Психолого-педагогические ситуации. 1. За обедом ребенок взял ложку в левую руку

1. За обедом ребенок взял ложку в левую руку. Мама, заметив ошибку, говорит ребенку: «Возьми ложку в другую руку!».

Как правильно маме исправить ошибку сына?

2. Ребенок в 3 года все предметы длинные, широкие, толстые обозначает одним словом «большой».

Почему возникает эта ошибка и как ее избежать?

3. Мама решила познакомить дочь 3,5 лет с кругом и квадратом. В ходе игровых заданий девочка усвоила основные признаки геометрических фигур: круг – круглый, он может катиться, квадрат не катится, т.к. мешают углы. Папа, понаблюдав за деятельностью мамы с дочерью, сказал, что все можно сделать проще, т.е. сразу сказать круг – круглый, а квадрат – квадратный.

Кто прав: мама или папа и почему?

4. На столе перед ребенком раскладывают два ряда (один под другим) крупных пуговиц, по 6 штук в каждом ряду. На вопрос родителя о том, одинаково ли количество пуговиц в рядах, ребенок отвечает утвердительно. Затем на его глазах увеличивают расстояние между пуговицами в одном ряду и повторяют вопрос. Ребенок отвечает, что больше пуговиц стало там, где увеличено расстояние между ними.

На каком уровне развития мышления находится ребенок?

Вопросы и задания для контроля:

1. Нужно ли учить считать малышей в 2 года?

2. Что важнее: изучение состава числа или обучение вычислительной деятельности?

3. Какие методы обучения используются в процессе формирования элементарных математических представлений?

4. Какую роль в математическом развитии играет чувственное восприятие?

5. Раскройте систему работы по развитию пространственных ориентировок у дошкольников.

6. Раскройте систему работы по формированию временных представлений?

7. Какие приемы используются в обучении детей сравнению контрастных по величине предметов.

8. Перечислите занимательные методы и приемы в обучении математике.

Блок «Социальное развитие и воспитание

детей дошкольного возраста»

Цель: содействие становлению родительской компетентности в вопросах социального развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Задачи

Информационная компетенция:

способствовать формированию основ психолого-педагогических знаний по вопросам

- о роли социальной культуры в личностном развитии ребенка;

- об особенностях социализации детей дошкольного возраста;

- о создании условий, способствующих своевременному и качественному социальному развитию.

Технологическая компетенция:

содействовать становлению основных способов реализации

- содержания социальной культуры в практике взаимодействия с детьми;

- формирования методов становления толерантного отношения к людям.

Коммуникативная компетенция:

способствовать становлению

- диалогового общения;

- навыков бесконфликтного общения.

Рефлексивная компетенция

формировать способы

- анализа взаимодействия с детьми;

- рефлексии собственной деятельности по организации предметной, пространственной и социальной среды.

Мотивационная компетенция

способствовать становлению

- потребности в воспитании социально успешного и социально адаптивного ребенка;

- интереса к сфере социального развития детей;

- личностно-значимых и социально-одобряемых мотивов поведения.

Тема 1. Сущность социального развития и воспитания

Социальное развитие как одно из направлений становления личности детей дошкольного возраста. Основные пути социального развития: социализация, индивидуализация и культуротворчество. Механизмы социального развития (социальная ориентация, эмоциональная идентификация, подражание, нормативная регуляция, рефлексия). Роль семьи в становлении механизмов социального развития. Социальное воспитание как фактор своевременного и качественного социального развития.

Тема 2. Цель и содержание социального воспитания

Основная цель социального воспитания – содействие своевременному и качественному социальному развитию. Содержание социального воспитания – разные виды социальной культуры (нравственно-этическая, гендерная, народная, национальная, этническая, конфессиональная, правовая).

«Я – человек». Мой внешний вид, мои мысли и чувства. Отношения с другими людьми. Мои разные роли: я – мальчик (я – девочка), я – русский (я – татарин), я – сын (я – дочь), я – будущий школьник. Я имею разные права: на любовь, на жизнь, на образование. Я имею разные обязанности: любить и уважать родных и близких, ценить результаты труда человека, быть благодарным за проявление заботы.

«Мой родной дом». Что такое семья. Дальние и близкие родственники. Отношения между родственниками. Семейные праздники, реликвии. Соседи, взаимоотношения с ними. Правила поведения в семье, безопасность поведения.

«Мои друзья». Мальчики и девочки: чем они отличаются, чем похожи. Интересы и развлечения мальчиков и девочек. Культура взаимоотношений. Кем будут, когда вырастут мальчики и девочки. Как стать благородным мужчиной, достойной женщиной. Совместные игры и праздники.

