, но таких - единицы. Из известных политиков можно выделить генерала Александра Лебедя, у которого голос шёл, как из трубы. Здесь имело место 100-процентное соединение. Однако мало кто знает, что это соединение - результат хирургической операции на гортани, произведенной в детстве, после того как, проявив мальчишескую отвагу, будущий генерал пострадал от взрыва и его сшивали, как выразилась его мать, “по частям”.

Прекрасное соединение чувствуется в голосе у известных в прошлом дикторов радио и телевидения - Балашова, Кириллова и, разумеется, Левитана. Из артистов театра и кино надо отметить Николая Анненкова, дожившего до 100-летнего юбилея, и его последователей: Николая Переверзева, Владимира Яхонтова, Карнович-Валуа, Евгения Евстигнеева, Иннокентия Смоктуновского, Армена Джигарханяна, Михаила Краско, Николая Караченцева, Владимира Высоцкого, Аллы Пугачевой и других представителей, как правило, московской театральной школы.

Понаблюдайте за артикуляцией известного киноактера Юрия Яковлева в кинофильмах. “Первый рот” почти полностью закрыт, но при этом, какое богатство тембров и возможность говорить в высочайшем темпе без потери четкости произношения!

Но максимальное открытие “второго рта”, при котором челюсть практически полностью сомкнута, наблюдается у чревовещателей. Их тип голосообразования полностью подтверждает нашу нейробронхиальную теорию.

Из мастеров оперного пения в этом плане можно отметить, помимо Шаляпина, баритонов Маттиа Баттистини, Титта Руффо, К. Эверарди, И. Тартакова, теноров Леонида Собинова, А. Мазини, Бениамино Джильи, Марио Ланца, Осипа Рогачевского, сопрано Галину Ковалеву и Хиблу Герцхлаву.

Особняком стоит перуанская певица Има Сумак. Она такая же самоучка, как и Шаляпин. Сразу после рождения мать перед ее колыбелью поставила клетку с канарейкой (кстати, у птиц грудная клетка при дыхании не приподнимается, так как анатомически жестко закреплена, нет у них и диафрагмы, а есть только трахейная трубка, которая и является источником звука). В дальнейшем девочка подражала пению птиц в лесу. Других учителей пения у Имы Сумак не было. В результате она стала обладательницей феноменального голоса диапазоном в 4 с половиной октавы.

Хиблу Герцхлаву - обладательницу Гран-При 10 международного конкурса музыкантов-исполнителей им.П.И.Чайковского 1994 года мне довелось слышать в Петербурге на заключительном 3 туре конкурса им.Римского-Конкурса, являвшимся отборочным к конкурсу Чайковского.

Несмотря на то, что она была абсолютно вне конкуренции в плане вокала и артистического мастерства, ей присудили только третью премию. Мне впервые в жизни посчастливилось увидеть и услышать, по выражению Остужева “поющий раструб”. Справедливость все же восторжествовала. Воздействие от такого пения на слушателей и даже на жюри международного конкурса Чайковского оказалось настолько сильным, что впервые в мировой практике в смешанных конкурсах (за этот приз кроме певцов боролись пианисты, скрипачи и виолончелисты) Гран-При присудили малоизвестной певице-студентке 3 курса Московской консерватории (класс профессора Масленниковой).

Еще раз заостряю внимание на прямой зависимости качества голоса от качества соединения гортани с трахеей (открытие “второго рта”). Сумеете добиться поставленной пели - большая часть дальнейшего успеха обеспечена. Здесь главное - захотеть. Сказанное выше известно очень малому кругу специалистов и, на мой взгляд, является одним из главных “профессиональных секретов” людей с хорошо поставленным голосом.

По свидетельству дочерей Шаляпина, начинал свой рабочий день со своеобразными играми со своим бульдогом.

В течение жизни их было несколько. Наиболее любимым, запечатленным в картине Кустодиева, был Булька. Шаляпин подражал рычанию и лаю своего любимца.

Ранее это для меня казалось просто забавой. Затем, когда мне был преподан урок правильного произнесение глубокого французского «Р» (R), то мне стала ясна главная причина этой забавы.

Глубокое французское «Р» (R) способствует расширению гортани и очень похоже на рычание собаки. Поэтому проще и эффективней для открытия «второго рта» подражать рычанию собаки.

Итак, голос помещен в систему самонастраивающихся труб разного размера и диаметра и подобен духовому оркестру или оргбну.

Подведем итог: первый секрет настройки голоса – это ключ к решению всех проблем с голосом. Для этого мы должны научиться поджать живот и открыть «второй рот».

1.2.

ВТОРОЙ СЕКРЕТ НАСТРОЙКИ ГОЛОСА: МАЛОЕ ДЫХАНИЕ.

Напоминаю, что этот самоучитель приурочен к 150- летней годовщине выхода второго издания книги М.Гарсиа ««Полное руководство по искусству пения» (1856), где рекомендовано диафрагматическое глубокое дыхание. Очевидно, переводчик этого термина с французского языка был не в ладах с грамматикой русского языка, поэтому в дальнейшем будем придерживаться более грамотного и благозвучного слова «диафрагмальное».

В теоретическом значении - эта самая важная часть книги. Некоторые наиболее важные места будут повторяться в разных контекстах.

Предварительные сведения

Наши рекомендации