Общее положение о курсовой работе
Е.А. Шашенкова
Курсовая работа: требования и технология подготовки
Методические указания для студентов
Специальности 033400 Педагогика
Всех форм обучения
Www.msta.ru
Москва - 2004
УДК 37
Шашенкова Е.А. Курсовая работа: требования и технология подготовки. Методические указания. – М., МГУТУ, 2004
Методические указания знакомят студентов с требованиями, которые предъявляются к самостоятельной исследовательской работе студентов специальности 0334 Педагогика. Четкая и последовательная детализация каждого этапа организации и проведения познавательно-исследовательской, учебно-исследовательской деятельности поможет студентам в преодолении трудностей, связанных с написанием, оформлением и представлением курсовой работы.
Особое внимание уделено тематике курсовых работ до дисциплинам «Сравнительная педагогика», «Основы педагогического мастерства и профессионального саморазвития», «Проектирование и диагностика учебного процесса» согласно учебному плану и государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по специальности 0334 Педагогика, для студентов специальности 033400 Педагогика, всех форм обучения.
Составитель: Шашенкова Елена Анатольевна
Рецензенты: Ромашина С.Я., доктор педагогических наук, профессор Барнаульского педагогического университета
Романов В.А., доктор педагогических наук, профессор ПиПНО ТГПУ им. Л.Н. Толстого
Редактор: Коновалова Л.Ф.
© Московский государственный университет технологий и управления, 2004.
109004, Москва, Земляной вал, 73
Оглавление
Введение…………………………………………………………... | |
Общее положение о курсовой работе………………………… | |
-Цели курсовой работы………………………………………. | |
-Структура курсовой работы………………………………… | |
-Основные этапы выполнения курсовой работы………….. | |
- Работа с литературными источниками…………………….. | |
Содержание курсовой работы:……………………………….. | |
-Оглавление…………………………………………………… | |
- Введение…………………………………………………….. | |
- Теоретическая часть………………………………………… | |
-Практическая часть…………………………………………. | |
- Заключение………………………………………………….. | |
- Библиография……………………………………………….. | |
- Приложения………………………………………………… | |
Требования к написанию и оформлению текста курсовой работы…………………………………………………………… | |
Критерии и показатели уровня выполнения курсовой работы……………………………………………………………. | |
Библиография……………………………………………………. | |
Приложение 1. Примерная тематика курсовых работ…………. | |
Приложение 2. Образец титульного листа курсовой работы…. | |
Приложение 3. Словарь начинающего исследователя………... | |
Приложение 4. Адреса, телефоны и проезд к основным библиотекам……………………………………………………… |
Введение
Центральное звено в профессиональной подготовке студентов - самостоятельная деятельность, к основным видам которой относится написание курсовой работы. Курсовую работу можно рассматривать как познавательно-исследовательскую и учебно-исследовательскую деятельность, при выполнении которой студенты решают исследовательские задачи разного уровня, определяющие формирование и развитие исследовательских умений и навыков.
Так,познавательные задачи,которые решает студент на первом этапе выполнения курсовой работы, направлены наприобретение новых знаний, умений, в соответствии с целью обучения, путем поиска способов, методов решения, где используются все мыслительные операции, осуществляется установление связей и отношений, доказательство и обобщение данных, развивается творческое мышление. Познавательные задачи способствуют развитию рефлексивного мышления, они позволяют субъекту осознать себя, уровень своих знаний.
Познавательные задачи готовят студентов к решению более сложных задач, которые находят наиболее полное выражение непосредственно в самом учебном процессе. Перед студентами ставятся познавательные задачи: изучение различных предметов, выполнение учебных заданий (воспроизвести заученный материал; проанализировать, соотнести и сравнить факты, явления, концепции; доказать что-либо; обобщить, сделать выводы, объяснить содержание, причины возникновения того или иного явления, составить план деятельности и т.п.).
Познавательно-исследовательские задачипозволяют студенту познать то, что создано другими. Задачи решаются на основе известных знаний (способов) решения и способствуют приобретению новых знаний или способов решения, овладению техникой эксперимента, работой с научной литературой, овладению способами разработки структурных схем, созданию и применению алгоритмов программирования учебной деятельности, составлению библиографии, текстов, составлению и решению практических задач, разработке мероприятий, рецензированию статьи, книги и т.п. Студенты решают задачи на: выявление и определение проблемы и цели исследования; разработку гипотезы; выбор методов исследования на основе проблемы и цели исследования; по отбору содержания материала для исследования (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, конкретизация, абстрагирование); проведение количественного и качественного анализа результатов исследования.
