График выполнения и сдачи заданий по дисциплине
№ | Виды работ | Цель и содержание задания | Ccылка на список рекомендованной литературы | Форма контроля (согласно рейтинг шкале) | Баллы (согласно рейтинг-шкале) | Форма отчетности | Cроки сдачи |
Коллоквиум | выявить уровень теоретической и практической подготовки , научить излагать свои мысли. | П. 5 № 1, 5, 6, 10, 14, 19, 20 | Текущий контроль | 50-100 баллов | устно | 4 неделя | |
реферат | Изучить технику плавания спортивными способами. | П. 5 № 2, 4, 5, 6, 10, 11, 12, 14, 17, 18, 19, 20 | Текущий контроль | 50-100 баллов | письмено | 7 неделя | |
Проект | Выявить знания по методике написанию план-конспекта | П. 5 № 1, 2, 4, 5, 6, 10, 14, 16, 17, 18, 19, 20 | Текущий контроль | 50-100 баллов | письмено | 10 неделя | |
4. | Прием контрольных нормативов по технике плавания | Выявить умения и навыки техники плавания спорт. способами. | П. 5 № 2, 3, 4, 5, 6, 10, 14, 17, 18, 19, 20 | Текущий контроль | 50-100 баллов | Практически | 12 неделя |
За активную работу | Закрепить и систематизировать знания студентов. | П. 5 № 2, 4, 5, 6, 10, 14, 17, 18, 19, 20 | Текущий контроль | 50-100 баллов | Устно | 15 неделя. |
Карта учебно-методической обеспеченности дисциплины
№ п/п | Наименование учебников, пособий, используемых по курсу | Кол-во учебников, пособий в научной библиотеке КарГУ |
1. Основная литература | ||
1. | Булгакова Н. Ж. Обучение плаванию в школе. М., « Просвещение», 2012. | |
2. | Васильев В. С. Обучение детей плаванию. М., « Физкультура и спорт», 2013. | |
Вайцеховский С. М. Физическая подготовка пловца. М., « Физкультура и спорт», 2008. | ||
Гордон С. М. Техника спортивного плавания. М., « Физкультура и спорт»,2008. | ||
Плавание: Учебник для педагогических факультетов ИФК/Под ред. проф. Н.Ж Булгаковой. — М. ФиС, 2011. | ||
Булгакова Н.Ж Теоретические и методические основы обучения плаванию: Лекции для студентов ГЦОЛИФКа. — М.: ГЦОЛИФК, 2009. | ||
2. Дополнительная литература | ||
Булгакова Н.Ж Плавание в пионерском лагере. 3-е изд., перера . М: ФиС, 2009. | ||
8. | Макаренко Л.П. Юный пловец М., ФиС 1983. | |
9. | Булгакова Н.Ж. Учебник «Плавание» для ин-тов физкультуры. - М.: 2008. - 318с. | |
10. | Голоха И.В. Методические рекомендации и указания «Обучение и совершенствование навыков плавания». - Алматы, КазИФК, 2009. – 46с. | |
11. | Булгакова Н.Ж. Учебник «Плавание» для студентов пед.фак. ин-тов физкультуры. - М.: 2009. - 288с. | |
12. | Никитский Б.Н. Плавание. Учебник для студентов фак. физвоспитания по специальности физвоспитания. - М.: Просвещение, 2011. – 302с. | |
13. | Инясевский К.А. Плавание: Метод. пособие для преп. и студ. вузов. – М.: Высш.шк., 2010. – 183с. | |
14. | Викулов А.Д. Плавание. Учебное пособие. Владос, 2004. | |
2.1 Список периодических изданий | ||
15. | Журнал «ФиС» | |
16. | Журнал «Физкультура в школе» | |
2.2 Список источников на электронных носителях | ||
17. | Федоров В.Б. Курс электронных лекций. Электронная библиотека КарГУ | |
2.3 Интернет источники | ||
18. | Чертов Н.В. Плавание Элктр.учебник. | |
19. | Всероссийская федерация плавания - russwimming.ru | |
20. | Плавание. Польза плавания. Занятия плаванием - / to-swim.ru, / baseiny.ru | |
21. | Спортивное плавание - / plavaniye.narod.ru |
Лекционный комплекс.
Тема. Освоение с водной средой.
Прежде чем перейти к рассмотрению основ техники плавания, необходимо ознакомиться с некоторыми свойствами воды, в условиях которой человек выполняет движения.
Как всякое физическое тело вода обладает весом. Удельный вес воды приблизительно в 840 раз больше удельного веса воздуха. Частицы воды имеют большую подвижность и значительную массу, поэтому вода обладает большой инерцией. Следовательно, для того чтобы развить большую силу тяги, которая продвигает тело пловца вперед, необходимо выполнять гребковые движения с ускорением.
Вода оказывает значительное давление на поверхность тела пловца, а следовательно, и сопротивление движущемуся в ней телу. Величина давления зависит от глубины погружения.
