Требования к результатам освоения дисциплины. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
общекультурные компетенции (ОК):
- готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);
общепрофессиональные компетенции (ОПК):
- осознаёт социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);
- способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);
- способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);
профессиональные компетенции в области педагогической деятельности (ПК):
- способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9);
- способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-11).
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
- категориальный аппарат дисциплины, демонстрировать понимание сущности таких терминов, как «труд», «профессия», «профориентация», «профессиональная этика», «деловая коммуникация», «бизнес-этика», «деловой этикет» и др.;
- понимать значимость профессиональной этики для успешного осуществления профессиональной деятельности в современном мире, для достижения профессиональных целей и наиболее эффективной реализации карьерных стратегий.
уметь:
- компетентно обосновывать ценностные характеристики своей профессии, социально-нравственную природу конкретных форм труда;
- применять теоретические и практические знания, полученные в ходе изучения дисциплины в ситуации выбора профессии, выстраивания личной карьерной стратегии в ней.
владеть:
- моральными нормами и основами нравственного поведения в профессиональной деятельности;
- навыками профориентации: использовать и составлять профессиограммы для различных видов профессиональной деятельности;
- предотвращения и успешного разрешения профессиональных конфликтов.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Всего часов | Семестр | |
Аудиторные занятия (всего) | |||
В том числе: | |||
Лекции (Л) | |||
Практические занятия (ПЗ) | |||
Самостоятельная работа (всего) | |||
В том числе: | |||
Написание реферата | |||
Ведение глоссария | |||
Разработка учебного проекта | |||
Подготовка к практическим занятиям | |||
Подготовка к тестированию в периоды рубежных срезов | |||
Вид промежуточной аттестации: зачет | |||
Общая трудоемкость | часы зачётные единицы | ||
Содержание дисциплины
Содержание разделов дисциплины
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела дисциплины |
Профессиональная этика: сущность, классификация функции. | Духовная культура служащих. Нормы и принципы служебной этики: сущее и должное. Моральный аспект профориентации. Понятие профессиональной этики. Происхождение и сущность профессиональной этики. Виды профессиональной этики, их особенности. Классификация этических кодексов. Функции норм профессиональной этики. Нормативные образцы личности. «Корпоративная этика»: генезис, особенности, социальные последствия. Специфика педагогической этики. | |
Этикет как социальное явление. | История мирового этикета. Задачи этикета: соединение сфер взаимоотношений людей в обществе. Требования современного этикета. Особенности этикета делового человека, его место и роль в деятельности служащих. Основы профессионального этикета в сфере образования и культуры. | |
Руководитель и подчиненный: этика взаимоотношений. | Этика специалиста в сфере психологических услуг. Этика партнерских отношений в профессиональной деятельности психолога. Стили управления. Личные качества руководителя. Этические требования к деятельности психолога. Правила корректирующего поведения руководителя. Распоряжение. Наказание. Поощрение. Обращение. Общение с подчиненными. Совещание. Увольнение со службы. Границы лояльности служащего по отношению к руководителю или учреждению. | |
Требования профессиональной этики и этикета к внешнему облику служащего. | Внешний облик служащего. Манеры поведения. Имидж. Социально-ролевое и функциональной назначение одежды служащих. Требования к одежде служащих. Особенности внешнего вида женщин. Особенности внешнего вида мужчин. Специфика профессионально-этических требований к внешнему облику работника сферы образования и культуры. | |
Профессионально-нравственный аспект устной речевой культуры в сфере деловой коммуникации. | Языковые нормы делового общения. Стиль речи. Прагматический, лингвистический, социолингвистический, культурологический факторы речи. Культура речи. Речевой этикет. Правила речевого поведения в деловом общении. Формулы речевого этикета: выражение просьбы, извинения, неодобрения, приглашения. Этика деловых разговоров, встреч, переговоров. Деловая беседа. Телефонный разговор. Типичные ситуации телефонного разговора. Основные требования к служебному телефонному разговору. Служебная документация. Официально-деловой стиль речи. Официальная переписка. Административный речевой этикет. Особенности языка служебных документов. Специальная терминология. Нетерминологическая лексика. Языковые клише. Деловой штамп. Устаревшая терминология. Тавтология. Частные особенности деловых бумаг. Элементы речевого этикета в деловой переписке. Тон и речевой этикет письма строго официального характера. Текст официального письма-приглашения. Тон и речевой этикет писем полуофициального характера. Эмоционально-этикетные слова. Содержание официально-деловых писем. Реакция на полученную корреспонденцию. Визитная карточка, ее оформление и правила использования. Этикет оформления визитной карточки. | |
Невербальные средства общения, их место в профессионально-деловой культуре, этические аспекты их использования. | Невербальные средства общения. Звуковая организация речи. Благозвучие речи. Интонация. Компоненты интонации: мелодика, интенсивность, длительность, темп речи, пауза и тембр голоса. Функции интонации в языке: коммуникативная, выделительная, эмоциональная, модальность. Возможности использования интонации в деловом общении. Кинесика и этикет в ситуации знакомства: рукопожатие, поза и взгляд, жесты, улыбка. Кинесика в ситуации беседы: язык позы, поза и субординация, дистанция в общении, мимика, язык взгляда, язык жестов. Кинесика в конфликтной ситуации. Кинесика при выступлении. Кинесика и общее суждение о человеке. Проксемика, мимика, хаптика, жестика, одорика в аспекте профессиональной этики. Специфика профессионально-этических требований к невербальной коммуникации в сфере образования и культуры. | |
Этика ведения делового спора. | Спор. Конфликт. Диалектика – искусство вести спор. Разновидности и методы спора: софистика, эристика, дискуссия, полемика, диспут, дебаты. Логическая структура спора. «Круглый стол». «Мозговой штурм». Возможные результаты спора: победа или компромисс. Уловки в споре. Неопределенность и противоречивость тезиса. Эпатаж. Информированность, эрудиция, опыт ведения спора. Культура делового спора. Рекомендации по ведению спора. Предотвращение и успешное разрешение профессиональных конфликтов. | |
Профессиональная этика и предметно-пространственная среда учреждения. | Предметно-пространственная среда как объект эргодизайна. Предметно-пространственная среда как средство, постоянно воздействующее на личность служащего и оказывающее позитивное влияние на профессиональную деятельность. Деловое общение служащих и предметно-пространственная среда соответствующих зон учреждений. Рабочий кабинет руководителя. Варианты позиций собеседников в деловом общении. Кабинет служащего. Цветовая гамма интерьеров учреждений. Роль предметно-пространственной среды учреждения в организации делового общения служащих и посетителей. Система визуальных коммуникаций учреждения. Необходимая информация о служебных помещениях. Индивидуальные часы-указатель. Удобства для посетителей. Рабочее время. Организация личной работы и управления временем. Резерв времени. Планирование времени. Правило «критичности времени». Планирование результата. Правила экономии времени. Определение приоритетов разрешения проблем. Методы анализа содержания работы. Приемы повышения эффективности работы. | |
Этнокультурные особенности профессиональной этики и делового этикета. | Особенности перехода служебных отношений с формального на неформальный уровень в различных этнокультурах. Специфика национальных традиций на государственной службе. Этнокультурные особенности речевого этикета, мимики, поз, жестов. Этикетные принципы вежливости. Этнокультурная специфика этикета обращения. Особенности обращения к духовным лицам. Учёт этнокультурной специфики в организации и проведении деловых встреч, переговоров. Правила поведения лиц младшего возраста в присутствии старших. Основные правила общественных приличий в международной бизнес-коммуникации. Дипломатический протокол и международный этикет. |