Дикция и выразительность речи

Игры и упражнения на подвижность и чёткость движений органов артикуляционного аппарата. Заучивание чистоговорок с голоса учителя, отчётливое и выразительное произнесение.

Упражнения на развитие речевого дыхания. Пение слоних цепочек на мотивы знакомых детских песен. Перечисление предметов (2—3) на одном выдохе с указанием эти предметы. Произнесение небольших стихотворений в сопровождении движений.

Различение громкой и тихой речи в игре или в специально созданной учителем ситуации. Выбор и использование правильной силы голоса в индивидуальных и хоровых упражнениях.

Быстрое и медленное произнесение ряда звуков, слогов и слов. Упражнения на изменение темпа речи в соответствии с заданной ситуацией типа: Бабушка медленно спрашивает: «Ты... куда... идёшь... внучка?» Внучка быстро отвечает: «Я бегу к подружке».

Разучивание детских стихотворений, мини-диалогов с последующим их воспроизведением в ролевых играх.

Вопросительная и восклицательная интонация в стихотворениях, разучиваемых с голоса учителя (по подражанию). Практическое использование вопросительной и восклицательной интонации в речевых ситуациях (самостоятельно или с помощью учителя). Выражение лица: весёлое, сердитое, грустное, удивлённое. Соотнесение соответствующего выражения лица с символическим рисунком. Мимическая реакция на речь учителя, детей в ситуациях с заданным содержанием.

Подготовка речевой ситуации и организация высказывания

Лексические темы: «Школьная жизнь», «Игры и игрушки», «Играем в сказку», «Я дома», «Я и мои товарищи», «Мойдодыр», «Мир природы».

Примерная тематика речевых ситуаций: «Давайте полакомимся», «Отгадай, что в моём ранце»; «Прогулка и машине», «Весёлый оркестр»; «Терем-теремок», «Репка», Колобок»; «Мой адрес».

Выявление представлений детей по теме ситуации с помощью вопросов учителя и с опорой на иллюстративный материал.

Называние предметов и действий с ними, характеристика предметов по цвету, величине, форме, вкусу и др. (по теме ситуации). Составление предложений по вопросам учителя с включением в ответы отработанной лексики. Сравнение двух предметов или их изображений по заданному признаку: Медведь большой, а мышка .... Дерево высокое, а куст .... и т. д.

Рассматривание атрибутов к ролевой игре и распределение ролей. Использование новых слов и предложений в ролевой игре по теме ситуации.

Внятное выражение просьбы и желания, обращённых к учителю или к товарищу.

Коллективное составление рассказа по теме речевой ситуации с одновременным использованием картинно - символической схемы к каждому предложению, мелового рисунка на доске, макетного театра.

Культура общения

Приветствие и прощание в школе и дома. Употребление слов здравствуй, здравствуйте, доброе утро, до свидания пока. Использование как выразительных средств речи (умеренная сила голоса, доброжелательный, радостный тон речи), так и помощников речи (мимика, жесты, позы, выражающие внимание к партнёру).

Употребление «вежливых» слов пожалуйста, спасибо в соответствии с речевой ситуацией.

Учебно-тематический план

№ п.п Наименование разделов и тем программы
Количество часов
Аудирование  
Дикция и выразительность речи  
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания  
Культура общения  
  Итого  

7. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ "РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА" I класс (1 вариант)

