Оформление школьного здания
В решении многообразных учебных, воспитательных и коррекционных задач вспомогательной школы-интерната (школы) определенная роль принадлежит различным видам наглядной информации и разумному, эстетически выдержанному, доступному пониманию умственно отсталых детей оформлению школьного здания в целом, а также классных и групповых комнат, спальных помещений.
Отбор наглядного материала для стендов и тематических выставок во вспомогательной школе имеет ряд особенностей по сравнению с массовой школой, что в свою очередь определяет необходимость тщательного его отбора с учетом как своеобразия развития умственно отсталых детей, так и задач и объема учебно-воспитательной работы в данном типе школы. Для этих детей должны быть подобраны такие материалы, которые содержат наиболее четкую, конкретную и доступную информацию. В оформлении вспомогательной школы (так же, как и в массовой) используются наглядно-информационные материалы, плакаты, фотовыставки и т. п. Однако многие из них нуждаются в соответствующей адаптации. Отдельные тексты информационного характера следует упростить, сделав их более лаконичными и конкретными. Их содержание должно быть понятно учащимся.
Материалы должны быть красочными, их размеры легко воспринимаемыми, наглядный материал выполнен в четком графическом исполнении.
Представленные на стендах и выставках информационные материалы способствуют углублению и закреплению тех знаний, которые дети получили на уроках и во внеклассной работе, а также подготавливают их к тому, с чем они более подробно познакомятся в дальнейшем.
По мере развития детей, расширения их знаний и кругозора углубляется работа с наглядно-информационным материалом. Систематическое привлечение их внимания к оформлению школы позволяет поддерживать у них интерес не только к внешней ее стороне, но и к содержанию.
Общие положения, рассмотренные в отношении оформления школьного здания, относятся и к оформлению класса и групповой комнаты. Но так как представленный в классе наглядный материал рассчитан на детей примерно одинакового уровня развития, то его содержание должно быть доступно всем ученикам. Ко всем имеющимся в классе (группе) стендам, выставкам, портретам учащимся
надо дать пояснения: подробно объяснить их назначение, рассмотреть и объяснить содержание иллюстративного материала, научить понимать и использовать условные обозначения и др.
Наглядные материалы, отражающие различные виды внеклассной и внешкольной общественной работы, следует располагать так, чтобы они постоянно были в центре внимания детей. Учителя и воспитатели должны воспитывать у них интерес к оценке их деятельности товарищами, родителями.
Важно предусматривать систему обновления информационного наглядного материала и различных выставок работ детей. Нельзя допускать, чтобы пусть даже самые удачные стенды и выставки экспонировались в течение ряда лет. Оформление всех помещений школьного здания должно отвечать современным эстетических требованиям. Предметом особой заботы педагогов вспомогательной школы должна быть организация, содержание и оформление выставок работ детей как общешкольных, так и непосредственно классных (групповых). Организуя выставки, педагогическому коллективу следует заранее продумать их тематику, педагогические и эстетические требования, четко их сформулировать и определить этапы работы.
Выставки работ детей целесообразно предусматривать как завершающий этап проделанной работы.
Подготовка к проведению выставок обычно вызывает большой интерес у детей, стимулирует их активность.
Подведение итогов выставок работ детей не должно стать формальным актом. Следует поощрять не только детей, сделавших высококачественные работы, но и тех, кто, несмотря на еще недостаточную умелость, проявили старание и стремление выполнить работу хорошо. В этих целях целесообразно проводить поэтапное подведение итогов по классам, между группами (старшие и младшие) и лишь затем из лучших работ всех проведенных выставок оформлять общешкольную выставку.
Воспитательный и коррекционный эффект этой работы будет высок лишь при условии эстетического ее оформления, что способствует воспитанию у детей не только хорошего вкуса, но и бережного, уважительного отношения к труду своих товарищей.
Рекомендуемая литература
Акименко И. П. Темп работы учащихся вспомогательной школы в трудовых процессах и педагогические пути его повышения: Канл дисс. - М., 1946
Аксенова А. К. Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе: Учебн. пособие для студ.-заочников дефектол. ф-тов пед. ин-тов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986.