Учебно-исследовательские задачинаправлены на освоение того, что надо делать, способствуют овладению определенными способами действий, комплексом умений и навыков, применению полученных знаний в последующей учебной деятельности, овладению технологией исследования, осуществлению поиска новых неизвестных способов решения путем постановки проблемы, построения и доказательства гипотезы, применения соответствующих научных методов. Учебно-исследовательские задачи в целом направлены на получение конкретного результата (доказать то-то, определить то-то), на нахождение противоречий между известным и искомым, посредством промежуточных операций, через анализ условий происхождения теоретических знаний, овладение соответствующими обобщенными способами действий, ориентированных на некоторые общие отношения осваиваемой предметной области, использование координации заученных действий в изменившихся условиях.
Студент решает задачи: по разбору и структуре (анализ, синтез); задачи по составлению и различению (сравнение и разделение); задачи по распределению (категоризация и классификация); задачи по выявлению взаимоотношений между фактами (причина, следствие, цель, средство, функция, полезность, инструмент); задачи по абстракции, конкретизации, обобщению; задачи на решение несложных примеров; задачи по переносу (трансляция, трансформация); задачи по изложению (интерпретация, разъяснение смысла, значения, обоснование); задачи по индукции; задачи по дедукции; задачи по доказыванию и проверке; задачи по оценке; задачи по разработке обзоров, конспектов, содержания; задачи по разработке отчетов, трактатов, докладов; самостоятельные письменные работы, чертежи, проекты; задачи по практическому приложению; решение проблемных задач и ситуаций; постановка вопросов и формулировка задач или заданий, задачи по организации и проведению констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов; по сбору и обработке данных эксперимента; по практическому использованию результатов исследования; по фиксированию (оформлению) результатов исследования.
В ходе решения учебно-исследовательских задач приобретаются необходимые навыки творческой исследовательской деятельности, самостоятельного решения задачи, уже разработанной в науке.
Таким образом, при выполнении курсовых работ и решении выше названных задач у студентов формируются следующие умения:
Ø умение анализировать задачную ситуацию;
Ø умение анализировать, соотносить и сравнивать факты, явления, концепции, точки зрения; логически осмысливать материал, выделяя в нем главное;
Ø умение строить умозаключение, аргументировать свое отношение к изученному вопросу;
Ø умение систематизировать и классифицировать явления; делать обобщенные выводы;
Ø умение видеть, понимать и объяснять содержание, причины и следствия, процесс возникновения и развития того или иного явления;
Ø умение интерпретировать;
Ø умение наблюдать, собирать и отрабатывать данные;
Ø умение ставить опыты;
Ø умение с большой степенью самостоятельности поставить эксперимент, обработать и обобщить результаты исследований;
Ø умение в определенной последовательности выполнять практическую часть исследования;
Ø умение конспектировать;
Ø умение осуществлять библиографический поиск, получать и обобщать информацию по вопросу; составлять библиографию;
Ø умение выявить противоречие и сформулировать проблему;
Ø умение поставить цель, сформулировать задачи исследования;
Ø умение критически анализировать информацию, давать ее оценку;
Ø умение выдвигать и проверять гипотезу;
Ø умение отбирать, конструировать способы (методы) действий в ходе исследования; умение решать проблему на теоретическом уровне;
Ø умение выводить конкретное содержание из общих положений;
Ø умение осуществлять самоконтроль в ходе работы и корректировать ее;
Ø умение логически осмысливать и обосновывать пути решения;
Ø умение составлять рекомендации по совершенствованию практики;
Ø умение излагать ход и результаты работы;
Ø умение участвовать в проведении коллективного исследования (сформулировать индивидуальное);
Ø умение работать с научной литературой, журналами, рефератами;
Ø умение разрабатывать проект по теме исследования;
Ø умение обосновать положения, теории;
Ø умение использовать разнообразные методы эмпирического и теоретического исследования;
Ø умение составлять рекомендации по практическому применению теоретических положений и экспериментальных данных;
Ø умение разбираться в новом оборудовании и приборах, применяемых в исследовании;
Ø умение правильно организовывать свой научный труд; быть знакомым со структурой научных учреждений и патентной службой государства;
Ø уметь выбирать оценочные процедуры, систему показателей качества и критерии оценки;
Ø умение высказывать и аргументировать свое отношение к изучаемому вопросу и др.;
Ø умение подготавливать реферат, доклад, сообщение и выступать с результатами исследования;
Ø умение фиксировать (оформлять) и защищать результаты исследования;
Ø умение использовать знания и способы деятельности в дальнейшей работе.
