VII. Изучение нового материала.

Познавательные УУД:общеучебные– формирование умения поиска начала урока в учебнике по условным обозначениям: символу главы и порядковому символу урока, а также умения соотносить эти обозначения в учебнике.

Гном Грамотейка.

Было сели, стало съели.

Догадаться вы сумели,

Почему случилось так?

Кто виновник? Твердый знак.

Твердый знак нам нужен тоже,

Без него писать не сможем:

Съезд, съедобный, объяснение,

И подъезд, и объявление.

На доске записаны слова с разделительным твердым знаком.

– После каких букв стоит твердый знак? (После согласных.)

– Перед какими буквами он стоит? (Е, ё, ю, я.)

– Прочитайте написание слова еще раз и скажите, что происходит с согласными и гласными, между которыми находится твердый знак? (Не сливаются при чтении.)

– Если твердый знак разделяет согласные и гласные, то как его можно назвать? (Разделительным.)

Ÿ Коллективная работа по учебнику.

Упражнение 39, с. 73–74.

Познавательные УУД:логические – установление причинно-следственных связей; формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное.

– Сравните выделенные сочетания букв в каждой паре.

– Спишите слова с разделительным твердым знаком.

VII. Изучение нового материала. - student2.ru Физкультминутка

Учащиеся выполняют упражнения за учителем.

Вы старались, вы писали и немножечко устали.

Вверх поднимем ручки и дотянемся до тучки.

Уходи от нас скорей,

Не пугай ты нас, детей. (Прогоняют.)

Вот к нам солнышко пришло,

Стало весело, светло!

VIII. Обобщение и закрепление изученного материала.

1. Составление таблицы «Ъ и Ь разделительные».

Был мягкий знак высоковат…

Сказали буквы строго:

– Эй, наклонись немного!

И так согнулся он, чудак,

Что превратился в твердый знак.

На доске:

Ъ Ь
1. Не имеет звука 1. Не имеет звука
2. Стоит после согласной перед гласными Е, Ё, Ю, Я 2. Стоит после согласной перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я
VII. Изучение нового материала. - student2.ru Разделительный

2. Игра «Интеллектуальный футбол».

Гном Весельчак любит футбол, он предлагает вам поиграть в «Интеллектуальный футбол».

На доске:

VII. Изучение нового материала. - student2.ru

3. Работа по развитию речи (тетрадь для самостоятельной
работы).

Задание 1, с. 39.

– Гномик Любознайка уверен, что вы с удовольствием выполните его задание: записать предложения по данным схемам.

4. Работа по карточкам.

КАРТОЧКА 1 Спиши слова в два столбика. Ноч..ю, варен..е, с..едобный, об..ят, п..ют, под..ём, под..езд, ш..ют.
КАРТОЧКА 2 Составьте слова. VII. Изучение нового материала. - student2.ru
КАРТОЧКА 3 Коля из букв составлял слова. Вдруг буквы рассыпались. Стал он собирать их, а куда поставить Ъ и Ь разделительные, забыл. Коле надо помочь.
Ъ с..езд Ь
Ъ счаст..е Ь
Ъ об..явление Ь
Ъ л..ется Ь
Ъ обез..яна Ь
Ъ с..емка Ь
Ъ в..ется Ь
Ъ с..экономить Ь

IХ. Итог урока.

– Послушайте басню П. Матвиенко и попробуйте определить ее мораль.

– Не чересчур ли ты добряк? –

Так знаку Мягкому промолвил

Твёрдый знак. –

Слова и буквы ты всегда смягчить стремишься,

Нет, в алфавит ты не годишься!

– Кто б говорил, но ты б уж промолчал! –

Знак Мягкий Твердому на это отвечал. –

Ты тверд и груб,

Как суковатый дуб.

Давным-давно пора, как букву ять,

Тебя из азбуки изъять…

– Друзья! Ваш разговор – никчемные слова, –

Услышав этот спор, сказала буква А, –

Вы оба хороши, достойны оба чести,

Когда стоите в нужном месте.

Вывод (учащиеся рассказывают о правиле написания раздели-
тельного ъ):

– У ъ роль разделителя. Работа не слишком заметная, но необходимая.

Так или иначе ъ трудится. Попытайтесь убрать его с места, произойдет недоумение: читающий растеряется, не узнает самых обычных слов. Что значит «подезд»?

Итак, спасибо полезной букве – твердому знаку!

Рефлексия.

– Кто испытывает затруднения при написании слов с разделительными
ъ и ь?

– Нарисуйте горку и укажите на ней, с каким настроением вы пришли сегодня к окончанию урока.

Урок 31
ПОВТОРЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ПРЕДЛОЖЕНИЕ».
ПОВТОРЕНИЕ ЗВУКОВОГО СОСТАВА СЛОВА

Цели деятельности педагога:создать условия для проверки знаний учащихся о предложении: состав, запись, для формирования умений делать звукобуквенный анализ слов, соотносить схему и слово; способствовать развитию речи учащихся, воспитанию культуры поведения.

Планируемые результаты образования: предметные:научатся различать предложение и слово, определять характер предложения по интонации и цели высказывания как в устной, так и в письменной речи, получат возможность научиться соблюдать известные орфоэпические нормы речи; метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий (УУД)): регулятивные – умеют выполнять учебные действия в устной и письменной речи; познавательные – проводят сравнение, сериацию и классификацию изученных фактов языка по заданным основаниям (критериям); коммуникативные – адекватно используют средства устного общения для решения коммуникативных задач; личностные УУД:проявляют первичные умения оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Образовательные ресурсы: карточки-задания.

Сценарий урока

Наши рекомендации