Исследование вербально-логических форм мышления

№ пп. Задание Оценка в баллах  
  Сравнение и различение понятий Материал: пары слов. Инструкция: «Я назову два предмета, а ты скажи, чем они похожи и чем отличаются» Классификация_предметов Материал: набор карточек с предметными изображе­ниями, предполагающими категориальную классифика­цию (игрушки, одежда, животные, посуда, мебель, транспорт и т.д.). Инструкция: «Разложи эти карточки на столе - что к чему подходит» (название групп и их количество не ука­зывается)  
№ пп. Задание Оценка в баллах
Исключение предметов  
    Материал: набор карточек, на каждой из которых изо­бражено по 4 предмета. Три изображения относятся к одной категории, четвертое - не относится к этой кате­гории. Инструкция: «На каждой карточке изображены 4 предмета. Три из них между собой сходны, их можно назвать одним словом, а четвертый к ним не подходит. Найди этот неподходящий предмет; скажи, почему он не подхо­дит к остальным и как можно назвать остальные три предмета    
Установление последовательности событий    
    Материал: серии сюжетных картин (от трех до шести картинок в серии). Инструкция: «На картинках одно и то же событие. Нужно разобраться, с чего все началось, что было дальше и чем дело закончилось»    

Оценка результатов:

5 баллов - задание выполняется правильно;

4 балла - задание выполняется правильно, но в замедленном темпе;

3 балла - задание выполняется с ошибками, но ошибки ис­правляются самостоятельно по ходу работы;

2 балла - для выполнения задания требуется помощь взрослого;

1 балл - задание не выполняется даже после обучающего экс­перимента.

Исследование графических навыков

Проведение прямой линии.

2. Проведение прямой линии слева направо.

3. Проведение прямой линии сверху вниз.

4. Проведение линии короче данной; длиннее данной.

5. Соединение точек.

6. Рисование волнистых и ломаных линий.

7. Рисование геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг).

8. Рисование неотрывно графических рядов (на удержание строчки) «заборчик», «целочка».

Оценка результатов:

5 баллов - графические навыки сформированы соответственно

возрасту;

4 балла - задание выполняется медленно, неуверенно;

3 балла - задание выполняется медленно, неуверенно, с отры­вом карандаша от бумаги;

2 балла - нарушена плавность движений, появляются микро- и макрографии;

1 балл - задание не выполняется.

График структуры дефекта психического развития

Баллы

5 _  
4 _  
т '
2 _ 1 _  
  1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 123456789 10

Параметры обследования

Параметры обследования:

1) зрительный гнозис;

2) слуховой гнозис;

3) пространственное восприятие;

4) временное восприятие;

5) конструктивный праксис;

6) движения и действия;

7) память;

8) речь;

9) мышление;

10) графические навыки.

Речевая карта

1. Фамилия, имя, ребенка_______

2. Возраст

3. Домашний адрес_________________________

4. Кем направлен (из какого ДОУ, поликлиники)

5. Жалобы родителей: невнятность речи, недостаточность сло­варя, темп разговора, нарушение звукопроизношения, гнусавость (нужное подчеркнуть).

6. Речевое окружение ребенка? Имеются ли недостатки речи в семье?___________

Растет ли ребенок в двуязычной среде?______________________

7. Данные о ходе речевого развития____________

Когда родители впервые заметили реакцию ребенка на звук?

Было ли гуление и во сколько месяцев?____________________

Когда появился лепет и какой?___________________________

Б каком возрасте ребенок впервые стал понимать обращенную к нему просьбу (закрой глазки, иди ко мне и т. д.)?_____________

В каком возрасте ребенок произнес первые снова?___________

Были ли это целые слова (папа, мама, баба) или только слоги

(па, ма, ба)?_______________________________________________

Когда родители заметили отставание в развитии речи?________

Прерывалось ли речевое развитие ребенка? По какой причине? Как длительно?______________

8. Внимание, работоспособность___________________________

9. Общее звучание речи (темп, голос, разборчивость, артикуля­ция, дыхание)_

Беседа с ребенком

1. Как тебя зовут?___

2. Знаешь ли ты свою фамилию?.

3. Сколько тебе лет?

4. Как зовут маму (папу, бабушку, дедушку)?______

5. Где ты живешь (или на какой улице ты живешь)?

