Психолого-педагогические ситуации

1. Обсудите ситуацию. Объясните причины поведения ребенка и матери. Предложите варианты решения ситуации, рекомендации родителям.

Малыш (8 мес.) постоянно выбрасывает игрушки из кровати и манежа и требует, чтобы игрушки были ему возвращены. Мама сначала с желанием подходит к ребенку, возвращает ему игрушки, затем интервалы между требованием малыша и ее реакцией увеличивается. В конце концов мама раздражается, убирает игрушки из кроватки и прекращает подходить к ребенку.

2. Обсудите ситуацию. Объясните причины поведения матери и ребенка. Предложите варианты разрешения ситуации, рекомендации родителям.

Петя (11,5 мес.) постоянно залезает в кухонные шкафы, достает содержимое (крупы, масло и т.п.), рассыпает на полу. Мама этим раздражена, запрещает открывать шкафы, пытается объяснить причину своего недовольства и наказать ребенка.

3. Обсудите ситуацию. Объясните причины поведения матери и ребенка. Предложите варианты разрешения ситуации, рекомендации родителям.

Мише (10 мес.) первые раз в жизни на полдник предложили киви. Миша начал отрывать кусочки, бросать на пол, размазывать по столу, по обоям. Мама сердится, ругает, отодвигает ребенка от стены, забирает киви, засовывает кусочки в рот. Ребенок протестует.

Тренинговые упражнения

Упражнение № 1. «Глаза в глаза»

Цель: развивать способность видеть разные эмоции, сочувствовать, сопереживать.

Описание: разбиваемся на пары. Пары берутся за руки.

Инструкция: Глядя только в глаза и чувствуя только руки попробуйте молча, без слов передать разные эмоции.

- Я грустный, помоги мне!

- Мне весело, давай поиграем!

- Ты мне надоела!

Обсуждение впечатлений.

- Что было легче всего передавать и принимать? Почему?

Упражнение № 2. «Родные руки»

(модификация задания, предложенного В. Сатир, с. 103-104)

Цель: помочь прочувствовать состояние ребенка, за которым ухаживают люди.

Инструкция: Всем участникам разделиться на 3 группы (по 5 чел). «Сейчас мы проведем небольшое соревнование. У меня есть 15 комплектов одежды, которую входит: халат, брюки и платок. По 3 комплекта на группу. Цель игры: как можно быстрее одеть каждого члена группы. Порядок одевания такой: первый надевает халат, второй – брюки, третий застегивает халат, четвертый надевает платок. Операции можно совершать в другой последовательности. Обязательное условие: один человек выполняет только одну операцию. Выигрывает группа, в которой все члены будут одеты первыми».

Обсуждение после выполнения задания:

- Что Вы чувствовали, когда Вас одевали четверо людей?

Упражнение № 3. «Сиамские близнецы»

(методика из кн. Кряжевой Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1996. Методика модифицирована).

Цель: показать взрослым ограниченность движений ребенка, жесткую заданность его движений, зависимость от матери.

Инструкция: Будем играть в сиамских близнецов. Встаньте парами. У одной пары – общие боковые поверхности. Для этого встаньте рядом, обнимите друг друга рукой за пояс, ноги поставьте рядом (для бóльшего эффекта ноги можно связать веревочкой). Теперь вы – сиамские близнецы. Определите, кто из вас ведущий, а кто ведомый. Выполните пои команды:

- идите по команде;

- бегите;

- присядьте;

- залезьте на стул;

- лягте на кушетку.

У другой пары – общие спины (задние поверхности). Ведущий – смотрит вперед. Ведомый – назад. (Тяни-толкай).

Обсуждение ощущений.

Упражнение № 4. «Лепим сказку»

Описание: Группа делится пополам. В группе между собой договариваются о том, какую именно сказку они будут лепить из второй половины.

Инструкция: Вы будите лепить сказку. Те, из кого будете лепить, должны отгадать, что именно из них лепили. Затем группы меняются местами.

Обсуждение:

- Что труднее: лепить или если из вас лепят?

- Если перенести эту ситуацию на взаимодействие с ребенком, то кому легче: маме или ребенку? (а если ребенок не хочет, чтобы из него лепили именно это?)

Вопросы для контроля (самоконтроля)

1. Назовите признаки окончания периода новорожденности.

