Глава II. Закономерности и динамика психического развития в онтогенезе. оптимальные возможности для наиболее эффективного развития каких-либо определенных сторон психики

оптимальные возможности для наиболее эффективного развития каких-либо определенных сторон психики. Так, ранний возраст (1—3 года жизни) является благоприятным, или, как называют в психологии, сензитивным, для развития речи ребенка. Младший школьный возраст благоприятен для развития учебных навыков и т.д. Это связано с определенной готовностью психофизиологичес­кого аппарата для развития именно этой психической функции.

С развитием психолого-педагогической науки углубляется и изучение возрастной периодизации. Об этом свидетельствуют ра­боты Д.Б. Эльконина, который, развивая проблемы, выдвинутые Л.С. Выготским, и исходя из основных принципов периодизации, изложенных выше, подверг тщательному анализу содержательно-предметную сторону деятельности и пришел к выводу об истори­чески возникшем расщеплении единого процесса усвоения обще­ственного опыта на две взаимосвязанные стороны — усвоение мотивов и задач деятельности и усвоение операционно-техничес-кой стороны деятельности.

развитие мотивационно-потребностной сферы; развитие интеллектуально-познава- тельной сферы; П- переходы от эпохи к эпохе; Л- переходы от периода к периоду.

Основные линии психического развития по Д.Б. Эльконину

Глава II. Закономерности и динамика психического развития в онтогенезе. оптимальные возможности для наиболее эффективного развития каких-либо определенных сторон психики - student2.ru

§ 3. Проблемы возрастной периодизации психического развития71

Каждый период, по мнению Д.Б. Эльконина, характеризуется своей социальной ситуацией развития, ведущей деятельностью, центральными психическими новообразованиями и возрастными изменениями всей психики ребенка в целом.

Основным механизмом психического развития являются про­тиворечия двух типов: между потребностями и возможностями ребенка и между уровнем развития ребенка и его неадекватной социальной позицией. Обострение противоречий порождает кри­зисы развития — переломные моменты развития.

В пределах конкретного возрастного периода имеются свои типы деятельности, и развитие ребенка в каждом из них не одинаково (см. табл.). В определенное время его активность направлена на дей­ствия с предметами и объектами окружающей действительности, на их познание. Этой активности соответствует предметно-мани-пулятивный тип деятельности, в процессе которой и развивается познавательная сфера. Затем наступает период направленности ребенка на познание взаимоотношений с людьми, ему соответ­ствует общение как тип деятельности. В процессе общения у ребен­ка формируются в первую очередь потребности, цели, мотивы деятельности. Развивается личностная сфера. Например, ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра, но если в младшем дошкольном возрасте в процессе игры он больше внимания уделяет познанию вещей, их свойств, связей, то в сред­нем и старшем дошкольном возрасте в процессе ролевых игр ре­бенок поглощен познанием отношений окружающих людей, что формирует новые потребности.

Наши рекомендации