«Взрослые люди». Настоящие мужчины и настоящие женщины. Их профессии, увлечения. Труд и спорт мужской и женский.

«Все мы разные». Люди разных национальностей. Особенности их культуры, внешнего вида, поведения. Отношения между людьми разных национальностей. Национальные праздники.

Тема 3.Задачи социального воспитания

Познавательные сведения

В зависимости от возраста и уровня развития детей сообщать элементарные сведения; формировать первоначальные представления; уточнять, дополнять, конкретизировать, систематизировать, дифференцировать, обобщать знания; способствовать формированию понятий:

- об истории появления и развития отдельного человека;

- о специфике внешнего вида мужчин и женщин (физическое строение, одежда, обувь, прическа), характерных аксессуарах;

- о внешней и внутренней красоте мужчин и женщин;

- о семье как совокупности людей разного возраста и пола, объединенных родовым началом;

- об особенностях возрастных и половых проявлений членов семьи;

- об особенностях поведения и взаимоотношений людей разного пола и возраста в семье;

- о правилах взаимоотношений с членами семьи;

- о родословной своей семьи, семейных праздниках, традициях;

- о символике государства (флаг, гимн, герб своей страны);

- о правах человека и навыках безопасного поведения;

- о необходимости, значимости уважительных, дружеских, принимающих отношений между людьми разных культур, мира и понимания между ними;

- о родном крае как части России;

- о достопримечательностях родного города (села): культурные учреждения, промышленные центры, памятники зодчества, архитектуры, истории;

Развитие чувств и эмоций

В зависимости от возраста, пола, уровня развития детей:

- способствовать проявлению интереса к сверстникам своего и противоположного пола (их предпочтения в играх, игрушках, в видах деятельности; увлечениях, поступках);

- воспитывать толерантное, уважительное отношение к представителям противоположного пола;

- воспитывать чувство восхищения достижениями взрослых мужчин и женщин, проявлениями ярко выраженных маскулинных и фемининных качеств, внешней и внутренней красоты, актуализировать стремление быть похожим на настоящих мужчин, на настоящих женщин;

- воспитывать чувства родовой чести, привязанности; сопричастности к общим делам, любви и уважения и членам семьи, актуализировать проявление заботы, бережного отношения к родным;

- способствовать проявлению познавательного интереса к истории семьи, ее родословной;

- воспитывать толерантное отношение к членам семьи, уважение к увлечениям, интересам каждого;

- способствовать становлению чувства человеческого достоинства;

- воспитывать интерес к истории цивилизации человека;

- способствовать проявлению уважения к личным правам и достоинству других людей;

- воспитывать интерес к культуре своего народа и представителей других национальностей;

- способствовать становлению национального самосознания, ощущения принадлежности к определенной культуре, этнической идентификации;

- воспитывать толерантное, уважительное, доброжелательное отношение к людям другой национальности, этноса, расы вне зависимости от социального происхождения, вероисповедания, пола, личностного и поведенческого своеобразия.

- воспитывать интерес к истории своего края, города, села, чувство гордости от осознания принадлежности к носителям традиций и культуры своего края.

Формирование поведения

В зависимости от возраста, пола и уровня развития детей обучать способам, способствовать развитию умений, формировать навыки:

- проявления доброжелательных, бережных взаимоотношений между детьми разного пола;

- проявления бережного отношения к процессу и результатам труда взрослых;

- проявления заботы, доброжелательного отношения к членам семьи, ближайшим родственникам;

- проявления бережного отношения к семейным реликвиям;

- выполнения обязанностей по дому, поручений в детском саду;

- проявления уважительного отношения к историческим личностям, памятникам истории;

- проявления толерантного, доброжелательного отношения к представителям своей и других национальных культур;

- бесконфликтного поведения в общении с представителями других национальностей, проявления заботливого, уважительного отношения к культурным ценностям разных народов;

- участия в традиционных событиях своего города, села;

- проявления бережного, заботливого отношения к достопримечательностям города, села.

Тема 4. Методы социального воспитания

Методы формирования сознания: чтение литературных произведений, этические беседы, творческие рассказы, рассматривание иллюстраций, картин, просмотр видео- и диафильмов и т.д.

Методы формирования эмоций и чувств: просмотр спектаклей, решение проблемных ситуаций, исполнение музыкальных произведений и т.д.

Методы формирования поведения: моделирование, макетирование, проектирование, упражнения т.д.

