Тема 1. Философия образования и науки как область научного познания
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Оренбургский государственный педагогический университет»
Факультет социальной педагогики
Кафедра социальной педагогики и социологии
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
«ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ»
Направление подготовки
44.04.02 Психолого-педагогическое образование
Профиль подготовки
Психолого-педагогическое сопровождение деятельности организаций социальной сферы
Квалификация (степень) выпускника
Магистр
Форма обучения
Заочная
Оренбург
2016 г.
Содержание
1. Методические рекомендации к проведению занятий по дисциплине «Философия образования и науки»
1.1. Тезисы лекций
2. Методические рекомендации к проведению практических занятий
2.1. Основные требования к практическим занятиям
2.2 Планы практических занятий
2.3 Методические рекомендации для студентов по отдельным видам самостоятельной работы
3.1. Тематика рефератов
3.2. Методические рекомендации по выполнению рефератов
4. Методические рекомендации по применению интерактивных технологий
4.1. Дискуссия
4.2. Работа в малых группах
4.3. Творческое задание
Методические рекомендации к проведению занятий по дисциплине «Философия образования и науки»
Тезисы лекций
Тема 1. Философия образования и науки как область научного познания
План
1. Философия образования как научное и социальное явление
2. Развитие философии науки
- Методология изучения философии образования и науки.
- Исторические предпосылки формирования научного знания.
- Этапы становления и развития философии образования и науки.
- Проблема истины и рациональности научного познания.
Ключевые понятия:научное познание, философия науки, философия образования.
Философия образования как научное и социальное явление.
Философия образования (ФО) - это область исследований целей и ценностных оснований образования, принципов формирования его содержания и направленности, и научное направление, изучающее наиболее общие и существенные закономерности и зависимости современных образовательных процессов в историческом и социальном контексте.
Особенности ФО как исследовательской области:
-обособление образования в автономную сферу гражданского общества;
-диверсификация и усложнение институций образования;
-модификация образования (от школы до университетов);
-многопарадигмальность педагогического знания (разноречие в трактовке целей и идеалов образования);
-трансформация внеинституциального образования (например, программа непрерывного образования);
-возникновение новых требований к системе образования, связанных с переходом от индустриального к информационному обществу.
Философия образования как научное направление определяет:
-поиски нового способа мышления при решении проблем образования;
-потребность философского осмысления проблем образования;
-необходимость осмысления сферы образования как педагогической и социальной систем;
-осознание образования как социальной и культурно-исторической системы;
-исследование социальной потребности в непрерывном образовании.
В целом, цель изучения философии образования — осмысление проблем образования.
Термин «философия образования» возник в первой четверти XX века, а становление философии образования как самостоятельной дисциплины произошло во второй половине ХХ в.
Своим происхождением философия образования обязана непрерывному взаимодействию различных философских течений с системой образования и образовательным опытом поколений.
Философия образования исследует образовательное знание на его стыке с философией, анализирует основания педагогической деятельности и образования, их цели и идеалы, методологию педагогического знания, создание новых образовательных институций и систем. Философия образования рассматривает развитие человека и систему образования в неразрывном единстве.
В свою очередь, образование – это процесс формирования и непрерывного развития личностных и личностно - профессиональных качеств человека. Образование является результатом процессов обучения и воспитания, т.е. педагогики.
Под воспитанием понимается целенаправленное создание условий для развития, обучения и образования человека, а под обучением понимается процесс овладения знаниями, умениями, навыками и т. п.
Образовательная деятельность связана с освоением и использованием выработанных в историческом развитии социокультурных способов изменения и преобразования действительности, зафиксированных в определенных установках, нормах, программах, которые задают некоторую концепцию этой деятельности. Отсюда, важнейшей функцией образовательной деятельности становится функция социального наследования через процессы воспитания и обучения. Следовательно, образование человека – это результат его социального воспроизводства.
Социальная функция образования состоит в формировании социальных отношений между социальными группами и отдельными людьми. Социальную функцию образования можно рассматривать в широком аспекте: мировом, общечеловеческом и более узком, например, в рамках той или иной социальной общности. При помощи образования реализуются элементы социализации общечеловеческого характера, формируются и развиваются человеческая культура и цивилизация, что проявляется в функционировании различных социальных общностей и социальных институтов.
Духовно-мировоззренческая функция образования выступает в процессе социализации как инструмент формирования мировоззрения индивида, в основе которого всегда лежат определенные убеждения. Убеждения формируют социальные потребности и интересы, которые, в свою очередь, сами оказывают решающее влияние на убеждения, мотивацию, установки и поведение личности. Являясь сущностью самовыражения личности, убеждения и социальные потребности определяют ее ценностные ориентации. Следовательно, посредством духовно-мировоззренческой функции образования индивид осваивает общечеловеческие и морально-правовые нормы и правила.
Исторически внутри философского сообщества России сложились и существуют различные позиции относительно философии образования:
1. Философия образования в принципе невозможна, так как занимается вопросами, относящимися к педагогике.
2. Философия образования – это по сути дела, приложение философии к педагогике.
3. Философия образования существует, и она должна заниматься проблемами образования.
Сегодня философия образования в России осуществляет мониторинг за быстро меняющимися системами ценностей и целей образования, поиск путей решения проблем образования, обсуждение оснований образования, которое должно создавать условия как для развития человека во всех сторонах его жизни, так и общества в его личностном измерении.
В ФО, прежде всего, раскрывается сущность и природа всех явлений в образовательном процессе:
-образование само по себе (онтология образования);
- (логика образования) - образование представляет собой процесс взаимодействия систем самого высокого уровня сложности, таких, как личность, культура, общество;
- природа и источники ценностей образования (аксиология образования)- аксиология образования основана на гуманистических и этических принципах, и образованию отводится ведущая роль в развитии человеческой личности;
-поведение участников образовательного процесса (этика образования) – этика образования рассматривает образцы поведения всех участников образовательного процесса;
методы и основы образования (методология образования);
-совокупность идей образования в определенную эпоху (идеология образования);
-образование и культура (культурология образования) – подразумевается, что прогресс человечества и каждого отдельного человека зависит от качества образования, методов познания мира и обучения, о чем свидетельствует история и теория культуры и цивилизации.
Философия образования изучает:
- принципы и методы воспитания и образования в различные исторические эпохи;
-цели и ценностные основания воспитания, обучения, образования, начиная от древних цивилизаций и до наших дней;
- принципы формирования содержания и направленности образования;
- особенности развития педагогической мысли, становление и развитие педагогики как науки.
Основные функции философии образования:
Мировоззренческая – утверждение приоритетной роли образования как важнейшей сферы жизни любого социума и человеческой цивилизации в целом.
Системообразующая - организация системы взглядов на состояние и развитие
Образования в различные исторические периоды.
Оценочная - оценка конкретных историко-педагогических явлений.
Прогностическая - прогнозирование направлений развития образования.
В исследованиях по философии образования используются подходы:
- мировоззренческий подход - позволяет подойти к вопросам образования с точки зрения духовных, общественных ценностей;
- культурологический подход - позволяет рассматривать феномен воспитания как часть культуры общества;
-антропологический подход - дает возможность философского осмысления значимости человека в мире и понимания мировых процессов с точки зрения человека;
-социологический подход – дает возможность привнести социологические предпосылки в оценку развития истории образования;
-формационный подход – служит основанием для уточнения особенностей развития культуры в рамках различных классово-экономических формаций;
-цивилизационный подход - позволяет подойти к вопросам образования и воспитания с учетом особенностей развития цивилизации, эпохи, страны, нации.