Оценка вербально-логического мышления

Для проведения исследования потребуются бланки мето­дики «Исключение слов», позволяющей оценить способности испы­туемого к обобщению и выделению существенных признаков. Методика состоит из 15 серий, в каждой серии — по 4 слова. Экспе­риментатору необходимо иметь секундомер и протокол для регист­рации ответов.

Бланк методики «ИСКЛЮЧЕНИЕ СЛОВ»

1) книга, портфель, чемодан, кошелек;

2) печка, керосинка, свеча, электроплитка;

3) часы, очки, весы, термометр;

4) лодка, тачка, мотоцикл, велосипед;

5} самолет, гвоздь, пчела, вентилятор;

6) бабочка, штангенциркуль, весы, ножницы;

7) дерево, этажерка, метла, вилка;

8) дедушка, учитель, папа, мама;

9) иней, пыль, дождь, роса;

10) вода, ветер,уголь,трава;

11) яблоко, книга, шуба, роза;

12) молоко, сливки, сыр, хлеб;

13) береза, сосна, ягода, дуб;

14) минута, секунда, час, вечер;

15) Василий, Федор, Семен, Иванов.

ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ

Учащийся________________________ Дата_______

Возраст________________________ Пол________

ПРОТОКОЛ ОЦЕНКИ ВЕРБАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Номер серии Время выполнения задания, с Результат  
         
           
         

Исследование проходит индивидуально. Начинать нужно, лишь убедившись, что у испытуемого есть желание выполнять задание. Инструкция испытуемому:"Три из четырех слов в каждой серии являются в какой-то мере однородными понятиями и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово не соответ­ствует этим требованиям и должно быть исключено. Зачеркните слово, которое не подходит по смыслу к данному ряду. Выполнять задание нужно быстро и без ошибок». Если испытуемый не усвоил инструкцию, то один-два примера, но не из экспериментальной карточки, исследователь решает вместе с ним. Убедившись, что прин­цип работы понятен, ребенку предлагают самостоятельно выпол­нить задание — вычеркнуть на бланке подлежащие исключению слова. Экспериментатор фиксирует время и правильность выполне­ния задания, в протоколе.

Таблица 9

Поправка на время выполнения задания

Время, с   Поправка на время, баллы  
менее 250    
250-330   -3  
более 330   -6  

Обработка результатов

1. В соответствии с ключом оценить в баллах выполнение задания:

за каждый правильный ответ — 2 балла, за неправильный — 0.

КЛЮЧ

1) книга, 2) свеча, 3) очки, 4) ложа, 5) пчела, 6) бабочка, 7) дерево, 8) учитель, 9) пыль, 10) ветер, 11) яблоко, 12) хлеб, 13) ягода, 14) вечер, 15) Иванов.

2. Рассчитать время выполнения задания с учетом поправки (Т) (табл. 7).

3. Вычислить интегральный показатель вербально-логического мыш­ления (А), объединяющий показатель продуктивности (В) и время выполнения задания с учетом поправки (Т) по формуле:

А = В + Т.

Получив индивидуальные данные по показателю вербально-логического мышления, можно подсчитать среднюю арифметичес­кую по группе в целом. Для получения групповых (возрастных) различий необходимо сопоставить рассчитанные эксперименталь­ные показатели между собой. Для сопоставления полученного показателя вербально-логического мышления с другими характери­стиками мышления (образного), а также для интериндивидуального анализа нужно осуществить перевод абсолютных значений в шкальные оценки по табл. 10.

Таблица 10

Шкальные оценки показателей мышления

Шкальные оценки   Образное мышление   Вербально-логическое мышление   Шкальные оценки   Образное мышление   Вербально-логическое мышление  
        26-29   17-18  
  —   —     23-25   15-16  
  50-48   29-28     20-22   —  
  48-47   -     17-19   12-14  
  45-47   28-27     14-16   7-11  
  41-44   27-26     12-13   5-6  
  38-40   -     8-11   -  
  36-37   23-25     5-7   3-4  
  33-35   21-22     2-4   —  
  30-32   19-20     0-2    

Оценка образного мышления

Для проведения исследования потребуются наборы из пяти картинок, на каждой из которых изображены четыре предмета. Экс­периментатору необходим секундомер и протокол для регистрации ответов

Исследование образного мышления_________

•Серия задания   Результат   Время выполнения задания, с  
I          
II          
III          
IV          
V          


Исследование проводится индивидуально. Работа начинается после установления доверительных отношений с ребенком. Инст-

рукция испытуемому:"Из изображенных на рисунке четырех пред­метов три имеют между собой нечто общее, их можно объединить в одну группу, назвать одним сливом, а один предмет существенно отличается и должен быть исключен. Укажите, какой из четырех предметов лишний». Если испытуемый не усвоил инструкцию, то один-два дополнительных примера можно решить вместе с ним. Картинки предлагаются в определенной последовательности — с нарастающей сложностью.

Обработка результатов

1. Оценить в баллах время и точность выполнения каждой серии задания по специальной таблице (табл. 11).

2. Вычислить интегральный показатель образного мышления (А) по каждой серии задания, объединяющий точность (В) и время выполнения теста с учетом поправки (Т) по формуле: А = В + Т.

Таблица 11 Балльные оценки времени и точности выполнения задания

Серия   Номер картинки   Точность, баллы   Время, с   Поправка на время, баллы  
        менее 6   +1  
I       6-60    
        60-120   -1  
        более 120   -2  
        менее 3   +1  
II       3-40    
        40-60   -1  
        более 60   -2  
        менее 3   +1  
III       3-40    
        40-60   -1  
        более 60   -2  
        менее 3   +1  
IV       3-40    
        40-60   -1  
        более 60   -2  
        менее 3   +1  
,V       3-40    
        40-60   -1  
      -   более 60   -2  

3. Получить общий показатель образного мышления (Аобщ) по данной методике как сумму пяти серий. Расчетная формула име­ет вид;

Яа основе индивидуальных данных по показателю образного мыш­ления подсчитывается средняя арифметическая величина по группе в целом. Для получения групповых (возрастных) различий необхо­димо сопоставить рассчитанные показатели между собой. В случае необходимости, для сопоставления данных, полученных при изуче­нии образного мышления с другими характеристиками мышления, а также для интериндивидуального сопоставления, можно осуще­ствить перевод абсолютных значений образного мышления в сопо­ставимые идеальные оценки.

При анализе результатов экспериментального исследования следует иметь в виду, что нормативных данных для этой методики нет, поэтому каждый отдельный результат может быть интерпрети­рован лишь в сравнении с другими. Необходимо заметить, что в результате сопоставления экспериментальных данных представля­ется возможным сделать вывод о наличии или отсутствии межгруп­повых различий, о том, в какой мере отличаются данные, полученные на одном испытуемом, от среднегрупповых данных, о степени вы­раженности индивидуальных различий как одномодальных, так и разномодальных показателей.

Наши рекомендации