Урок как основная форма обучения
Урок, признаки урока. Классификация уроков. Основные компоненты урока. Структура урока. Тенденции развития современного урока. Требования, предъявляемые к уроку. Пути повышения эффективности урока. Проблемы современного урока. Различные подходы к анализу урока.
Под организационными формами обучения понимаются способы организации совместной деятельности учителя и учащихся по овладению программным материалом, протекающие в особом режиме с определенным количеством учащихся.
Основной формой обучения является урок. Впервые научное обоснование урока как организационной формы обучения было сделано Я.А.Коменским. Признаки урока: постоянный состав класса, занятия по твердому расписанию с применением различных методов обучения, сочетание индивидуальной и коллективной работы.
Существуют различные подходы к классификации уроков:
• по характеру познавательной деятельности выделяют уроки первичного восприятия фактов, уроки образования понятий и т.д.;
• по способам проведения различают уроки-беседы, уроки-лекции, уроки-практические занятия и др.;
• по степени самостоятельности работы учащихся рассматривают уроки работы учителя с классом, уроки самостоятельной работы и др.;
Наиболее употребительной является классификация по дидактическим задачам (в основу этой классификации положена система уроков, разработанная К.Д.Ушинским):
• уроки изучения нового материала;
• уроки формирования умений и навыков;
• уроки повторения, закрепления;
• контрольно-проверочные уроки;
• комбинированные и т.д.
Основными компонентами урока являются:
• цель и задачи образования, воспитания и развития;
• содержание материала;
• методы преподавания и учения;
• средства обучения;
• способы организации познавательной деятельности и процесса обучения.
Структура урока зависит от цели, типа урока и ряда других параметров. Традиционно структура урока включает в себя: проверку домашнего задания, изложение и усвоение нового материала, закрепление и применение полученных знаний на практике, определение домашнего задания.
Существуют другие подходы к определению структуры урока.
Урок как организационная форма обучения - явление динамическое. Он постоянно изменяется, отражая основные тенденции развития педагогического процесса в направлении его целостности. Прежде всего, это выражается в оптимальной реализации триединой функции обучения. Другая тенденция развития урока проявляется в наполнении урока жизненно важным содержанием, в организации обучения как естественного компонента жизнедеятельности учащихся. Проявлением этой тенденции является широкое использование диалогических форм обучения (бесед, обсуждений, дискуссий и т.п.), введение элементов проблемности, сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм учебной работы, увеличение доли кооперированно-групповых и особенно коллективных форм обучения.
Тенденции, касающиеся общего организационного построения уроков, проявляются в видоизменении их структуры, варьировании типов и сочетании с другими организационными формами обучения, в максимальном сокращении времени на проверку домашнего задания и устный опрос, в использовании этих этапов урока для решения основных дидактических задач посредством совмещения их с самостоятельной работой учащихся. Тенденция усиления творческих начал урока обнаруживает себя как раз в особом внимании к организации самостоятельной работы, в том числе в увеличении времени на нее.
К уроку предъявляются следующие требования: четкость содержания, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям детей, связь с предыдущим и последующими уроками, активность учащихся на всех этапах урока, продуктивность использования каждого элемента урока, обеспеченность оборудованием, результативность.
Пути повышения эффективности урока: личность учителя, выделение оптимального объема материала, выносимого на урок, использование элементов проблемного обучения, занимательности, игры, использование различных видов наглядности, ТСО, компьютеров, технологизация образовательного процесса и др.
Проблемы современного урока: традиционый урок не в полной мере позволяет реализовывать современные тенденции в развитии образования. Например, некоторые технологии могут быть реализованы только вне классно-урочной системы. В построении урока недостаточно учитываются психо-физиологические особенности учащихся (смена процессов возбуждения и торможения, особенности внимания, волевых усилий и др.). Жестко фиксированная продолжительность урока не учитывает возрастные особенности учащихся, особенности учебных предметов и содержания отдельных тем и др.
Существуют различные подходы к анализу урока: комплексный, дидактический, психологический, методический, структурный, самоанализ и др. Один из оптимальных предложен Т. А. Ильиной. Он включает 10 параметров:
1) общая структура урока (тип, место в системе других уроков, время отводимое на каждую часть урока);
2) реализация основной дидактической цели урока;
3) осуществление развития учащихся в процессе обучения;
4) воспитание в процессе урока;
5) соблюдение основных дидактических принципов;
6) выбор методов обучения;
7) работа учителя на уроке;
8) работа учащихся на уроке;
9) гигиенические условия урока;
10) некоторые специальные задачи.
Системы и виды обучения