Передвижение человека в воде основано на свойстве жидкости оказывать сопротивление движущемуся телу. Это сопротивление возникает на гребущих поверхностях рук, ног и всего тела в виде реакции воды на эти поверхности. Таким образом, пловец, находящейся в воде, может опираться на нее руками, ногами, всем телом и вызывать действие реактивных сил. На тело, помещенное в воду, действует также подъемная сила.
Не менее важным свойством воды является ее способность к волнообразованию. Это свойство основано на наличии силы тяжести, вязкости и подвижности водной среды. Размеры волн, возникающих при движении пловца по поверхности воды, зависят от его технической подготовленности.
Литература: 1, 5, 6, 9, 11, 12, 17, 18, 20, 21.
Тема. Техника плавания способом кроль на груди.
Кроль на груди характеризуется попеременными и симметричными движениями руками и ногами. Популярность кроля на груди объясняется еще и тем, что он преимущественно используется при игре в водное поло, фигурном плавании и при проплывах по естественным водоемам.
Положение тела. Тело пловца расположено у поверхности воды и находится в хорошо обтекаемом, близко к горизонтальному, положении (угол «атаки» 2-8°). Голова опущена в воду (лицом вниз) настолько, что уровень воды находится примерно у верхней части лба.
Движения ногами. Ноги выполняют непрерывные попеременные движения сверху вниз и снизу вверх с амплитудой (ширина размаха стоп), равной примерно одной четвертой части роста пловца. Движения ногами обеспечивают устойчивое, горизонтальное положение тела и поддерживают скорость продвижения.
Движения руками. Цикл движений одной руки состоит из следующих фаз: вход руки в воду и наплыв, опорная часть гребка, основная часть гребка, выход руки из воды, движение (пронос) руки над водой.
Правильное согласование движений руками в кроле на груди основано на получении наиболее высокой, относительно равномерной скорости движения пловца на протяжении каждого цикла. Поэтому пауза между окончанием основной части гребка одной рукой и началом основной части гребка другой рукой должна быть такой, чтобы сохранялась достигнутая скорость движения пловца.
Дыхание. На один цикл движений выполняется один вдох и один выдох. Для вдоха голова поворачивается в сторону гребущей руки (вправо или влево) настолько, чтобы рот оказался над водой. Вдох выполняется быстро и активно через широко открытый рот в первой половине проноса руки над водой. После этого голова быстро поворачивается в воду (лицом вниз), и сразу же начинается выдох сначала через рот, затем через нос. Выдох продолжительнее вдоха; между вдохом и выдохом, а также между выдохом и вдохом не должно быть пауз.
0бщая координация движений. В кроле на груди высокая скорость достигается за счет непрерывности рабочих движений руками и ногами, четкого согласования всех движений с дыханием.
Если пловец выполняет вдох под правую руку, то в этот момент левая рука находится в фазе наплыва, правая рука осуществляет первую половину проноса, правая нога совершает удар сверху вниз, а левая нога поднимается снизу вверх. Если же вдох производится под левую руку, то соответственно меняются положения правой и левой рук и ног.
Литература: 1, 4, 5, 6, 9, 11, 12, 17, 18, 20, 21.
Тема. Техника плавания способом кроль на спине.
Кроль на спине характеризуется попеременными непрерывными движениями руками и ногами. Основное отличие его от остальных спортивных способов плавания состоит в положении тела и дыхании, (выдох выполняется над водой). По скоростным показателям кроль на спине занимает третье место после кроля на груди и дельфина. В прикладном плавании он используется для транспортировки пострадавшего, различных грузов и буксировки их по воде.
Положение тела. Тело пловца расположено у поверхности воды и находится в хорошо обтекаемом, близком к горизонтальному, положении (угол «атаки» 6-10°), плечи слегка приподняты. Голова лежит на воде, лицо обращено вверх, а подбородок слегка опущен на грудь.
Движения ногами. Такжекак в кроле на груди, ноги при плавании кролем на спине выполняют непрерывные попеременные движения сверху вниз и снизу вверх с амплитудой, составляющей примерно третью часть роста пловца. Эти движения обеспечивают телу устойчивое горизонтальное положение и поддерживают скорость продвижения вперед. Движение ноги вверх называется гребковым (рабочим), а вниз — подготовительным.
Движения руками. Цикл движений одной руки состоит из следующих фаз: вход руки в воду и наплыв, опорная часть гребка, основная часть гребка, выход руки из воды, движение (пронос) руки над водой. Существует два варианта техники выполнения гребка руками в кроле на спине: гребок прямой и гребок согнутой рукой. Гребок прямой рукой более прост, но менее эффективен в связи с малым периодом действия максимальной силы тяги.
Дыхание. Несмотря на то, что в кроле на спине дыхание не зависит от условий среды (вдох и выдох выполняются над водой), оно должно быть непрерывным и ритмичным. Вдох выполняется через широко открытый рот во время проноса руки над водой, а выдох — во время ее движения в воде.
Общая координация движений. Согласование движений руками и ногами осуществляется следующим образом: когда правая рука выполняет наплыв, левая нога производит удар снизу вверх (одновременно правая опускается вниз); продолжая движение, правая рука выполняет опорную и начало основной части гребка, а левая нога движется вниз (одновременно правая делает удар вверх); затем правая рука выполняет основную часть гребка, а левая нога снова производит удар снизу вверх (правая нога движется вниз). Согласование гребкового движения левой руки с движениями ногами происходит в такой же последовательности.
