Этические нормы как предмет изучения на уроках русского языка.

Поэту Ал.Межирову принадлежат такие строки:

Нелегок труд заводов и полей,

Но есть работа много тяжелей,

Работа эта – быть среди людей.

Что имел в виду Ал. Межиров, подчеркивая сложность работы «быть среди людей»? Безусловно, поэт хотел обратить внимание на деятельность, которой мы заняты в процессе общения, в процессе взаимодействия с людьми, в процессе коммуникации.

В ходе общения человек решает различные задачи, и эффективность их решения во многом – если не в первую очередь – зависит от характера взаимоотношения коммуникантов, от того, как они относятся к друг другу, соблюдают ли они нормы, правила, требования, принятые в данном обществе и отражающие традиции его культуры в целом.

Такие требования и правила, как известно, называются этическими нормами.

Этические нормы помогают согласовать все стороны общения. Они формулируются в виде советов, правил, предписаний, запретов, которые определяются законами общения. Они формируются в ходе становления и развития культуры социума, в процессе осмысления речевого опыта, с учетом традиций, сложившихся в различных сферах жизнедеятельности людей с целью предотвращения конфликтов между коммуникантами, которые затрудняют решение стоящих перед ними задач.

Из сказанного можно сделать вывод о том, что знание этических норм, умение пользоваться ими является компонентом культуры человека, показателем уровня её развития, одним из направлений формирования личности.

Однако, как представляется, именно этому направлению при изучении курса русского языка уделяется недостаточное внимание, о чем свидетельствует прежде всего уровень речевой культуры современного школьника. Отметим также, что в действующих учебниках, как правило, не представлены специальные разделы, посвященные изучению этических норм. Исключение составляют обращение к этому аспекту речевой культуры при изучении таких тем, как «Наклонение глагола», «Обращение», «Виды предложений по цели высказывания». Так, например, в учебнике по русскому языку для 5 класса под ред. Н.М.Шанского (Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др. – М., 2000) учащимся предлагаются следующее задание: «Как по-разному (по фамилии, по имени и отчеству, словом с ласкательной окраской) могут обратиться к вашим родителям разные люди? Составьте пять предложений с разными обращениями, адресованными одному лицу». Однако подобные задания в учебниках по русскому языку являются скорее исключением, что, безусловно, не обеспечивает познания целостной системы этических норм и формирования у школьников особой группы коммуникативно-речевых умений, способствующих реализации этических норм в речевой практике.

Гораздо большее внимание изучению этических норм уделяется в учебниках по риторике. Так, в учебниках по риторике, созданных авторским коллективом под редакцией профессора Т.А.Ладыженской, последовательно изучаются этические нормы, обеспечивающие эффективное общение, и речевые жанры, реализующие этикетное общение. Назовем в качестве примера формулировки некоторых тем из учебников по риторике для средней школы: «Спорить, но не ссориться», «Обидное общение», «Как отказать, не обидев», «Похвальное слово», «Комплимент» и др. Изучение подобных разделов связано с характером общей концепции риторики как учебной дисциплины, разработанной Т.А.Ладыженской. Риторика, в её понимании, это наука об эффективном общении, что предполагает изучение всех компонентов речевого общения, способствующих гармонизации взаимоотношений коммуникантов, в том числе и этических норм.

Однако риторика как учебный предмет не входит в состав базовых дисциплин, она представлена в образовательной парадигме в системе элективных курсов, факультативных занятий, в различных формах внеурочной работы.

Таким образом, учащиеся средней школы фактически не получают необходимых знаний о системе этических норм, их роли в общении, во взаимодействии коммуникантов, и, следовательно, их коммуникативно-речевые умения, связанные с этикой общения, не формируются, не совершенствуются.

При этом современная речевая ситуация свидетельствует о том, что в настоящее время этот аспект культуры речи требует особого внимания и методического осмысления. Назовем, в связи с этим, основные особенности, связанные с использованием языка, в современной речевой практике.

В настоящее время в языке и речевом поведении людей происходят заметные изменения. Они связаны с характером тех преобразований, которые наблюдаются в сфере общественных отношений, прежде всего в экономике и социальной жизни.

В языке происходит усиление личностного начала, поиски новых стилистических приемов, становление новых форм и средств общения, формирование новых речевых жанров.

