Не одна-единственная, а две педагогики
БОРИСОВА Людмила Глебовна
доктор социологических наук
Педагогика И. П. Иванова
Вот уже более 30 лет, как в разных ситуациях обсуждается вопрос о вкладе академика И. П. Иванова в развитие педагогики. Сначала этим ревностно и придирчиво интересовались дамы ученого совета, где он защищал кандидатскую, а затем докторскую диссертацию. Сегодня об этом, каждый на свой лад, говорят педагогические доценты, читая лекции «по Иванову». Старательно анализируют открытия и находки журналисты. Не дают себе покоя его милые и заботливые друзья-ученики, постигая суть, стараясь воплотить ее в жизнь.
Конференция, посвященная 70-летию И. П. Иванова (3-5 ноября 1993 г.), до которой он не дожил всего года с небольшим, тоже поставила, вопрос о вкладе. Оргкомитет удостоил меня чести сделать об этом доклад. Конференция проходила в городе Пушкине. Обращаясь к имени великого поэта, надеясь на его помощь, задам вопрос: «А что, собственно, нового сделал Пушкин?» И отдавая себе отчет в озорном характере вопроса, сделаю попытку дать серьезный ответ.
Вспомним всеми любимые строки: «Я (Все знают, что такое «я»?) помню (Увы, не новое слово!) чудное мгновение (красиво, но также в общем-то понятно), передо мной явилась ты…» А раз знакомо всё до последней буквы, то и новаторства-то нет.
Но гений не становится мельче от нашей мелочности. Если так скрупулезничать, дробить на части, искать «детали», слона-то мы и не приметим. Взлететь бы надо — «большое видится на расстоянии…» Когда прочтешь это печально-таинственное произведение на одном дыхании, любя и страдая, глянешь на всего Пушкина с высоты птичьего полета, тогда поймешь, в чем оно пушкинское новаторство. Всё просто: этот великий ум создал (представьте себе) новую русскую поэзию, русский литературный язык.
Вот так и с педагогическим наследием И. П. Иванова. Нельзя его только по частям и под микроскопом, как бы это ни было важно. Рассматривая его творчество в целом, сравнивая с тем, что было в педагогике, и заглядывая в будущее, начинаешь понимать: академик И. П. Иванов создал новую педагогику. Да, не больше и не меньше. И я попробую это доказать. Сначала на обыденном (домашнем) языке, а потом логически, но тоже постараюсь понятно.
Доказательство первое («домашнее»)
Как-то на семинаре в Новосибирском Академгородке одна учительница возмутилась: «Вы утверждаете, Людмила Глебовна, что И. П. Иванов новатор. Я вот смотрю на эти КТД (угрожающе машет его книжкой «Энциклопедия коллективных творческих дел») и вижу: «Кукольный театр». Что же здесь нового, простите? Сотни лет известно».
И то верно. Другой бы сник, а я «прощаю»: «Спасибо,— говорю,— этот вопрос дорогого стоит». И отвечаю: «На свете, друзья, не один, и в этом всё дело, а два кукольных театра. Первый — это театр Карабаса Барабаса. Там всё по команде. Не хочешь играть, а будешь. Не умеешь — научат. Сопротивляешься — получишь. На что, спрашивается, плетка-семихвостка? Здесь всё, как знает, умеет и хочет Карабас. Как он велит: что, где, когда играем, кто с кем и для кого. А вас, Пьеро, Мальвина и какой-то ничтожный пес, никто не спрашивает. Исполняйте, как положено».
Другой театр — по Иванову. Там всё придумали мы сами (выбрали или сочинили пьесу, решали вместе — быть или не быть вообще нашему театру); сами подготовили (каждый выбрал роль по душе); сами провели (сыграли в школе, в детском саду, во дворе и на других гастролях); всё обсудили — что хорошо, а что не очень и что еще надо сделать, чтобы стало здорово. А кому спасибо скажем? И, несмотря на недостатки, все счастливые, добрые, веселые. И не убегают, как из карабасовского театра (читай: школы, кружка, студии, семьи, мафиозной детской стаи и других командно-административных, жестких, а нередко жестоких структур).
«Театр» по Иванову (то есть жизнь, дело, коммуна, семья, школа, другие «комьюнити») это когда реализуются его знаменитые четыре «сами» — сами и вместе придумали, подготовили, провели и проанализировали. Это значит, что жизнь и деятельность в социуме организована на принципах демократии и творчества. Не по приказу сверху, не по чужой, пусть доброй, но не своей воле. «Театр» по Иванову живет на своей собственной основе, это самоорганизующая система, круг свободных людей.
Не одна-единственная, а две педагогики
Прежде чем говорить о вкладе Игоря Петровича в развитие педагогики на языке науки, констатируем: сегодня в педагогической теории и практике, хочет этого кто-то или нет, понимает или отказывается, мы имеем две педагогики. Как только скажешь это «две», скептики всех рангов оживляются: «Ну почему же только две? Педагогик много…» Пожалуй. Если каждую методическую систему, тем более находку называть педагогикой, что сейчас делается на каждом шагу, то действительно не счесть их. Мы же говорим о двух принципиально отличающихся друг от друга системах отношений и деятельности, отличающихся не деталями и подходами, а фундаментально, по исходным основаниям построения.
Первая — это та, которую многие давно и хорошо знают,— «педагогика урока» (или, как ее называл И. П. Иванов, «педагогика передачи и усвоения»). Можно ей дать название «трансляционная» или «дидактическая».
Вторая — «педагогика жизни» (или, как говорил И. П. Иванов, «педагогика общей заботы»: заботы о жизни, о людях и о себе как товарище других людей). Эту педагогику коллективной творческой жизни можно назвать «педагогика социального творчества» или «социальная педагогика». (О последнем названии — разговор особый: перепутали в России, бегло взглянув на США, социальную педагогику с социальной работой).
Мы далеки от мысли сопоставлять эти две педагогики в ценностном отношении — одна, мол, хорошая, другая — плохая; одна нужная, другая ненужная; одна старая, другая молодая; одну мы отстаиваем, другую, видите ли, ниспровергаем.
С самого начала нельзя об этом не сказать, так как обязательно, как это было уже много раз, возникает вопрос: «Чем вам не нравится педагогика урока? Почему вы против трансляционной педагогики?» А я не против нее, я против ее единственности.
Согласитесь, нельзя в разных социальных ситуациях действовать одинаковым образом. Неэффективно командовать там, где надо долго думать, сочинять, договаривариваться о сотрудничестве. Тем более не следует коллективно планировать и рефлексировать там, где нужно действовать мгновенно, как на пожаре или в воде. Но так как обвинения в «ниспровержении» трансляционной педагогики всё равно будут, начну с «восхваления», скажу о ее важности и вечности.