Образец бланка для тестирования

   
   

Оценка теппинг – теста(В.Б. Мандриков, М.П. Мицулина, 2000)

Оценка Показатели (кол. т./с)
мужчины женщины
«5» 7,6 и выше 6,5 и выше
«4» 7,0-7,5 6,0-6,4
«3» 5,9-6,9 5,3-5,9
«2» 5,8-5,3 5,2-4,9
«1» 5,2 и ниже 4,8 и ниже

Точность мышечных усилий (ТМУ).Точность мышечных усилий определяется с помощью кистевого динамометра. В первой попытке студенты выполняют максимальное усилие (МУ1) (количество кг), во второй попытке им предлагается выполнить усилие в 50% (МУ2) от показанной в первой, без зрительного контроля показаний динамометра. Учитывается процент отклонения от заданного значения по формуле:

ТМУ =[(МУ1 : 2 – МУ2) х 100%,] , где:

МУ1 –первое мышечное усилие;

МУ2 –второе мышечное усилие.

Оценка точности мышечных усилий(В.Б. Мандриков, М.П. Мицулина, 2000)

Оценка Показатели (%)
мужчины женщины
«5» 0-6,6 0-4,3
«4» 6,7-15,3 4,4-15,9
«3» 15,4-33,0 16,0-39,0
«2» 33,1-41,8 39,1-50,6
«1» 41,9 и выше 50,7 и выше

Оценка уровня психо-эмоционального состояния

Методика и диагностика самочувствия, активности и настроения.

Цель методики САН: Экспресс-оценка самочувствия, активности и настроения.

Описание методики САН. Опросник состоит из 30 пар противоположных характеристик, по которым испытуемого просят оценить свое состояние. Каждая пара представляет собой шкалу, на которой испытуемый отмечает степень выраженности той или иной характеристики своего состояния.

Инструкция методики САН. Вам предлагается описать свое состояние в данный момент с помощью таблицы, состоящей из 30 пар полярных признаков. Вы должны в каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает Ваше состояние, и отметить цифру, которая соответствует степени выраженности данной характеристики.

Обработка данных методики САН. При подсчете крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в 1 балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса пары — в 7 баллов. При этом нужно учитывать, что полюса шкал постоянно меняются, но положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные — низкие. Полученные баллы группируются в соответствии с ключом в три категории, и подсчитывается количество баллов по каждой из них.

Самочувствие — сумма баллов по шкалам: 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.

Активность — сумма баллов по шкалам: 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.

Настроение — сумма баллов по шкалам: 5, 6, И, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.

Полученные результаты по каждой категории делятся на 10. Средний балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 4 балла, свидетельствуют о благоприятном состоянии испытуемого, ниже 4 — о неблагоприятном состоянии. Нормальные оценки состояния располагаются в диапазоне 5,0—5,5 баллов. Следует учесть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных показателей, но и их соотношение.

Типовая карта методики САН

Фамилия, инициалы_______________________________ Пол____ Возраст_____

Дата_________________________ Время____________

Самочувствие хорошее Самочувствие плохое
Чувствую себя сильным Чувствую себя слабым
Пассивный Активный
Малоподвижный Подвижный
Веселый Грустный
Хорошее настроение Плохое настроение
Работоспособный Разбитый
Полный сил Обессиленный
Медлительный Быстрый
Бездеятельный Деятельный
Счастливый Несчастный
Жизнерадостный Мрачный
Напряженный Расслабленный
Здоровый Больной
Безучастный Увлеченный
Равнодушный Взволнованный
Восторженный Унылый
Радостный Печальный
Отдохнувший Усталый
Свежий Изнуренный
Сонливый Возбужденный
Желание отдохнуть Желание работать
Спокойный Озабоченный
Оптимистичный Пессимистичный
Выносливый Утомленный
Бодрый Вялый
Соображать трудно Соображать легко
Рассеянный Внимательный
Полный надежд Разочарованный
Довольный Недовольный

Шкала депрессии (Э.Р. Ахмеджанов, 1995). Тестирование включает 20 вопросов. Испытуемому необходимо выбрать соответствующий вариант ответа. Подсчитывается общее количество баллов.

Шкала депрессии

Вопрос Изредка Иногда Часто Всегда
Я чувствую подавленность
  2. Утром я чувствую себя лучше всего
3. У меня бывают периоды плача
4. У меня плохой ночной сон
5. Аппетит у меня не хуже обычного
6. Мне приятно смотреть на привлекательных женщин (мужчин)
7. Я замечаю, что теряю вес
8. Меня беспокоят запоры
9. Сердце бьётся быстрее, чем обычно
10. Я устаю без всяких причин
11. Я мыслю так же ясно, как всегда
12.   Мне легко делать то, что я умею
13.   Чувствую беспокойство и не могу усидеть на месте
14.   У меня есть надежды на будущее
15.   Я более раздражителен, чем обычно
16. Мне легко принимать решения
17.   Я чувствую, что полезен и необходим
18.   Я живу достаточно полной жизнью
19.   Я чувствую, что другим людям станет лучше, если я умру
20.   Меня до сих пор радует то, что радовало всегда

Оценка уровня депрессии(Э.Р. Ахмеджанов, 1995)

Оценка Баллы
«5» 20-30
«4» 31-41
«3» 42-59
«2» 60-70
«1» 71-80

Шкала оценки состояния когнитивных функций (MMSE). Краткий опросник из 30 пунктов, используемый для выявления (скрининга) возможных когнитивных нарушений, в частности, деменции. MMSE также используют для оценки изменений, произошедших при развитии болезни либо под воздействием терапии.