6.Есть ли у тебя сестра (брат)?.

Как ее (его) зовут?__

Сколько ей (ему) лет?________

9. Кто из вас старше?.

Ходит ли сестра (брат) в ДОУ (школу)?

11. Где работает пала (мама)?_________

12. Чем занимаются на своей работе?

Выводы (сделать заключение о возможности понимания во­просов и характере участия ребенка в диалоге. В зависимости от активности ребенка его участие в диалоге может быть квалифи­цировано как инициативное или пассивное, а речевые ответы - как развернутые или краткие, самостоятельные или с опорой на лексику вопроса).

Обследование навыков самостоятельной речи

Составление рассказа по серии картин.

Составление рассказа по сюжетной картине.

Пересказ.

Составление рассказа-описания (игрушки, предмета).

Выводы (оценка связной речи с точки зрения ее развернуто­сти, точности, последовательности и правильности оформления в фонетическом и лексико-грамматическом отношении).

Словарь

1. Предметный словарь: а) объяснение значе­ния слов: холодильник-      
пылесос      
б) показ и называние частей предметов: чайник      
носик      
донышко      
крышка      
стул      
спинка      
сиденье      
ножки      
в) уровень обобще­ний: свитер, платье, шорты, колготки, юбка      
сапоги, туфли, та­почки, валенки      
блюдце, сковоро­да, ложка, тарелка      
помидор, репа, морковь, капуста      
яблоко, персик, груша, лимон      
кошка, собака, волк, еж      
голубь, утка, во­робей, шкаф, стол, кресло, тумбочка      
автобус, элек­тричка, трамвай, самолет      
2. Словарь признаков: а) подбор прилагатель­ных к существительным:      
лимон - какой?      
лиса -какая?      
платье- какое?      
б) подбор терминов:      
широкий      
высокий      
длинный      
веселый      
светлый      
прямой      
холодный      
больной      
сухой      
3. Глагольный словарь: а) что делают? повар    
врач    
учительница    
почтальон    
б) кто как голос подает    
кошка    
гусь    
петух    
корова    
свинья    
собака    
утка    
мышь    
лягушка    
               

Выводы (отметить соответствие объема словаря возрастной

норме; характеристика активного словаря - наличие глаголов.

наречий, прилагательных, местоимений, существительных; точ­ность употребления слов - если имеется неточность употребления, указать на какой основе это происходит).

Грамматический строй речи

1. Употребление существительных в именительном падеже множественного числа:

кубик    
шар    
глаз    
стул    

2. Употребление существительных в родительном падеже («Жадный кот» - родительный падеж частичного объекта):

еще сыра    
еще колбасы    
еще молока    

(«Чего не стало» - родительный падеж с отрицанием):

нет карандаша    
нет карандашей    
нет куклы    
нет кукол    
нет колеса    
нет колес    

3. Употребление существительных в дательном падеже («Расскажи, кому ты даешь корм» - дательный падеж, обозна­чающий лицо, на которое направлено действие):

лошади    
лошадям    
козе    
козам    
петуху    
петухам    
зайцу    
зайцам    

4. Употребление существительных в винительном («Экскурсия в зоопарк» - кого ты увидел в зоопарке?):

падеже

слона    
тигра    
козу    
белку    
медведей    
слонов    
белок    
оленей    

5. Употребление существительных в творительном падеже («Кому что нужно?» - творительный падеж в назначении орудийности действия):

топором    
веником    
иглой    
кисточкой    
колесом    
обручем    

6. Образование множественного числа существительных в ро­дительном падеже:

мост    
дом    
стул    
пчела    
ведро    
ухо    
воробей    
утенок    

Образование уменьшительно-ласкательной формы существи­тельных:

дом    
стул    
Женя    
елка    
гриб    
Костя    

Префиксальное словообразование:

шел    
летел    

Согласование прилагательных с существительными:

синий шар    
красный флажок    
синяя машина    
красное солнышко    
синее платье    
красная звезда    

Согласование существительных с числительными:

ухо (одно, два, три, че­тыре, пять)    
помидор (один, два, три, четыре, пять)    
стул (один, два, три, четыре, пять)    
ручка (одна, две, три, четыре, пять)    

7. Образование прилагательных от имен существительных:

ручка из пластмассы    
сумка из кожи    
матрешка из дерева    
стакан из стекла    
сок из клюквы    
шуба из меха    

а) образование притяжательных прилагательных:

чей хвост?    
чей дом?    