Актуальные проблемы олигофренопедагогики. Сб. научн. трудов / Под ред. В. В. Воронковой. - М.: Изд-во АПН СССР, 1988.
Ананьев Б. Г. Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания // Проблемы обучения и воспитания в начальной школе - М.: Учпедгиз, I960.
Ананьев Б. Г. Комплексное изучение человека и психологическая диагностика // Вопросы психологии. 1968. №2.
Ананьев Б. Г. Избр. психологич. труды. - М.: Педагогика 1980 -Т. 1-2.
Антипов В. И. Внеклассные занятия по труду во вспомогательной школе: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1971.
Антропова М. В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. - М.: Просвещение, 1968.
Арнольдов М. А. Из опыта организации детского самоуправления во вспомогательной школе // Дефектология, 1981, № 2.
Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды. - М.: Педагогика, 1989.
Белкин А. С. Нравственное воспитание учащихся вспомогательной школы: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по специальности «Дефектология», - М.: Просвещение, 1977.
Богоявленский Д. Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.
Бреэе Б. Активизация ослабленного интеллекта при обучении во вспомогательных школах: Пер. с нем. - М.: Медицина, 1981.
, Бударный А. А. Индивидуальный подход в обучении // Советская педагогика,: 1965, №7.
Буфетов Н. М. Нравственное воспитание во вспомогательной школе. - Алма-Ата: Мектеп, 1988.
Втина Л. С., Мерсиянова Г. Н. Дифференциация обучения умственно отсталых первоклассников // Дефектология. 1969. № 6.
Вайнтрук Е. М., Плешкановская Г. М. Характеристика работоспособности учащихся вспомогательной школы на уроках ручного труда. // Дефектология, 1979, № 4.
Валце М. Э. Эстетическое воспитание учащихся вспомогательной школы в процессе изучения природы родного края: Автореф. канд. дисс. - М., 1978.
Василевская В. Я. Понимание учебного материала учащимися вспомогательной школы. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. '
Власова Т. А. Психологические проблемы дифференциации обучения и воспитания аномальных детей: Обобщ. докл. по опубликован- • ным работам автора, представленных к защите по совокупности на , соискание ученой степени докт. психол. н. - М., 1972. ;
Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонением а развитии. - 'i М.: Просвещение, 1973. '
Возрастные особенности усвоения знаний / Под ред Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1966.
Волокитина М. Н. Очерки психологии младших школьников. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1955.
Вопросы коррекционно-воспитательной работы в аномальными детьми: Сб. науч. трудов. - Алма-Ата, 1981.
Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников / Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. - М.: Изд-во АПН РСФСР,
1962.
Воронкова В. В. Проблема дифференциации учащихся вспомогательной школы // Совершенствование методов обучения и воспитания учащихся. Тезисы докладов YI Всесоюзных педагогических чтений / Под ред. Т. А. Власовой, Ю. А. Кулагина, Т. В. Розановой. - М.: Изд-во АПН СССР, 1982.
Воронкова В. В., Мачихина В. ф. Основные направления по повышению эффективности урока во вспомогательной школе // Дефектология, 1981, №2.
Воронкова В. В. Обучение грамоте и правописанию в I-IY классах вспомогательной школы: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1988.
Воспитательная работа во вспомогательной школе / Под ред. Г. М Дульнева, Н. Ф. Кузьминой-Сыромятниковой, М. И. Кузьмицкой. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957.
Воспитательная работа во вспомогательной школе / Под ред. Г. М. Дульнева. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.
Воспитательная работа во вспомогательной школе. Пособие для учителей и воспитателей / Под ред. В. Ф. Мачихиной. - М.:
Просвещение, 1980.
Воспитательная работа во вспомогательной школе: Методическое пособие для секций дефектологии Педагогического общества РСФСР / Под ред. В. В. Воронковой. - М., 1986.
Выготский Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения. -М. - Л.: Учпедгиз, 1935.
Выготский Л. С. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства. - М.: Издание эксперим. дефектол. ин-та, 1936.
Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка. - М.:
Изд-во АПН РСФСР, 1956.
Выготский Л. С. О психологических системах // Собр. соч. - М.:
Педагогика, 1982. - Т. 1.
