Современные требования к патриотическому воспитанию молодого поколения на примерах военной истории урала
Современным требованием патриотического воспитания является гармоническое развитие личности, выработка активной жизненной позиции, формирование гражданственности, патриотизма, духовности, физическое и нравственное совершенствование подрастающего поколения.
Основными направлениями военно-патриотического воспитания учащихся являются: историческое, духовно-нравственное, патриотическое, морально-волевое.
Проблема патриотического воспитания в последнее время стала одной из самых актуальных. Патриотическое воспитание в начале третьего тысячелетия открывает еще один веток общеобразовательного процесса - его направленность на понимание смыслов Родины, Державы, своих обязанностей по отношению к ним. Другими словами, патриотическое воспитание конкретизирует воспитание социальное, позволяет перейти от сознания «Я в обществе» к сознанию «Родина во мне».
Она обрела новые характеристики и соответственно новые подходы, её решением стала составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека.
Зарождаясь из любви к своей «малой родине», патриотические чувства, пройдя через целый рад этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки. В сознание наших учеников будет сформировано чувство гордости за нашу Родину, за родной город, за родную деревню. [1]
Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Героическая борьба, подвиги лучших сынов Отечества должны стать основой патриотического воспитания. Рассказывая о героических личностях, необходимо подчеркнуть их нравственные устои и мотивы их действий, так как это может затронуть душу ребенка. [2]
В основе патриотического воспитания учащихся должна стоять национальная гордость. Каждый учащийся должен гордиться своим именем россиянина, чувствовать, что он живет в великой стране и понимать, что его предназначение – служить великому общему делу во благо процветания своей Родины и её народа.
Важной частью целостного процесса патриотического воспитания учащихся является военно-патриотическая работа, целью которой ставится формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества.
Идея патриотизма связана, прежде всего, с чувством любви к Родине. Не любить Родину так же противоестественно, как не любить себя, не относиться к себе как к высоко духовной личности, которая неделима и представляет собой некую живую целостность. Любовь к Родине – первое достоинство культурного человека; мысль о её процветании, о её духовном, политическом, культурном и экономическом могуществе.
История страны и патриотическое воспитание в России всегда были тесно связаны. Ярким примером военно-патриотического воспитания служат события Отечественной войны 1812 года. Она стала уроком и примером того, что великую победу может одержать только поистине великий народ – сплоченный, решительный и самоотверженный. И в переломные моменты российской истории не раз приходилось об этом вспоминать.
Необходимо вспомнить о подвигах, совершенных предками, о том, как умеет Россия набирать мощь, потому что живет в ней народ, необыкновенный, неповторимый, исполненный чувством гордости и патриотизма, готовый в нужный момент стать несокрушимой стеной. В этом – сила русского народа, его национальное достояние.
Отечественная война 1812 года вызывает глубочайший интерес прежде всего тем, что она заставила весь мир в корне изменить свое отношение к русскому народу и задуматься о том, какая небывалая сила помогла ему победить величайшего полководца того времени Наполеона. И, если бы не массовое народное движение, небывалое по своему патриотизму и ненависти к захватчикам-французам, то действия основной русской армии и армейских партизан, возможно, не привели бы к такой скорой победе. Русский народ – вот та удивительная сила, которая не дала Наполеону захватить Россию, а затем и всю Европу.
Историческое значение войны 1812 года состояло в том, что она подняла новый прилив патриотических чувств, среди всех слоёв населения – крестьян, горожан, солдат. Борьба с жестоким врагом побудила дремавшие дотоле силы и заставила её увидеть себя в новом свете. Война дала толчок развитию русской культуры. Передовые люди страны, по-новому ощутили величие и мощь своего народа.
В начале XIX века по всей Европе прогремела слава башкирских воинов, которых французы прозвали «северными амурами». Боевые качества башкирских конников – смелость, решительность, бесстрашие и выносливость – отличали их во всех военных походах и сражениях. Они представляли собой довольно значительную военную силу, особенно когда действовали в привычных условиях – в лесах, степях и горах. Башкиры всегда гордились своим массовым участием в Отечественной войне 1812 года.
Башкирские воины, принимавшие участие в военных действиях Отечественной войны 1812 года, прошли славный ратный путь в составе русской армии до самого Парижа.
Участие в многочисленных войнах в составе российской армии, в охране границ принесли славу башкирским воинам. Совместная служба, совместные походы с русскими казаками и солдатами способствовали воспитанию чувства солидарности и взаимопомощи. Наши предки, проливая кровь, защищали свою Родину. Славные сыны и внуки участников Отечественной войны 1812 года воспитались в духе патриотизма и проявили себя героями в Великой Отечественной войне. Есть деревня в Куюргазинском районе, которая вырастила сразу трех героев Советского союза, они являются потомками Кинзи Арсланова. Знать их надо поименно этоБиктимиров Сальман Галиахметович, Гайсин Хасан Назарович, Арсланов Гафиатулла Шагимарданович.
Великая Отечественная война уже генетически заложена в нашей памяти. Подрастающее поколение, несмотря на особенности современной жизни, неравнодушно к подвигам своих дедов и прадедов и хорошо понимают, что земля предков священна.[3]
Об этом мы должны помнить всегда, сохраняя память о героизме башкирских джигитов, укрепляя дружбу между всеми народами, живущими в нашем родном Башкортостане.
События Отечественной войны 1812 года обращены к духовным корням нашего народа, ярким, героическим событиям, на протяжении столетий являющимся важным источником российского патриотизма. Надеюсь, что новые исследования об Отечественной войне 1812 года внесут свой вклад в формирование мировоззрения нынешнего поколения россиян, вызовут обоснованную гордость за прошлое нашей армии и Отечества.
ЛИТЕРАТУРА
1. Муллагалямов М.С. Ветеранское движение и патриотическое воспитание в современных условиях//Ватандаш, №2, 2007.
2. Орешкова Т.А. Героико-патриотическое воспитание в школе. Волгоград, 2006.
3. Бикмеев М.А. Современные подходы к изучению истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. теория, методология, технология и методика: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 65-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне. - Уфа: Издательство БИРО, 2009.
Асеева Е.П.
(г. Давлеканово)