В сфере образования по физической культуре
Кунарев B.C., заведующий кафедрой физической культуры
РГПУ им.А.И.Герцена, к.п.н., профессор
Шелкова Л.Н., доцент кафедры физической культуры
РГПУ им.А.И.Герцена, к.п.н., доцент
Движущей силой развития физической культуры и спорта являются потребности отдельного человека и общества в воспитании физически и духовно здорового молодого поколения, в подготовке его к жизни, в разностороннем развитии личности, в достижении удовольствия, радости, здоровья и т.п.
Потребность - это испытываемая человеком нужда, которая побуждает его к активности. Она обусловлена проявлением противоречия между тем, что человек имеет, и тем, что ему необходимо. Сегодня многие болезни обусловлены несоответствием реальных потребностей социальной сферы личности с природными потребностями организма. У каждого человека ведущее место занимают разные потребности. Но для всех основополагающей является потребность к жизни.
Физическая культура, являясь составной частью общей культуры и профессиональной подготовки студента, в течение всего периода обучения входит обязательным разделом в гуманитарный компонент образования, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство.
Основной целью физического воспитания студентов педагогического вуза является: формирование физической культуры личности, для достижения которой решаются воспитательные, образовательные, развивающие и оздоровительные задачи; понимание роли физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной педагогической деятельности.
Проблема здоровья нации - одна из самых острых в современной России. Введение третьего урока по физической культуре в неделю в общеобразовательной школе, указывает на критичность положение. Главный врач медицинской части РГПУ им. А. И. Герцена заявил, что свыше 75% студентов университета не могут быть признаны практически здоровыми людьми. Откуда абитуриенты приходят в вузы? Из средней школы. Отсюда задача педагогического вуза - попытаться исправить недоработку средней школы, с одной стороны, а с другой - подготовить новое поколение педагогов, способных изменить существующее положение.
Решает ли проблему третий урок по физической культуре в школе? Мы произносим словосочетание «физическая культура», не всегда осознавая его значение. Чаще мы думаем об учебных занятиях физическими упражнениями. Понятие «физическая» означает «телесная», а "культура" рассматривается как «совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей» (то, что создано человеком) и противопоставляется понятию «природа» (то, что человеком не создано).
Человек является и частью природы (как живой организм), и частью культуры (как личность, формирующаяся в процессе воспитания, в процессе общественных отношений). Физическую культуру следует рассматривать как накопленный человечеством опыт воздействия на свою телесную природу, с целью сохранения и укрепления здоровья, повышения работоспособности. По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье рассматривается как состояние полного физического, психического и социального благополучия.
Современная наука рассматривает здоровье не только как состояние организма, но и как ценность. При этом одной из главных причин многих заболеваний является неграмотность людей в отношении своей природы. Человек виновен в болезнях, приобретенных им в силу несоблюдения правил здорового образа жизни. В этом смысле здоровье становится этической категорией. Овладение ценностями физической культуры будет успешным, если в содержании воспитательного процесса будут представлены четыре элемента усваиваемого опыта: знания, опыт деятельности по образцу, опыт творческой деятельности (умение делать то, чему никто не учил) и опыт эмоционально-ценностных отношений в этой области (определяющий поведение человека). Физическая культура - это не только выполнение задаваемых педагогом физических упражнений (деятельность по образцу), но и специальные знания, и творческий опыт индивида в этой области, и его ценностные ориентации (сформированные потребности в использовании средств физической культуры с целью повышения работоспособности, сохранения и укрепления здоровья). Процесс овладения основами названных элементов физической культуры называют неспециальным физкультурным образованием, или формированием физической культуры личности.
В современном обществе суть понятия «физическая культура» необоснованно сведена к одному из элементов культуры - приобретению опыта выполнения физических упражнений. Поэтому третий урок по физической культуре в неделю проблемы не решит. Не исправит положения и вуз. Необходимо решить главную задачу—формирования адекватного мировоззрения студента, для которого выполнение физических упражнений станет осознанной потребностью.
«Каждый интеллигентный человек, получивший высшее образование, тем и должен отличаться, что он живет и руководствуется в своих действиях своим мировоззрением, им самим выработанным, и всегда терпимо относится к мировоззрению всякого другого человека. Без личного мировоззрения человек является только единицей человеческого стада, не обладает истинным достоинством человека и не может творчески проявляться - что именно и составляет главное человеческое достояние и достижению чего должна содействовать школа». П.Ф. Лесгафт.
Здесь затрагивается проблема формирования мотивационно-ценностной сферы личности студентов, которая определяет их поведение.
В последние годы на кафедре был проведен ряд социологических обследований, для изучения особенностей ценностных ориентации современных студентов в сфере образования. За основу взят модифицированный опросник Джона Равена, включающий 40 возможных целей образования, отражающих следующие группы:1. Личностное развитие. 2. Формальные требования к поведению и аттестации. 3. Профессиональная ориентация. 4. Развитие компетентности. 5. Информация, используемая в повседневной жизни. 6. Положительный эмоциональный настрой. 7. Учебные знания сверх программы. 8. Совершенствование своего телесного «Я».
В обследовании приняло участие 590 человек (153 юноши и 437 девушек). Им предлагалось оценить важность потенциальных целей образования и высказать мнение о влиянии занятий ФК на их достижение.
Для студентов важнее всего цели личностного развития(выработать уверенность во взаимоотношениях с людьми; обеспечить умение хорошо говорить и легко выражать свои мысли; стимулировать способность иметь собственное мнение и т.п.), положительный эмоциональный настрой(сделать, чтобы занятия всегда приносили удовольствие; учебу интересной, полезной и увлекательной, чтобы хотелось продолжать учиться и после окончания учебного заведения; создать условия для приятного проведения времени вне занятий и т.п.) и совершенствование своего телесного «Я»(знания, необходимые для корректировки фигуры; сформировать хорошую осанку; обрести ловкость в движениях и т.п.).
Учет выявленных ценностных ориентаций студентов и пересмотр содержания учебного предмета «Физическая культура» с точки зрения представления в нем знаний, способов деятельности по образцу, формирования опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношенийсможет существенным образом изменить отношение студентов к этому предмету в лучшую сторону.