Выготский Л. С. Собр. соч. В 6 т. - М.: Педагогика, 1983. - Т. 5.
Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапности формирования умственных действий. — Психологическая наука в СССР. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. - Т. 1.
Гнатюк А. А. Совершенствование производственного обучения выпускников вспомогательных школ. Канд. дисс. - М., 1987.
Гнездилов М. Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе- - М.: Просвещение, 1965.
Головина Т. Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. - М.: Педагогика, 1974.
Граборов А. Н. Очерки по олигофренопедагогике. - М., 1961.
Григонис А. В. Преднамеренное и непреднамеренное запоминание учащихся младших классов вспомогательной школы: Автореф. канд. дисс. - М., 1973.
Грихатв А. Я. Пути повышения эффективности обучения наглядной геометрии учащихся 1-2 классов вспомогательной школы: Автореф. канд. дисс. - М., 1968.
Грошенков И. А. О степени готовности учащихся вспомогательной школы к изобразительной деятельности // Дефектология, 1979, №6.
Грошенков И. А. Уроки рисования в I-YI классах вспомогательной школы. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1975.
Грошенков И. А. Изобразительная деятельность во вспомогательной школе: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. - м.:
Просвещение, 1982.
Данюшевский И. И. Учебно-воспитательная работа в детских домах
и специальных школах / Под ред. Л. В. Занкова. - М.: Изд-во АПН
РСФСР, 1954.
Дефектологический словарь. - М.: Просвещение, 1970. Дидактика средней школы / Под ред. М. Н. Скаткина. - 2-е изд.
доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1982.
Дифференцированный подход к учащимся младших классов вспомогательной школы в процессе обучения: Сб. научн. трудов / Под ред. В. В. Воронковой. - М.: Изд-во АПН СССР, 1984.
Дмитриев А. А. Организация двигательной активности умственно отсталых детей. - М.; Советский спорт, 1991.
Долгобородова Н. П. и др. Воспитание учащихся вспомогательной школы. - М.: Просвещение, 1968.
Долженко А. И. Методические рекомендации по социально-трудовой адаптации учащихся начальных классов вспомогательной школы-интерната. - Севастополь, 1989.
Долженко А. И. Обучение учащихся старших классов вспомогательной школы решению текстовых арифметических задач на все действия с многозначными числами. Методическое письмо. - Севастополь, 1992.
Дульнев Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. - М.: Просвещение, 1969.
Дульнев Г. М. К. вопросу о дифференциации обучения учащихся вспомогательной школы (в порядке обсуждения) // Дефектология, 1979, №1.
Дульнев Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе / Под ред. Т. А. Власовой и В. Г. Петровой. - М.: Просвещение, 1981.
Егорова Т. В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. - М.: Педагогика, 1973.
Еременко И. Г. Организация учебной деятельности учащихся вспомогательных школ на основе повышения их познавательной активности: Автореф. дисс. на соиск. уч. степени докт, пед. н. - Киев, 1967.
Еременко И. Г. Познавательные возможности учащихся вспомогательной школы. - Киев: Радяньска школа, 1972.
Еременко И. Г. Олигофренопедагогика. - Киев: Вища школа, 1985.
Забрамная С. Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. -М.: Просвещение, 1988.
Замский X. С. История олигофренопедагогики: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1974.
Занков Л. В. Очерки психологии умственно отсталого ребенка. -М.: Учпедгиз. 1935.
Занков Л. В. О начальном обучении. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.
Занков Л. В. Дидактика и жизнь. - М.: Просвещение, 1968. Ильина Т. А. Педагогика. - М.: Просвещение, 1984. Индивидуальные варианты развития младших школьников / Под ред.
Л. В. Занкова и М. В. Зверевой. - М.: Педагогика, 1973.
Исследование личности и познавательной активности учащихся
вспомогательной школы: Сб. научи, трудов - М.: Изд-во АПН СССР,
1980.
Калмыкова 3. И. К вопросу о методах диагностики обучаемости школьников // Вопросы психологии, 1968, №6.
Калмыкова 3. И. Психологические принципы развивающего обучения. - М.: Знание, 1979.
