Основная задача – развитие у детей активного познавательного интереса к миру комнатных растений.

Содержание наблюдения Методическая подсказка
 
В уголке природы надо подобрать такие растения, которые были бы интересны для детей. Растения должны быть контрастны по строению стебля, форме, величине и окраске листьев, цветению. Они требуют разнообразных приемов ухода. Например, растение с сочными, мясистыми листьями, покрытыми маловодопроницаемым слоем покровных клеток (алоэ), нуждается в воде меньше, чем растения с крупными, нежными, снабженными большим числом устьиц, сильно испаряющими влагу листьями (колеус, бальзамин, китайская роза). При определении необходимости поливки у детей должен быть «избирательный подход» к растениям при обследовании. Есть растения, по внешнему виду которых нельзя определить, нуждаются ли они в поливке. Решить это можно, разрывая почву палочкой, — она рассыпается (кактус, алоэ, аспарагус); наличие воды на поддонах говорит о влажности почвы (традесканция, циперус). По мере необходимости дети рыхлят почву у комнатных растений, определяя потребность в этом по трещинам на земле, по стеканию воды во время поливки. Они узнают также, что рыхлить землю нужно по-разному. Если корни растения расположены близко к поверхности земли (традесканция, бегония), рыхлить землю надо особенно осторожно. Дети помогают воспитателю подкармливать растения, убеждаясь при этом в том, что растения, которые подкармливают, цветут гораздо дольше и красивее, чем те, которые не подкармливались. Они учатся обрызгивать растения с нежными мелкими листочками, очищать щеточкой пыль с ворсистых листьев (камнеломка, бегония-реке), чтобы не повредить листья и нежные волоски. Детям объясняют, что растениям нужен свет и воздух. Есть растения особенно светолюбивые (седум, фуксия, бегония вечноцветущая, камнеломка, примула, традескан-ция), а есть теневыносливые (аспарагус, аспидистра, бегония-реке). Зная это, дети сами решат, куда какое растение поставить, при проветривании убирают растения от форточки. В старшей группе круг трудовых обязанностей еще больше расширяется, дети приучаются к более сложным формам деятельности. Труд каждого ребенка оценивается не только с точки зрения отношения его к тем или иным обязанностям, но и с точки зрения усвоения ребенком навыков ухода (умение наметить последовательность действий, мотивировать способы их выполнения, правильно выполнять принятое решение). Целесообразно периодически производить осмотр уголка природы со всеми детьми. Это вызывает еще больший интерес к работе, повышает ответственность детей за выполнение своих обязанностей. При оценке работы следует подчеркнуть хорошее состояние животных и растений, с тем чтобы доставить детям удовлетворение и радость от результатов своей работы.
Время от времени дети привлекаются к коллективной уборке уголка природы: моют комнатные растения, заряжают аквариум и др. Здесь очень важно так распределить поручения, чтобы дети могли окончить работу одновременно, важно поддерживать у них согласованность в работе, правильные взаимоотношения. В календарном плане воспитатель планирует работу с подгруппами детей. В старшей группе дети дежурят 3—4 дня. Количество дежурных зависит от разнообразия объектов.
Воспитателю, безусловно, нужно знать особенности роста растений и приемы ухода за каждым из них. Растения с сочными мясистыми листьями нужно поливать реже, у них достаточно влаги в листьях, стеблях. Растения с крупными, нежными листьями — колеус, примулу, глоксинию и др. — поливать чаще.
Детей старшего возраста продолжают обучать поливке растений в связи с переходом к зимнему режиму и в соответствии с биологическими особенностями растений.
Для того чтобы дети понимали необходимость ухода за объектами уголка природы, воспитатель предлагает им задачи для самостоятельного решения (Что надо делать? Для чего? Как все делать по правилам?) и проверяет, как каждый ребенок выполняет все процессы (рыхлит землю, поливает растения, моет листья), при этом от детей требует бережного отношения к растениям.  
 
Основная задача – развитие у детей активного познавательного интереса к миру комнатных растений. - student2.ru Основная задача – развитие у детей активного познавательного интереса к миру комнатных растений. - student2.ru Основная задача – развитие у детей активного познавательного интереса к миру комнатных растений. - student2.ru Основная задача – развитие у детей активного познавательного интереса к миру комнатных растений. - student2.ru Основная задача – развитие у детей активного познавательного интереса к миру комнатных растений. - student2.ru
Алое Китайская роза Аспарагус Кактус Циперус
 
Основная задача – развитие у детей активного познавательного интереса к миру комнатных растений. - student2.ru Основная задача – развитие у детей активного познавательного интереса к миру комнатных растений. - student2.ru Основная задача – развитие у детей активного познавательного интереса к миру комнатных растений. - student2.ru Основная задача – развитие у детей активного познавательного интереса к миру комнатных растений. - student2.ru Основная задача – развитие у детей активного познавательного интереса к миру комнатных растений. - student2.ru
Камнеломка Бегония-реке Седум Фикус Примула
           

Таким образом, тщательный подбор растений с учетом особенностей их внешнего вида, своеобразия требований к среде, способов размножения может сделать наблюдения и труд детей в природе более интересными, содержательными и увлекательными.

Наши рекомендации