Дикция и выразительность речи
Игры и упражнения на подвижность и чёткость движений органов артикуляционного аппарата. Заучивание чистоговорок с голоса учителя, отчётливое и выразительное произнесение.
Упражнения на развитие речевого дыхания. Пение слоних цепочек на мотивы знакомых детских песен. Перечисление предметов (2—3) на одном выдохе с указанием эти предметы. Произнесение небольших стихотворений в сопровождении движений.
Различение громкой и тихой речи в игре или в специально созданной учителем ситуации. Выбор и использование правильной силы голоса в индивидуальных и хоровых упражнениях.
Быстрое и медленное произнесение ряда звуков, слогов и слов. Упражнения на изменение темпа речи в соответствии с заданной ситуацией типа: Бабушка медленно спрашивает: «Ты... куда... идёшь... внучка?» Внучка быстро отвечает: «Я бегу к подружке».
Разучивание детских стихотворений, мини-диалогов с последующим их воспроизведением в ролевых играх.
Вопросительная и восклицательная интонация в стихотворениях, разучиваемых с голоса учителя (по подражанию). Практическое использование вопросительной и восклицательной интонации в речевых ситуациях (самостоятельно или с помощью учителя). Выражение лица: весёлое, сердитое, грустное, удивлённое. Соотнесение соответствующего выражения лица с символическим рисунком. Мимическая реакция на речь учителя, детей в ситуациях с заданным содержанием.
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания
Лексические темы: «Школьная жизнь», «Игры и игрушки», «Играем в сказку», «Я дома», «Я и мои товарищи», «Мойдодыр», «Мир природы».
Примерная тематика речевых ситуаций: «Давайте полакомимся», «Отгадай, что в моём ранце»; «Прогулка и машине», «Весёлый оркестр»; «Терем-теремок», «Репка», Колобок»; «Мой адрес».
Выявление представлений детей по теме ситуации с помощью вопросов учителя и с опорой на иллюстративный материал.
Называние предметов и действий с ними, характеристика предметов по цвету, величине, форме, вкусу и др. (по теме ситуации). Составление предложений по вопросам учителя с включением в ответы отработанной лексики. Сравнение двух предметов или их изображений по заданному признаку: Медведь большой, а мышка .... Дерево высокое, а куст .... и т. д.
Рассматривание атрибутов к ролевой игре и распределение ролей. Использование новых слов и предложений в ролевой игре по теме ситуации.
Внятное выражение просьбы и желания, обращённых к учителю или к товарищу.
Коллективное составление рассказа по теме речевой ситуации с одновременным использованием картинно - символической схемы к каждому предложению, мелового рисунка на доске, макетного театра.
Культура общения
Приветствие и прощание в школе и дома. Употребление слов здравствуй, здравствуйте, доброе утро, до свидания пока. Использование как выразительных средств речи (умеренная сила голоса, доброжелательный, радостный тон речи), так и помощников речи (мимика, жесты, позы, выражающие внимание к партнёру).
Употребление «вежливых» слов пожалуйста, спасибо в соответствии с речевой ситуацией.