2. Перечислите признаки эмоционального неблагополучия детей младенческого и раннего возраста.

3. Смоделируйте ситуацию наблюдения за поведением ребенка (в 3 мес., в 6 мес., в 9 мес.) при приходе чужих взрослых.

Блок «Раннее детство»

Цель: содействие формированию компетентности родителей в вопросах развития, воспитания и обучения детей раннего возраста.

Задачи:

1. В области информационной (когнитивной) компетенции:

- способствовать обогащению и систематизации информационного поля родителей в вопросах раннего развития детей, возрастных особенностей детей, ведущих линий развития;

- содействовать умению ориентироваться в многообразии современной методической литературы для родителей.

2. В области мотивационной компетенции:

- способствовать становлению потребности родителя в реализации воспитательной функции;

- содействовать формированию осознанного интереса родителей к вопросам семейного воспитания ребенка в период раннего детства;

- содействовать формированию чувства ответственности за процесс семейного воспитания ребенка.

3. В области технологической (процессуальной) компетентности:

- содействовать активному и осознанному овладению родителями умениями анализировать ситуации взаимодействия взрослого с ребенком;

- способствовать формированию умения работать с методической литературой, адресованной родителям.

4. В области коммуникативной компетентности:

- способствовать обогащению коммуникативных умений, обеспечивающих эффективность взаимодействия родителя с ребенком раннего возраста.

5. В области рефлексивной компетентности:

- содействовать формированию адекватного осознанного отношения к собственной родительской ответственности;

- способствовать формированию аналитических, прогностических умений в работе с литературой, освещающей вопросы развития и воспитания детей раннего возраста.

Тема 1.После трех уже поздно: ранний возраст – уникальный период в развитии ребенка

Ранний возраст как период наиболее интенсивного физического и психического развития ребенка. Богатейшие потенциальные возможности развития ребенка раннего возраста. Понятие воспитания как целенаправленного осознанного содействия развитию ребенка. Характеристика ведущих психологических новообразований раннего возраста. Понятие раннего развития. Краткий обзор систем раннего развития, ориентированных преимущественно на передачу энциклопедических знаний; систем раннего художественного развития детей; систем раннего физического развития детей.

Рекомендации для специалиста. Результатом изучения первой темы должна стать актуализация стремления родителей целенаправленно заниматься со своими детьми и осознание ими необходимости повышения собственной информационно-технологической компетентности в вопросах воспитания. Важно показать родителям на многочисленных примерах, насколько значим в развитии малыша каждый день его жизни, раскрыть негативные последствия упущенных возможностей эффективного развития, проявляющиеся на последующих возрастных этапах. Вовлекая родителей в обсуждение проблемы раннего развития, необходимо выделить грань между оптимальным и преждевременным развитием. Представляя краткий обзор наиболее распространенных отечественных и зарубежных систем раннего развития, важно в доступной форме раскрыть их методологические основания, и тем самым подвести родителей к осознанию специфики той методологической позиции, на которой преподаватель будет строить дальнейшую работу.

Тема 2. Только в семье: уникальность семейного воспитания ребенка раннего возраста

Биологические основы родительского поведения. Привязанность ребенка младенческого и раннего возраста к матери: ее сущность, динамика развития, значение для эмоционально-личностного развития человека. Негативные последствия преждевременной сепарации ребенка от матери и семьи. Эмоциональное и ситуативно-деловое общение ребенка со взрослыми: его сущность, средства. Целенаправленное и ситуативное взаимодействие членов семьи с ребенком. Группы кратковременного совместного пребывания родителей с детьми: их роль в развитии ребенка раннего возраста.

Рекомендации для специалиста. Результатом изучения темы должно стать понимание родителями своей ценности как первых, самых главных и незаменимых взрослых в окружении малыша. Важно показать, что ни один гувернер не сможет так же успешно содействовать развитию ребенка, как его педагогически компетентные родители. Занятие целесообразно проводить с использованием практико-ориентированных упражнений, дающих возможность родителям почувствовать себя на месте ребенка и проанализировать собственный опыт взаимодействия с малышом.

Тема 3. Малыш и мир предметов

Предметный мир как мир объектов с общественно заданными функциями и способами их использования. Роль взрослого в освоении ребенком предметного действия. Отличие манипулятивного, орудийного и игрового действия ребенка с предметом. Предметная среда в квартире и на улице. Значение дидактических игрушек в развитии ребенка раннего возраста. Предметная деятельность как ведущий вид деятельности ребенка раннего возраста. Основные аспекты методики руководства развитием предметной деятельности ребенка раннего возраста.