Литература: 1, 4, 5, 6, 9, 11, 12, 17, 18, 20, 21.
Тема. Техника плавания способом дельфин.
Плавание способом дельфин характеризуетсяодновременными и симметричными движениями руками и ногами, а также волнообразным движением туловища.
По скорости плавания дельфин занимает второе место (после кроля на груди). Его значение в прикладном плавании невелико.
Дельфин применяется в соревнованиях по плаванию на дистанциях 100 и 200 м, в комплексном плавании на дистанциях 200 и 400 м (первый отрезок 50 или 100 м) и на третьем этапе комбинированной эстафеты 4х100 м.
При плавании дельфином имеется несколько вариантов согласования движений (одноударная, двух ударная и трех ударная координация). Наиболее распространенным является двух ударный вариант. Каждый цикл движений в этом варианте состоит из одного движения руками, двух ударов ногами, одного вдоха и одного выдоха.
Положение тела. При плавании дельфином тело пловца расположено на поверхности воды в вытянутом положении. Голова опущена лицом в воду. В связи с волнообразными движениями туловища и значительным колебанием в вертикальной плоскости плечевого пояса угол «атаки» изменяется на протяжении одного цикла в пределах ±20°.
Движение ногами. В способе «дельфин» ноги выполняют непрерывные одновременные движения сверху вниз и снизу вверх. В этих движениях активно участвует туловище пловца.
Движения руками. При плавании дельфином цикл движений руками составляют следующие фазы: вход рук в воду и наплыв, опорная часть гребка, основная часть гребка, выход рук из воды, движение (пронос) рук над водой.
Дыхание. Плечевой пояс занимает наиболее высокое положение в конце основной фазы гребка руками. В этот момент голова поднимается из воды и начинается вдох, который заканчивается в первой половине проноса рук над водой. Затем голова спускается лицом в воду, а руки заканчивают пронос. После небольшой паузы начинается выдох, который продолжается в течение остальной части цикла.
Общая координация движений.Согласование движений осуществляется следующим образом. В тот момент, когда вытянутые вперед прямые руки начинают наплыв (голова погружена лицом в воду), ноги производят первый удар сверху вниз, который заканчивается примерно тогда, когда руки заканчивают наплыв. Далее руки выполняют опорную и первую треть основной части гребка, а ноги поднимаются в крайнее верхнее положение. Второй удар ногами сверху вниз совпадает с выполнением руками оставшихся двух третей основной части гребка. Удар ногами заканчивается в тот момент, когда руки проходят линию таза. Во время выноса рук из воды, проноса их над водой и входа в воду ноги вторично поднимаются в крайнее верхнее положение. После этого цикл движений повторяется.
Литература: 1, 4, 5, 6, 9, 11, 12, 17, 18, 20, 21.
Тема. Техника плавания способом брасс.
Брасс характеризуется одновременными и симметричными движениями руками и ногами. В отличие от дельфина весь цикл движений руками осуществляется в воде.
По скоростным показателям брасс занимает последнее место среди спортивных способов плавания, зато он имеет самое большое значение в прикладном плавании, поскольку позволяет спортсмену плыть бесшумно, хорошо просматривать пространство над водой, преодолевать огромные расстояния. Брасс применяется также при плавании под водой.
В соревнованиях по плаванию брасс применяется на дистанциях 100 и 200 м, в комплексном плавании на дистанциях 200 и 400 м (третий отрезок 50 или 100 м) и на втором этапе комбинированной эстафеты 4х100 м.
Каждый цикл движений в этом способе состоит из одного движения руками, одного движения ногами, одного вдоха и одного выдоха в воду.
Положение тела. При плавании брассом тело пловца расположено у поверхности воды в выпрямленном положении, а голова опущена лицом в воду. В этом способе характер гребка руками и дыхание определяют положение тела и пределы колебания угла «атаки» (от 2 до 15°).
Движения ногами. В брассе ноги выполняют подготовительное движение (подтягивание), рабочее движение (толчок) и скольжение (пауза).
Движения руками. При плавании брассом цикл движенийруками состоит из рабочего и подготовительного движений.
Дыхание. Для того чтобы выполнять вдох, пловцу необходимо поднять голову так, чтобы рот оказался над водой. Такое положение головы зависит от положения плечевого пояса. Наиболее высокое положение плечевого пояса наблюдается в конце гребка руками. Именно в этот момент и выполняется вдох через широко открытый рот. Затем голова опускается лицом в воду и после небольшой паузы начинается выдох, который производится через рот и нос и продолжается все остальное время цикла.
Общая координация движений. Из исходного положения, в котором руки и ноги выпрямлены и соединены, рабочее движение выполняют руки, а ноги остаются выпрямленными и расслабленными. Затем, когда руки производят первую половину подготовительного движения (подводятся под грудь), ноги подтягиваются. После этого руки выполняют вторую часть подготовительного движения (выносятся вперед). Одновременно с этим ноги совершают рабочее движение (толчок), которое заканчивается несколько позже момента выпрямления рук. После непродолжительного скольжения цикл движений повторяется.