Учебно-тематический план
№ п.п | Наименование разделов и тем программы |
| |
Аудирование | |||
Дикция и выразительность речи | |||
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания | |||
Культура общения | |||
Итого |
7. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ "РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА" I класс (1 вариант)
№ | Тема урока | Кол-во часов | Содержание | БУД | Область развития жизненных компетенций | Дата | ||||||
план | факт | |||||||||||
I четверть | ||||||||||||
1. | Давайте познакомимся. | Приветствие и прощание в школе и дома. Употребление слов здравствуйте, до свидания. Называние своего имени и имён одноклассников. | организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за партой (столом), правильно держать тетрадь для рисования и карандаш; | Слушание вопросов учителя, речевых высказываний одноклассников. | 02.09 07.09 | |||||||
2. | Где мы учимся | Употребление слов здравствуйте, доброе утро, до свидания. Правила поведения при знакомстве. Игра «Подари улыбку» (тренировочные упражнения в изображении доброжелательного выражения лица). | ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения) | Называние помещений школы по картинкам. Использование в речи этикетных выражений. Называние уроков. | 09.09 14.09 16.09 | |||||||
3. | Знакомство со школой и учителями | Употребление слов здравствуйте, доброе утро, до свидания. Правила поведения при знакомстве, при обращении за помощью. Экскурсия по школе: посещение медицинского кабинета, столовой. Знакомство с персоналом. Диалог с врачом «Маша заболела» | определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения | Называние помещений школы по картинкам. Использование в речи Этикетных выражений | 21.09 23.09 | |||||||
4. | Покупка школьных принадлежностей | Познакомить школьников с основными правилами поведения в магазине Использование слов: пожалуйста, спасибо. Разучивание чистоговорки «Расскажи мне про покупку». Отгадывание загадок. | договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников в спорной ситуации | Учить первоклассников строить инициирующие и ответные реплики в диалоге с продавцом магазина. | 28.09 30.09 | |||||||
5. | Покупка школьных принадлежностей | обращаться за помощью и принимать помощь | 05.10 07.10 | |||||||||
6. | Ролевая игра «Магазин «Школьник » | адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать выходить из-за парты и т. д.) | 12.10 14.10 | |||||||||
7. | Школьный двор | Беседа во время экскурсии по школьному двору. Ситуация «Знакомство во дворе» Использование в диалоге вопросительных предложений «Как тебя зовут?» «Хочешь с нами играть?» Беседа во время экскурсии по школьному двору. Ситуация «Знакомство во дворе» | выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов | Расширение представления детей о правилах поведения при знакомстве. | 19.10 21.10 | |||||||
8. | Школьный двор | работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место | 26.10 28.10 | |||||||||
9. | Знакомство во дворе | Ситуация «Знакомство во дворе». Использование в диалоге вопросительных предложений «Как тебя зовут?» «Хочешь с нами играть?» Дополнение предложений. | понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе | Расширение представления детей о правилах поведения при знакомстве | 02.11 04.11 | |||||||
II четверть | ||||||||||||
Играем в сказку | ||||||||||||
10. | Кто в теремочке живёт? (по сказке «Теремок») | Разучивание чистоговорки «В чистом поле теремок, всем найдется уголок» Слушание сказки «Теремок». Установление последовательности появления в теремке животных с называнием их. | слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности быту | Продолжать формировать представления детей о правилах поведения при знакомстве. | 16.11 18.11 | |||||||
11. | Рассказываем сказку «Теремок» | соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами | Развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе инсценировки сказки | 23.11 25.11 | ||||||||
12. | Мы играем в «Теремок». | Просмотр мультфильма «Теремок». Коллективное рассказывание сказки | готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. | Развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе инсценировки сказки | 30.11 02.12 | |||||||
У нас праздник | ||||||||||||
13. | Мы в гостях. | Поздравление. Коллективное составление рассказа «Как мы ходили в гости» по опорным картинкам. Интонирование поздравительной речи. Обращение к человеку при поздравлении. Устное поздравление с опорой на символический план. | проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей | Расширять представления учащихся о правилах поведения при знакомстве с ровесниками и старшими. | 07.12 09.12 | |||||||