Выводы (отметить характер аграмматизма и возможность слово- и формообразования).

Слоговая структура слова

1. Повтори за мной (при грубом нарушении структуры слов):

пта    
фта    
мна    
мну    
бутакаво    
патакама    

2. Повтори:

елка    
паук    
стол    
стул    
шкаф    
пушка    
бабушка    
скамейка    
карандаш    
приемник    
мотоцикл    

3. Назови по картинкам:

табуретка    
смородина    
поросенок    
стрекоза    
пирамида    

Повтори предложения:

1. Ребята слепили сне­говика.    
2. Хоккеисты играют в хоккей.    
3. На елке зажглись разноцветные лампоч­ки.    

Выводы (отмечается характер искажения: сокращение коли­чества слогов, упрощение слогов, уподобление слогов, добавле­ние числа слогов, перестановка слогов и звуков).

Состояние артикуляционного аппарата

губы (толстые, мяси­стые, короткие)    
подвижность губ (вытянуть губы вперед трубочкой, растянуть их в широкую улыбку; делать попеременно эти упражнения, меняя ритм движений)    
зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, крупные без про­межутков между ними, с большими промежут­ками, отсутствуют рез­цы верхние, нижние)    
прикус (прогнатия, прогения, открытый передний, открытый боковой, глубокий, мелкий)    
подвижность челюсти (выдвинуть вперед нижнюю челюсть, от­тянуть ее назад, рас­крыть широко рот, сомкнуть его)    
нёбо (высокое, готиче­ское, узкое, плоское, укороченное, низкое,)    
язык (массивный, ма­ленький, укороченная уздечка)    
постараться дотянуться языком до носа, под­бородка, левого уха, правого; пощелкать языком; сделать язык      
широким, а затем уз­ким; поднять кончик      
языка вверх, как можно дольше удерживать его в этом положении; перемещать кончик язы­ка то в левый угол губ, то в правый, меняя ритм движений; высу­нуть язык как можно дальше, а потом втя­нуть его глубоко в рот)      
         

Выводы (отметить следующие параметры движений);

1) тонус (нормальное напряжение, вялость, чрезмерное напря­жение);

2) активность (нормальная, заторможенность, расторможенность);

3) объем движений (полный, неполный);

4) точность выполнения;

5) длительность (способность удерживать органы в заданном положении в течение 5 с);

6) замена одного движения другим; добавочные движения и их лишение (синкинезии).

Приложение 4

Методика для определения уровня умственного развития детей7-9 лет

Данный текст состоит из четырех субтестов, включающих в се­бя вербальные задания, подобранные с учетом программного ма­териала начальных классов:

субтест I - исследование дифференциации существенных при­знаков предметов и отвлечений от несущественных, а также запа­са знаний испытуемого;

субтест II - исследование операций обобщения и отвлечения, способности выделить существенные признаки предметов и явле­ний;

субтест III - исследование способности устанавливать логиче­ские связи и отношения между понятиями;

субтест IV - выявление умения обобщать.

Лучше всего проводить данный тест индивидуально с испы­туемым. Это дает возможность выяснить причины ошибок и ход его рассуждений при помощи дополнительных вопросов.

Пробы читаются вслух экспериментатором, ребенок читает одновременно про себя.

Текст методики

I. Выбери одно из слов, заключенных в скобки, которое пра­вильно закончит начатое предложение.

1. У сапога есть ... (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица).

2. В теплых краях обитает ... (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень).

3. В году ...(24, 3, 12, 4, 7) месяцев.

4. Месяц зимы ... ( сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март).

5. Вода всегда ... (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкус­ная).

6. У дерева всегда есть ... (листья, цветы, плоды, корень, тень).

7. Город России ... (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София).

П. Здесь в каждой строке написано пять слов, из которых че­тыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Это «лишнее» слово надо найти и исключить:

тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка;

река, озеро, море, мост, болото;

кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата;

Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса;

тополь, береза, орешник, липа, осина;

окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат;

Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей;

курица, петух, лебедь, гусь, индюк;

9) число, деление, вычитание, сложение, умножение;

10) веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.

