Цель: познакомить учащихся с творчеством Л.Ф.Воронковой.

Задачи занятия:

Коррекционные задачи:

-развивать актерские способности детей;

-развивать письменную речь детей;

-учить аргументировано и полно отвечать на вопросы;

-развивать познавательные процессы учащихся.

Образовательные задачи:

-познакомить детей с биографией Л.Ф.Воронковой;

-закреплять навык выразительного чтения;

-учить составлять суждение о прочитанном, делать выводы, выделять главную мысль произведения;

-формировать интерес к творчеству Л.Ф.Воронковой;

-учить составлять творческие рассказы.

Воспитательные задачи:

- воспитывать бережное отношение к книге;

- воспитывать желание помогать взрослым, учиться в школе.

Оборудование занятия:выставка книг – сборников рассказов и повестей Л.Ф. Воронковой, портрет писателя, иллюстрации к произведениям, тексты произведений.

Ход занятия:

Педагог

Любовь Фёдоровна Воронкова родилась в 1906 году в Москве. Отец Любы был бедный крестьянин из Орловской губернии, который приехал на заработки в Москву. Сама писательница вспоминала: «Есть в Москве маленькая кривая улица. Сейчас она называется ул. Дурова, эта улица с узкими тротуарами, гремящими трамваями и есть моя Родина».

Когда Любе было 10 лет, она попала в деревню. Семья была большая, а работников только отец и мать. Вместе с родителями работала и Люба. Все делали вместе: сеяли, боронили, косили. Здесь, в деревне, Люба впервые столкнулась с живой природой. Трава, деревья, речка – все это захватило Любу. Работать в поле городской девочке было сначала тяжело, но в то же время весело и интересно. По воспоминаниям Любови Федоровны интересно проходил последний день жатвы. Мать в этот день пекла ржаные пироги с морковью и клала их в конце полосы. Люба старалась, спешила работать, чтобы добраться до пирогов.

А книга всегда была с Любой рядом: или в ржаной соломе, или на сеновале под подушкой, или под кофтой. Именно эта любовь к чтению привела к тому, что Любовь Федоровна стала писателем. Все ее рассказы и повести о детях, живущих в деревне. Творчество автора приходится на трудные годы Великой Отечественной войны, восстановление разрушенной страны. Но ее книги близки и понятны и нам с вами.

Давайте вспомним произведение Л.Ф.Воронковой, которое вам известно с самого раннего детства. Обратите внимание на нашу выставку книг Л.Ф.Воронковой. Какая книга сопровождает нас с самого раннего детства? Правильно, «Маша – растеряша». Давайте вспомним, содержание этой замечательной книги.

Дети вместе с педагогом вспоминают содержание книги, строчки, которые повторяются в книге.

Педагог

Сегодня мы познакомимся с рассказами Л.Ф.Воронкой из сборника «Солнечный денек». Откройте сборник. Перечислите, какие повести объединяет сборник? (Этот сборник объединяет повести «Солнечный денек», «Снег идет», «Золотые ключики», «Подружки идут в школу», «Командир звёздочки».) Повести объединены главной героиней - девочкой Таней, ее друзьями. Дети живут в деревне. Каждый день ребят насыщен трудом, помощью взрослым, играми, приключениями. Давайте прочитаем некоторые рассказы из этих повестей. Например, рассказ «Подружки».

Самостоятельное чтение детьми рассказа.

Беседа о прочитанном:

Педагог

-Кто главная героиня рассказа?

-Как Таня помогала в этот день взрослым?

-Как Таня и Аленка хотели помочь бабушке?

-Как вы думаете, почему рассказ называется «Подружки»?

Следующий рассказ, с которым мы с вами познакомимся, называется «Бабушкины дела». Давайте прочитаем его по цепочке.

Самостоятельное чтение рассказа вслух по цепочке.

Беседа о прочитанном:

Педагог

-Почему Тане в этот день не разрешили гулять?

-В каких делах Таня помогала бабушке? (Подтвердите свой ответ строчками из текста).

-Почему Таня не помогала бабушке после обеда?

-Как Таня помогала бабушке вечером?

-Почему у бабушки делам не было конца?

Откройте повесть «Подружки идут в школу». Прочитайте рассказ «Дом под телегой». Прочтите ее самостоятельно.

Самостоятельное чтение детей.

Беседа о прочитанном

Педагог

-Что произошло с девочками в этом рассказе?

-Какие герои появляются в рассказе «Дом под телегой»?

-Почему девочки не смогли продолжить играть под телегой?

-Что объединяет все три прочитанных рассказа? (Общие герои, желание детей помочь взрослым в любом деле).

-Как вы думаете, почему дети стремятся помочь взрослым в любом деле? (Дети стараются помочь взрослым, потому что для них труд в радость, они стараются больше узнать и многому научиться).

Прочитайте рассказ «Подружки идут в школу» по ролям.

Распределение ролей (автор, Таня, бабушка, мама, Аленка, ребята, взрослые, Юра, Дёмушка, Ваня Березкин, учительница). Чтение рассказа по ролям.

Беседа о прочитанном:

Педагог

-Какое важное событие произошло у Тани в этот день?

-Как взрослые провожали детей в школу? (Подтвердите ответ примерами из текста).

-Как вы думаете, с охотой идут ребята из Таниной деревни в школу? (Подтвердите свой ответ примерами).

-Вы с таким же желанием, как и герои книги, идете в школу? Почему?

Подведение итогов занятия.

Педагог

Произведения какого автора мы сегодня с вами читали? О ком и о чем эти произведения? Понравились ли эти книги вам?

Домашнее задание:

-напишите сочинение (5-6 предложений) на тему «Как я помогаю взрослым». Прочтите свои сочинения в классе.

-прочтите повесть Л.Ф.Воронковой «Золотые ключики». Обсудите ее в классе.

-поинтересуйтесь у родителей, читали ли они в детстве произведения Л.Ф.Воронковой? Какие? Если не читали родители эти произведения, познакомьте их с творчеством писателя.

На последнем занятии (1 час) работа ведётся на материале журнала «Мурзилка» № 3 за 2009 год:

- чтение и обсуждение стихотворений И.Токмаковой (с.4-5);

-чтение и обсуждение стихотворений П.Синявского «Портрет», «Моя бабушка не старушка», «У меня старание» (с.8-9);

- чтение и обсуждение рассказов И. Зартайской «Зонтик», «Лужа», «Я сказал», «Что это» (с.10-11);

- чтение и обсуждение материалов рубрики «Все обо всем».

Занятие 6.

Тема: «Книги о маме»(3 часа)

Наши рекомендации