История движения
Доктор Деннисон использовал символ «X» в своих обучающих центрах для объяснения отличий между билатеральными, перекрестными и односторонними движениями тела. Через некоторое время он обнаружил, что само представление о «X» было полезной подсказкой для того, чтобы они использовали оба зрительных поля, координировали движения левой и правой сторон тела, а также интегрировали эти умения. Это оказалось особенно важным для детей, у которых в соответствующем сензитивном возрасте описываемые навыки не были сформированы в полной мере.
Упражнения, растягивающие мышцы тела
Упражнения Гимнастики Мозга, растягивающие мышцы тела, помогают учащимся развить и усилить действие тех нейронных путей, которые связывают уже имеющуюся информацию (в задних отделах мозга) со способностью выразить и «продвинуть» ее в передние отделы мозга. Эти упражнения особенно эффективны, когда необходимо снизить негативный эффект рефлексов, создающих определенные языковые трудности. Для овладения навыками коммуникации учащемуся необходимо интегрировать чтение, письмо, слушание, устную речь с чувством приключения, любознательностью и риском. Подобные действия воспринимаются некоторыми молодыми людьми как непосредственная «угроза» их личности и вызывают реакцию «выживания». Механизм выживания «располагается» в стволе мозга. Он активно развивается на протяжении первых пяти месяцев жизни человека и вбирает всю сенсорную информацию из окружающего мира. Когда человек оказывается в новой ситуации, изобилующей информацией, мышцы реагируют на это сокращением или же корпус тела отводится назад и так сохраняется до тех пор, пока эта информация не станет привычной и удобной. Этот физиологический рефлекс ведет к сокращению мышц в ответ на опасность. На протяжении веков он служит для того, чтобы охранять человека от реальной угрозы жизни. Он влияет на позу, ибо сокращает связки и сухожилия задней поверхности тела от головы до пят, мешая тем самым развитию вестибулярного баланса и чувства пространственной соотнесенности.
Эта сокращающая тело реакция известна как «охранный рефлекс» («Tendon Guard») мануальным терапевтам, практикующим техники работы с крестцово-остистой зоной тела. Она может перейти в привычку, затем затруднить и сделать невозможным расслабление связок и сухожилий без целенаправленных усилий. То, что человеком воспринимается как опасность и активизирует этот рефлекс, зависит от привычных схем ответных реакций, сформированных в младенчестве. Этот рефлекс протекает у разных людей по-разному. Обычно тенденция к сокращению мышц тела снижается, когда у человека возникает готовность участвовать в предстоящем процессе. Передние доли мозга, особенно лобные, отвечают за понимание, моторный контроль, рациональное поведение, необходимые в ситуации межличностного общения. Растягивающие упражнения растягивают те мышцы и связки, которые сокращаются и становятся короткими в результате влияния рефлекса (продуцируемого стволом мозга) на ситуацию при получении новой учебной информации. Эти упражнения перестраивают работу проприоцепторов, рецепторов мышц, информирующих мозг о положении тела в пространстве, и делают человека способным управлять целостной системой «мозг-тело».
Эти упражнения напоминают те удлиняющие и растягивающие мышцы движения, которые атлеты или танцоры используют в качестве разогревающих. Их можно делать до или после физических упражнений для повышения тонуса мышц, но они служат и другой цели. Так, каждое упражнение Гимнастики Мозга, удлиняющее мышцы позволяет переобучить тело, изменить позу и восстановить естественную длину мышц. Слова, которые используются в помощь движениям, могут быть такими: «достичь», «удлинить», «растянуть», «открыть», а не «пытаться» или «стараться», потому что последние требуют приложения больших усилий, нежели доступны естественным возможностям тела.
Упражнения, удлиняющие мышцы, также могут помочь в развитии чувства готовности к усвоению новой информации путем ослабления или переформирования младенческих рефлексов, которые активизируют одностороннюю работу тела, отвечающую за дифференциацию движений тела и языковое развитие. Эти рефлексы, даже если они сформировались, продолжают неадекватно влиять на работу нейронных путей.
Упражнения из данного пособия предназначены для развития ответных реакций, в том числе «реакции лабиринта» (активного от рождения до 4-5 месяцев), необходимых для совершенствования механизмов работы внутреннего уха и его связи с ощущением гравитации, тонического рефлекса шеи (активного от рождения до 3 месяцев), который имеет первостепенное значение для становления «сторонности» тела: его сгибания и разгибания в противовес силам гравитации; дифференциации движений (осуществляемой с рождения и в течение всего периода детства). Благодаря этому происходит постепенное развитие познания и способности различать работу мышц, сухожилий и связок тела, которые вначале формируют навыки контроля за крупной, а со временем - и за мелкой моторикой.
СОВА
Птица, в честь которой названо это упражнение, имеет большую голову, большие глаза и мягкие перья, дающие ей возможность летать бесшумно. Сова способна поворачивать голову более чем на 180 °. Она может одновременно вращать головой и глазами, поэтому поле ее зрения очень широкое. Эта птица также обладает «радарным» слухом. Движения упражнения «Сова» предназначены для развития подобных умений: зрительных, слуховых, а также и для поворота головы. Это упражнение расслабляет напряжение в шее и плечах, которое возникает в состоянии стресса, особенно тогда, когда человек держит в руках тяжелую книгу, координирует глаза во время чтения или включает в работу навыки видения с близкого расстояния. Более того, «Сова» ослабляет напряжение шеи, вызванное сверхвокализацией при чтении. Это упражнение удлиняет мышцы шеи и плеч, восстанавливает в них нормальное кровообращение, повышает циркуляцию крови в мозге, и таким образом активизирует сосредоточение внимания и навыки понимания.