Художественный и ручной труд
Ручной и художественный труд направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека. В содержание этого вида труда входит изготовление предметов из разнообразных материалов: бумаги, картона, дерева, природного, бросового. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук; способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое дело до конца.
Художественный труд в дошкольном учреждении представлен в двух направлениях: дети изготовляют поделки и учатся украшать своими изделиями помещение группы к праздникам, оформлять выставки и т.п. и труд по содержанию в порядке различных вещей, которыми пользуются дети.
Дошкольники владеют многими навыками в процессе занятий ручным трудом. Они изготовляют поделки, игрушки, атрибуты для игр, пособия для занятий, ремонтируют книги, настольно-печатные игры. Дети проявляют настойчивость, терпение, аккуратность; планируют работу; отбирают необходимые детали; делают несложные заготовки. Чтобы смастерить поделку, дети наблюдают, приглядываются, выбирают форму, соответствующую задуманному предмету. В процессе работы знакомятся со свойствами различных материалов, способами их обработки, пользуются различными инструментами.
Результаты труда используются для подарков малышам и взрослым, ими украшают помещения группы к праздникам. Поделки представляются на выставки, конкурсы творчества детей и взрослых, родителей.
Примерное содержание ручного труда:
· ремонт книг для малышей;
· пришивание петель к новым полотенцам;
· изготовление «овощей и фруктов» из поролона для игры в «Магазин»;
· ремонт коробок для настольно-печатных игр;
· шитье кукольного постельного белья;
· изготовление украшений к празднику для группы;
· изготовление персонажей для настольного театра;
· изготовление элементов костюмов к празднику;
· плетение из тесьмы пояса к кукольной одежде;
· изготовление елочных украшений;
· поделка игрушек для обыгрывания построек (деревья, человечки, зверюшки, машинки …);
· изготовление сувениров в подарок папе, маме, другу …;
· изготовление игрушек - забав для малышей и т.д.
Зарождение умственного труда (Куликова Т.А.) – труд может выступать в виде логического решения задачи (математической, житейской, собственное «открытие» ребенка, полученное в результате обдумывания и др.)
Воспитатель учит детей «думать, прежде чем делать», объяснять для себя и для других ход своих мыслей, делать выводы и умозаключения, получать удовлетворение от самостоятельно найденного решения.
Умственный труд имеет все компоненты трудовой деятельности.
Разнообразные виды труда неодинаковы по своим педагогическим возможностям, значение их меняется на том или ином возрастном этапе.
Формы организации труда детей дошкольного возраста.