Роль семейного воспитания в развитии личности ребенка дошкольного возраста
Степень и характер влияния на ребенка определяет, прежде всего, личность родителя и ряд отдельных факторов. Важен пол родителя, возраст, особенность характера родителя и его темперамент, культурная принадлежность, религиозность, положение в социуме, профессиональная принадлежность, уровень общей и педагогической культуры.
Каждый родитель не защищен от возможных ошибок, временных неудач и сомнений. Все родители уникальны, как и уникален каждый ребенок. И "отношения c ребенком, так же как и с каждым человеком, глубоко индивидуальны и неповторимы" [4].
Однако неоспорим тот факт, что родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности самих родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Bедь не случайно, что к родителям, и особенно к маме, каждый из нас мысленно обращается в самую тяжелую минуту. Чувства, характеризующие отношения ребенка и родителей, - это особые чувства, которые отличаются от других эмоциональных связей. Специфика чувств, которые возникают между детьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота родителей крайне необходима для поддержания эмоционального фона и самой жизни ребенка. А нужда в родительской любви является жизненно необходимой потребностью малыша. Любовь абсолютно каждого ребенка к родителям безусловна и безгранична. И если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления ребенка родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека. "Pодительская любовь - источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья "[17].
В связи с вышесказанным, становится ясно, почему основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в любви и заботе о нем. У ребенка никогда и не при каких обстоятельствах не должно возникать сомнений в том, что родители его любят.
Но многие родители считают, что проявление любви к ребенку может привести к эгоизму, себялюбию и избалованности. Это утверждение следует категорически отвергнуть. Именно при недостатке любви эти нежелательные черты как раз и возникают. Когда создается некий эмоциональный дефицит и ребенок начисто лишен прочного фундамента родительской привязанности. Проявление любви и заботы к ребенку никак не зависит от времени, уделяемом родителями, и от места воспитания ребенка - дома или в детском саду. Так же это не висит и от материального положения родителей. Более того, не всегда видимая заботливость иных родителей, многочисленные занятия, в которые включается по их инициативе ребенок, содействуют достижению этой самой главной воспитательной цели.
Крайне важным аспектом является глубокий и постоянный психологический контакт с ребенком. Это своего рода стандартное требование к воспитанию, которое рекомендуется всем родителям. Ведь контакт жизненно необходим в воспитании ребенка любого возраста. Именно теплый эмоциональный контакт дает детям возможность полностью прочувствовать и осознать родительскую любовь и теплоту, заботу и привязанность. Основой для сохранения контакта родителя и ребенка служит искренняя заинтересованность жизнью ребенка, любопытство к его детским проблемам. Родитель должен с неподдельным интересом наблюдать, какие изменения и метаморфозы происходят в сознании и душе его ребенка. Конечно, варианты этого контакта широко варьируются, в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей ребенка. Но все равно, нужно задуматься над общими закономерностями этого контакта между родителем и ребенком. Ведь даже с младенцем нужно уметь построить контакт - оный не возникнет просто так. Эмоциональный контакт-это вариант некого диалога, своеобразного взаимодействия ребенка и родителя друг с другом.
Чтобы диалог установился, нужно стремиться к общим целям, двигаться в общем направлении. Но речь идет не о бесприкословном совпадении оценок и взглядов. Часто точка зрения детей и взрослых различна, что вполне логично при различиях опыта. Но важен сам факт совместного направления к разрешению возникшей проблемы. Ребенок всегда должен понимать, почему родитель придерживается той или иной точки зрения, чем руководствуется в общении с ним. C самых ранних лет ребенок должен быть участником в семеной жизни, ее творцом, а не предметом воспитательных действий. Именно тогда и возникает подлинный диалог, а не привычное единогласие воспитания. Главная характеристика диалогичного воспитывающего общения проявляется в том, что устанавливается позиция равенства между ребенком и родителем. Но достичь этого в повседневной семейной жизни довольно трудно. Как правило, взрослый принимает позицию "над" ребенком. Bедь взрослый наделен силой и независимостью, а ребенок слаб, неопытен и полностью зависит от взрослого. Вопреки своей доминирующей позиции, родителям необходимо стремиться к установлению равенства. Родитель должен научиться принимать активную роль ребенка в процессе его воспитания.
"Человек не должен быть объектом воспитания, он всегда активный субъект самовоспитания. Родители могут стать властителями души своего ребенка лишь в той мере, в какой им удается пробудить в ребенке потребность в собственных достижениях, собственном совершенствовании".
Интересен тот факт, что при равенстве позиций в диалоге, дети сами оказывают несомненное воспитывающее воздействие и на самих родителей. Родители, находясь под влиянием общения с собственными чадами, изменяются в своих психических качествах, их внутренний мир заметно перестраивается.
По этому поводу , обращаясь к родителям, Я. Kорчак писал: «Наивно мнение, что, надзирая, контролируя, поучая, прививая, искореняя, формируя детей, родитель, зрелый, сформированный, неизменный, не поддается воспитывающему влиянию среды, окружения и детей».
Равенство позиций отнюдь не означает, что родителям, строя диалог, нужно снизойти до ребенка, нет, им предстоит подняться до понимания «тонких истин детства».
Кроме диалога для внушения ребенку ощущения родительской любви необходимо выполнять еще одно крайне важное правило. Родителям необходимо принимать ребенка. Это значит, что родителям нужно признать права ребенка на индивидуальность, непохожесть на других, в том числе и на самих родителей. Принимать ребенка - значит утверждать неповторимое существование именно этого человечка, со всеми свойственными ему качествами. Родителям следует отказаться от негативной оценки личности ребенка и его характерных качеств. Любое негативное высказывание, какой бы ситуацией оно не было бы вызвано, разрушает уверенность ребенка в том, что его любят и ценят. Наносится непоправимый вред эмоциональному контакту родителя и ребенка. Родителям следует разработать для себя правила, в рамках которых они не будут негативно оценивать своего ребенка. Стоит научиться правильно подвергать критике ошибочный или необдуманный поступок ребенка. В любом случае, ребенок должен быть уверен в любви своей семьи не зависимо от своих достижений. Ведь формула истинной родительской любви, формула принятия - это не «люблю, потому что ты - хороший», а «люблю, потому что ты есть, люблю такого, какой есть».
Вывод
1. Родительское отношение мам проявляется в том, что мамы принимают ребенка таким, какой он есть, она уважают индивидуальность ребенка и симпатизируют ему. Мамы заинтересованы в делах своего ребенка и стараются придти на помощь по мере возможностей. Так же большинство мам(60%) отличают полные знания и представления о содержании и методах воспитания ребенка