Школа будущего - школа проектов?

Понятие "проект" вброшено в российскую педагогику и еще не осмыслено до конца. Но уже ясно: проект многогранен. Кроме того, проект эффективен. Проект перспективен. Проект неисчерпаем! Подведем некоторые итоги, что же такое проект.

Проект - это метод обучения, который может быть использован в изучении любого предмета, может применяться на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Проект дает столь необходимый школьникам опыт деятельности, и поэтому он незаменим.

Проектирование - это содержание обучения. Оно может быть частью учебного предмета "Технология", а может стать и отдельным учебным предметом. Самые современные области человеческой деятельности (например, дизайн) основаны на проектировании, которым занимаются уже не столько технологи, сколько имиджмейкеры и маркетологи. Поэтому проектирование может лечь в основу профильных спецкурсов. Проект - это форма организации учебного процесса. Полноценный проект "не вписывается" в уроки. Природы проекта и урока - принципиально различны, и проектная деятельность может стать альтернативой классно-урочному обучению. Будущее школы - в балансе альтернатив.

Проект - это особая философия образования: философия цели и деятельности, результатов и достижений, - далекая от формирования чисто теоретической образованности. Она была отторгнута советской школой, славной качеством знаний. Она принята школой сегодняшнего дня, потому что позволяет органично соединить несоединимое - ценностно-смысловые основы культуры и процесс деятельной социализации.

Литература:

1. Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. - М., 2000.

2. Веселова В. В. Американская школа: ценности образования (1960 - 1990-е гг.). - М., 1999. Выписка из Образовательной программы Московского Культурологического лицея № 1310.

3. Версии 1999/2000, 2000/2001, 2001/2002, 2002/2003 учебных годов.

4. Гузеев В.В. "Метод проектов" как частный случай интегральной технологии обучения // "Директор школы", -1995.-№6.

5. Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии М., 1998.

6. Дьюи Дж. Демократия и образование. -М.,2000.

7. ДьюиДж. Школа и общество. -М.,1925.

8. К вопросу о методе проектов // "На путях к новой школе", 1930. - № 7. КачаровЕ.Г. Метод проектов в трудовой школе. - Л., 1926.

9. Килпатрик У.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. -Л.,1925.

10. Килпатрик У.Х. Основы метода. -М.-Л., 1928.

11. Коллингс. Опыт работы американской школы по методу проектов. - М., 1926. Кронгауз В.Л., Пылаева Т.Ю. Учителю к 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина. - М., 1998.

12. Левин. Новые пути школьной работы (метод проектов). - М., 1925.

13. Мельников В.Е., Миг/нов В.А.,

14. Петряков П.А. Метод проектов в преподавании образовательной области "Технология". - Вел. Новгород, 2000.

15. Лицейское и гимназическое образование, 2002. - № 9.

16. Метод проектов в технологическом образовании школьников. - СПб,2001.

17. На путях к методу проектов // Под ред. Б.В. Игнатьева, М.В. Крупениной. - М., 1930.

18. Негосударственные образовательные учреждения Москвы. (Опыт, проблемы, поиск). - М., 2002. - Вып. 6

19. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.// Под ред. Е.С. Полат. - М., 2000.

20. Переверзев Л. Проектный подход и требования к учителю //" Школа и производство", 2002. - №1. - С.14- 16.

21. Петрова В. Метод проектов. - М.,1929.

22. Полат Е.С. Как рождается проект. - М.,1995.

23. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка//"Иностранные языки в школе", 2000. - №№ 2, 3.

24. Полат Е.С. Технология телекоммуникационных проектов // "Наука и школа", 1997. - № 4.

25. Попова Н. И. Метод проектов и школа жизни. - М., 1926.

26. Проектная и исследовательская деятельность учащихся в образовательной среде негосударственного образовательного учреждения. - М., 2001.

27. Проекты как способ организации детской жизни. - Ханты-Мансийск, 2002.

28. Проектная работа учащихся. Специальное приложение к журналу "Лицейское и гимназическое образование".

29. Серия постеров "Мастер-класс. Открытый урок", 2002. - № 9.

30. Развитие детского творчества через технологические проекты.

31. Сб. проектов для 5 - 6 кл. - Н. Новгород, 2000.

32. Сборник научных проектов учащихся и учителей школы. - Якутск, 2001.

33. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика // Под ред. Е.С. Полат. - М., 2000.

34. Трояновский Н., ТюрбертС. Что такое проект-метод // "Вестник просвещения", 1925. -№11.

35. Тюрберт С. Метод проектов. - М.,1925.

36. Чечель И.Д. Метод проекта или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула// "Директор школы", 1998. - № 3.

37. Янжул Е.Н. Практика метода проектов в американских школах. - Л., 1925.

Наши рекомендации