Литература: 1, 4, 5, 6, 9, 11, 12, 17, 18 20, 21.
Тема. Организация и проведение занятий по плаванию.
В организации занятий плаванием ведущая роль отводится учителю физической культуры. Для повышения эффективности обучения плаванию следует уже за 1-1,5 месяца до начала занятий в бассейне составить специальные комплексы обще развивающих и специальных упражнений и выполнять их на уроках физической культуры. Рекомендуется повторять эти упражнения во время утренней зарядки, что будет способствовать более быстрому освоению специальных упражнений, подводящих к овладению техникой плавания.
Занятия по плаванию желательно планировать на последние уроки. При организации занятий вне сетки учебных часов целесообразно планировать их 3 раза в неделю — это позволит добиться больших успехов в обучении.
Урок плавания состоит из подготовительной, основной и заключительной частей. Как правило, он начинается на суше, затем продолжается в воде и завершается снова на суше.
Особенность подготовительной части урока плавания заключается в том, что, кроме организации учащихся и подготовки их к основной части урока, в нее включаются показ и выполнение имитационных упражнений, чтобы обучаемые ясно представляли себе эти движения еще до входа в воду.
Основная часть урока. Задача этой части урока — овладение элементами техники плавания. Изучаются и совершенствуются техника спортивных способов плавания, стартов и поворотов, приемы оказания помощи на воде. Обучать основам техники плавания можно только в том случае, если занимающиеся научились свободно держаться на воде и их движения в воде спокойные и уверенные. Исправлять следует только грубые ошибки, давая возможность занимающимся найти свой стиль, добиться хорошего согласования движений руками и дыхания, свободы движений, непрерывности движений руками.
Заключительная часть урока.Постепенное снижение нагрузки и приведение организма учащихся в относительно спокойное состояние достигается с помощью медленного плавания, выполнения стартовых прыжков и поворотов, проведения игр. Проведение игр в заключительной части урока позволяет повысить его эмоциональность, интерес занимающихся к занятиям плаванием, а также легче переносить планируемые нагрузки.
При подведении итогов урока отмечаются успехи группы и ошибки, которые необходимо исправить в дальнейшем.
Подготовка преподавателя к занятиям по плаванию включает два этапа — общую подготовку к занятиям по разделу «Плавание» учебной программы и подготовку к каждому уроку.
Общая подготовка к занятиям включает также обеспечение учебного процесса материально-технической базой. Если у школы есть учебный пункт на открытом водоеме, то учитель, готовясь к занятию по плаванию, заблаговременно изучает состояние материальной базы, чтобы определить необходимость ее ремонта, записывает, что необходимо приобрести, что можно подготовить собственными силами и силами учащихся. Все работы, связанные с переустройством и дооборудованием учебного пункта, выполняются до начала занятий.
Эффективность руководства учащимися на уроках плавания зависит от знания преподавателем методики обучения плаванию, от умения учитывать в учебном процессе особенности занимающихся и имеющиеся условия спортивной базы. Результативность урока определяется тем, в какой степени решены поставленные задачи (оздоровительные, образовательные, воспитательные).
Литература: 2, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 16, 17, 18, 20, 21.
Тема. Техника прикладных видов плавания.
Прикладное плавание решает задачи профессионально-прикладной физической подготовки студентов.
Важнейший вид прикладного плавания, обеспечивающий сохранение жизни людей - спасание тонущих.
В целях оздоровления и лечения плавание используется в лечебной физкультуре и медицине. Кроме того, занятия плаванием могут успешно применяться как средство общей или специальной физической подготовки для развития определенных профессиональных качеств.
Кроме спортивных способов в прикладных целях применяется плавание на боку, плавание брассом на спине и различные способы ныряния.
Способ плавания на боку.
В зависимости от индивидуальных особенностей человеку удобнее плавать на правом или левом боку.
Для простоты описания техники движений при плавании на боку одну руку принято называть «нижней» (она всё время находится под водой), а другая «верхней» соответственно рукам обозначаются ноги пловца - «нижняя» и «верхняя».
Способ плавания брасс на спине.
Положение тела: пловец лежит у поверхности воды в вытянутом положении на спине. Лицо и часть груди находится над водой. Угол наклона тела к поверхности воды во время движений меняется, но не должен превышать 20°. В исходном для начала движений положении руки и ноги вытянуты.
Ныряние.
Длина ныряния зависит от продолжительности задержки дыхания пловцом и владения техникой ныряния. Время задержки дыхания у человека составляет, в среднем 54 сек.
Ныряние может являться продолжением прыжка в воду вниз головой или вниз ногами. Ныряние может начинаться и непосредственно с поверхности воды.
Удобно нырять способом брасс. В отличие от техники спортивного способа брасс при нырянии гребок руками лучше выполнять до бедер.
При преодолении водных преград вплавь могут использоваться спортивные способы кроль на груди, кроль на спине брасс, прикладные способы на боку, брасс на спине.
