Средства обучения и их виды
Тема 3. Современные технологии обучения курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России
Разработка учебных и воспитательных целей, порядок их формулирования для каждого вида учебных занятий. Отбор источников, средств, форм и методов обучения, адекватных конкретным целям, содержанию обучения и характеристикам обучаемых. Влияние содержания конкретных дисциплин на выбор технологии обучения.
Разработка и составление учебно-методических материалов для проведения учебных занятий, формирования контрольных вопросов, подготовка тестов по учебным темам.
Использование различных заданий как инструмента диагностики и метода формирования нового знания по дисциплине. Методическая обработка предметного материала. Организация самостоятельной работы курсантов и слушателей.
Литература:
Змеев С.И. Основы андрагогики: учеб. пособие для студ. асп. и преп. – М., 1999.
Змеев С.И. Технология обучения взрослых: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «академия», 2002.
Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. – М. 1989.
Шарипов Ф.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие/Ф.В. Шарипов. – М.: Логос, 2013.
Педагогика: учеб.пособие/под ред. П.И.Пидкасистого. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2011.
Чернилевский Д.В., Филатов О.Н. Технология обучения в высшей школе. – М., 1996.
Учебные вопросы:
1. Отбор источников, средств, форм и методов обучения
2. Взаимосвязь содержания учебной дисциплины и технологии обучения
3. Организация самостоятельной работы курсантов и слушателей
Отбор источников, средств, форм и методов обучения
Формы обучения
Формы обучения представляют собой виды занятий (лекция, семинар и т. д.). Они выделяются не по одному какому-нибудь основанию, а по нескольким родовым и видовым характеристикам. Рассмотрим основные характеристики.
Наличие или отсутствие преподавателя и непосредственного его участия в обучении. При наличии преподавателя обучение является по форме несамостоятельным управляемым непосредственно, а при его отсутствии — самостоятельно опосредованно управляемым. Формы несамостоятельного обучения (лекции, семинары, консультации и др.) реализуются всегда как аудиторные занятия, формы самостоятельного обучения — как аудиторные и внеаудиторные занятия.
Характер взаимодействия преподавателя с обучаемыми и между обучаемыми. По характеру взаимодействия можно выделить монологическую и диалогическую формы обучения, что определяется соответственно отсутствием или наличием двустороннего взаимодействия и обратной связи участников процесса обучения. К монологическим формам обучения относятся лекции, контрольные работы, самостоятельная работа в виде самоподготовки по учебникам и задачникам. К диалогическим формам обучения можно причислить семинарские занятия, деловые игры, самостоятельную работу в виде программированного обучения по программированным пособиям, содержащим объяснительные тексты (как в учебниках) и упражнения с информацией об ошибках, а не просто с ответами (как в задачниках) и др. Некоторые формы обучения могут быть как монологическими, так и диалогическими: консультации, лабораторные работы, коллоквиумы.
Наличие или отсутствие взаимодействия обучаемых между собой. По этому основанию выделяются совместно-коллективные формы обучения, такие, как деловые игры, коллективные дискуссии, и раздельно-индивидуальные: лекции, программированное обучение, контрольные работы, консультации.
Большинство форм обучения могут быть как совместными, так и раздельными, например семинарские занятия, лабораторные работы, тренировочные занятия, самоподготовка, коллоквиумы-зачеты, экзамены.
Общность видов деятельности обучаемых в группе. По этой характеристике выделяют фронтальные и индивидуализированные формы обучения. Если группа обучаемых выполняет одно, общее задание, занятие называют фронтальным; если каждый обучаемый в группе работает над своим заданием, занятия являются индивидуализированными. К фронтальной форме обучения относятся лекции, контрольные работы, к индивидуализированным формам — деловые игры, программированное обучение, коллоквиумы. Многие формы обучения могут быть я фронтальными, и индивидуализированными, например семинарские занятия, консультации, лабораторные работы, тренировочные занятия, контрольные работы.
Применимость для осуществления объяснения, отработки и контроля усвоения. К формам обучения, используемым для объяснения учебного материала, относятся лекции, семинарские занятия, консультации, лабораторные работы; отработка знаний и умений осуществляется на тренировочных занятиях, контроль усвоения — на контрольных работах, коллоквиумах, зачетах, экзаменах. Для объяснения и отработки знаний и умений используются деловые игры, самоподготовка, программированное обучение.
Возможности формы обучения для реализации различных методов обучения. Рассмотрим в данном аспекте возможности основных форм обучения (табл. 1).
Лекция как монологическая форма обучения позволяет проводить объяснение материала только с помощью методов сообщения готового знания — информирующего или проблемного изложения ; на лекции не представляется возможным осуществлять объяснение методом выведения из общих положений и тем более методом эвристического поиска. Использовать два последних метода для объяснения материала можно только на семинарском занятии. На групповых предэкзаменационных консультациях так же, как и на лекциях, практически возможны только методы сообщения готового знания из-за большого дефицита времени. На текущих групповых и индивидуальных консультациях для объяснения материала можно привлекать те же методы, что и на семинарских занятиях.
