Художественный труд (20 ч.)

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Национальная академия образования имени Ы.Алтынсарина

Учебная программа

ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ

Классы

Астана 2010

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Национальная академия образования имени Ы.Алтынсарина

ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Для 1-4 классов общеобразовательной школы

Астана 2010

Утверждено Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 09.07.2010 г. № 367.

Авторы программ: Сатканов О.С., Нуралиева С.К., Нурсеитова С.Д., Сатканова Г.О.

Учебная программа «Трудовое обучение» для 1-4 классов общеобразовательной школы. – Астана, 2010. – 20 стр.

© Национальная академия образования

им.Ы.Алтынсарина, 2010

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предмет «Трудовое обучение» входит в образовательную область «Технология» как важнейший компонент ГОСО РК. Объектом учебного предмета «Трудовое обучение» являются три формы практической художественной деятельности: изобразительная, декоративная и конструктивная.

Предметом «Трудовое обучение» является изучение комплекса различных видов пластических искусств и творческая художественная деятельность. Обучающиеся на уроках художественного труда знакомятся с шедеврами искусства, выражают свою личную позицию в собственной деятельности и создании творческих работ.

На уровне начального образования главной целью обучения предмету «Трудовое обучение» является формирование творческой личности, раскрытие художественных способностей обучающихся.

Задачиучебного предмета:

· знакомство с видами разных искусств (декоративно-прикладное искусство, живопись, графика, скульптура и архитектура);

· получение навыков рисования, лепки, аппликации и конструирования;

· освоение технических навыков работы с разными художественными материалами (бумагой, красками, тканями, пластилином, природными и современными технологическими материалами);

· знание специальных терминов и определений, используемых в различных видах художественной деятельности.

Учебная программа по предмету «Трудовое обучение» опирается на дидактические принципы отбора содержания учебного материала: принцип воспитывающего обучения, принцип наглядности, принцип творческой деятельности, творческий принцип и принцип учета возрастных особенностей.

Принцип воспитывающего обучения включает развитие эстетических вкусов, прививает уважение к труду, бережное отношение к национальному культурному наследию. Принцип воспитывающего обучения направлен на достижение органической связи между усвоением учебного материала, опытом творческой деятельности и формированием эмоционально-целостного отношения к миру, взаимоуважения друг к другу.

Принцип наглядности. В начальных классах принцип наглядности является ведущей формой обучения, так как обучающиеся получают знания на примере готовых художественных образцов декоративно-прикладной деятельности, изобразительного искусства, конструирования. Путем отбора для изучения наиболее типичных образцов национально-бытовой утвари, ювелирных украшений, картин художников, фотоснимков и макетов архитектурных сооружений идет передача художественных знаний, представляющий многовековой опыт, накопленный человечеством. Наглядное обучение способствует развитию эмоционального восприятия, памяти, детской фантазии и художественного воображения.

Принцип творческой деятельности. Принцип творческой деятельности предполагает раскрытие способностей и склонностей обучающихся, совершенствование техники выполнения рисования, лепки, аппликации, конструкции, умение создавать свои проекты.

Принцип учета возрастных особенностей. Основой начального уровня, являются рисование, работа красками, аппликация, лепка, склеивание объемных вещей, декоративная деятельность. Поэтому в 1-2 классах вводится работа кистью и красками без предварительного рисунка контура карандашом, ножницами, лепка без заготовки. В 3-4 классах на первый план выходит рисование в сравнение с лепкой и поделками, украшениями. Упражнения в изобразительной и конструктивной деятельности служат мостом к письму (мелкая моторика пальцев рук), к чтению (форма букв, их начертание печатным шрифтом и письменной вязью), к счёту (планирование работы и оперирование образами представлений). Пространственные и смысловые связи, размещение форм на плоскости и в пространстве, заполнение листа (композиция), чтение плоских графических структур сложного содержания облегчает переход к разметке и чертежу.

На учебный предмет «Трудовое обучение» по учебному плану выделяется:

в 1 классе – 2 ч. в неделю, 68 ч. в год;

в 2 классе – 2 ч. в неделю, 68 ч. в год;

в 3 классе – 2 ч. в неделю, 68 ч. в год:

в 4 классе – 2 ч. в неделю, 68 ч. в год.

Вариативная часть содержания образования используется для практических работ, бесед, экскурсий, отчетных выставок, пленэров, содействующих реализации государственной программы «Культурное наследие» при активном участии родителей и семьи.

ІІ. БАЗОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1 КЛАСС – 68 часов

Технический труд (48 ч.)

Работа с бумагой и картоном (20 ч.). Художественный труд (20 ч.) - student2.ru Технические сведения. Свойства и особенности бумаги, ее значение, использование в быту. Виды бумаги, применение. Цветосочетания бумаги. Виды клея. Аппликация. Оригами. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических требований. Организация рабочего места.

Приемы работы. Сгибание, фальцевание, измерение, разметка. Разрывание, резание, склеивание. Экономное расходование материала.

Примерные задания. Аппликация: светофор, орнамент, цветы. Оригами: птичка, рыба, утка, лягушка, камзол, шапка, котенок. Изготовление: конверт, ёлочные игрушки, пакетик для семян, коробка, вертушка. Составление композиций.