Плавание в одежде. При необходимости плавания в одежде применяют способы без выноса рук из воды: «брасс на груди» и «на боку». Однако, плавание в одежде затруднено, поэтому при малейшей возможности её нужно снять. В холодной воде полностью раздеваться не рекомендуется, так как одежда несколько предохраняет от охлаждения.
Переправа вплавь с предметами.Пловец может буксировать довольно большие и тяжелые предметы (затопленную лодку, бревно и др.), если они имеют хотя бы минимальную положительную плавучесть
Плавание при сильной волне и течении. Волны и течения мешают плыть. В таких условиях надо чаще проверять направление движения, ориентируясь по видимым на берегу предметам или по направлению волн. Чтобы волны не нарушали дыхание, вдох лучше выполнять в сторону от надвигающейся волны. При встречной ил боковой волне рекомендуется плыть кролем или боку, при попутной волне – брассом. При попадании в сильное течение не следует пытаться его преодолеть, так как можно не рассчитать свои силы. Надо стараться плыть по течению, постепенно приближаясь к берегу.
Судороги при плавании. Возникновение не произвольного сокращения мышц «судорога»-связано с перенапряжением, охлаждением или эмоциональном напряжением. При возникновении судороги нужно, прежде всего, прекратить плавание или изменить способ плавания.
Происшествие на воде всегда неожиданно. Оно может случиться во время купания или занятий плаванием в открытом водоеме или бассейне. Однако основная причина несчастных случаев на воде и гибели людей - это несоблюдение или нарушение ими правил поведение и мер безопасности на воде и неумение плавать.
При несчастном случае надо как можно скорее оказать помощь тонущему. Действовать следует оперативно, решительно, без суеты.
Для транспортировки пострадавшего спасателю необходимо обладать хорошей физической подготовкой и свободно владеть спортивными способами плавания.
Освободившись от захвата, надо взять пострадавшего за бёдра и развернуть его к себе спиной, чтобы он не смог повторно захватить спасателя. При этом нужно стремиться, не отпускать тонувшего от себя (лучше взять его за руку).
Прежде чем передвигаться в плавь с потерпевшим, не потерявшим сознание человеком, его следует поддерживать так, чтобы лицо всё время было над поверхностью воды. Если же тонувший потерял сознание, его необходимо как можно быстрее доставить на берег, держа лицо над водой.
Если спасателей двое, то они, находясь слева и справа от тонувшего, лежащего на спине, плывут на боку, захватив верхними руками одноимённые руки (за плечо, под руку) пострадавшего и работая энергично ногами на боку и нижними руками, плывут с тонущим к берегу. При таком способе транспортировки можно выполнять движение ногами кролем, брассом.
Изучение приемов спасания тонущего проводится только с учащимися, хорошо владеющими спортивными способами плавания.
Литература: 2, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 16, 17, 18.
План практических занятий
Тема. Освоение с водной средой.
Вопросник:
1. Упражнения для ознакомления с плотностью и сопротивлением воды.
2. Упражнения для обучения всплыванию и лежанию на воде.
3. Упражнения для постановки ритмичного дыхания при плавании.
4. Упражнения для обучения скольжению.
Задания:
1. Освоить упражнения для ознакомления с плотностью и сопротивлением воды.
а) ходьба по дну.
б) игры на воде с элементами передвижения в воде с помощью работы рук.
в) погружения в воду с использованием групповых игр.
г) доставание предметов со дна.
2. Научиться выполнять всплывание и лежание на воде.
а) выполнить упражнение «поплавок» в опорном положений.
б) выполнить упражнение «поплавок» в без опорном положений.
в) выполнить упражнение «медуза» на груди и на спине.
3. Выработать умение задерживать дыхание на вдохе и выполнять выдох в воду
а) выполнить упражнения навыка задержки дыхания на воде
б) выполнить упражнения на умение делать вдох-выдох
в) упражнение в парах взявшись за руки поочередно погружаясь в воду делать выдохи
4. Научиться выполнять скольжение на груди и спине.
а) упражнение для освоения обтекаемого положения тела.
б) скольжение с отталкиванием от дна и бортика бассейна.
в) скольжение на груди и спине с различным положением рук.
г) скольжение с выполнением вдоха и выдоха в воду
Тема. Техника плавания способом кроль на груди.
Вопросник:
1. Специальные и имитационные упражнения для изучения техники плавания способом кроль на груди.
2. Упражнения для изучения техники движения ногами.
3. Упражнения для изучения согласования движений ногами и дыхания.
4. Упражнения для изучения техники движений руками.
5. Упражнения для изучения техники движений руками и дыхания.
6. Упражнения для общего согласования движений.
Задания:
1. Изучить специальные и имитационные упражнения для кроля на груди.
а) сидя на полу, упор сзади, работать ногами как при плавании кролем.
б) лежа на груди, руки вытянуты вперед, выполнять быстрые попеременные ногами.
в) стоя в наклоне вперед, обе руки вперед, голова между руками, смотреть вниз–вперед. Движения одной рукой, как при плавании кролем, в согласовании с дыханием.
