Средства обучения. Классификация средств обучения
Средства обучения – матер-е и идеал-е объекты, кот-е вовлекаются в педаг-й процесс в качестве носителей информ-и и инструм-а деят-и пед-га и уч-ся.
Классиф-ия средств об-я м\б различ в завис-и от полож-го в ее основу признака, например:
· по составу объектов средства об-я бывают – матер-е (помещения, оборуд-е, мебель, комп-ы, расписание занятий) и идеальные (образные представления, знаковые модели, мысл-е эксперименты, модели Вселенной);
· по отнош-ю к источ-м появления – искуст-е (приборы, картины, учеб-и) и естест-е (натур-е объекты, препараты, гербарии);
· по сложности – прост (образцы, модели, карты) и слож(видеомагнитофоны, компьют сети);
· по способу использ-я – динамич-е (видео) и статич-е (кодопозитивы);
· по особен-ям стр-ия – плоские (карты), объем (макеты), смешан (мод Земли), виртуал (мультимед-е прог-мы);
· по хар-ру воздействия – визуал (диаграммы, демонстр-е приборы), аудиальные (магнитофоны, радио), аудиовизуальные (ТВ, видеофильмы);
· по носителю информации – бумажные (учеб-и, картотеки),магнитооптич.(фильмы),электр-е (компьют пр-мы), лазер-е (CD-Rom, DVD);
· по уровням содержя образ-ия – средства об-я на уровне урока (текст-й материал и др.), предмета (учебники), на уровне всего процесса об-я (учеб кабинеты);
· по отнош-ю к технолог-му прогрессу – традиц-е (нагляд пособия, музеи, библ-и); соврем-е (средства массовой информ-и, мультимед-е средства об-я, комп-ы), перспект-е (веб-сайты, локальные и глобал-е компьют сети, системы распред-го образ-ия).
16.Предмет и задачи дидактики. Современные мировыеи дидактический концепции.
задачи:усв-енов зн-й;закр-е;закр-е;контроль и оценка;форм-е ЗУН; см. работа
к. дид-го энцикл-а В соотв. с концепцией, осн цель образования – передача обучающимся предельно большого объема науч. знаний и опыта жиз-ти. Пред-ли дан. напр-я считают, что сод-е и глубина понимания действ-и прямо пропорциональна объему изуч-го уч. Мат-ла.
Я.А. Ком-й мн. лет посвятил работе над учеб-м - все сведения, необходимые учащимся. Его гл. идея – «обучать всех всему» – вызвала больш. интерес и призн-е у прогрессивных уч. Европы. он смог отв.на соц. заказ св.времени: дать обр-е всем детям хотя бы на Ур-е Эл. Грам-и. Подобная «энц-я модель» обр. больш. популярностью среди пед-в ХIХ в. подходы сохр. до сег. дней в виде перегрузки уч. лишней инф.
Усп. реализации дан. Конц-и требует поиска иннова-х техн. Об-я и бо сам. Раб-ы об-х. Перегрузка уч-я треб-т незамедл. решения. 50% учащихся ухудшается состояние здоровья. Уч-я переживают не могут во всем разоб-ся
К. Дид-го формализмаПред-ми дан. Конц. Переоц-я суб.-процессуальная сторона обр-я. опирается на фил-ю рационализма, утв-ю, что ист-м знаний явл. разум, необходимо разв-ть ум и СП-ти чел.
Обучение рассм-я как средство разв-я спос-й и позн-х интересов обуч-я, а усп. Об-я опр-ся при изуч-и математики и класс. языков (греч. и лат.). Несост-ть дан. Конц. невозможно обеспечить развитие Интел-а уч. при изучении математики и класс. языков без исп. Др. уч. Дисц-н
К. Дид-го прагматизма. Пред-ли данной конц. трактуют об-е как непр-й процесс «реконструкции опыта» обуч-я. человеку необх. освоить все виды деят-и, изв-е совр. Цив-и. недооц-я сами знания, при этом предпочт. отдается форм-ю практ. Ум. и нав. Теория Дж. Дьюи, включающая проблемы «обучения посредством делания», «об-я для приспособ-я к жизни», давала зн., не оторванные от жизни. Уч-я предост-я полн. свобода при выборе уч. предметов, наруш. Диалект. взаимосвязь познания и практической деят-и.
К. Функц-го мат-а, провозгл. Нал. интегральной связи между позн-м и деят-ю . представляет собой интеграцию дидакт. Энц-ма, формализма и прагматизма. Согласно 1. об-е предст-т собой процесс познания действ-и и приобретения зн,2.это мысл. процессы, пр-е при обучении,3,использование зн. в практ. Деят-и, напр. на пр-е окр. мира. Осн. критерием для постр-я уч. Дисц. «вед. идеи», мировоз-е значение.
Парад-я к. Об-я делает акцент на типичных фактах и соб-х-парадигмах Об-е строится на основе эпизодических фактов, ед. событий, т. е. общее выводится в результате анализа ед. события, явления, факта.
Киб-я к. пред-и рассм-т об-е как процесс передачи и переработки инф-и. Основой к. об-я явл. теория систем и законом-и инф-х проц. обязана компьют-и и инф-и обр-о проц. Индивидуальные особ. не уч-я.
Тех-я к пред-ет создание аппарата упр-я обр-ем проц. с помощью системы целей, задач, пром-го и закл-го тест-я.