Работа с текстильным материалом (8 ч.). Технические сведения. Виды тканей, применение. Лицевая и изнаночная стороны. Как разрезать ткань. Виды ниток, их особенности, применение. Как разорвать нитку, сделать узелок. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических требований. Правильная организация рабочего места.

Приемы работы. Измерение, разметка, кройка, резание, отрывание, склеивание. Экономный расход ткани и ниток.

Примерные задания. Изготовление: закладка для книг, кисти из ниток, плетение. Аппликация из ткани: орнамент, заяц. Подготовка коллекции тканей и ниток. Составление композиций.

Работа с природным материалом (14 ч.). Технические сведения. Свойства и применение природных материалов. Экскурсия в парк или зону отдыха. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических требований. Организация рабочего места.

Приемы работы. Измерение, разметка, склеивание, конструирование. Экономное расходование материала.

Примерные задания. Изготовление: посуда, овощи, фрукты и ягоды, рыба, птица, бабочка, утка, парусная лодка, птенец, заяц. Составление композиции «Цветы в вазе».

Техническое моделирование (6 ч.). Технические сведения. Знакомство с деталями набора «Конструктор». Сведения о конструировании изделий из деталей конструктора. Понятия образец, технический рисунок, модель изделия. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических требований. Организация рабочего места.

Приемы работы. Конструирование различных изделий. Соединение деталей с помощью болтов игаек. Закручивание и выкручивание болтов.

Примерные задания. Конструирование моделей: весы, качели, телега, лестница; конструирование различных геометрических фигур.

Художественный труд (20 ч.)

Национальная одежда (10 ч.). Технические сведения. Виды национальной одежды. Зимняя и летняя одежда. Мужская и женская одежда. Способы аппликации на одежде из разного материала. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических требований. Поддержание чистоты рабочего места.

Приемы работы. Кройка, измерение, разметка, резание, соединение. Экономное расходование материала.

Примерные задания. Изготовление: борик – уголовной убор,), саукеле, такия (тюбетейка), шапан, камзол, рубаш­ка, платье, юбка, сапоги, галоши, брюки, шапка, ремень.

Посуда (4 ч.). Технические сведения. Понятие о скульптуре. Различ­ные виды посуды: форма, материал, назначение. Украшение посуды. Соблюдение техники безопасности и санитарно-ги­гиенических требований.

Приемы работы. Лепка посуды изглины, пластилина. Украшение посуды. Аппликация из бумаги и ткани. Измере­ние, конструирование, резание, склеивание.

Примерные задания. Изготовление, украшение: кесе, чашка, поварешка, ложка, леген, таз.

Ювелирные изделия (4 ч.). Технические сведения. Применение ювелирных изделий в быту. Украшение ювелирных изделий орнаментом, узорами. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических требований.

Приемы работы. Сгибание мягкой проволоки, резание, скручивание, закручивание.

Примерные задания. Изготовление: кольцо, браслет, серьги, пуговицы, капсырма (крючки).

Национальные изделия (2 ч.). Технические сведения. Назначение и применение разнообразных национальных изделий. Украшение орнаментом, узорами. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических требований. Организация рабочего места.

Приемы работы. Чертеж, кройка, резка, разрывание, склеивание, соединение. Экономное расходование материала.

Примерные задания. Изготовление: подушка из лоскутков ткани (курак), сырмак, алаша, ковер.

2 КЛАСС – 68 часов

Технический труд (44 ч.)

Работа с бумагой и картоном (18 ч.). Технические сведения. Особенности картона и клея, их применение. Отличие бумаги от картона. Соблюдение техники безопасности и личной гигиены. Организация рабочего места.

Приемы работы. Измерение, разметка, сгибание, резание, склеивание картона.

Примерные задания. Изготовление: ёлочные игрушки, полумаски, дорожные знаки, коробка, парусная лодка, часы, закладки для книг, катушка для ниток (бобина), флажки, плетеные сумки; подвижные поделки. Оригами: лягушка, кот, щенок, домашние животные, вороненок. Составление композиции «Рыбки в аквариуме».

Работа с текстильным материалом (8 ч.). Технические сведения. Ткани растительного происхождения: применение, виды. Как вдеть нитку в иголку, завязать узелок. Виды швов. Соблюдение техники безопасности и личной гигиены. Организация рабочего места.

Приемы работы. Измерение, разметка, кройка, резание, шитье.

Примерные задания. Аппликация из ткани, стежки ручным способом, изонить, плетение из ниток, пришивание пуговиц. Изготовление: закладка для книг, бубенчик для шапки (кисть).

Работа с природным материалом (12 ч.). Технические сведения. Сведения о местном природном материале. Соблюдение техники безопасности и личной гигиены.

Приемы работы. Разметка, измерение, сгибание, резание, сверление, склеивание, соединение. Экономное расходование материала.

Примерные задания. Изготовление: домашние птицы, животные, еж, бабочка, жук, паук, черепаха. Составление композиций «Рыбки в аквариуме», «На жайлау», «Пейзаж».

Техническое моделирование (6 ч.). Технические сведения. Детали набора «Конструктор» (винт, ключ, гайка, болт, отвертка, шайба). Конструирование изделий. Техника безопасности. Организация рабочего места.

Приемы работы. Выкручивание и закручивание с помощью гаечного ключа и отвертки.

Примерные задания. Конструирование моделей: машина, светофор, подъемный кран, весы, самолет, вертолет, лодка, корабль, парусник.

Наши рекомендации