14. | Знакомимся с гостями. | Составление высказывания из 4 предложений на заданную тему по символическом у плану. Умение строить диалог между хозяином и гостями по предложенной схеме. Диалог- знакомство. Коллективное составление рассказа «Как я гостей встречал» по вопросам учителя. | принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе | Учить школьников правильно вести себя при знакомстве со старшим по возрасту, с ровесниками. | 14.12 16.12 | |||||||
15. | Провожаем гостей. | Диалоги при расставании. Ролевая игра «Кукла провожает гостей». Расширять представления учащихся о правилах поведения при прощании с ровесниками и старшими. | активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников | Учить школьников правильно вести себя при прощании со старшим по возрасту, с ровесниками | 21.12 23.12 | |||||||
Игры и игрушки | ||||||||||||
16. | «Игрушки» | Называние игрушек. Сравнение игрушек по заданному учителем признаку. Обогащать лексический запас учащихся словами, называющими игрушки, их основные признаки и действия с ними. Предложения с противительным союзом а. | делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале | Использование слов: здравствуй, пожалуйста, спасибо, до свидания, пока. | 28.12 | |||||||
III четверть | ||||||||||||
17. | «Игрушки» | Называние игрушек. Сравнение игрушек по заданному учителем признаку. Обогащать лексический запас учащихся словами, называющими игрушки, их основные признаки и действия с ними. Предложения с противительным союзом а. | делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале | Использование слов: здравствуй, пожалуйста, спасибо, до свидания, пока. | 11.01 | |||||||
18. | «Моя любимая игрушка» | Чтение учителем стихотворения А. Барто «Я люблю свою лошадку». Диалог «Давай приберём игрушки». Ответы на вопросы учителя «Игрушки ночью». Описание игрушки по картинно- графическому плану. Игра «Назови ласково» | ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя | Составление предложений, как можно играть с этой игрушкой. | 13.01 18.01 | |||||||
19. | «Магазин игрушек» | Конструирование возможных диалогов между продавцом и покупателями в магазине «Игрушки» с опорой на содержание картинки. Ролевая игра «Магазин игрушек». Повторить основные правила поведения в магазине | в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить | Ответы на вопросы учителя по впечатлениям. | 20.01 25.01 | |||||||
Мы встречаем Новый год | ||||||||||||
20. | Готовимся к празднику | Разучивание новогоднего стихотворения по выбору учителя. Учить первоклассников отвечать на вопросы в беседе и инициировать общение. Составление диалогов по сюжетным картинкам. Составление письма Деду Морозу с опорой на условно- графические схемы предложений. | входить и выходить из учебного помещения со звонком | Составление устного поздравления с Новым годом. Составление высказываний из 2-3 предложений по сюжетным картинкам и условно- графическим схемам предложений. | 27.01 01.02 | |||||||
21. | Новогодние поздравления. | Выбор на рисунке ситуации, соответствующей реплике, произнесенной учителем. Учить первоклассников строить реплики- поздравления, сопровождающие вручение подарков. Выражение благодарности. | вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс) | Моделирование возможных диалогов между героями картинки при преподнесении подарков | 03.02 08.02 | |||||||
22. | Новогодние чудеса | Составление предложений по схеме и картинкам. Рассказ по кругу: коллективное составление рассказа о новогоднем празднике с опорой на сюжетные картинки. | использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем | Умение участвовать в беседе, составлять предложения с опорой на картинку и графическую схему. | 10.02 | |||||||
Зимняя прогулка | ||||||||||||
23. | Зимняя одежда | Заучивание чистоговорки «В шапке да шубке хорошо Мишутке». Проигрывание ситуации «Кукла одевается на прогулку» Рассматривание картинок и называние предметов зимней одежды и обуви. Описание зимней одежды детей по данному символическому плану | передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения | Построение предложения, выражающего просьбу подать тот или иной предмет одежды | 22.02 | |||||||
24. | Зимние забавы | Выбор предложения, наиболее подходящего к картинке из двух, произнесенных учителем (У Миши санки. – У Маши санки.) Моделирование возможных диалогов между героями, изображённым и на картинке. Составление предложений по схеме. Составление рассказа с опорой на картинный план. | учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика) | Закреплять умение строить высказывание- просьбу, в связи с ситуацией. | 24.02 01.03 | |||||||