г) стоя в наклоне вперед, ноги на ширине плеч, одна рука вытянута вперед, другая у бедра. Движения руками, как при плавании кролем, в согласовании с дыханием.
2. Выполнить упражнения для изучения техники движения ногами
а) сидя на краю бортика бассейна, опустив ноги в воду. Движения ногами кролем по команде или под счет преподавателя.
б) лежа на груди держась руками за бортик, подбородок на поверхности воды. Движения ногами кролем. Выполнять в различном темпе.
в) выполнение скольжения на груди с работой ног, с задержкой дыхания.
3. Выполнить упражнения для изучения согласования движений ногами и дыхания
а) лежа на груди держась руками за бортик. Движения ногами кролем. Выполнять в различном темпе, выдох выполнять в воду.
б) положение рук вперед, выполнять скольжение на груди с выдохом в воду.
в) одна рука впереди, другая вдоль туловища, скольжение с дыханием в сторону прижатой руки.
г) то же самое, поменять положение рук.
4. Выполнить упражнения для изучения техники движений руками
а) стоя на дне бассейна, одна рука упирается в колено, другая выполняет гребковое движение, смотреть перед собой
б) то же самое, поменять положение рук
в) и.п., то же самое, поочередные движения руками кролем
г) плавание при помощи движений одной рукой. То же самое, поменяв положение рук.
5. Выполнить упражнения для изучения техники движений руками и дыхания
а) руки вытянуты вперед, лицо опущено в воду. Имитация движений руками кролем в согласовании с дыханием.
б) стоя в выпаде вперед, рука упирается о колено передней ноги. Движения рукой как при плаваний кролем в согласовании с дыханием. То же самое, поменяв положение рук.
в) плавание при помощи движений одной руки, держа другой рукой доску перед собой в согласовании с дыханием. То же самое, поменяв положение рук. Вдох производить поворотом головы в сторону работающей руки.
г) плавание при помощи движении руками в согласовании «один-один», «три-три». Вдох выполнять после каждого первого и третьего гребка.
6. Выполнить упражнения для общего согласования движений.
а) движения руками кролем, продвигаясь по дну бассейна в согласовании с дыханием.
б) плавание кролем на груди с задержкой дыхания.
в) плавание кролем на груди с задержкой дыхания с акцентом на сильную работу ногами.
г) то же самое, с акцентом на сильную работу руками.
д) плавание в полной координации с дыханием.
Тема. Техника старта с тумбочки и поворотов при плавании способом кроль на груди.
Вопросник:
1. Упражнения для обучения технике старта с тумбочки.
2. Упражнения для обучения технике поворотов при плавании способом кроль на груди.
Задания:
1. Изучить технику старта с тумбочки.
2. Выполнить упражнения для обучения технике старта с тумбочки.
а) спад в воду без отталкивания и с отталкиванием
б) стартовый прыжок с бортика бассейна
в) стартовый прыжок с тумбочки
г) выполнение стартового прыжка по команде.
3. Изучить технику поворотов при плавании способом кроль на груди.
4. Выполнить упражнения для обучения технике поворотов при плавании способом кроль на груди.
а) поворот «маятником»
б) открытый плоский поворот
в) поворот кувырком вперед
Тема. Техника плавания способом кроль на спине.
Вопросник:
1. Специальные и имитационные упражнения для обучения технике плавания способом кроль на спине.
2. Упражнения для изучения техники движения ногами.
3. Упражнения для изучения техники движений руками.
4. Упражнения для изучения техники согласования движений руками и дыхания.
5. Упражнения для общего согласования движений.
Задания:
1. Изучить специальные и имитационные упражнения для обучения технике плавания способом кроль на спине.
2. Выполнить упражнения для изучения техники движения ногами.
а) сидя на краю бортика бассейна, опустив ноги в воду. Движения ногами кролем по команде или под счет преподавателя.
б) плавание при помощи движения ногами, держа доску обеими руками, вытянутыми вдоль туловища.
в) скольжение на спине (руки вдоль туловища; правая рука впереди, левая вдоль туловища; левая рука впереди, правая вдоль туловища; обе руки вытянуты вперед).
г) плавание при помощи движений ногами, руки вдоль туловища.
д) то же, обе руки вытянуты вперед.
3. Выполнить упражнения для изучения техники движения руками.
а) в положении стоя имитационные движения одной рукой кролем на спине. То же другой рукой.
б) упражнение в парах. Первые номера поддерживают за ноги вторых, которые в положении на спине выполняют движения руками кролем на спине.
в) плавание при помощи поочередных движений руками с доской. После выполнения гребка одной рукой она перехватывает доску, и гребок начинает другая рука.
г) плавание при помощи движений одной рукой, другая вытянута вперед. То же, поменяв положение рук.
д) плавание при помощи движений ногами со сменой рук на шесть счетов. После счета «шесть» обучаемый одновременно одной рукой выполняет гребок, а другую проносит над собой.
4. Выполнить упражнения для изучения техники согласования движений руками и дыхания.
