II. Контрольно-диагностическое обеспечение практики
Отчет о результатах научно-педагогической практики студентов II курса ФМП СГИ НТГСПА, специализация 050401 Историческое образование
I. Организация педагогической практики.
Время прохождения практики: 14 ноября – 17 декабря 2011 г. В соответствии с планом магистерской подготовки, на научно-педагогическую практику при кафедре Истории, теории и методики обучения СГИ НТГСПА было направлено 10 магистрантов. Общее руководство практикой осуществляла доцент кафедры О. Ю. Белоус; групповое руководство – профессор, завкафедрой В. М. Кириллов (В. В. Егоров, О. С. Карзанова, П. Самарджев), профессор Ю. Б. Сериков (О. Ю. Горбань), доценты кафедры О. Ю. Белоус (А. А. Ершов, И. А. Назарова, О. П. Олохова), М. В. Булавин (Е. В. Болгарь, И. Нежданов) и В. Ф. Мезенцев (Д. А. Клюев). Для магистрантов были созданы необходимые условия для реализации ими под руководством опытных преподавателей цели и задач практики, в лекционных аудиториях, оснащенных современным мультимедийным оборудованием (ауд.6, 7, 15).
14 ноября была проведена установочная конференция с участием всех руководителей практики, кураторов научной подготовки магистрантов. Студенты получили консультации по организации всех видов практической деятельности, направленной на реализацию цели практики – разработку и апробацию магистрантом учебно-методических материалов в рамках учебной дисциплины, согласующейся с темой диссертации. Им были выданы образцы отчетных документов по итогам практики.
II. Контрольно-диагностическое обеспечение практики.
Формами кураторской работы со студентами-практикантами были индивидуальные консультации групповых руководителей, обеспечивающих научно-методическую подготовку магистранта, помощь в разработке и организации лекционных и семинарских занятий для бакалавров по теме, близкой теме магистерского исследования в области «Историческое образование», проверка и анализ отчетной документации магистранта по итогам практики. Групповой руководитель осуществлял контроль через взаимодействие с групповыми руководителями, посещение и анализ занятий, проводимых магистрантами.
III. Ход практики.
В ходе практики был организован учебно-методический семинар с целью организации взаимопосещения учебных занятий, проводимых магистрантами и их коллективного обсуждения. За время практики было проведено 7 заседаний, на которых были обсуждены 5семинарских и 4 лекционных занятия. Итогом работы семинара стало развитие у магистрантов профессиональной компетентности научно-методического самоанализа и анализа учебной работы в системе высшего образования.
С опозданием на практику в 3 недели вышел В. В. Егоров, что не позволило ему в полном объеме реализовать все виды научно-педагогической деятельности, предусмотренные Программой практики. Не вышли на практику магистранты И. Нежданов и П. Самарджев. Практику из 10 магистрантов прошли 8.
IV. Итоги практики.
По итогам практики 29 декабря была проведена конференция, на которой магистранты проанализировали свою работу по всем видам деятельности, с использованием электронной презентации. Групповые руководители проверили отчетную документацию и выставили оценки работы магистрантов и высказали свои впечатления о подготовке студентов к педагогической деятельности в вузе. Студенты в своих отчетах дали позитивную оценку об организации практики.
Критериями уровня квалификационной подготовки магистрантов к педагогической деятельности в вузе в области «историческое образование» стали:
· Глубина анализа учебно-методического и организационного обеспечением учебной дисциплины, близкой теме магистерского исследования;
· Комплексный анализ научно-педагогического и методического опыта организации образовательного процесса по учебной дисциплине (на примере экспертизы учебного занятия магистранта);
· Подготовка и проведение занятий магистрантом с бакалаврами по теме, близкой магистерской диссертации (1 лекция и 1 семинар);
· Подготовка отчета по практике;
· Выступление на итоговой конференции.
Наибольшее количество баллов магистрант мог получить за обоснование новизны темы магистерского исследования и внедрение результатов работы в образовательный процесс в форме лекционного и семинарского занятий с бакалаврами. Обязательным условием высокого балла было использование современных методов обучения и контроля знаний при организации учебного занятия. Всего за эти виды работы магистрант мог получить до 20 баллов за лекцию, до 30 баллов за семинар, до 20 баллов за организацию самостоятельной работы с бакалаврами и до 10 баллов за выступление на итоговой конференции (80 баллов из общего числа – 110).
Наиболее высокие успехи в проведении лекционного и семинарского занятий с бакалаврами показали: Ершов А. А. (Лекция «Человек в феодальном мире. Иван Грозный – портрет монарха Средневековья»; семинар «Понимание сущности феодализма в исторической науке XVIII–XIX вв.», 2 курс СГИ, профиль История), Назарова И. А. (Лекция «Межконфессиональные отношения в Европе в Средние века»; семинар «Понимание сущности феодализма в исторической науке XX – нач. XXI в.», 2 курс СГИ, профиль История), Олохова О. П. (Лекция «Византийская цивилизация», 1 курс СГИ, профиль Экономика). Их занятия отличались научностью, реализацией современных методологических подходов, использованием интерактивных средств и презентаций, экспресс-опросов, высоким уровнем организованности.
Общие итоги практики:
Фамилия, имя, отчество магистранта | Количество баллов в соответствии с кодификатором технологической карты магистранта | Оценка за практику | |||||||
I | II | III | IV | V | VI | Общий балл | |||
1. | Болгарь Е. В. | ||||||||
2. | Горбань О. Ю. | ||||||||
3. | Егоров В. В. | ||||||||
4. | Ершов А. А. | ||||||||
5. | Карзанова О.С. | ||||||||
6. | Клюев Д. А. | ||||||||
7. | Назарова И. А. | ||||||||
8. | Олохова О. П. | ||||||||
9. | Нежданов И. | Не явился | |||||||
10. | Самарджев П. | Не явился | |||||||
Итого: | «5» - 3 «4» - 4 «3» - 1 «2» - 2 |
Отчет заслушан на заседании кафедры истории, теории и методики обучения (протокол № от декабря 2011 г.).
Руководитель научно-педагогической практики Белоус О. Ю.