Исследование вербально-логических форм мышления
№ пп | Задание | Оценка в баллах |
3. | Сравнение и различение понятий Материал: пары слов. Инструкция: «Я назову два предмета, а ты скажи, чем они похожи и чем отличаются» | |
4. | Классификация предметов Материал: набор карточек с предметными изображениями, предполагающими категориальную классификацию (игрушки, одежда, животные, посуда, мебель, транспорт и т.д.). Инструкция: «Разложи эти карточки на столе – что к чему подходит» (название групп и их количество не указывается) | |
5. | Исключение предметов. Материал: набор карточек, на каждой из которых изображено по 4 предмета. Три изображения относятся к одной категории, четвертое - не относится к этой категории. Инструкция: «На каждой карточке изображены 4 предмета. Три из них между собой сходны, их можно назвать одним словом, а четвертый к ним не подходит. Найди этот неподходящий предмет; скажи, почему он не подходит к остальным и как можно назвать остальные три предмета | |
6. | Установление последовательности событий. Материал: серии сюжетных картин (от трех до шести картинок в серии). Инструкция: «На картинках одно и то же событие. Нужно разобраться, счего все началось, что было дальше и чем дело закончилось» |
Оценка результатов:
5 баллов - задание выполняется правильно;
4 балла - задание выполняется правильно, но в замедленном темпе; 3 балла - задание выполняется с ошибками, но ошибки исправляются самостоятельно по ходу работы;
2 балла - для выполнения задания требуется помощь взрослого;
1 балл - задание не выполняется даже после обучающего эксперимента.
Исследование графических навыков
1.Проведение прямой линии.
2. Проведение прямой линии слева направо.
3. Проведение прямой линии сверху вниз.
4. Проведение линии короче данной; длиннее данной.
5. Соединение точек.
6. Рисование волнистых и ломаных линий.
7. Рисование геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг).
8. Рисование неотрывно графических рядов (на удержание строчки) «заборчик», «цепочка».
Оценка результатов:
5 баллов - графические навыки сформированы соответственно возрасту;
4 балла -задание выполняется медленно, неуверенно;
3 балла - задание выполняется медленно, неуверенно, с отрывом карандаша от бумаги;
2 балла - нарушена плавность движений, появляются микро- и макрографии;
1 балл - задание не выполняется
График структуры дефекта психического развития
Параметры обследования:
1. зрительный гнозис
2. слуховой гнозис
3. пространственное восприятие; 4)временное восприятие;
4. временное восприятие
5. конструктивный праксис;
6. движения и действия;
7. память;
8. речь;
9. мышление;
10. графические навыки
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
РЕЧЕВАЯ КАРТА
1. Фамилия, имя, ребенка______________________________
2. Возраст______________________________________
3. Домашний адрес______________________ ____________
4. Кем направлен (из какого ДОУ, поликлиники)_________
5. Жалобы родителей: невнятность речи, недостаточность словаря, темп разговора, нарушение звукопроизношения, гнусавость (нужное подчеркнуть).
6. Речевое окружение ребенка. Имеются ли недостатки речи в
семье ? _______________________________________________
Растет ли ребенок в двуязычной среде?____________________
7. Данные о ходе речевого развития
Когда родители впервые заметили реакцию ребенка на звук?
_____________________________________________________
Было ли гуление и во сколько месяцев?____________________
Когда появился лепет и какой?___________________________
В каком возрасте ребенок впервые стал понимать обращенную к нему просьбу (закрой глазки, иди ко мне и т. д.)?______
В каком возрасте ребенок произнес первые слова?__________
Были ли это целые слова (папа, мама, баба) или только слоги (па, ма, ба)?__________________________________________
Когда родители заметили отставание в развитии речи?_______
Прерывалось ли речевое развитие ребенка? По какой причине? Как длительно?___________________________________
8. Внимание, работоспособность_________________________
9. Общее звучание речи (темп, голос, разборчивость, артикуляция, дыхание)_________________________________
____________________________________________________
Беседа с ребенком
2. Как тебя зовут?_____________________________
3. Знаешь ли ты свою фамилию?________________________
4. Сколько тебе лет?_______________________
5. Как зовут маму (папу, бабушку, дедушку)?________
6. Где ты живешь (или на какой улице ты живешь)?_________
7. Есть ли у тебя сестра (брат)?___________
8. Как ее (его) зовут?___________________
9. Сколько ей (ему) лет?_________________________
10. Кто из вас старше?_______________________________
11. Ходит ли сестра (брат) в ДОУ (школу) ?_
12. Где работает папа (мама)?________________________
13.Чем занимаются на своей работе?_________________
Выводы (сделать заключение о возможности понимания вопросов и характере участия ребенка в диалоге. В зависимости от активности ребенка его участие в диалоге может быть квалифицировано как инициативное или пассивное, а речевые ответы - как развернутые или краткие, самостоятельные или с опорой на лексику вопроса).
Обследование навыков самостоятельной речи
Составление рассказа по серии картин.
Составление рассказа по сюжетной картине.
Пересказ.
Составление рассказа-описания (игрушки, предмета).