Ассоц теория о пропагандирует полисенсорность познания и репродукцию. всякое об-е опирается, прежде, на чувств-е познание (ощущение, восприятие, представление). Осн. методом об-я явл упр-е. в процессе обучения у учащегося формируются четыре уровня ассоциативной системы: локальные , огранич-е систем-е или част сист, внутрисист и межсис-е.
29.Инновационное об-е–ориент-е на восп готовности лич-ти к быстро наст-им переменам в обществе, к акт-му строит-ву будущего за счет нового, творч-го и мобильного мышл-я, способности к созд-ю нов- матер-го продукта, дух-го обн-я лич-ти и кол-ва.
Появл-ся в совр-м обр нов системы, техн-и, подходы рождают новое псих-пед отн-е к проц об-я, кот получило название ин-го. Инновационные процессы – новшество в обр, введение нов -я и новых методов, облад-х иными св-ми, связанными с изм-м смысл-х ориентиров. Среди инн пед проц следует выд след:
появление авт-х конц и нов моделей школ, лицеев, кол-й и гимн-й;осущ-е перехода массовой шк на вариативные прогр, методики об-я и восп;разр-ка рег-х программ разв учит-х соц-эконе и культ-этн особ-ти субъектов Р Ф;активное обн-е сод-я общего сред и проф обр на основе идей гуманизации и гуманитаризации;перестройка орг форм, методов об-я и восп с учетом личориен-го и личцентрир-го подхода;переход обр уч из режима функц-я в режим уст разв;создание в обр уч диагн-й службы управление качеством образования на диагностической основе;осущ-е непр проц пов-я квал-и пед кадров;
В инн проф уч зав должно быть не менее 5базо техн-й (К.Я. Вазина).
1. Администр-я техн, обеспеч-ая целевое функц-е и непр-е проф- саморазв-е перс-ла уч зав. 2. Пед-я техн, обесп непр-е саморазвитие об-ся.3. Техн восп проц, обесп-я целевое непр-е саморазв-е соцактивн обуч-ся.4. Профе техн, обесп целевое непр саморазв профспособностей об-ся,.5. Информац-я техн, обесп операт-е исп-е профинформации,.
18. Методы обучения. Классификация методов обкчения. Критерии выбора методов обучения
Методы обучения – это способы совм-й деят-и уч-я и учащ-я, направ-е на достиж-е ими образ-х целей.
Единой классиф-и мет обуч-я не сущ-ет; рассмотр-е разл-х подходов к разд-ию мет-ов обуч-я на гр. явл-ся основанием для их систем-и как дидак-го инструм-я.
Истор-ки первыми мет обуч-я считаются мет учи-ля (рассказ, объясн-е), методы уч-ка (упраж-е, самост-я раб-а, вопрос), а также мет их совместной раб-ы (беседа).
По источ-ку передачи Зн. Выд-т след-е Мет:
-Слов-ые: расс-з, объясн-е, беседа, дискус-я, лекция; работа с учеб-ом
-Нагл: мет иллюстр-и ( исп-я плакатов, таблиц, картин, карт, зар-к макетов), демонстрации (опытов, телепередач, видео-; фильмов, диаф-мов, компь-х пр);
- Практ-ие: упраж-е (устное, письм-е, граф-ое, вос-производящее, трен., комментир-е, учебно-труд), лаб. раб-а, практ-я раб-а, дидакт-я игра.
И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин за основу своей классиф-и мет обуч-я взяли возрастание степени самост-и учащ-я и предложили след-ие типы мет об-я:
- объясн-иллюстр-й (информ-но-рецепт-й) – уч-ль сообщает инф-ию, уч-ки ее воспр-т
- Репрод-ый – уч-ик выполняет дейст-я по образцу уч-ля;
-Пробл излож-ия – уч-ль ставит перед детьми пробл и показ-ет путь ее реш-я; уч-ки следят за логикой реш-я проб, пол-ют образец разверт-я познания;
-Частично-поиск-й (или эвристич-й) – уч-ль расчленяет проб на части, уч-ки осущ-ют отд-е шаги по реш-ю подпробл
-Исследов– уч-ки осущ-ют поисковую творч-ю деят-ть по реш-ю новых для них пробл.
Ю. К. Бабанский среди возм-ых основ классиф-ии мет обуч-я выд-ил степень прояв-ия поиск-го хар-ра деят-ти и разд-ил с данной точки зрения все мет обуч-я на мет репрод-ой, эврист-ой, исследоват-ой деят-и. Он предл след-ие основные гр-ы мет обуч-я.
Мет стимул-я и мотивации уч-я: познав-я игра, уч-я дискуссия, мет уч-го поощрения и порицания, предъявления уч-х треб-й.
Мет орган-ии и осуществления уч-х действий: слов-ый, нагляд-й, практ-й; индукт., дедукт., мет аналогий; пробл-поисковый, эврист-й, исслед-й, репрод-й мет (инструктаж, объясн., тренировка); самост-я раб-та с книгой, с приборами и др.
Мет контроля и самоконтроля: уст-й и письм-й контроль, лабор-й, машинный контроль, мет самоконтроля.
Крит.выбора мет:1 выбор мет должны соотв задачам и цел об-я 2.соотв содерж об-я 3.соотв возр.и позн.возм.уч-ся 4.ориентир на возм. Преп-ля(опыт,квалиф,лич.кач.) 5.соотв усл об-я и врем возм 6.связан с орг.фор-и 7.зависит от налич средст об-я