На самостоятельных работах полноценное объяснение достигается только с помощью сообщения готового знания, включая дедуктивное выведение и в определенной степени метод эвристического поиска.
Отработка материала может проводиться на практических занятиях (решение типовых задач), на лабораторных работах, а также на самостоятельных работах с использованием всех известных методов отработки одинаково успешно.
Указанная функциональная отнесенность форм обучения не является жесткой, она лишь указывает на преимущественные, преобладающие их функции.
Таблица 1. Характеристики форм обучения
Форма обучения | Наличие, отсутствие преподавателя | Характер взаимодействия | Наличие, отсутствие взаимодействия обучаемых | Общность видов деятельности обучаемых | Использование в разных педагогических процедурах | |||||||
несамостоятельное | аудиторное | внеаудиторное | монолог | диалог | совместное (коллективное) | раздельное (индивидуальное) | фронтальное | индивидуализированное | объяснение | отработка | контроль | |
Лекция | + | + | + | + | + | |||||||
Семинарское занятие | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||
Консультация | + | + | + | + | + | + | ||||||
Лабораторная работа | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
Тренировочное занятие (практикум) | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||
Деловая игра | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||
Самоподготовка | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |||
Программированное обучение | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||
Коллоквиум | + | + | + | + | + | + | ||||||
Зачеты, экзамены | + | + | + | + | ||||||||
Контрольная работа | + | + | + | + | + |
Так, на семинарском занятии можно не только объяснять материал, но и проводить промежуточный контроль понимания и частично даже отработку материала, а на практических занятиях может происходить дообъяснение и также промежуточный контроль. Тем не менее главная функция семинарского занятия — продолжение и завершение объяснения материала, которое было начато на лекции или самостоятельных работах, причем в некоторых случаях объяснение определенного раздела, темы целиком проводится только на семинарских занятиях.
Главная функция практических занятий — организация и проведение отработки материала в упражнениях или решении задач. То же можно сказать и о лабораторных работах. Здесь необходимо сделать два пояснения. Во-вторых, иногда семинарское занятие считается разновидностью практических занятий и поэтому используется для упражнений и решения задач, как лабораторные работы и практикумы, т. е. подчеркивается его второстепенная, вспомогательная функция, а главная функция — проведение объяснения материала приписывается только лекциям. Такая классификация вредит практике обучения, поскольку связывает процедуру объяснения материала только с лекцией, возможности которой в данном отношении ограничены, и дезориентирует преподавателей, не раскрывая функции семинарского занятия и его большие возможности для проведения объяснения и достижения понимания материала, следовательно не обосновывая необходимости его обязательного использования прежде всего для объяснения.
Второе пояснение касается функций лабораторных работ и практикумов. Зачастую структура этих занятий такова: сначала осуществляется объяснение, только после этого отработка, на которую остается мало времени. Поэтому преподаватели, проводящие лабораторные работы, оказываются в затруднительном положении. Даже когда на объяснительных занятиях (лекциях и семинарских занятиях) имеются излишки времени, преподаватели не отводят их на объяснения действий, отрабатываемых на практикумах и лабораторных работах. Преподаватели должны четко понимать, что на объяснительных занятиях необходимо проводить объяснение всего материала, а не части его, а на лабораторных занятиях этот материал следует отрабатывать.
Таким образом, каждая форма обучения может быть определена не менее чем по шести рассмотренным выше характеристикам, а не по какой-нибудь одной, как это часто пытаются делать. В виде табл.4.1 приводится описание нескольких основных форм обучения по шести выделенным характеристикам.
Рассмотрим, какие формы обучения наиболее приемлемы для реализации тех или иных методов обучения.
Метод получения готового знания из печатного источника используется в самоподготовке, а устное сообщение, информирующее или проблемное, — на лекции. Другие формы (консультации, лабораторная работа, программированное обучение) играют вспомогательную роль в сообщении готового знания. Методы логического выведения и эвристического поиска знаний наилучшим образом реализуются на групповых занятиях, например на семинарском. Самоподготовка и программированное обучение менее подходят для этого, поскольку без участия преподавателя трудно организовать косвенное управление поисковой деятельностью обучаемых, а решение поисковых задач без управления или с помощью явных подсказок при обратной связи на выборочных ответах снижает эффективность логического и эвристического методов.