Карвасарский Б. Д. Медицинская психология. - Л.: Медицина,
1982.
Карвялис В. Ю. Социально-трудовая адаптация выпускников специальных школ: Автореф. дисс. на соиск. уч. степени докт, пед. н. - М., 1987.
Книга для учителя вспомогательной школы / Под ред. Г. М. Дульнева. - М.: Учпедгиз, 1955.
Ковалева Е. А. Методика обучения сельскохозяйственному труду во вспомогательной школе: Пособие для учителя - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1985.
Козленка Н. А. Физическое воспитание учащихся вспомогательной школы. - Киев: Радяньска школа, 1987.
Коррекционно-воспитательная работа во вспомогательной школе:
Сб. научн. трудов. - Алма-Ата, 1985.
Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых детей: Сб. научн. трудов. - М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1983.
Костюк Г. С. Вопросы психологии мышления: Психологическая наука в СССР. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953. - Т 1.
Кузьмина-Сыромятникова Н. Ф. О методической работе во вспомогательной школе. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.
Кузьмина-Сыромятникова Н. Ф. Воспитание познавательных интересов учащихся вспомогательных школ // Труды научной сессии по вопросам дефектологии. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.
Кузьмина-Сыромятникова Н. Ф. Методика арифметики в вспомогательной школе. - Изд. 2-е. - М.: Учпедгиз, 1949.
Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. - М.: Мысль, 1965. Леонтьев А. Н., Лурия А. Р., Смирнов А. А. О диагностических методах психологического исследования школьников // Советская педагогика, 1968, №7.
Лиспинь С. В. Особенности внимания умственно отсталых школьников: Канд. дисс. - М., 1977.
Липа В. А. Методические рекомендации по повышению эффективности использования картографических пособий во вспомогательной школе. - Киев, 1980.
Лубовский В. И. Некоторые особенности совместной работы двух сигнальных систем в формировании двигательных реакций у детей-олигофренов: Канд. дисс. - М., 1955.
Лубовский В. И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии) - М.: Педагогика, 1978.
Лурия А. Р. Роль речи в регуляции нормального и аномального поведения // Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. - Т. 2.
Лурия А. Р. Роль речи в регуляции временных связей и в регуляции поведения у детей олигофренов. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. - М.: Изд-во
Лурия А. Р. Основы нетропсихологии. - М.: Изд-во МГУ, 1973.
Лурия А. Р. Основные проблемы нейролингвистики. - М.: Изд-во МГУ, 1975.
Лурье Н. Б. Воспитание глубоко умственно отсталого ребенка в семье. - М.: Педагогика, 1972.
Марциновская Е. Н. Нарушения обобщающей функции речи у Умственно отсталых детей: Канд. дисс. - М., 1955.
; Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонением в развитии. Ранняя диагностика и коррекция, - М.: Просвещение, 1992.
Мачихина В. Ф. Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе-интернате. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1983.
Менчинская Н. А. Краткий обзор состояния проблемы неуспеваемости школьников // Психологические проблемы неуспеваемости школьников / Под ред. Н. А. Менчинской. - М.: Педагогика, 1971.
Методика воспитания и обучения умственно отсталых и физически дефективных детей // Вопросы дефектологии / Под ред. Л. В. Занкова П. П. Почапина и Ф. A. Pay. - Ленинград, 1930. - №5 (II).
Мещеряков А. И. Участие второй сигнальной системы в анализе и синтезе раздражителей у нормальных и умственно отсталых детей // Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка. - М-: Изд-во АПН РСФСР, 1956. - Т. 1.
Миловская С. М. О коррекционных возможностях эстетического воспитания учащихся вспомогательной школы // Дефектология. 1980. №4.
Мирским. С. Л. Особенности профессионального обучения во вспомогательной школе. - М.: Просвещение, 1966. ./ Мирский С. Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе. - М.: Просвещение, 1988.
Мирский С. Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении. - М.: Педагогика, 1990.
Мирский С. Л. Формирование знаний у учащихся вспомогательной школы на уроках труда: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1992.
