Чёткое определение темы урока
Выделение отдельных вопросов. Составление примерного плана и определение хода урока. Попутно изучается литература, источники по теме, отбираются наиболее яркие факты удачные формулировки, наглядные и технические средства, т.е. идёт овладение содержательным материалом, который будет изучаться (повторяться, обобщаться, контролироваться, и т.д.). Ведущий вопрос этого этапа подготовки: что надо знать и откуда почерпнуть материал? Источниками фактической подготовки к уроку являются:
- учебники, пособия, монографии, методические разработки;
- научно-популярная и публицистическая литература;
- периодические издания;
- специальные сборники, посвящённые отдельным темам, разделам программы.
Отобранный материал затем выстраивается таким образом, чтобы решить поставленные перед уроком цели и задачи.
Основополагающим принципом организации, ведущей идеей образовательного процесса в школе наряду с принципом связи обучения с жизнью, теории с практикой является принцип единства обучения, воспитания и развития учащихся на каждом уроке у каждого учителя.
Отсюда и постановка целей урока.
Этот элемент следует считать главным, исходным. Правильно сформулированные цели и задачи помогают найти соответствующие способы и пути их решения. Современная практика и теория обучения выделяют три цели, которые необходимо на каждом уроке ставить и пытаться решить.
Постановка образовательной цели (непосредственно связанной с усвоением учебного материала) предполагает понимание, усвоение и применение знания научных понятий, законов, закономерностей, овладение практическими умениями, навыками, обеспечивающими готовность применять знания в практической деятельности.
Воспитательная цель урока заключается в том, чтобы на конкретном материале с помощью методических приёмов и учебных средств формировать научное мировоззрение, сознание, нравственные убеждения, воспитывать положительные чувства, сильную волю, способствовать укреплению здоровья, воспитыватьгражданина - патриота России. Патриотизм в данном случае понимается как доминирование приоритета российских ценностей у воспитуемых при уважении и положительном отношении к ценностям других народов и цивилизаций. Несмотря на то, что в последние годы понятие патриотизма начало искажаться в отдельных средствах массовой информации и становится чуть ли не осуждаемым понятием, оно было, есть и останется краеугольным камнем воспитания и формирования личности в любой мало-мальски уважающей себя стране. Патриотизм американцев, англичан и многих, многих других народов широко известен и одобряется как жителями этих стран, так и всем мировым сообществом. Не может быть воспитание вне конкретных условий конкретной страны, а точнее, единственной Родины человека и как жителя этой страны, и как субъекта воспитания определенной педагогической системы в ней.
Мы рекомендуем студентам тщательно продумывать воспитательную цель таким образом, чтобы как можно шире проводить идеи гуманизма, патриотизма и развивать в учениках способность к сотрудничеству, взаимопониманию, сотворчеству.
Однако выполнение воспитательных задач во время проведения занятий у некоторых практикантов часто необоснованно отодвинуто на задний план, и порой ими не используются даже те воспитательные возможности, которые заложены, например, в содержании конкретного учебного материала. Такое положение дела явно приходит в противоречие с целями и задачами воспитывающего обучения.
Развивающая цель достигается путём создания условий для поступательного изменения и улучшения свойств и качеств личности: сенсорной организации, восприятия и наблюдательности, памяти, мышления, воображения, развития умственных способностей, творчества, укрепления силы воли, здоровья и т.п.
Студенту, испытывающему затруднения при выдвижении развивающей цели, надо обратиться к учебной программе по предмету, проанализировать учебные средства кабинета, продумать, в каком сочетании будут применяться методы обучения, отдельные приёмы, решить, какой иллюстративный материал можно использовать. Всё это и поможет сформулировать цель.
Цель всякого урока отражает и то, как учитель видит его конечный результат, каковы должны быть итоги изучения определенной темы, когда,например, какое интеллектуальное (эстетическое) развитие должны получить учащиеся на этом уроке.