Выводы (оценка связной речи с точки зрения ее развернутости, точности, последовательности и правильности оформления в фонетическом и лексико-грамматическом отношении).
Словарь
1. Предметный словарь: а).объяснение значения слов: | ||
холодильник | ||
пылесос | ||
б). показ и называние частей предметов: | ||
чайник | ||
носик | ||
донышко | ||
крышка | ||
стул | ||
спинка | ||
сиденье | ||
ножки | ||
в). уровень обобщений: | ||
свитер, платье, шорты, колготки, юбка | ||
сапоги, туфли, тапочки, валенки | ||
блюдце, сковорода, ложка, тарелка | ||
помидор, репа, морковь, капуста | ||
яблоко, персик, груша, лимон | ||
кошка, собака, волк, еж | ||
голубь, утка, воробей, курица | ||
шкаф, стол, кресло, тумбочка | ||
автобус, электричка, трамвай, самолет | ||
2.Словарь признаков: а). подбор прилагательных к существительным: | ||
лимон - какой? | ||
лиса – какая? | ||
платье – какое? | ||
б).подбор терминов | ||
широкий | ||
высокий | ||
длинный | ||
веселый | ||
светлый | ||
прямой | ||
холодный | ||
больной | ||
сухой | ||
3. Глагольный словарь: а). что делают? | ||
повар | ||
врач | ||
учительница | ||
почтальон | ||
б). кто как голос подает? | ||
кошка | ||
гусь | ||
петух | ||
корова | ||
свинья | ||
собака | ||
утка | ||
мышь | ||
лягушка |
Выводы (отметить соответствие объема словаря возрастной норме; характеристика активного словаря – наличие глаголов, наречий, прилагательных, местоимений, существительных; точность употребления слов – если имеет место неточность употребления, указать на какой основе это происходит).
Грамматический строй речи
1. Употребление существительных в именительном падеже множественного числа:
кубик | ||
шар | ||
глаз | ||
стул |
2. Употребление существительных в родительном падеже («жадный кот» - родительный падеж частичного объекта)
Еще сыра | ||
Еще колбасы | ||
Еще молока |
(«Чего не стало» - родительный падеж с отрицанием)
Нет карандаша | ||
Нет карандашей | ||
Нет куклы | ||
Нет кукол | ||
Нет колеса | ||
Нет колес |
3. Употребление существительных в дательном падеже («Расскажи, кому ты даешь корм» - дательный падеж, обозначающий лицо, на которое направлено действие):
Лошади | ||
Лошадям | ||
Козе | ||
Козам | ||
Петуху | ||
Петухам | ||
Зайцу | ||
Зайцам |
4. Употребление существительных в винительном падеже («Экскурсия в зоопарк» - кого ты увидел в зоопарке?):
Слона | ||
Тигра | ||
Козу | ||
Белку | ||
Медведей | ||
Слонов | ||
Белок | ||
Оленей |
5. Употребление существительных в творительном падеже («Кому что нужно?» ):
Топором | ||
Веником | ||
Иглой | ||
Кисточкой | ||
Колесом | ||
Обручем |
6. Образование множественного числа существительных в родительном падеже
Мост | ||
Дом | ||
Стул | ||
Пчела | ||
Ведро | ||
Ухо | ||
Воробей | ||
Утенок |
Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных
Дом | ||
Стул | ||
Женя | ||
Елка | ||
Гриб | ||
Костя |
Префиксальное словообразование
шел | ||
летел |
Согласование прилагательных с существительными:
Синий шар | ||
Красный флажок | ||
Синяя машина | ||
Красное солнышко | ||
Синее платье | ||
Красная звезда |
Согласование существительных с числительными
ухо (одно, два, три, четыре, пять) | ||
помидор (один, два, три, четыре, пять) | ||
стул (один, два, три, четыре, пять) | ||
ручка (одна, две, три, четыре, пять) |
7. Образование прилагательных от имен существительных
ручка из пластмассы | ||
сумка из кожи | ||
матрешка из дерева | ||
стакан из стекла | ||
сок из клюквы | ||
шуба из меха |
Образование притяжательных прилагательных:
Чей хвост? | ||
Чей дом? |
Выводы(отметить характер аграмматизма и возможность слово- и формообразования).
Слоговая структура слова
1. Повтори за мной (при грубом нарушении структуры слов):
Пта | ||
Фта | ||
Мна | ||
Мну | ||
Бутакаво | ||
Патакама |
2. Повтори:
Елка | ||
Паук | ||
Стол | ||
Стул | ||
Шкаф | ||
Пушка | ||
Бабушка | ||
Скамейка | ||
Карандаш | ||
Приемник | ||
Мотоцикл |
3. Назови по картинкам:
Табуретка | ||
Смородина | ||
Поросенок | ||
Стрекоза | ||
Пирамида |
Повтори предложения:
1 . Ребята слепили снеговика. | ||
2. Хоккеисты играют в хоккей. | ||
3. На елке зажглись разноцветные лампочки. |
Выводы (отмечается характер искажения: сокращение количества слогов, упрощение слогов, уподобление слогов, добавление числа слогов, перестановка слогов и звуков).