Для изучения движений руками в согласовании с дыханием выполняется предыдущий комплекс упражнений. Особое внимание уделяется дыханию.
5. Выполнить упражнения для изучения общего согласования движений.
а) упражнение в парах. Первые номера держат вторых за пояс в положении на спине и продвигаются вперед. Вторые номера выполняют движения в полной координации.
б) плавание в полной координации в согласовании с дыханием.
в) то же с акцентом на сильную работу ногами (для выработки шестиударной координации движений).
г) то же с акцентом на сильную работу руками, стараясь не работать ногами (для выработки четырехударной координации).
Тема. Техника старта из воды и поворотов при плавании способом кроль на спине.
Вопросник:
1. Упражнения для обучения технике старта из воды.
2. Упражнения для обучения технике поворотов при плавании способом кроль на спине.
Задания:
1. Изучить технику старта изводы.
2. Выполнить упражнения для обучения технике старта из воды.
а) из положения группировки выпрыгнуть вверх с имитацией скольжения.
б) взявшись руками за поручни тумбочки из положения группировки, оттолкнуться ногами от стенки, и выполнить скольжение на спине.
в) то же самое, пронося руки над водой.
г) старт из воды, взявшись за поручни с выполнением команд преподавателя.
3. Изучить технику поворотов при плавании способом кроль на спине.
4. Выполнить упражнения для обучения технике поворотов при плавании способом кроль на спине.
а) Изучить технику открытого плоского поворота.
б) Изучить технику поворота кувырком вперед.
Тема. Техника плавания способом дельфин.
Вопросник:
1. Специальные и имитационные упражнения для обучения технике плавания способом дельфин.
2. Упражнения для изучения техники движения ногами.
3. Упражнения для изучения техники движений руками.
4. Упражнения для изучения техники согласования движений руками и дыхания.
5. Упражнения для общего согласования движений.
Задания:
1. Изучить общеразвивающие, специальные и имитационные упражнения.
а) стоя, ноги на ширине плеч. Круговые движения прямыми руками вперед и назад с максимальной амплитудой.
б) стоя у гимнастической стенки, опираясь руками о перекладину. Максимальное напряжение мышц в начале, середине и конце «гребка».
в) в упоре лежа прогнувшись «волна» в различных вариантах
г) сед на пятках. Прогнуться назад и лечь на спину.
д) стоя на небольшом возвышении, наклоны туловища вперед.
2. Выполнить упражнения для изучения техники движений ногами.
а) стоя на дне бассейна, упираясь в стенку прямыми руками на уровне плеч. Выгибание и прогибание туловища с максимальной амплитудой. Во время выполнения упражнения руки не сгибать.
б) лежа, держась руками за стенку бассейна, движения ногами дельфином.
в) плавание при помощи движений ногами в положении на груди, держа доску в вытянутых руках.
г) плавание при помощи движений ногами в положении на груди (руки впереди) на задержке дыхания.
д) плавание при помощи движений ногами в положении на спине (руки вдоль туловища); дыхание произвольное.
3.Выполнить упражнения для изучения техники движений руками.
а) стоя в наклоне вперед перед стенкой бассейна. движения руками, как при плавании дельфином, с жесткой постановкой рук на стенку в исходное положение для гребка.
б) то же без постановки рук на стенку.
в) плавание при помощи движений руками, с доской между ногами, на задержке дыхания.
г) плавание при помощи движений руками на задержке дыхания.
4. Выполнить упражнения для изучения согласования движений руками и дыхания.
Для изучения движений руками в согласовании с дыханием выполняется предыдущий комплекс упражнений с акцентом на согласование дыхания с гребком руками. Вдох в баттерфляе выполняется в конце гребка, а выдох – во время гребка.
5. Выполнить упражнения для изучения общего согласования движений.
а) стоя, руки вверху. Движения руками, как при плавании баттерфляем, с двумя притоптываниями ногой в начале гребка руками; раздельная координация движений.
б) движения руками с выполнением двух движений тазом, когда руки возвращаются в исходное положение; раздельная координация движений.
в) плавание двухударным дельфином с задержкой дыхания; раздельная координация движений.
г) плавание двухударным слитным дельфином с задержкой дыхания.
Тема. Техника стартов и поворотов при плавании способом дельфин.
Вопросник:
1. Упражнения для обучения технике стартов при плавании способом дельфин.
2. Упражнения для обучения технике поворотов при плавании способом дельфин.
Задания:
1. Изучить технику стартов при плавании способом дельфин.
2. Выполнить подводящие упражнения для обучения технике стартов при плавании способом дельфин.
а) стартовый прыжок с тумбочки.
б) стартовый прыжок по команде.
3. Изучить технику поворотов при плавании способом дельфин.
4. Выполнить упражнения для обучения технике поворотов при плавании способом дельфин.
а) поворот «маятником» с одновременной постановкой рук на одном уровне у поверхности воды.
б) то же самое, с отталкиванием, вращением и скольжением.
в) то же самое, с первыми плавательными движениями.
Тема. Техника плавания способом брасс.
Вопросник:
1. Общеразвивающие, специальные и имитационные упражнения.