III.Внимательно прочитай эти примеры. В них слева написана первая пара слов, которые находятся в какой-то связи между со­бой (например, лес / деревья). Справа - одно слово над чертой (например, библиотека) и пять слов под чертой (например, сад, двор, город, театр, книги). Тебе нужно выбрать одно слово из пя­ти под чертой, которое связано со словом над чертой (библиотека) точно так же, как это сделано в первой паре слов (лес/деревья).

Примеры:

лес / деревья = библиотека / сад, двор, город, театр, книги.

бежать/стоять = кричать/молчать, ползать, шуметь, звать, пла­кать.

Значит, нужно сначала установить, какая связь существует ме­жду словами слева, а затем - справа:

1огурец_____________георгин____________

овощ сорняк, роса, садик, цветок, земля

2 учитель____________________врач____________________

ученик ~ кочки, больные, палата, больной, термометр

3 огород___________________сад__________________

морковь забор, яблоня, колодец, скамейка, цветы

4. цветок птица

ваза клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья

5. перчатка_______________сапог______________

рука чулки, подошва, кожа, нога, щетка

6. темный____________________мокрый___________________

светлый ~ солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный

7.__часы __________________термометр__________________

время стекло, температура, кровать, больной, врач

8. машина______________ лодка_____________

мотор река, моряк, болото, парус, волна

9. ___стул______________________игла___________________

' деревянный острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная

10. стол пол

скатерть мебель, ковер, пыль, доска, гвозди

IV. Эти пары слов можно обозначить одним названием, на­пример:

брюки, платье ... - одежда; треугольник, квадрат ... - фигура.

Придумай название к каждой паре:

1) метла, лопата ... 6) шкаф, диван ...

2) окунь, карась ... 7) день, ночь ...

3) лето, зима ... 8) слон, муравей ...

4) огурец, помидор ... 9) июнь, июль ...

5) сирень, шиповник.,. 10) дерево, цветок

Оценка и интерпретация результатов (по Л. И. Переслени)

Субтест I

Если ответ на первое задание правильный, спрашивают: «Почему не шнурок?» При правильном объяснении оценка равня­ется 1 балу, при неправильном - 0,5 балла. Если ответ ошибоч­ный, используется помощь, заключающаяся в том, что ребенку предлагается подумать и дать другой, правильный ответ (стиму­лирующая помощь). За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. Если ответ снова неправильный, выясняется понимание слова «всегда», что важно для решения 6-й и 10-й проб того же субтеста. При решении следующих проб субтеста I уточ­няющие вопросы не задаются.

Субтест II

Если ответ на первое задание правильный, уточняют: «Поче­му?» При правильном объяснении ставится 1 балл, при ошибоч­ном - 0,5 балла. Если ответ ошибочный, оказывается помощь, аналогичная описанной выше. За правильный ответ после вто­рой попытки ставится 0,5 балла. При предъявлении 7, 9, 10-й проб дополнительные вопросы не задаются, так как дети млад­шего школьного возраста еще не могут сформулировать прин­цип обобщения, используемый для решения этих проб. При предъявлении 8-й пробы субтеста II дополнительный вопростакже не задается, так как эмпирически обнаружено, что если ребенок правильно решает эту пробу, то он владеет такими по­нятиями, как «имя» и «фамилия».

Субтест III

За правильный ответ - 1 балл, за ответ после второй попытки -0,5 балла.

Субтест IV

При неправильном ответе предлагается подумать еще. Оценки аналогичны вышеприведенным. При решении субтестов III и IV уточняющие вопросы не задаются.

При обработке результатов исследования для каждого ребен­ка подсчитывается сумма баллов, полученных за выполнение отдельных субтестов и общая балльная оценка за четыре субтес­та в целом. Максимальное количество баллов, которое может набрать обследуемый за решение всех четырех субтестов - 40 (100% оценки успешности), кроме того, целесообразно отдельно подсчитать общую суммарную оценку за выполнение проб при второй попытке (после стимулирующей помощи). Увеличение числа правильных ответов после того, как экспериментатор предлагает ребенку подумать еще, может указывать на недоста­точный уровень произвольного внимания, импульсивность от­ветов. Суммарная оценка за вторую попытку - дополнительный показатель, полезный для решения вопроса о том, к какой из групп детей с ЗПР (задержкой психического развития) относится обследуемый.