Тема урока Кол-во часов Содержание БУД Область развития жизненных компетенций Дата
план факт
  I четверть            
1. Давайте познакомимся. Приветствие и прощание в школе и дома. Употребление слов здравствуйте, до свидания. Называние своего имени и имён одноклассников. организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за партой (столом), правильно держать тетрадь для рисования и карандаш; Слушание вопросов учителя, речевых высказываний одноклассников. 02.09 07.09  
2. Где мы учимся Употребление слов здравствуйте, доброе утро, до свидания. Правила поведения при знакомстве. Игра «Подари улыбку» (тренировочные упражнения в изображении доброжелательного выражения лица). ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения) Называние помещений школы по картинкам. Использование в речи этикетных выражений. Называние уроков. 09.09 14.09 16.09  
3. Знакомство со школой и учителями Употребление слов здравствуйте, доброе утро, до свидания. Правила поведения при знакомстве, при обращении за помощью. Экскурсия по школе: посещение медицинского кабинета, столовой. Знакомство с персоналом. Диалог с врачом «Маша заболела» определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения   Называние помещений школы по картинкам. Использование в речи Этикетных выражений   21.09 23.09  
4. Покупка школьных принадлежностей Познакомить школьников с основными правилами поведения в магазине Использование слов: пожалуйста, спасибо. Разучивание чистоговорки «Расскажи мне про покупку». Отгадывание загадок. договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников в спорной ситуации Учить первоклассников строить инициирующие и ответные реплики в диалоге с продавцом магазина. 28.09 30.09  
5. Покупка школьных принадлежностей обращаться за помощью и принимать помощь 05.10 07.10  
6. Ролевая игра «Магазин «Школьник » адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать выходить из-за парты и т. д.) 12.10 14.10  
7. Школьный двор Беседа во время экскурсии по школьному двору. Ситуация «Знакомство во дворе» Использование в диалоге вопросительных предложений «Как тебя зовут?» «Хочешь с нами играть?» Беседа во время экскурсии по школьному двору. Ситуация «Знакомство во дворе» выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов Расширение представления детей о правилах поведения при знакомстве. 19.10 21.10  
8. Школьный двор работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место 26.10 28.10  
9. Знакомство во дворе Ситуация «Знакомство во дворе». Использование в диалоге вопросительных предложений «Как тебя зовут?» «Хочешь с нами играть?» Дополнение предложений. понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе Расширение представления детей о правилах поведения при знакомстве   02.11 04.11  
  II четверть            
Играем в сказку
10. Кто в теремочке живёт? (по сказке «Теремок») Разучивание чистоговорки «В чистом поле теремок, всем найдется уголок» Слушание сказки «Теремок». Установление последовательности появления в теремке животных с называнием их. слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности быту Продолжать формировать представления детей о правилах поведения при знакомстве. 16.11 18.11  
11. Рассказываем сказку «Теремок» соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами Развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе инсценировки сказки 23.11 25.11  
12. Мы играем в «Теремок». Просмотр мультфильма «Теремок». Коллективное рассказывание сказки готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. Развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе инсценировки сказки 30.11 02.12  
У нас праздник
13. Мы в гостях. Поздравление. Коллективное составление рассказа «Как мы ходили в гости» по опорным картинкам. Интонирование поздравительной речи. Обращение к человеку при поздравлении. Устное поздравление с опорой на символический план. проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей Расширять представления учащихся о правилах поведения при знакомстве с ровесниками и старшими. 07.12 09.12  
14. Знакомимся с гостями. Составление высказывания из 4 предложений на заданную тему по символическом у плану. Умение строить диалог между хозяином и гостями по предложенной схеме. Диалог- знакомство. Коллективное составление рассказа «Как я гостей встречал» по вопросам учителя. принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе Учить школьников правильно вести себя при знакомстве со старшим по возрасту, с ровесниками. 14.12 16.12  
15. Провожаем гостей. Диалоги при расставании. Ролевая игра «Кукла провожает гостей». Расширять представления учащихся о правилах поведения при прощании с ровесниками и старшими. активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников Учить школьников правильно вести себя при прощании со старшим по возрасту, с ровесниками 21.12 23.12  
Игры и игрушки
16. «Игрушки» Называние игрушек. Сравнение игрушек по заданному учителем признаку. Обогащать лексический запас учащихся словами, называющими игрушки, их основные признаки и действия с ними. Предложения с противительным союзом а.   делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале Использование слов: здравствуй, пожалуйста, спасибо, до свидания, пока. 28.12  
  III четверть            
17. «Игрушки» Называние игрушек. Сравнение игрушек по заданному учителем признаку. Обогащать лексический запас учащихся словами, называющими игрушки, их основные признаки и действия с ними. Предложения с противительным союзом а. делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале Использование слов: здравствуй, пожалуйста, спасибо, до свидания, пока. 11.01  
18. «Моя любимая игрушка» Чтение учителем стихотворения А. Барто «Я люблю свою лошадку». Диалог «Давай приберём игрушки». Ответы на вопросы учителя «Игрушки ночью». Описание игрушки по картинно- графическому плану. Игра «Назови ласково» ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя Составление предложений, как можно играть с этой игрушкой. 13.01 18.01  
19. «Магазин игрушек» Конструирование возможных диалогов между продавцом и покупателями в магазине «Игрушки» с опорой на содержание картинки. Ролевая игра «Магазин игрушек». Повторить основные правила поведения в магазине в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить Ответы на вопросы учителя по впечатлениям. 20.01 25.01  
Мы встречаем Новый год