25. | Мы катаемся с горы. Мы лепим снеговика. | Слушание стихотворения А. Сурикова «Детство» (отрывок). Закреплять умение составлять рассказы из личного опыта. Моделирование диалога между мальчиком и девочкой. | осознать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга | Закреплять умение строить высказывание- просьбу, в связи с ситуацией | 10.03 15.03 | |||||||
Мамины помощники | ||||||||||||
26. | Я помогаю маме прибираться. | Слушание стихотворения А. Барто «Помощница». Составление диалогов «Делаем уборку вместе» с опорой на сюжетные картинки и личный опыт детей. Рисование «живой» картины по стихотворению. Составление предложений по сюжетной картинке и схемам предложения. | пользоваться учебной мебелью | Формирование навыков взаимопомощи. Употребление слов спасибо, пожалуйста. Расширить словарный запас школьников, обозначающие предметы быта. | 17.03 22.03 | |||||||
IV четверть | ||||||||||||
27. | Я помогаю маме прибираться в доме. | Разучивание стихотворения А. Барто «Помощница». Обратить внимание учащихся на значение интонационного выделения слов. Анализ ситуации по вопросам учителя. Рассматривание картинок. Составление рассказа по картинке. | Наблюдать | 05.04 07.04 | ||||||||
28. | Содержу одежду в чистоте | Отрывок из стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо?» Ответы на вопросы учителя. Расширить словарный запас школьников, обозначающие предметы, используемые при уходе за одеждой. | слушать и понимать речь других | Формирование навыков взаимопомощи. Употребление слов спасибо, пожалуйста. | 12.04 14.04 | |||||||
Я дома | ||||||||||||
29. | Спокойной ночи! | Слушание «Сказки о глупом мышонке» С. Маршака Составление диалогов по прочитанной сказке. Составление предложений по серии сюжетных картинок. Короткий рассказ по образцу «Как я ложусь спать». | Формировать у учащихся умение давать словесные отчеты о выполняемом действии. | Умение поддерживать диалог. | 19.04 21.04 | |||||||
30. | Спокойной ночи! | Разучивание чистоговорки «Та-та- та – наступила темнота. Ты-ты-ты – ты боишься темноты?» Учить первоклассников выбирать интонацию и силу голоса для пожелания перед сном. Слушание и пение колыбельных песенок. Составление диалога по картинкам, по данному образцу (подготовка ко сну) | делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале | Активизировать в словарном запасе школьников выражения, традиционные в ситуации перед сном. Устные отчеты о выполняемых действиях. Составление предложений по картинкам. | 26.04 28.04 | |||||||
31. | Спокойной ночи! | Знакомство с дымковской игрушкой, иллюстрациями к сказке. Передача в рисунке формы и цвета предмета | ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя | 03.05 05.05 | ||||||||
32. | Доброе утро! | Слушание и воспроизведение чистоговорок: Вот проснулся петушок, Встала курочка, Поднимайся, мой сынок, Встань, дочурка! Составление диалогов по заданной ситуации «С добрым утром!» Игра «Живые загадки». Составление предложений по сюжетным картинкам (договаривание предложений). | в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить | Актуализировать в словаре учащихся выражения, традиционно используемые как утренние приветствия. Закреплять у школьников умение составлять короткий рассказ из личного опыта. | 10.05 12.05 | |||||||
33. | Занятия людей утром. | Слушание интонации (весело, бодро – вяло, грустно; приветливо – неприветливо, хмуро) Составление диалогов на основе сюжетных картинок Участие в беседе «Как начинается твоё утро» | обращаться за помощью и принимать помощь | Использование слов приветствий, выражение радости при встрече | 17.05 19.05 | |||||||
34. | Режим дня школьника. | Слушание стихотворения С. Михалкова «Про Мимозу» Составление диалогов с опорой на картинки, по заданной ситуации. Познакомить детей с режимом дня школьника, с последовательностью событий дня. Правильное расположение картинок по порядку, составление рассказа. по картинкам | адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать выходить из-за парты и т. д.) | Умение строить вопросительные предложения, давать утвердительные и отрицательные ответы, разговаривать спокойным тоном. | 24.05 26.05 | |||||||
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В I классе в течение учебного года отметки обучающимся не выставляются. Результат продвижения обучающихся в развитии определяется на основе анализа (1 раз в четверть) их продуктивной деятельности (поделок, рисунков, уровня развития речи). Контроль достижения обучающимися уровня государственного образовательного стандарта осуществляется в виде стартового, текущего и итогового контроля в следующих формах: устный опрос, письменные и практические работы. Систематический и регулярный опрос обучающихся является обязательным видом работы на занятиях. Необходимо приучить учеников давать развёрнутые объяснения, что содействует развитию речи и мышления, приучают к сознательному выполнению задания, к самоконтролю.