Оценка успешности (ОУ) решения словесных субтестов опре­деляется по формуле

0у-Х-100%

где X - сумма баллов, полученных испытуемым.

На основе анализа распределения индивидуальных данных (с учетом стандартных отклонений) были выбраны следующие уровни успешности, наиболее дифференцирующие обследуемые выборки (нормально развивающихся детей и учащихся с ЗПР):

4-й уровень успешности- 32 балла и более (80 - 100% ОУ);

3-й уровень - 31,5-26,0 балла (79,9-65%);

2-й уровень - 25,5-20,0 балла (64,9-50%);

1-й уровень - 19,5 балла и менее (49,9% и ниже).

Протокол обследования Юли С., 8 лет

1.1. У сапога есть ... (шнурок, пряжка, подошва, ремеш­ки, пуговица). 1

2. В теплых краях обитает ... (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень). 1

3. В году... (24, 3,12, 4, 7) месяцев. 1

4. Месяц зимы ... (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март). 0,5

5. Вода всегда ... (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная). 0,5

6. У дерева всегда есть ... (листья., цветы, плоды, корень, тень). 0,5

7. Город России ... (Париж, Москва. Лондон, Варшава, София). 1

5,5 балла.

П. 1) тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка. 1

2) река, озеро, море, мост, болото. 0,5

3) кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата. 0,5

4) Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса. 1

5) тополь, береза, орешник, липа, осина. 0,5

6) окружность, треугольник, четырехугольник, указка. квадрат. 1

7) Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей. 0,5

8) курица, петух, лебедь, гусь, индюк. 0,5

9) число, деление, вычитание, сложение, умножение. 1

10) веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный. 0,5

7 бал.

огурец_____________георгин___________

овощ ~ сорняк, роса, садик, цветок, земля I

учитель____________________врач___________________

ученик ~ кочки, больные, палата, больной, термометр

огород =_________________сад_________________

морковь забор, яблоня, колодец, скамейка, цветы 0,5

цветок______________птица_____________

ваза клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья 0,5

перчатка_______________сапог______________ 0,5

рука ~~ чулки, подошва, кожа, нога, щетка

темный __ мокрый __

светлый ~ солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный

часы __ термометр _

время ~ стекло. температура, кровать, больной, врач

машина __ лодка _

мотор река, моряк, болото, парус, волна _

стул __ игла _ ^

деревянный ~ острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная 0,5

стол пол 0,5

скатерть мебель, ковер, пыль, доска, гвозди

6,5 бал.

IV.1) метла, лопата -инструменты 0,5

2) окунь, карась - рыбы 0,5

3) лето, зима - времена года 0,5

4) огурец, помидор - овощи 1

5) сирень, шиповник - кустарник 0,5

6) шкаф, диван - мебель 0,5

7) день, ночь - время суток 0,5

8) слон, муравей - животные

9) июнь, июль - месяцы 0,5

10) дерево, цветок -растения 1

6,5 бал.

По субтесту I девочка получила 5,5 балла, следовательно, она умеет отличать существенные признаки предметов от несущест­венных. Запас знаний в норме.

По субтесту II - 7 баллов, значит, обобщает и исключает лиш­нее слово с трудом, не с первой попытки.

По субтесту III - 5 баллов: логические связи устанавливать может. Особенно это ей удается при индивидуальной работе с учителем. Увеличение числа правильных ответов после того, как экспериментатор предлагает ребенку подумать еще, указывает на недостаточный уровень произвольного внимания, импульсив­ность ответов.

С субтестом IV на обобщение не справилась: набрала 6,5 балла и в норму не уложилась. Обобщает с трудом, при помощи педагога.

Оценка успешности:

5,5-100% 40

В этом возрасте нормально развивающиеся дети имеют 32 бал­ла. Результаты говорят о том, что формирование мыслительных операций идет по типу задержки.

Норматив

Обследуемые дети Возраст детей Субтесты Общее число баллов Оценка успешности, %
    I II III IV    
ЗПР 8- 10 лет 5,2 7,1 5,6 7,7 25,6
Норма 8- 10 лет 7,8 8,5 7,4 8,3

Приложение 5

Наши рекомендации