Написание и защита курсовой работы является одним из вариантов завершения изучения той или иной учебной дисциплины, курса.
Предлагаемые методические указания могут быть использованы при выполнении курсовой работы по любой дисциплине.
Приступая в выполнению работы студенту необходимо прежде всего иметь представление о курсовой работе как о самостоятельной исследовательской деятельности, знать ее структуру, этапы и способы выполнения, требования к оформлению и представлению результатов исследования на защите.
Общее положение о курсовой работе
Цели курсовой работы
Курсовая работа – это самостоятельная учебная научно-исследовательская работа студента, которая выполняется им на протяжении всего курса под руководством преподавателя – научного руководителя и оформляется по определённым правилам, а затем защищается студентом в присутствии комиссии, состоящей из членов кафедры, на которой выполнялась работа.
Целямивыполнения курсовой работы для студента являются:
- овладение начальными навыками исследовательской деятельности,
- формирование умений обобщать и систематизировать научный текст,
- развитие умений анализировать изученный материал,
- повышение самооценки своего интеллектуального труда,
- выработка уверенности в достижении поставленных задач.
Выполнение курсовой работы поможет студенту, ретроспективно обратившемуся к пройденному материалу, глубже осознать его, привести в соответствие теоретические знания и практическую часть курса, определить область активного применения результатов проведённого исследования.
Студенты специальности 0334 Педагогика ежегодно выполняют курсовые работы начиная со 2 курса (сокращённой формы обучения) и 4 курса (полный срок обучения). Им предоставляется возможность выбора темы и научного руководителя. Каждый преподаватель, имеющий право руководить курсовыми работами студентов, предлагает список тем, которые обычно близки его собственной научной работе и связанны с научными направлениями кафедры.
Выбрав тему, а значит и научного руководителя, студент под его руководством определяет направления исследовательского поиска, основные этапы работы и сроки её поэтапного выполнения.
Главными направлениями исследований студентов, которые взаимодополняя друг друга, позволяют получать серьёзные научные результаты, являются:
- изучение научной литературы по данной проблеме, т.е. знакомство с тем, что уже сделано предшественниками;
- собственная экспериментально-практическая работа исследователя.
По мере выполнения курсовой работы расширяется научный кругозор студента, он всё глубже овладевает теоретическими и практическими методами исследования, вырабатывает самостоятельность мышления, обретает собственные научные взгляды.
Структура курсовой работы
Под структурой (от лат. structura – строение, расположение, порядок) понимается «совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т.е. сохранение основных свойств объекта при различных внешних и внутренних изменениях» или «совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность; строение, внутреннее устройство, сложение».
Данное определение позволяет структурировать содержание курсовой работы следующим образом.
№ п/п | Элемент структуры курсовой работы | Объём (примерный) стр. |
Введение: | 2 – 4 | |
- актуальность исследования | 1- 1,5 | |
- проблема исследования | ||
- объект исследования | ||
- предмет исследования | ||
- цель исследования | ||
- гипотеза исследования | ||
- методы исследования | ||
- литературные источники | ||
- исходная информация | ||
Теоретическая часть | 10 – 15 | |
Практическая часть | 10 – 15 | |
Заключение | 1 – 2 | |
Библиография | 1 – 2 | |
Приложения | неограниченно |
Объем курсовой работы
Рукописный текст - 60 стр. Машинописный или компьютерный текст - 30-40 стр. через 1,5 интервала.
В строке должно быть 60 – 65 знаков, считая пробелы. На странице 28 – 30 строк. Красная строка – 5 пробелов. Номеровать основной текст с цифры 3. Поля рукописи: сверху, внизу и слева – 2 см от края страницы, справа – 1,5 см.
В курсовой работе применяется сквозная нумерация, включая рисунки, таблицы, графики, диаграммы.