Рекомендации для специалиста. Изучение темы призвано помочь родителям сориентироваться в проблеме развития предметной деятельности ребенка раннего возраста. Важно показать, что малыш осваивает окружающий предметный мир только в деятельности и только с помощью (прямой или косвенной) взрослого. В зависимости от количества времени, выделенного на изучение темы, с той или иной глубиной рассматриваются методические вопросы. При этом важно подчеркнуть достоинства той методической литературы, которую рекомендует преподаватель, и научить родителей пользоваться ею, занимаясь с собственным ребенком дома.

Тема 4. Почему малыш капризничает?

Понятие эмоционального неблагополучия ребенка раннего возраста и каприза. Возрастные особенности нервной системы (малая выносливость, неуравновешенность и недостаточная подвижность нервных процессов и др.) и ситуативные нарушения поведения ребенка, являющие следствием их игнорирования. Утомление в раннем возрасте: причины возникновения, особенности проявления и способы снятия. Кризис одного года и трех лет: его проявления в поведении, источники и поводы конфликтов. Пути пропедевтики возникновения конфликтных ситуаций, закрепления негативных черт поведения. Позитивное значение возрастного кризиса. Негативное воздействие просмотра телепередач на детей раннего возраста. Специфика проведения праздников для детей раннего возраста и посещения с ними театра, зоопарка.

Рекомендации для специалиста. Результатом изучения темы должна стать актуализация стремления родителей к поиску и устранению причин эмоционального неблагополучия ребенка. Занятие целесообразно проводить в интерактивной форме. Выделив группы причин, вызывающих нарушения поведения, важно совместно с родителями сформулировать правила педагогически грамотного взаимодействия с детьми раннего возраста в целом и в типичных ситуациях.

Рекомендуемая литература для специалиста:

1. Воспитание детей раннего возраста / Е.О. Смирнова и др. – М., 1996.

2. Галигузова, Л.Н. Педагогика детей раннего возраста / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. – М., 2007.

3. Кроха: пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет / под ред. Г.Г. Григорьевой, Н.П. Кочетовой, Д.В. Сергеевой. – М., 2001.

4. Питерси, М. Маленькие ступеньки: программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии / М. Питерси, Р. Трилор. – М., 1998.

5. Сообщество. Методическое руководство по работе с детьми от рождения до трех лет / под ред. Э.С. Зантюк. – М., 1999.

6. Хохрякова, Ю.М. Методика развития предметной деятельности в раннем возрасте / Ю.М. Хохрякова. – Пермь, 2001.

Рекомендуемая литература для родителей:

1. Ветрова, В.В. Во что играть с ребенком до 3 лет / В.В. Ветрова. – М., 2009.

2. Герасимова, А.С. Программа развития и обучения дошкольника: от 1 до 3 лет / А.С. Герасимова и др. (любое издание).

3. Никитин, Б.П. Мы, наши дети и внуки / Б.П. и Л.А. Никитины. (любое издание).

4. Никитин, Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры / Б.П. Никитин. (любое издание).

5. Матейчек, З. Родители и дети / З. Матейчек. – М., 1992.

6. Спок, Б. Ребенок и уход за ним (пер. с англ.) / Б.Спок. (любое издание).

7. 365 дней и ночей из жизни младенца / сост. Е. Павлова. – М., 2007.

8. Богина, Т.Л. 365 дней из жизни ребенка: второй год / Т.Л. Богина и др. – М., 2001.

9. 365 дней из жизни ребенка: третий год / под ред. Л.Н. Павловой. – М., 2003.

Периодическая печать:

1. Для самых маленьких: журнал для занятий с детьми от 1 года до 4 лет. Индекс 34280 (Пресса России).

2. Погремушка: журнал для занятий с детьми от рождения до 2 лет. Индекс 39208 (Пресса России).

Интернет-ресурсы:

1. Раннее развитие детей. Сайт Лены Даниловой (Информационный портал для заботливых родителей).

2. UAUA.INFO / Раннее развитие.

3. ВОСПИТАТЕЛИ. РУ

4. 7я.ру

Наши рекомендации