2. Упражнения для изучения движений ногами.
3. Упражнения для изучения движений руками.
4. Упражнения для изучения согласования движений руками и дыхания.
5. Упражнения для изучения общего согласования движений.
Задания:
1. Изучить технику плавания способом брасс.
2. Изучить общеразвивающие, специальные и имитационные упражнения.
а) сед на пятках (носки оттянуты). Наклониться назад как можно ниже; вернуться в и.п., опираясь руками о пол.
б) в положении лежа на груди движения ногами, как при плавании брассом.
в) движения руками, как при плавании брассом, с растягиванием резиновых амортизаторов.
д). «стартовый прыжок» вверх.
3. Выполнить упражнения для изучения техники движения ногами.
а) сидя на полу, упор руками сзади. Движения ногами, как при плавании брассом: медленно подтянуть ноги, разворачивая колени в стороны и волоча стопы по полу; развернуть носки в стороны: выполнить толчок, соединить ноги и вытянуть их на полу. Сделать паузу, медленно и мягко подтянуть ноги к себе.
б) сидя на бортике бассейна, упор руками сзади. Движения ногами брассом.
в) стоя боком к стенке бассейна, взявшись рукой за бортик. Согнуть ногу в коленном суставе, отвести голень в сторону и взяться за стопу одноименной рукой. Отпустить ногу, выполнив ею имитационное движение, как при плавании брассом.
г) плавание на спине при помощи движений ногами, держа доску в вытянутых вперед руках.
д) плавание на груди при помощи движений ногами, руки вытянуты вперед.
е) то же при помощи движений ногами, руки вдоль туловища.
4. Выполнить упражнения для изучения техники движений руками.
а) стоя на дне в наклоне вперед, ноги на ширине плеч, руки вытянуты вперед; плечи и подбородок лежат на воде. Гребки руками на задержке дыхания.
б) то же, только с передвижением по дну бассейна.
в) скольжение с гребковыми движениями руками на задержке дыхания.
г) плавание при помощи движений руками с поплавком между ногами; дыхание произвольное.
д) то же с задержкой дыхания.
5. Выполнить упражнения для изучения согласования движений руками и дыхания.
Для изучения руками в согласовании с дыханием выполняется предыдущий комплекс упражнений с акцентом внимания на согласование дыхание с гребком руками. Вдох в брассе выполняется во время гребка руками, выдох – во время выведения рук вперед и скольжения.
6. Выполнить упражнения для изучения общего согласования движений.
а) упражнения в парах. Первые номера держат вторых сбоку за пояс в положении на груди. Вторые номера выполняют движения в полной координации. Затем партнеры меняются местами.
б) руки вытянуты вверх. Выполнить «гребок» руками и возвратить руки в исходное положение; затем выполнить подтягивание и отталкивание одной ногой, имитируя раздельную координацию движений.
в) движение руками брассом в согласовании с дыханием, передвигаясь по дну.
г) плавание в полной координации на задержке дыхания
д) плавание с укороченными гребками руками в согласовании с дыханием.
Тема. Изучение техники стартов и поворотов при плавании способом брасс.
Вопросник:
1. Упражнения для обучения технике стартов при плавании способом брасс.
2. Упражнения для обучения технике поворотов при плавании способом брасс.
Задания:
1. Изучить технику стартов при плавании способом брасс.
2. Выполнить подводящие упражнения для обучения технике стартов при плавании способом брасс.
а) стартовый прыжок с тумбочки.
б) стартовый прыжок по команде.
3. Изучить технику поворотов при плавании способом брасс.
4. Выполнить упражнения для обучения технике поворотов при плавании способом брасс.
а) поворот «маятником» с одновременной постановкой рук на одном уровне у поверхности воды.
б) то же самое, с отталкиванием, вращением и скольжением.
в) то же самое, с первыми плавательными движениями.
Тема. Организация и проведение занятий по плаванию.
Вопросник:
1. Выбор и подготовка места для купания и проведения занятий.
2. Правила поведения на воде и требования безопасности.
3. Организация занятий по плаванию.
4. Методика проведения урока плаванию.
Задания:
1. Рассказать, как правильно выбрать и подготовить место для купания и проведения занятий на естественном водоеме и правила поведения на воде.
2. Рассказать о спортивных сооружениях для плавания.
3. Подготовить план-конспект урока по плаванию.
4. Подготовить реферат на тему: Спортивные сооружения для занятий плаванием.
Тема 14. Техника прикладного плавания
Вопросник:
1. Цели и задачи профессионально-прикладной физической подготовки студентов.
2. Прикладные способы плавания.
3. Спасение утопающего.
Задания:
1. Научиться облегченным способам плавания и ныряния.
2. Научиться прикладным способам плавания.
а) плавание на боку.
в) плавание брасс на спине.
г) ныряние.
3. Научиться плаванию в различных условиях.
а) плавание в одежде.
б) переправа вплавь с предметами.
в) плавание при сильной волне и течении.
4. Спасение утопающего и оказание первой помощи пострадавшему.
Лабораторные занятия не предусмотрены рабочим учебным планом