Событийный контекст изучения русского языка
Ю.О. Варламова
Оренбургский государственный педагогический университет
Научный руководитель: В.И. Попова, доктор педагогических наук, профессор
Изучение русского языка в условиях современной социокультурной ситуации ориентировано на переосмысление роли и значения человека, его потенциальных возможностей. В этой связи востребованным является обращение к событийному контексту изучения русского языка на разных ступенях обучения как возможности комфортного вхождения обучающегося в многонациональный социум. Социальная функция образования, с одной стороны, характеризуется как подготовка поколения к самостоятельной жизни, а с другой стороны, как формирование человека будущего. Важной остается проблема освоения подростком различных форм жизнедеятельности (образовательной, трудовой, общественно-политической, профессиональной, культурно-досуговой, семейно-бытовой) в целях созидания и творчества [1, с.10-11].
Событийная составляющая уроков русского языка потребовала обращения к осмыслению понятий «событие», «контекст», «развитие личности средствами предмета «Русский язык». С точки зрения культурной антропологии изучение русского языка рассматривается как процесс передачи культурного наследия, овладения культурой, социально значимыми ценностями, нормами, образцами поведения.
В условиях преподавания русского языка необходимо учитывать, что, с одной стороны, индивид усваивает социальный опыт, ценности, нормы, установки, присущие обществу и социальным группам, в которые он входит, а с другой – в процессе познания языковых явлений приобретает опыт, который позволяет ему строить общение со значимыми ему людьми (педагогами, родителями, одноклассниками и т.п.)
В целях выявления событийных основ изучения русского языка необходимо формирование готовности обучающегося к освоению социальных ролей и их реализации в условиях взаимодействия. Выбор детьми своей роли в общей системе социальных отношений предполагает их включенность в эту систему на основе сформированных интересов и потребностей.
Событие и их интерпретация формируют личность, существенные черты которой определяются тем, какое место занимает ребенок в системе социальных отношений: дружеских, семейных, производственных, школьных и других.
Важно учитывать, что уроки русского языка могут стать той коммуникативной практикой, которая облегчит вхождение обучающегося в социум. Педагогу необходимо знать, в какой информации нуждается подрастающее поколение, как преодолеть вызовы современности, перегруженной потоком информации, каким способом передать сообщение, как убедиться, что педагогическая информация воспринята адекватно.
Исследование возрастных и индивидуальных особенностей детей и подростков позволяет выявить важность социализации: «социализация выступает как присвоение ребенком норм человеческого общежития, а индивидуализация – как постоянное открытие, утверждение (понимание, отделение) и формирование себя как субъекта [6, с.125]. Обоснованным, на наш взгляд, является то, что изучение русского языка предполагает движение к развитию языковой личности. Отсюда процесс познания языка приобретает событийный характер, так как должен строиться с учетом социальных влияний мирового уровня цивилизации, культуры, общечеловеческих качеств.
В настоящее время необходимо учитывать творческий характер познания языка и активность личности в условиях «взаимодействия индивида в системе социальных отношений», а также «воспроизводства опыта и культуры предшествующих поколений». Данный подход позволяет увидеть активную культурную деятельность и одновременно активное проживание обучающимися ситуации в изменяемой ими, творимой ими социокультурной среде [7, с.67].
Таким образом, изучение русского языка – это непрерывный процесс, определяемый уровнем культуры педагога и школьника, способом жизнедеятельности и взаимодействия личности и общества. Современная социокультурная ситуация имеет свою специфику, обусловленную быстрыми темпами развития науки и новых технологий, влияющих на все сферы жизни. Все это позволяет рассматривать изучение русского языка как полифункциональный процесс, который играет значительную роль в жизнедеятельности как общества, обеспечивая сохранение, развитие социальной культуры, самовоспроизводство общественной жизни, так и личности, приобретающей качества, необходимые для взаимодействия в поликультурном социуме.
Следует подчеркнуть необходимость учета желаний, интересов обучающихся, социальной ситуации развития личности, также закономерностей изучения языка в новых социокультурных условиях: включение ученика в ситуации открытия, осмысления языковых явлений и предметного мира. Следует исходить из того, что основанием для полноценной жизни человека является общность людей, которую можно обозначить как «событие» [3; 4]. Событие есть то, что развивается, результатом которого является та или иная форма субъектности.