Методические рекомендации

Данная программа может быть использована в работе с родителями детей дошкольного возраста. Основное содержание программы может быть реализовано в форме минилекций, заседаний семейного клуба «Наш малыш», тренинговых занятий, семинаров-практикумов и других активных форм организации деятельности родителей.

Становление информационной компетенции предполагает формирование основ знаний по особенностям социализации, индивидуализации и культуротворчества детей в процессе их приобщения к разным видам социальной культуры (нравственно-этической, народной, национальной, этнической, гендерной, правовой, профессиональной). Форма подачи материала предопределяется степенью общей ориентации родителей в вопросах по данному направлению личностного развития, его освещенности в популярной литературе, осведомленности родителей. Участие родителей в обсуждении полученной информации способствует более критичному отношению к ней, обозначению актуальных проблем по данному направлению личностного развития (лекции, семинары по изученной литературе, сочинения, анкетирование, диалоговое общение).

Технологическая компетенция родителей предполагает овладение ими различными способами взаимодействия с детьми в рамках содержания разных видов социальной культуры. Ее становлению могут способствовать деловые игры, тренинги, решение проблемных ситуаций, составление проектов использования социокультурного содержания в социальном развитии детей.

Мотивационная компетенция обеспечивается активным включением родителей в разрешение ряда ситуаций, отражающих актуальные проблемы взаимодействия в семье, в освоение опыта семейного воспитания других родителей, в изучение различных нормативных и концептуальных документов, актуализирующих проблемы социализации детей дошкольного возраста (семинары по изученным нормативным документам, консультации с узкими специалистами, публикации собственного опыта, проведение конкурсов, определение лидера семейного воспитания).

Становление рефлексивной компетенции предполагает использование активных форм взаимодействия с родителями, позволяющими оценить как свой собственный вклад в создание условий, необходимых для полноценной социализации, индивидуализации и культуротворчество, так и формирование аналитических умений, определяющих уровень достижений ребенка в социальном развитии (семинары-брифинги, презентация предметной и пространственной развивающей среды, просмотр и обсуждения видеофильмов из домашних коллекций, рефлексия в форме ответов на вопросы, написания эссе или мини-сочинений, проектирования и т.д.).

Коммуникативная компетенция может быть обеспечена тесным взаимодействием организаторов работы по формированию компетентности родителей, а также детей с членами семьи (развлечения, праздники, турпоходы, клубы выходного дня и т.д.).

Литература и сайты для специалиста:

1. Арнаутова, Е.П. Общение с родителями: Зачем? Как? / Е.П. Арнаутова, В.М. Иванова. – М., 1993.

2. Бочарова, Н.И. Организация досуга детей в семье / Н.И. Бочарова, О.Г. Тихонова. – М., 2001.

3. Венгер, Л.А. Домашняя школа / Л.А. Венгер, А.Л. Венгер. – М., 1994.

4. Галешникова, Т. В содружестве с семьей / Т. Галешникова // Дошкольное воспитание. – 2007. – №12.

5. Коломийченко, Л. Динамика и особенности полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста / Л. Коломийченко, О. Прозументик // Детский сад от А до Я. – 2006. – № 1.

6. Коломийченко, Л.В. Блочно-тематический план реализации «Программы социального развития детей дошкольного возраста» / Л.В. Коломийченко, Л.И. Югова. – Пермь, 2003.

7. Коломийченко, Л.В. Взаимодействие детского сада и семьи в процессе социального развития дошкольников: опыт организации и проведения эксперимента: учебно-методическое пособие / Л.В. Коломийченко, Л.А. Гладких. – Добрянка, 2005.

8. Коломийченко, Л.В. Диагностика полоролевой социализации детей дошкольного возраста: методические рекомендации / Л.В. Коломийченко, Ю.С. Григорьева, Е.В. Антонова. – Пермь, 2003.

9. Коломийченко, Л.В. Диагностика психолого-педагогической компетентности родителей по социальному развитию детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / Л.В. Коломийченко, Л.П. Жолобова. – Добрянка, 2005.

10. Коломийченко, Л.В. Концептуальные аспекты формирования основ национальной и этнической толерантности у детей дошкольного возраста / Л.В. Коломийченко // Детский сад от А до Я. – 2006. – № 6.

11. Коломийченко, Л.В. Программа полового воспитания детей дошкольного возраста / Л.В. Коломийченко // Детский сад от А до Я. – 2006. – № 1.