20. Готовимся к празднику Разучивание новогоднего стихотворения по выбору учителя. Учить первоклассников отвечать на вопросы в беседе и инициировать общение. Составление диалогов по сюжетным картинкам. Составление письма Деду Морозу с опорой на условно- графические схемы предложений. входить и выходить из учебного помещения со звонком Составление устного поздравления с Новым годом. Составление высказываний из 2-3 предложений по сюжетным картинкам и условно- графическим схемам предложений. 27.01 01.02  
21. Новогодние поздравления. Выбор на рисунке ситуации, соответствующей реплике, произнесенной учителем. Учить первоклассников строить реплики- поздравления, сопровождающие вручение подарков. Выражение благодарности. вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс) Моделирование возможных диалогов между героями картинки при преподнесении подарков 03.02 08.02  
22. Новогодние чудеса Составление предложений по схеме и картинкам. Рассказ по кругу: коллективное составление рассказа о новогоднем празднике с опорой на сюжетные картинки. использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем Умение участвовать в беседе, составлять предложения с опорой на картинку и графическую схему. 10.02    
Зимняя прогулка
23. Зимняя одежда Заучивание чистоговорки «В шапке да шубке хорошо Мишутке». Проигрывание ситуации «Кукла одевается на прогулку» Рассматривание картинок и называние предметов зимней одежды и обуви. Описание зимней одежды детей по данному символическому плану передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения Построение предложения, выражающего просьбу подать тот или иной предмет одежды 22.02  
24. Зимние забавы Выбор предложения, наиболее подходящего к картинке из двух, произнесенных учителем (У Миши санки. – У Маши санки.) Моделирование возможных диалогов между героями, изображённым и на картинке. Составление предложений по схеме. Составление рассказа с опорой на картинный план. учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика) Закреплять умение строить высказывание- просьбу, в связи с ситуацией. 24.02 01.03  
25. Мы катаемся с горы. Мы лепим снеговика. Слушание стихотворения А. Сурикова «Детство» (отрывок). Закреплять умение составлять рассказы из личного опыта. Моделирование диалога между мальчиком и девочкой. осознать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга Закреплять умение строить высказывание- просьбу, в связи с ситуацией   10.03 15.03  
Мамины помощники
26. Я помогаю маме прибираться. Слушание стихотворения А. Барто «Помощница». Составление диалогов «Делаем уборку вместе» с опорой на сюжетные картинки и личный опыт детей. Рисование «живой» картины по стихотворению. Составление предложений по сюжетной картинке и схемам предложения. пользоваться учебной мебелью Формирование навыков взаимопомощи. Употребление слов спасибо, пожалуйста. Расширить словарный запас школьников, обозначающие предметы быта. 17.03 22.03  
  IV четверть          
27. Я помогаю маме прибираться в доме. Разучивание стихотворения А. Барто «Помощница». Обратить внимание учащихся на значение интонационного выделения слов. Анализ ситуации по вопросам учителя. Рассматривание картинок. Составление рассказа по картинке. Наблюдать 05.04 07.04  
28. Содержу одежду в чистоте Отрывок из стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо?» Ответы на вопросы учителя. Расширить словарный запас школьников, обозначающие предметы, используемые при уходе за одеждой. слушать и понимать речь других Формирование навыков взаимопомощи. Употребление слов спасибо, пожалуйста. 12.04 14.04  
Я дома
29. Спокойной ночи! Слушание «Сказки о глупом мышонке» С. Маршака Составление диалогов по прочитанной сказке. Составление предложений по серии сюжетных картинок. Короткий рассказ по образцу «Как я ложусь спать». Формировать у учащихся умение давать словесные отчеты о выполняемом действии.   Умение поддерживать диалог.   19.04 21.04  
30. Спокойной ночи! Разучивание чистоговорки «Та-та- та – наступила темнота. Ты-ты-ты – ты боишься темноты?» Учить первоклассников выбирать интонацию и силу голоса для пожелания перед сном. Слушание и пение колыбельных песенок. Составление диалога по картинкам, по данному образцу (подготовка ко сну) делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале Активизировать в словарном запасе школьников выражения, традиционные в ситуации перед сном. Устные отчеты о выполняемых действиях. Составление предложений по картинкам. 26.04 28.04  
31. Спокойной ночи! Знакомство с дымковской игрушкой, иллюстрациями к сказке. Передача в рисунке формы и цвета предмета ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя 03.05 05.05  
32. Доброе утро! Слушание и воспроизведение чистоговорок: Вот проснулся петушок, Встала курочка, Поднимайся, мой сынок, Встань, дочурка! Составление диалогов по заданной ситуации «С добрым утром!» Игра «Живые загадки». Составление предложений по сюжетным картинкам (договаривание предложений). в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить Актуализировать в словаре учащихся выражения, традиционно используемые как утренние приветствия. Закреплять у школьников умение составлять короткий рассказ из личного опыта. 10.05 12.05  
33. Занятия людей утром. Слушание интонации (весело, бодро – вяло, грустно; приветливо – неприветливо, хмуро) Составление диалогов на основе сюжетных картинок Участие в беседе «Как начинается твоё утро» обращаться за помощью и принимать помощь Использование слов приветствий, выражение радости при встрече 17.05 19.05  
34. Режим дня школьника. Слушание стихотворения С. Михалкова «Про Мимозу» Составление диалогов с опорой на картинки, по заданной ситуации. Познакомить детей с режимом дня школьника, с последовательностью событий дня. Правильное расположение картинок по порядку, составление рассказа. по картинкам адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать выходить из-за парты и т. д.) Умение строить вопросительные предложения, давать утвердительные и отрицательные ответы, разговаривать спокойным тоном. 24.05 26.05  
                         

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В I классе в течение учебного года отметки обучающимся не выставляются. Результат продвижения обучающихся в развитии определяется на основе анализа (1 раз в четверть) их продуктивной деятельности (поделок, рисунков, уровня развития речи). Контроль достижения обучающимися уровня государственного образовательного стандарта осуществляется в виде стартового, текущего и итогового контроля в следующих формах: устный опрос, письменные и практические работы. Систематический и регулярный опрос обучающихся является обязательным видом работы на занятиях. Необходимо приучить учеников давать развёрнутые объяснения, что содействует развитию речи и мышления, приучают к сознательному выполнению задания, к самоконтролю.

Наши рекомендации