Классификации типов уроков литературы Н.И. Кудряшева. Охарактеризовать типы и виды уроков.
Н.И. Кудряшев разработал классификацию уроков литературы, исходя из специфики самого предмета: урока изучения художественных произведений, урока изучения теории и истории литературы, уроки развития речи. Из всего разнообразия уроков первого типа (изучения художественных произведений) Н.И. Кудряшев суммирует три его основные разновидности: урок художественного восприятия произведения, уроки углубленной работы над текстом произведения; уроки обобщающие работу над произведением. Задачи урока художественного восприятия произведений - «непосредственное общение с произведениями искусства, целостное, глубоко эмоциональные впечатления от них, затрагивающие личностные переживания; развитие культуры и художественного восприятия, умение слушать или читать художественное произведение; развитье художественной зоркости; воспитание эстетических и нравственных чувств, влияющих на все поведение учащихся».
В уроках углубленной работы над текстом Н.И. Кудряшев ставит задачу научить «школьников все более основательно и осознанно следить за мыслями писателя, за логикой его образов, понимать произведение как художественное единство. Это очень сложные умения, требующие размышления, сопоставления, анализа и синтеза». Обобщающие уроки важны в силу необходимости «развития последовательного, логически правильного мышления, умения обосновывать свою мысль убедительными доводами и фактами», справедливо отмечает Н.И. Кудряшев. В целом создана стройная убедительная типология уроков литературы.
Структура урока в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
Требования к современному уроку по ФГОС
• Урок обязан иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер.
• В приоритете самостоятельная работа учеников, а не учителя.
• Осуществляется практический, деятельностный подход.
• Каждый урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных.
• Авторитарный стиль общения между учеником и учителем уходит в прошлое. Теперь задача учителя — помогать в освоении новых знаний и направлять учебный процесс.
Структура урока обретения новых знаний
• Мотивационный этап.
• Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия
• Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия
• Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.
• Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания.
• Первичное закрепление нового знания.
• Самостоятельная работа и проверка по эталону.
• Включение в систему знаний и умений.
• Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.
Структура урока-рефлексии по ФГОС |
· Мотивационный этап.
· Актуализация знаний и осуществление первичного действия.
· Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения.
· Построение плана по разрешению возникших затруднений (поиск способов разрешения проблемы, выбор оптимальных действий, планирование работы, выработка стратегии).
· Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы.
· Обобщение выявленных затруднений.
· Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу.
· Включение в систему знаний и умений.
· Осуществление рефлексии.