Мозговой В. М. Формирование спортивных двигательных навыков у умственно отсталых школьников 11-16 лет при обучении их гимнастическим упражнениям: Канд. дисс. - М.: 1977.
Морозова Н. Г. Основы обучения и воспитания аномальных детей. -М.: Просвещение, 1965.
Морозова Н. Г. Познавательные интересы умственно отсталых школьников // Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / Под ред. Ж. И. Шиф. - М.: Просвещение, 1965.
Морозова Н. Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. - М.: Просвещение, 1969.
Мурачковский Н. И. Типы неуспевающих школьников // Советская педагогика, 1965, №7.
Мурачковский Н. И. Как предупредить неуспеваемость школьников. -Минск.: Народна асвета, 1977.
Муртузалиева У. М. Сочетание профессионально-трудового обучения с производительным трудом во вспомогательной школе. Махачкала, 1978.
Мышление и речь / Под ред. Н. И. Жинкина и Ф. Н. Шемякина -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.
Намазбаева Ж. И. Некоторые особенности личности учащихся вспомогательной школы. - Алма-Ата, 1985.
Непомняшая Н. И. К вопросу о психологических механизмах формирования умственных действий: Доклады АПН РСФСР. 1957.
Непомнящая Н. И. Исследования первоначального счета при диагностике олигофрении. М.: Известия АПН РСФСР, 1961, № 114^
Николаев С. Ф. Обучение планированию учеников вспомогательной школы: Методические рекомендации. - Одесса. 1973.
Об организации и содержании коррекционных занятий по лечебной физкультуре во вспомогательной школе и школе-интернате: Методические рекомендации / Составители Мачихина В. Ф., Козленке Н. А., Дмитриев А. А. - М.: Гособразование СССР, 1988.
I
Обучение и воспитание умственно отсталого ребенка: Межвузовский сб. научн. трудов. — М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1982.
Обучение учащихся 1-ГУ классов вспомогательной школы / Под ред. В. Г. Петровой. - 2-е изд. перераб. - М., 1982, 1983.
О педагогическом изучении учащихся вспомогательных школ / Под ред. Л. В. Занкова. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953.
Опыт учебно-воспитательной работы во вспомогательной школе / Под ред. Н. Ф. Кузьминой-Сыромятниковой. - М.: Изд-во АПН РСФСР, М., 1963.
Орлова Л. М., Охотников Г. И. Дифференцированный подход к обучению школьников. - Пенза, 1975.
Основы обучения и воспитания аномальных детей / Под ред. А. И. Дьячкова. - М.: Просвещение, 1965.
Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы / Под ред. И. М. Соловьева. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953.
Особенности познавательных процессов младших школьников и вопросы индивидуализации обучения: Сб. трудов. - М., 1973.
Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / Под ред. Ж. И. Шиф. - М.: Просвещение, 1965.
Павлова Н. П. Трудовое обучение в 1-3 классах вспомогательной школы: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1988.
Певзнер М. С. Дети — олигофрены. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.
Певзнер М. С., Лубовский В. И. Динамика развития детей-оли-гофренов. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.
Певзнер М. С. Этиология, патогенез, клиника и классификация опигофрении // Учащиеся вспомогательной школы. - М.: Педагогика, 1979.
Переедены. Л. И., Сагдулаев С. А Об умственной работоспособности и ее нарушениях при разных формах олигофрении 7/ Дефектология, 1975, №3.
Пермякова В. А. Индивидуально-типические особенности обучаемости младших школьников в норме и при отклонении в развитии:
Учебн. пособие. - Иркутск, 1979.
Перова М. Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе.-М.: Просвещение, 1989.
Перова М. Н., Эк В. В. Обучение элементам геометрии во вспомогательной школе: Пособие для учителя. -2-е изд., перераб. -М.: Просвещение, 1992.
Петрова В. Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. - М.: Педагогика, 1969.
Петрова В. Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. - М.: Педагогика, 1977.
Пинский Б. И. Психология трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы. - М.: Просвещение, 1969.
Пинский Б. И. Формирование двигательных навыков учащихся вспомогательной школы. - М: Педагогика, 1977.
Плешкановская Г. М. Оптимизация работоспособности умственно Отсталых школьников на уроках ручного труда. - Киев, 1977.