Существует несколько областей когнитивного функционирования, которые нужно охватить: ориентировка во времени, месте и местности; внимание и сосредоточения; фиксирование нового материала и его припоминание после отвлечения; простой счёт; узнавания предметов и лица; демонстрация адекватного использования предметов повседневного пользования, использование письменного и устного вещания; воспроизведение в памяти общеизвестных фактов, как исторических, так и недавних.

Существует много тестов для оценки когнитивных функций. Наиболее широко используемый тест – мини-схема исследования психического состояния (МИПС) (Mini-Mental State Examination – MMSE).

Инструкции

1. Ориентировка во времени. Попросите больного полностью назвать сегодняшнее число, месяц, год и день недели. Максимальный балл (5) дается, если больной самостоятельно и правильно называет число, месяц и год. Если приходится задавать дополнительные вопросы, ставится 4 балла. Дополнительные вопросы могут быть следующие: если больной называет только число спрашивают "Какого месяца?", "Какого года?", "Какой день недели?". Каждая ошибка или отсутствие ответа снижает оценку на один балл.

2. Ориентировка в месте. Задается вопрос: "Где мы находимся?". Если больной отвечает не полностью, задаются дополнительные вопросы. Больной должен назвать страну, область, город, учреждение в котором происходит обследование, номер комнаты (или этаж). Каждая ошибка или отсутствие ответа снижает оценку на один балл.

3. Восприятие. Дается инструкция: "Повторите и постарайтесь запомнить три слова: карандаш, дом, копейка". Слова должны произноситься максимально разборчиво со скоростью одно слово в секунду. Правильное повторение слова больным оценивается в один балл для каждого из слов. Следует предъявлять слова столько раз, сколько это необходимо, чтобы испытуемый правильно их повторил. Однако, оценивается в баллах лишь первое повторение.

4. Концентрация внимания. Просят последовательно вычитать из 100 по 7, так как это описано в 2.1.3.е. Достаточно пяти вычитаний (до результата "65"). Каждая ошибка снижает оценку на один балл. Другой вариант: просят произнести слово "земля" наоборот. Каждая ошибка снижает оценку на один балл. Например, если произносится "ямлез" вместо "ялмез" ставится 4 балла; если "ямлзе" - 3 балла и т.д.

5. Память. Просят больного вспомнить слова, которые заучивались в п.3. Каждое правильно названное слово оценивается в один балл.

6. Речь. Показывают ручку и спрашивают: "Что это такое ?", аналогично - часы. Каждый правильный ответ оценивается в один балл.

Просят больного повторить вышеуказанную сложную в грамматическом отношении фразу. Правильное повторение оценивается в один балл.

Устно дается команда, которая предусматривает последовательное совершение трех действий. Каждое действие оценивается в один балл.

Даются три письменных команды; больного просят прочитать их и выполнить. Команды должны быть написаны достаточно крупными печатными буквами на чистом листе бумаги. Правильное выполнение второй команды предусматривает, что больной должен самостоятельно написать осысленное и грамматически законченное предложение. При выполнении третьей команда больному дается образец (два пересекающихся пятиугольника с равными углами), который он должен перерисовать на нелинованной бумаге. Если при перерисовке возникают пространственные искажения или несоединение линий, выполнение команды считается неправильным. За правильное выполнение каждой из команд дается один балл.

Проба Оценка
1.Ориентировка во времени: Назовите дату (число, месяц, год, день недели, время года) 0 - 5
2.Ориентировка в месте: Где мы находимся? (страна, область, город, клиника, этаж) 0 - 5
3.Восприятие: Повторите три слова: карандаш, дом, копейка 0 - 3
4.Концентрация внимания и счет: Серийный счет ("от 100 отнять 7") - пять раз либо: Произнесите слово "земля" наоборот 0 - 5
5.Память: Припомните 3 слова (см. пункт 3) 0 - 3
6.Речь: Показываем ручку и часы, спрашиваем: "как это называется?" Просим повторить предложение: "Никаких если, и или но" 0 - 3
Выполнение 3-этапной команды: "Возьмите правой рукой лист бумаги, сложите его вдвое и положите на стол" 0 - 3
Чтение: "Прочтите и выполните" 1. Закройте глаза 2. Напишите предложение 0 - 2
3. Срисуйте рисунок Образец бланка для тестирования - student2.ru 0 - 1
Общий балл: 0-30

Интерпретация результатов

Итоговый балл выводится путем суммирования результатов по каждому из пунктов. Максимально в этом тесте можно набрать 30 баллов, что соответствует оптимальному состоянию когнитивных функций. Чем ниже итоговый балл, тем более выражен когнитивный дефицит. Результаты теста могут трактоваться следующим образом:

28 – 30 баллов – нет нарушений когнитивных функций;


24 – 27 баллов – преддементные когнитивные нарушения;

20 – 23 балла – деменция легкой степени выраженности;


11 – 19 баллов – деменция умеренной степени выраженности;

0 – 10 баллов – тяжелая деменция.

По количеству заданий MMSE значительно превосходит тесты, описанные выше, и требует больше времени для проведения. Однако ее чувствительность при легких формах деменции низка: суммарный балл может оставаться в пределах нормального диапазона. В этом случае судить о наличии болезни врач может по динамике результатов (сравнивать результаты, показанные с интервалом в несколько месяцев): если у человека развивается деменция, результаты будут ухудшаться; при отсутствии заболевания показанный результат будет стабильным.

Невелика также чувствительность этой методики при деменциях с преимущественным поражением подкорковых структур или лобных долей головного мозга. Для таких случаев в арсенале врачей есть другие тесты.

Наши рекомендации