Контроль за лицами, освобождёнными от наказания
Контроль за ними осуществляется.
Раздел 8, соответствующие главы и статьи УИК РФ.
Органы полиции, участковые инспекторы. Но это не уголовно-исполнительные отношения.
Если человек ещё судимый – то за ним ведётся наблюдение, но он не находится в уголовно-исполнительных отношениях. А если условно-досрочное, или условное осуждение, или ещё чего – то он в уголовно-исполнительных отношениях.
Предусмотрена специальная ответственность этих лиц – особенно неплохо изложена применительно к условно осуждённых. Статья 190 УИК РФ. При уклонении от возложенных на условно-досрочных обязанностей, или нарушение порядка, инспекция или администрация военнослужащих предупреждает в письменной форме, и если и после этого условия условного осуждения нарушает – то ставится вопрос о замене, отмене условного осуждения и замене и отбытии соответствующего наказания.
Социальная адаптация.
У нас сейчас ввели надзор за лицами, отбывшими наказания. Статья 173.1 УИК РФ – административный надзор, и это хорошо.
Тут за особо опасными рецидивистами, преступления против половых свободы или неприкосновенности… И судом в отношении этих лиц устанавливается административный надзор.
Администрация исправительного учреждения не позднее 2 месяцев до истечения срока наказания подаёт в суд заявление об установлении административного надзора.
В орган внутренних дел не позднее 7 дней с принятия решения отправляется судебное решение об административном надзоре.
Социальная адаптация осуждённых.
Вопрос очень сложный, потому что мы говорили, что осуждённые, совершившие преступления, социально запущенные и социально опасные, у них различные установки (сознательные и бессознательные)… И частенько установки на продолжение преступного образа жизни.
И есть осуждённые, которые считают, что неплохое это место жительство – места лишения свободы. А там и под присмотром, и коллектив есть, и одевают, и кормят…
Все преступники – это социально запущенные люди со всеми негативными последствиями и они оказывают огромное влияние друг на друга. И поэтому их разделяют и специализируют.
На взгляд лектора, общество бессильно исправить лиц, особенно осуждённых на большое количество лет. Тем более, исправление неэффективно проводится – там через авторитетов что-то говорят и они делают (в армии дедовщина, даже в детских садах уже не работают воспитатели).
Если взять такие виды наказания, как лишения свободы и арест – они неэффективно, но кроме них и применять нечего.
Осуждённые сейчас там не работают (так как работы нет), они там только хуже становятся.
И колонии-поселения тоже не решают проблемы (хоть там и полусвободный режим).
Иные виды наказания редко применяются, так что…
Огромная проблема – преступность растёт, исправление людей практически не происходит.
Так что вопрос – как с этим быть?
Лектор хотел бы, чтобы в каждом отделе полиции или другой службы были один-два работника, которые бы непосредственно следили и занимались бы с лицами, освобождёнными от уголовной ответственности.
В каждом учреждении должны быть соответствующие работники, которые бы знали свою работу и отвечали бы за свою работу.
Сейчас установлен административный надзор. Суд может установить административный надзор и этот надзор окажет существенное влияние.
Но в целом – общество наше пока преступное и работу с этим надо вести. И надо работать с людьми, особенно работать с теми лицами, которые стали на путь исправления.
И эту работу надо любить. И как сказал Макаренко – если любите, если 24 часа ей посвящаете, тогда это удивительно лёгкая работа. И надо видеть в преступника человеческое и во имя этого человеческого надо бороться с античеловеческим в нём.
И не просто выполнять программы, вешать на них нераскрытые дела…