Повышение эффективности обучения во вспомогательной школе. Сб. научн. трудов / Под ред. В. В. Воронковой. - М: Изд-во АПН СССР, 1981.
Политова А. В. Развитие производственных навыков и овладение профессией мотальщицы выпускницами вспомогательных школ в УСЛОВИЯХ специальных групп общей профессиональной подготовки:
Автореф. канд. дисс. - М., 1972.
Пороцкая Т. ft. Обучение географии во вспомогательной школе:
Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1977.
Пороцкая Т. И. Работа воспитателя вспомогательной школы, - м. Просвещение, 1984.
Постовская В. А Предметные уроки и экскурсии в I-IY классах вспомогательной школы. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.
Правдина-Винарская Е. Н. Неврологическая характеристики синдрома олигофрении. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957.
Принципы отбора детей во вспомогательные школы / Под ред Г. М. Дульнева и А. Р. Лурия. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.
Проблем высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка / Под ред. А. Р. Лурия - М.; Изд-во АПН РСФСР, 1956 -Т. 1; 1958. - Т. II.
Проблемы диагностики умственного развития учащихся / Под ред. и с предисловием 3. И. Калмыковой. - М.: Педагогика, 1975.
Проблемы обучения умственно отсталых детей: Сб. научн. трудов / Под ред. М. Н. Перовой. - М.: МГПИ им. В. И. Ленина,1979.
Проблемы олигофрении / Под ред. Н. Н. Ляшко и Д. д. Федотова. - М., 1970.
Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе / Под ред. Ж. И. Шиф. - М.: Педагогика, 1972.
Психологические проблемы неуспеваемости школьников / Под ред. Н. А. Менчинской. - М.; Педагогика, 1971.
Психологические проблемы коррекционной работы во вспомогательной школе / Под ред. Ж. И. Шиф, В. Г. Петровой, Т. Н. Головиной. - М.: Педагогика, 1980.
Пузанов Б. П. Методические рекомендации по организации правового обучения и воспитания во вспомогательной школе. - М.: НИИ Дефектологии АПН СССР, 1984.
Разует. Е. И. Формирование умений делового общения у учащихся старших классов вспомогательной школы: Канд. дисс. - М., 1989.
Раку А. И. Взаимодействие вспомогательной школы и семьи в социальной адаптации учащихся. / Под ред. X. С. Замского. - Кишинев:
Штинца, 1982.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М.: Учпедгиз, 1946.
Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. -М.: Просвещение, 1986.
Саблина Л. С., Синев В. Н. Организация воспитательной работы с умственно отсталыми осужденными в ВТК. - М.: ВНИЦ МВД СССР, 1989.
Скатхин М. Н. Дифференциация обучения / О школе будущего. -М.: Знание, 1974.
Славина Л. С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным школьникам. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.
Смирнова А. Н. Воспитание умственно отсталого ребенка в семье:
Пособие для родителей. - М.; Просвещение, 1967.
Смирнова А. Н. Коррекционно-воспитательная работа учителя вспомогательной школы: Пособие для учителей и воспитателей. Из опыта работы. - 3-е изд. перераб. - М.: Просвещение, 1982.
Смирнова 3. Н. Развитие речи учащихся вспомогательной школы в связи с изучением имени прилагательного. - М.: Просвещение, 1971.
Соловьев И. М. О забывании и его особенностях у умственно отсталых детей // Вопросы воспитания и обучения глухонемых и умственно отсталых детей. - М., 1941.
Сорокин Н. А. Дидактика. - М.: Просвещение, 1974.
Стариченко Т. И. Формирование экономико-бытовых знаний и умений у старшеклассников вспомогательной школы: Автореф. канД-дисс. - М., 1988.
Сулейменова Р. А. Решение арифметических задач с учащимися младших классов вспомогательной школы. - Алма-Ата: Мектеп, 1989. Сухомлинский В. А Человек — высшая ценность // Мир человека. -
' Сухомлинский В. А. Сердца отдаю детям. - Киев: Радяньска школа.
1973.
Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского
возраста. - М.: Медгиз, 1959, 1965.
