Школа будущего – школа проектов.

Наше общество стоит на пороге всеобщей информатизации, радикально меняющей отношения между людьми. Научить подрастающее поколение ориентироваться в огромном информационном пространстве – чрезвычайно важная задача. Необходим поиск новых форм организации учебно-воспитательного процесса, которые позволили бы:

- обеспечить высокий уровень знаний выпускников, умение самостоятельно приобретать знания и применять их на практике;

- развивать каждого учащегося как творческую личность, способную к практической работе с различными материалами и инструментами;

- вовлекать каждого ученика в активный познавательный процесс;

- формировать навыки поисковой и исследовательской деятельности.

Все эти принципы положены в основу модели школы будущего, над модулем которой работает и наша школа.

Уже более пяти лет мы используем в своей работе проектную деятельность, так как считаем, что школа будущего – это школа проектов. Почему?

Метод проектов – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Работа над проектами позволяет организовать поисковую деятельность учащихся, обеспечить рост коммуникабельности учеников и умения находить пути решения поставленных задач.

В процессе проектной деятельности у учащихся формируются такие общеучебные умения и навыки как:

- рефлексивные умения

- поисковые (исследовательские) умения;

- навыки оценочной самостоятельности;

- умения и навыки работы в сотрудничестве;

- коммуникативные умения;

- презентационные умения и навыки.

Какие же виды проектов чаще всего используются у нас в школе?

Во-первых, это групповые проекты, так как именно в проектной группе формируются навыки сотрудничества, и проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне.

По продолжительности - это долгосрочные (чаще годичные) проекты, так как они позволяют глубже исследовать проблему.

По характеру контактов – внутриклассные проекты (каждый класс работает над проектом определённой тематики).

По комплексности и характеру контактов используются межпредметные проекты и монопроекты.

По доминирующей деятельности учащихся используются различные виды проектов: практико-ориентировочный, исследовательский, информационный, творческий, ролевой.

В начале учебного года каждый класс выбирает тему своего будущего проекта, определяет цели и задачи исследования. Далее обсуждаются методы исследования, формируются малые творческие группы, занимающиеся изучением определённых подтем. После проходит систематизация и анализ собранных данных, обсуждение способов оформления конечных результатов, подведение итогов и оформление результатов, подготовка продукта деятельности к презентации. Работа над проектом ведётся под руководством учителя или классного руководителя. Помогают в работе над проектом и родители.

На заключительном этапе (презентации) каждый класс представляет результаты выполненных проектов в виде материальных продуктов таких, как: альбомы, книги, справочники, учебные пособия, макеты, схемы, графики, поделки, видеофильмы и др. Обязательной частью презентации проекта является выступление перед публикой, где каждый класс отчитывается о результатах своей работы. Формы таких отчётов бывают разными: пресс-конференции, инсценировки, спектакли, ролевые и деловые игры, рекламные компании, заочные экскурсии и др.

Так же каждый класс представляет портфолио проекта, т.е. папку, в которой собраны все рабочие материалы проекта.

Таким образом, в результате проектной деятельности удаётся повысить степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательную мотивированность; способствовать развитию социальных навыков школьников в процессе групповых воздействий, приобретению детьми опыта исследовательско-творческой деятельности.

В этом учебном году мы с учениками моего 3 класса работали над проектом «Лекарственные растения»

Почему мы выбрали именно эту тему и о результате нашей работы вам расскажут сами ребята.

Наши рекомендации