При этом наблюдается и ряд негативных процессов, главными из которых являются:

- языковая вседозволенность;

- нечеткость (невнятность) произношения;

- небрежность в отборе слов, построения синтаксических конструкций;

- неоправданное использование сленга, жаргонизмов, ненормативной лексики даже в официальной обстановке;

- обращение на «ты» ко всем, без учета возраста и социального статуса собеседников;

- намеренная грубость и сниженность речи, использование просторечий – независимо от ситуации общения;

- неумение пользоваться стилистическими средствами;

[Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник/под ред. Л.Ю.Иванова, А.И.Сковородниковой, Е.Н.Ширяева и др. – М., 2003 с.9-10.]

На фоне этих процессов формируется новый тип русской речевой культуры – среднелитературный, литературно-разговорный, фамильярно-разговорный. Последний тип речевой культуры О.Б.Сиротинина (автор описания типов речевой культуры) в последствии называет литературно-жаргонизирующим.

Для названных типов речевой культуры характерны все признаки, названные выше. При этом О.Б.Сиротинина обращает внимание на причины появления новых типов речевой культуры: недостаток усилий самого человека в стремлении к самообразованию и саморазвитию; детство в малокультурном окружении; недостаточно высокий уровень сформированности культуры речи школьных учителей, низкий уровень общей культуры.

Особую опасность представляет литературно-жаргонизирующий тип, который начал складываться в конце XX в. В настоящее время он активно насаждается в СМИ. Основная черта этого типа – сознательное усиление сниженной, часто просто безграмотной речи, умение пользоваться только разговорной системой общения, которая используется в любой обстановке. Доля грубых и просторечных слов при этом усиливается.

Использование иноязычной лексики и книжных слов является, как правило, средством заполнения пауз. Ни о каком соблюдении этических норм в этих типах речевой культуры говорить не приходится.

[Хорошая речь/О.Б.Сиротинина, Н.И.Кузнецова и др./Под ред. М.А.Кормилицыной и О.Б.Сиротининой. – Саратов, 2001 с. 23-29

Н.А.Ипполитова, О.Ю.Князва, М.Р.Савова. Русский язык и культуры речи: Учеб./Под ред. Н.А.Ипполитовой. – М., 2007 с.137.]

Опасность формирования названных типов речевой культуры определяется также и такими факторами, как разрушение нравственных принципов, лежащих в основе общения. А нравственный аспект речевой культуры во многом связан с реализацией этических норм, которые отражают уровень коммуникативно-нравственной культуры личности. В связи с этим одним из важнейших компонентов образования является нравственное развитие школьников, что обеспечивается в том числе познанием этических норм.

Таким образом, этические нормы выполняют следующие функции в процессе общения:

- обеспечивают систему защиты нравственных ценностей в культуре, регулируют формы их проявления в речи;

- предписывают необходимость соответствия речи моральным законам общества и внутреннему миру человека;

- определяют нравственную стратегию коммуникантов в ходе общения;

- позволяют выбрать оптимальные средства общения для достижения его целей;

- обеспечивают гармонизацию общения в любых ситуациях.

В связи с этим представляется очевидным необходимость решения задачи изучения этических норм в школе, на всех уровнях образовательного процесса.

Определим, каково содержание работы по освоению этических норм в школе.

Во-первых, это определение основных понятий, связанных с этикой общения, таких как мораль, этика, этикет, речевой этикет, этические нормы, этикетные ошибки и др.

Во-вторых, необходимо познакомить школьников с этапами становления этических норм в русской речевой культуре, сопоставить их с нормами этического характера в других речевых культурах.

В-третьих, необходимо раскрыть основные принципы эитического взаимодействия.

И, наконец, познакомить учащихся с правилами речевого этикета.

Какими средствами возможно реализовать все направления работы по изучению этических норм на уроках русского языка в сложившихся обстоятельствах преподавания этого предмета в настоящее время?

Их несколько. Возможно выделить в системе уроков по развитию речи специальные занятия по культуре речи, на которых и будут осваиваться этические нормы. Пусть это будет одно занятие в месяц, но его реализация должна быть подчинена принципу систематичности, последовательности, преемственности и перспективности.

Кроме того, в системе уроков по русскому языку полезно выделить время на проведение работы по культуре речи («Десять минут культуре речи»; «15 минут об этике общения» и т.п.) Даже если проводить подобные занятия один раз в неделю (в две недели), все равно они принесут пользу.

И, наконец, разговор об этике общения может произойти в системе внеурочной работы, например, на классных часах, тематически и системно организованных.

Предлагаем примеры заданий, которые могут быть использованы при изучении названных компонентов работы по изучению этических норм на различных этапах их освоения учащимися различных классов в зависимости от их подготовки, характера специальных задач учебной и воспитательной работы, уровня развития общей культуры школьников и т.п.

Наши рекомендации