Типологические особенности учащихся вспомогательной школы в тпуповом обучении: Сб. научн. трудов / Под ред С. Л. Мирского. -И.: Изд-во АПН СССР, 1983.
Тарасов В. Н. Подготовка учащихся вспомогательных школ к труду и трудовое устройство окончивших школу: Автореф. канд, дисс. - М., 1958.
Трудовое воспитание во вспомогательной школе / Под ред. М. И. Кузьмицкой. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.
Умственно отсталый ребенок / Под ред. А. Р. Лурия. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.
Умственное развитие учащихся вспомогательной школы. - М.:
Изд-во АПН РСФСР, 1961.
Учащиеся вспомогательной школы / Под ред. М. С. Певзнер, К. С. Лебединской. - М., 1979.
Учебно-воспитательная работа в специальной школе. - М.: Учпедгиз, 1959. - Вып. 1.
Феофанов М. П. Очерки психологии усвоения русского языка учащимися вспомогательной школы. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1955.
Цветком Л. С. Нейропсихологическая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность. - М.: Изд-во МГУ, 1985.
Эк В. В. Обучение математике учащихся младших классов вспомогательной школы. - М.: Просвещение, 1990.
Эстетическое воспитание во вспомогательной школе / Под ред. Т. Н. Головиной. - М.: Просвещение, 1972.
Явкин В. М. Психологические расстройства у подростков-олигоф-ренов // Дефектология, 1980, № 4.
Якиманская И. С. О разработке метода диагностики развития пространственного мышления // Проблемы диагностики умственного развития учащихся. - М.: Педагогика, 1975.
Якиманская И. С. Индивидуально-психологические различия в оперировании пространственными отношениями у школьников // Вопросы психологии, 1976, №3.
Якушев Я. А, Якушева Е. Я. Организация обучения сельскохозяйственному труду во вспомогательной школе. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Раздел I.
Общие основы олигофренопедагогики ............... .5
Глава 1. Предмет и методы олигофренопедагогики. ............ 5
Глава 2. Клиника и этиология умственной отсталости. ........ 23
Глава 3. Психологические особенности умственно отсталых школьников. ....................................... 43
Глава 4. Коррекционная направленность процесса обучения
во вспомогательной школе. ............................. 62
Глава 5. Педагогическая дифференциация учащихся вспомогательной школы. ................................... 79
Раздел II
Обучение во вспомогательной школе ............... 98
Глава 1. Дидактические принципы обучения во вспомогательной школе. .....................................98
Глава 2. Содержание образования во вспомогательной школе. . . 119 Глава 3. Методы обучения во вспомогательной школе. ....... 138
Глава 4. Урок во вспомогательной школе. ................ 166
Глава 5. Другие формы обучения. ...................... 182
Глава 6. Проверка и оценка знаний и умений учащихся. .... 197
Раздел III Трудовое обучение во вспомогательной школе ....... 209
Глава 1. Задачи и содержание трудового обучения. ......... 209
Глава 2. Дидактические основы трудового обучения. ......... 220
Глава 3. Методы и формы трудового обучения. ............ 245
Глава 4. Производительный труд и производственное обучение во вспомогательной школе. ........................ 266
Раздел IV
Вопросы воспитательной работы во вспомогательной школе ..................................... 278
Глава 1. Особенности воспитания социально-нормативного поведения учащихся вспомогательной школы. .............. 278
Глава 2. Воспитание умственно отсталых школьников в коллективе школы-интерната. ............................ 298
Глава 3. Социально-бытовая адаптация и ориентация умственно отсталых школьников в процессе учебно-воспитательной работы. ...................................... 308
Глава 4. Трудовое воспитание учащихся вспомогательной
школы. .......................................... 320
Глава 5. Физическое воспитание учащихся вспомогательной школы. .......................................... 335
Глава 6. Эстетическое воспитание учащихся вспомогательной школы. ....................................... 354
Глава 7. Взаимодействие вспомогательной школы и семьи. .... 370
Раздел V
Управление учебно-воспитательным процессом во вспомогательной школе. ............................ 390
Рекомендуемая литература ............................ 40^