Выявлено, что обучающийся входит в событийную общность (исторически меняющаяся форма родового бытия), которая задана человеку во всяком его возрастном периоде. Понимание субъективности как результата развития событийной общности позволяет педагогу построить практико-ориентированное обучение, создать индивидуальный маршрут обучающегося.
Событийный контекст изучения русского языка позволяет определить цепочку понятий: «слово – значение – смысл – личностный смысл». При этом, контекст выступает как интегративное качество той системы отношений и связей между членами событийной общности, которая образует и структурирует воспитательное пространство. Контекст (функциональный план) – это воздействие на «смыслопорождающую» деятельность членов сообщества в направлении достижения ценностно-смыслового единства, взаимного приятия, взаимопонимания, взаимодеятельности. Контекст (в содержательном плане) – это разделенные смыслы, а на языке феноменологии – это интерсубъективность [2, с.122].
Формирование языковой личности в заявленном событийном контексте следует рассматривать как активное включение детей и подростков в жизнь сообщества на ценностных основаниях, предоставления им не только прав, но и обязанностей за свои поступки [7].
Для создания ситуации-события необходимо следовать таким правилам:
1. Проверьте, развито ли у Вас воображение?
2. Обладаете ли Вы ассоциативной и образной памятью?
3. Умеете ли Вы фантазировать?
4. Умеете ли вы мысленно видеть те предметы, события, процессы, о которых повествуете?
5. Умеете ли Вы говорить (по К.С. Станиславскому) «не уху, а глазу»?
Работа с микротекстами. Какие фрагменты микротекста передают реалии русской национальной жизни? Каковы языковые особенности данных фрагментов.
Текст 1. В Москве уже лет тридцать и больше я наблюдаю чудесное время, названное мною весной света, когда первый воробей запоет по-своему в стенной печурке, желоб высунет из себя ледяной язык, и с него закапает, и поперек тротуара побежит первый маленький ручей (М. Пришвин).
Текст 2. Где ты, мой друг, за долами и синими морями? Или ты был у меня, и это я зову тебя из прошлого, или надеюсь увидеть тебя в будущем? Как бы мне хотелось все свое тебе рассказать, во всем с тобой посоветоваться (М. Пришвин).
Работа с афоризмами. Доказать или опровергнуть правомерность предлагаемых афоризмов (тезисов). Придать доказательству событийный характер.
Люди высокой культуры не враждебны к чужому мнению и не агрессивны (Д. Лихачев). Кто не видит хорошего в других, тот не имеет его сам (В. Ключевский). Мудрецы продумывают свои мысли, глупцы оглашают их (Г. Гейне).
Событийность, таким образом, скорее не «включение в заданное», а приобретение собственного опыта развития этого данного через его анализ и реконструкцию. Перспективность заявленных действий состоит в том, что моделирование и интерпретация событий побуждают к самоорганизации обучающегося в социальном бытии, в культурной жизни.
Список использованной литературы
1. Гуманитарно-педагогические технологии современного образования: концептуальные подходы, разработка и апробация: монография / составит. и науч. ред. проф. В.И. Попова; Мин-во образования и науки Рос. Федерации; Оренбургский гос. пед. ун-т. 2-е изд., перераб. и доп. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2013. – 304 с.
2. Лузина, Л.М. Событийная общность как воспитывающая среда и воспитательное пространство: сборник научных трудов «Теоретико-методологические проблемы современного воспитания. – Волгоград: Перемена, 2004. – 419 с.
3. Слободчиков, В.И. Событийная образовательная общность – источник развития и субъект образования: Событийность в образовательной и педагогической деятельности / под ред. Н.Б. Крыловой и М.Ю. Жилиной, Выпуск 1 (43), 2010. – 145 с.
4. Сапожникова, О.В. Событийный подход к организации уроков русского языка / О.В. Сапожникова, Н.В. Смирнова // Русский язык в школе. – 2008. – № 6.
5. Шилова, М.И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по пед. специальностям / М.И. Шилова. – 2-е изд., переработ. и доп. – Красноярск: КГПУ, 2007.
6. Фельдштейн, Д.И. Психология развития человека как личности: Избранные труды: в 2 т. / Д.И. Фельдштейн. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005. – Т. 1. – 568 с.; Т. 2. – 456 с.
7. Ценностно-смысловые ориентиры воспитательной работы с детьми и молодежью: сб. научных статей / сост. и науч. ред. д.п.н., проф. В.И. Попова. – Оренбург: ГБУ РЦРО, 2015. – 129 с.