Затем планируется структура урока с вычленением основных видов действий учителя и учащихся, которую, как показала практика и проведенное нами исследование, можно и удобно оформлять в плане в виде двух столбцов, параллельных временной оси.
Все это находит свое отражение в оформлении структуры урока, отражающей единство и взаимосвязь деятельности учителя и учащихся на них, с учетом одной из объективных характеристик урока - реального бюджета времени. Форма плана урока может быть примерно следующей.
Текущее время урока | Действия учителя | Действия учащихся |
Как показало наше исследование, эта форма удобна и для руководителя практики. Учитель уже не планирует урок только «на себя», а продумывает, чем и как будут заниматься на предстоящем уроке учащиеся. Если же из урока в урок в колонке №3 (деятельность учащихся) на все время урока (или почти на все) он пишет, например, «слушают», то ему можно сделать замечание, что основное время урока он отводит себе, превращая урок, таким образом, из эффективного средства развития учащихся в способ увеличения их информативности, а иногда просто в «накачивание» учащихся обилием информации. Анализ колонок № 2 и № 3 по вертикали легко позволяет увидеть такую одностороннюю направленность урока на учителя, а не на учащихся, и дает возможность предупредить подобные ошибки. Планирование активной, творческой учебно-познавательной деятельности учащихся на предстоящем уроке является весомым вкладом в дело фактической, а не формальной реализации принципа развивающего обучения на практике.
В основу такого планирования кладется структура 45-минутного урока. При наличии сдвоенного (90-минутного урока) планирование деятельности учителя и учащихся оформляют на все 90 минут. Оформление в виде таблицы необязательно, достаточно разделить страницу вертикальной чертой, а слева поставить ориентировочные интервалы времени урока.
Опытному учителю оформить структуру с учетом его действий и действий учащихся на уроке не представляет большого труда, так как он, как правило, обладает "чувством времени". Однако, как показало проведенное нами исследование, и этим преподавателям такая форма записи помогает совершенствовать свою деятельность на уроке с целью рациональности использования его времени. Тем более это полезно молодым (будущим) учителям.
Структура урока должна быть направленана оптимальное использование рабочего времени в условиях необходимой психогигиены и подачу теоретического и практического учебного материала «крупными» блоками с последующим закреплением и переносом полученных знаний, умений и навыков во все сферы жизни и деятельности школьника.Наметив структуру урока, определив в общих чертах формы и методы работы внутри каждого структурного элемента, обусловленные основными задачами урока, целесообразно перейти к разработке каждого элемента. С тем, чтобы более качественно продумать план и содержание каждой части урока, не упустив из вида отдельных учеников или большинство учащихся класса, параллельно планируется деятельность учителя, деятельность учащихся и формы психогигиены, обусловливающие эту деятельность. Одновременно определяются и необходимые наглядные пособия, дидактические материалы и другие средства обучения. В зависимости от темы, целей и задач урока, назначения учебно-воспитательного процесса структура урока может существенно видоизменяться и дополняться. Но в целом все уроки должны строиться с учётом следующих педагогических действий:
- генерализация темы урока (выделение главного);
- комплексности и конкретности учебно-воспитательного процесса;
- внутрипредметных и межпредметных связей;
- дифференциации и индивидуализации обучения;
- психогигиены (создание необходимых условий, доверительность, музыкальная или литературная пауза, установка на положительные эмоции и т.п.);
- рационального сочетания управления и самоуправления;
- оценки учебно-воспитательного процесса по критериям результативности и затрат времени (самоанализ урока, качество изобразительной продукции детей и т.п.).
Эффективным урок можно считать тогда, когда он даёт оптимальное решение всего круга намеченных учебно-воспитательных задач, когда внимание и мышление школьника концентрируются на главных, генеральных идеях и понятиях изучаемой темы, пробуждаются и развиваются познавательные интересы, развиваются творческие способности, формируются художественные потребности. На всех уроках целесообразно систематически повторять, закреплять знания, умения и навыки, направлять их на осмысление и усвоение ключевых идей урока, на раскрытие диалектических закономерностей и связей.