Роль семейного воспитания в развитии личности. Семья как институт социализации. Формы взаимодействия семьи и школы

Семьяявляется начальной структурной единицей общества, закладывающей основы личности. Она связана кровными и родственными отношениями и объединяет супругов, детей и родителей, включающих одновременно несколько поколений.

Се­мья создает у человека понятие дома не просто как помещения, где он жи­вет, а как чувства, ощущения, где любят, понимают, защищают.

То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в те­чение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в наиболее значимый период своей жизни, и по силе и длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закла­дываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже бо­лее чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрица­тельного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ре­бенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье лю­дей — родителей, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем ни­какой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Так, често­любивые родители нередко в такой степени подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них чувства неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей.

Целями семейного воспитанияявляются:

1) формирование таких качеств и свойств личности, которые помогут достойно преодолевать трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути;

2) развитие интеллекта и творческих способностей, познавательных сил и первичного опыта трудовой деятельности, нравственных и эстетических начал, эмоциональной культуры и физического здоровья детей – все это зависит от семьи, от родителей и составляет главную цель воспитания.

Значение воспитания детей в семье:

1) семья создает для ребенка ту модель жизни, в которую он включается;

2) влияние родителей на собственных детей должно обеспечивать их физическое совершенство и моральную чистоту;

3) часто семейные обстоятельства и условия, в которых родились и выросли дети, накладывают отпечаток на всю их жизнь и даже предопределяют судьбу.

К второстепенным функциям семьи относят:

1) передача следующим поколениям традиций, ценностей общества, народности;

2) поиск и поддержание собственного «Я»;

3) удовлетворение потребностей в материнстве и отцовстве;

4) самореализация в последующем поколении;

5) формирование разносторонней деятельности членов семьи.

Семья и школа — два основных и равноправных субъекта социализации личности в период детства и отрочества. Говоря о взаимоотношениях меж­ду школой и семьей, прежде всего важно отметить, что они должны осно­вываться на принципах взаимосвязи, взаимопреемственности и взаимодо­полнения в воспитательной деятельности. Не разграничение функций, не снижение ответственности семьи, а углубление воспитательного процесса за счет включения в него педагогического коллектива — единственно пра­вильный путь повышения качества образования и воспитания. Родитель­ская общественность должна чувствовать себя соратником педагогического коллектива при разработке и реализации конкретных воспитательных за­дач, программ педагогического воздействия с учетом контингента данного образовательного учреждения и его семейно-бытового окружения.

В процессе взаимообщения не только педагоги должны обращать вни­мание родителей на недостатки в методах и содержании семейного воспи­тания, но и родители указывать педагогам на аналогичные «сбои» в работе школы. Однако взаимная критика должна быть обоснованной и конструк­тивной. Не общие слова, а конкретные факты и предложения должны ле­жать в ее основе.

Объектом воздействия педагогов может быть не только ребенок в семье, но и взрослые члены семьи и сама семья в целом как коллектив.

Деятельность педагогических коллективов с семьей включает три ос­новные составляющие педагогической помощи: образовательную, психоло­гическую, посредническую, которые неразрывно связаны между собой.

Остановимся на характеристике каждой из составляющих

Помощь в обучении

Деятельность педагогических коллективов предусматривает просвеще­ние родителей по разнообразным вопросам семейного воспитания:

Помощь в воспитании проводится педагогами в первую очередь с роди­телями — путем их консультирования, а также с ребенком — посредством создания специальных воспитывающих ситуаций для решения задачи свое­временной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного ис­пользования ее воспитательного потенциала.

Психологическая составляющая педагогической помощи включает в себя два компонента: социально-психологическую поддержку и коррекцию.

Социально-психологическая поддержка направлена на создание благопри­ятного микроклимата в семье в период кратковременных кризисов. Наибо­лее эффективно эту работу может выполнять школьный психолог. Помощь должна быть комплексной: определяется проблема, анализируются меж­личностные отношения в семье, положение в ней ребенка. С помощью раз­личных методик выявляются те причины в семье, которые приводят к конф­ликту.

Коррекция межличностных отношений происходит в основном, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к на­рушению его нервно-психического и физического состояния. К такому виду насилия относится запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства.

Посреднический компонент педагогической помощи включает в себя три .'составляющие: помощь в организации, координации и информировании в вопросах семейного воспитания.

Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга, включающую в себя: организацию клубов по интересам, семейных празд­ников, летнего отдыха и др.

Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка в ней. Такими проблемами могут быть: переда­ча ребенка на воспитание в приемную семью; контроль за процессом адап­тации ребенка в этой семье; помещение детей в приюты, места временного пребывания детей; содействие возвращению ребенка в семью и др.

Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информа­цией по вопросам обучения и воспитания, социальной защиты. Она прово­дится в форме консультирования. Вопросы могут касаться различных ас­пектов: прав детей, родителей, внутрисемейных отношений, медико-физио­логического развития детей и пр.

Успех совместной работы школы и родителей в немалой степени зави­сит от глубокого знания учителем учеников и их семей. Воспитательный потенциал семьи, условия ее жизни учитель, прежде всего классный руко­водитель, изучает не только в период приема нового ученического коллек­тива, но и течение всего периода обучения ребенка. При этом целесообраз­но использовать комплекс приемов и методов: наблюдение за поведением и учебой детей, воспитательной общественной деятельностью родителей, посещение семей, индивидуальные беседы с родителями в школе, учет све­дений, полученных от родительской общественности, анкетирование.

Наши рекомендации