Таблица 2. Возможности использования разных методов обучения
Форма обучения | Методы объяснения | Методы отработки | Методы контроля | |||||||
сообщение | выведение | поиск | поэтапное | непоэтапное | режим | объекты | ||||
заучивание | упражнения | промежуточный | итоговый | знания | умения | |||||
Лекция | + | |||||||||
Семинар | + | + | ||||||||
Консультации | + | + | + | |||||||
Лабораторная работа | + | + | + | + | + | |||||
Тренировочное занятие | + | + | + | + | ||||||
Деловая игра | + | + | ||||||||
Самоподготовка | + | + | + | + | + | + | ||||
Программированное обучение | + | + | + | + | + | |||||
Контрольная работа | + | + | + | + | ||||||
Коллоквиум | + | + | + | |||||||
Зачеты, экзамены | + | + | + | + |
Методы отработки знаний и умений менее дифференцированы по формам обучения, но некоторые различия можно выделить. Так, форма деловой игры чаще связана с методом упражнений, а метод прямого заучивания реализуется в основном в самоподготовке. Поэтапная отработка реализуется в различных формах, наиболее целесообразно использовать ее на групповых тренировочных занятиях, где преподаватель контролирует переход обучаемых с этапа на этап.
Кроме того, следует учесть, что для объяснения или отработки знаний и умений, как правило, следует использовать не одну форму обучения, а несколько форм, в их определенном сочетании и порядке применения; так, для объяснения материала нельзя обойтись только лекцией или семинарским занятием, необходимо их сочетание ; целесообразно использовать и самостоятельную работу. Для проверки отработки и контроля усвоения также нужно использовать разные сочетания (подробнее об этом будет сказано ниже).
Проведение контроля материала на фронтальных формах (семинарских занятиях, коллоквиумах, зачетах, экзаменах, письменных контрольных работах) позволяет применять методы контроля с конструируемыми ответами, пооперационно и по конечному продукту, т. е. все основные эффективные методы контроля. На самостоятельных работах можно осуществлять контроль только с помощью методов выборочного ответа.
Сказанное о сочетаемости форм и методов обучения представлено в табл. 2.
Средства обучения и их виды
Средства обучения используются при реализации всех педагогических процедур: объяснения знаний, отработки знаний и умений, мотивации и контроля усвоения.
Любая педагогическая процедура может включать (или обязательно включает) четыре основных вида действий преподавателя: предъявление информации (знаний и заданий); получение ответа; анализ, отработка и оценка ответа; принятие решения о дальнейших действиях.
Так, например, при объяснении материала методом сообщения готового знания реализуется одно действие преподавателя — предъявление материала, а при объяснении методом эвристического поиска осуществляются все четыре действия: предъявление знания и задания, получение знания, анализ и оценка, принятие решений. Отработка и контроль также требуют выполнения четырех действий: предъявление заданий, получение ответов и их оценка, решение о дальнейших действиях. Таким образом, по функциональному признаку средства обучения подразделяются на средства организации и предъявления объяснения содержания знаний и действий; средства осуществления отработки знаний и действий; средства контроля уяснения и овладения знаниями и действиями.
Выбрав в качестве основания классификации действия преподавателя, можно подразделить средства обучения на средства предъявления информации; средства получения ответа от обучаемых; средства анализа и оценки ответов; средства принятия решений о дальнейших действиях обучаемых.
Кроме того, средства обучения можно подразделить на виды в зависимости от содержания информации, носителями которой они являются, и формы, в которой эта информация представлена. Средства обучения служат для предъявления и получения знаний об объектах и действиях с ними, формулировок заданий, вопросов и задач, а также ответов обучаемых и указаний о дальнейших действиях. По форме представления информации средства обучения могут быть разделены, с одной стороны, на вещественные и знаковые, а с другой — на визуальные, слуховые, тактильные и комбинированные. Например, к вещественным средствам представления знаний, заданий, ответов относятся натуральные технические объекты и их модели (макеты, разрезные конструкции и т. п.), а к знаковым средствам — тексты, опорные конспекты, схемы, рисунки, устные сообщения и др. В качестве материала носителей информации могут выступать бумага, слайды и фильмы, магнито-и видеозаписи и т. п. Носители информации могут быть автоматизированными в разной степени, вплоть до очень высокой степени, которая достигается с помощью современных ЭВМ. Классификация средств обучения по разным основаниям сведена в табл.3.
Таблица 3. Классификация средств обучения
Основание классификации | Виды средств обучения |
По учебным процедурам | Средства мотивации, объяснения, отработки, контроля |
По субъектам обучения | Средства деятельности преподавателя (конспект лекции, план занятия) и студентов (учебник, задачник) |
По циклу управления | Средства прямой связи (информирующие) Средства обратной связи (вопросы и задачи) Средства анализа, оценки и принятия решений |
По содержанию | Носители информации об объектах и процессах, их составе и структуре, свойствах, функциях, связях (далее конкретно по предметам) |
По форме | Вещественные (натуральные объекты и модели), знаковые (словесные, графические) |
По материальным носителям и техническим устройствам для переработки и предъявления информации | Бумажные, фото -, магнито -, кино -, видеопленочные, компьютерные и т. п. |