12. Коломийченко, Л.В. Программа формирования психолого-педагогической компетентности родителей по социальному развитию детей дошкольного возраста: методическое пособие / Л.В. Коломийченко, Е.В. Зайкова. – Добрянка, 2004.

13. Коломийченко, Л.В. Сущность и генезис педагогических инноваций по проблеме социального развития детей дошкольного возраста / Л.В. Коломийченко // Детский сад от А до Я. – 2006. – № 3.

14. Коломийченко, Л.В. Формирование психолого-педагогической компетентности родителей по социальному развитию детей дошкольного возраста: учебно-метод. пособие / Л.В. Коломийченко, О.В. Оглезнева. – Добрянка, 2005.

15. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т.А. Куликова. – М., 2000.

16. Мотова, В.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми / В.К. Мотова, Г.Б. Манина. – М., 1999.

17. Островская, Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников: книга для воспитателя детского сада / Л.Ф. Островская. – М., 1990.

18. Работа с родителями. Практические реклмендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет. / Авт-сост. Е.В. Шитова. – Вогоград, 2009.

19. http://doshvozrast.ru/rabrod/rabrod.htm Сайт «Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье»

На сайте представлено содержание консультаций для родителей и родительских собраний по вопросам значения игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста, отбора игрушек и организации детских игр.

20. http://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac.htm «Все для детского сада»

На сайте представлено содержание родительских собраний, педагогических советов, консультаций для воспитателей.

Литература и сайты для родителей:

1. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика / Ю.П. Азаров. – М., 1985.

2. Азбука любви. Книга для родителей. – М., 1996.

3. Белобрыкина, О. Волшебный мир домашнего театра / О. Белобрыкина. – М., 1999.

4. Коломийченко, Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста / Л.В. Коломийченко. – Пермь, 2002.

5. Коломийченко, Л.В. Организация предметной развивающей среды по «Программе социального развития»: методические рекомендации / Л.В. Коломийченко, Е.Ф. Олейниченко, А.А. Метечко. – Пермь, 2003.

6. Коломийченко, Л.В. Психолого-педагогическая диагностика социального развития детей дошкольного возраста / Л.В. Коломийченко, Ю.С. Григорьева, Г.И. Чугаева. – Карагай, 2006.

7. Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Н.Л. Кряжева. – Ярославль, 1996.

8. Спиваковская, А.С. Как быть родителями (о психологии родительской любви) / А.С. Спиваковская. – М., 1986.

9. Сухин И.Г. Игры для мальчиков и девочек / И.Г. Сухин. – М., 2009.

10. http://forchel.ru/index.shtml «Челябинский дошкольный». Родителям предоставляется возможность познакомиться со статьями психолого-педагогического содержания о воспитании и развитии ребенка в условиях семьи, получить он-лайн консультации специалистов (педагога, психолога, логопеда, педиатра). На сайте организована работа «Домашней школы» для детей дошкольного возраста, дающая возможность родителям самостоятельно заниматься с ребенком в домашних условиях. Еженедельно детям высылается на e-mail комплекс заданий по определенной теме, включающий устные и письменные задания и игры. Родителям предлагается большой выбор демонстрационного материала (профессии, времена года, домашние животные, дорожные знаки, картины русских художников, флаги, росписи и т.д.) для игр с ребенком.

11. http://ourboys.ru/games «Мальчишкам и их родителям». Представлена характеристика особенностей развития мальчиков и девочек.

12. http://ourgirls.ru/toys «О наших любимых девочках». Дается краткая характеристика особенностей полоролевого развития девочек.

13. http://www.dedkazarepku.spb.ru/ «Детка за репку». На сайте представлен большой выбор раскрасок, он-лайн игр, развивающих игр, игр для мальчиков и девочек.

14. http://www.detskiysad.ru/igrushka.html «Детский сад.ру». На страницах сайта представлена информация для родителей об особенностях психического развития ребенка на разных этапах дошкольного детства, о проведении праздников, о трудовом воспитании ребенка, физическом развитии, об основах детской гигиены, о некоторых детских заболеваниях, рекомендации по организации жизни детей в семье.

15. http://www.solnet.ee/ Детский портал «Солнышко». Познавательно-развлекательный портал для детей, родителей и педагогов. Конкурсы, викторины, игры, мультфильмы, методики раннего обучения, консультации детских специалистов, сценарии праздников, родительский опыт и многое другое. Виртуальная школа для малышей в игровой форме знакомит детей с окружающим миром, расширяет кругозор, развивает эрудицию, помогает готовиться к настоящей школе.

Наши рекомендации