Ii. технология разработки и структура рабочей программы
ПОЛОЖЕНИЕ
О рабочей программе по предмету (курсу) ГБОУ СОШ №1420
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1.Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» ст.32, п.2.7., Типовым положением об общеобразовательном учреждении, федеральным государственным образовательным стандартом, Уставом ГБОУ СОШ № 1420 регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ педагогов.
1.2. Рабочая программа по предмету (курсу) - нормативно-правовой документ школы, обязательный для выполнения в полном объёме, предназначенный для реализации государственных стандартов, обеспечивающий достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы по конкретному предмету (курсу) учебного плана школы, составленный с учетом особенностей школы, обозначенных в основной образовательной программе.
1.3. Рабочая программа является компонентом основных образовательных программ школы, средством фиксации содержания образования на уровне учебных предметов, элективных, факультативных, дополнительных образовательных курсов для обучающихся.
II. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ И СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
2.1.Рабочая программа составляется группой учителей-предметников (либо одним учителем), педагогом дополнительного образования по определенному учебному предмету (курсу). Рабочая программа учебного предмета (курса) может быть единой для всех работающих в данной школе учителей или индивидуальной.
2.2.Рабочие программы составляются на основе:
- примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования, авторских программ кучебникам, входящим в федеральный перечень, рекомендованных Минобразования РФ к использованию в образовательном процессе;
- примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования и материалам авторского учебно-методического комплекса (при отсутствии соответствующих авторских программ к линии учебников, имеющихся в федеральном перечне);
- если примерная, авторская программы и соответствующий учебно-методический комплект отсутствуют, рабочая программа составляется на основе учебной литературы (для рабочих программ по элективным, факультативным и дополнительным образовательным курсам учебного плана);
- требований к результатам освоения основной образовательной программы;
- требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного образовательного стандарта;
- программы формирования универсальных учебных действий;
- учебного плана ГБОУ СОШ №1420 и настоящего Положения.
Рабочая программа может отличаться от вышеназванных программ не более чем на 20 %, обоснование изменений приводится в пояснительной записке. Вносимые изменения согласовываются с руководителем соответствующего методического объединения, заместителем директора по учебно-воспитательной работе, утверждаются директором школы.
Рабочая программа учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) является основой для создания учителем календарно-тематического планирования учебного курса. При этом, при составлении календарно-тематического планирования педагог с учетом особенностей, возможностей обучающихся конкретного класса может вносить изменения в распределение часов на прохождение тем, разделов и порядок их прохождения, не более, чем на 15% с обоснованием изменений.
2.3. Рабочая программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС (см. приложение 1) имеет следующую структуру:
- титульный лист;
- пояснительная записка;
- общая характеристика учебного предмета, курса;
- описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
- описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета (для рабочих программ начального образования);
- личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
- содержание учебного предмета, курса;
- тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
- описание материально-технического обеспечения образовательного процесса;
- планируемые результаты изучения учебного предмета (курса) (для рабочих программ основного образования);
- система педагогической диагностики;
- учебно-методическое обеспечение;
- календарно-тематическое планирование;
- приложения к программе:
- темы проектных, исследовательских работ;
- ИКТ сопровождение программы;
- др.
2.3.1. Титульный лист содержит:
- название образовательного учреждения;
- гриф рассмотрения и утверждения программы;
- название образовательного предмета (курса), для изучения которого написана программа;
- указание ступени обучения;
- фамилию, имя и отчество разработчиков программы, квалификационную категорию;
- год составления программы.
2.3.2. В пояснительной записке указывается:
- основания разработки программы, название, автор примерной предметной учебной программы, на основе которой разработана данная рабочая программа,
- цели и задачи с учетом специфики учебного предмета, курса;
- краткая характеристика сущности данного предмета, его функции, специфика и значение для решения целей и задач образования;
- изменения, внесенные в примерную (авторскую) учебную программу, календарное планирование и их обоснование.
2.3.3. В разделе «Общая характеристика учебного предмета, курса» указывается:
- общая характеристика процесса изучения предмета (курса): технологии (методы, формы и средства обучения);
- логические связи данной дисциплины с остальными дисциплинами (разделами дисциплины), т.е. межпредметные и внутрипредметные связи;
- основные содержательные линии;
- другая информация, раскрывающая особенности учебного курса (предмета)
2.3.4. В описании места учебного предмета, курса в учебном плане указывается:
- в какую образовательную область входит данный учебный предмет;
- количество часов, отведенное в учебном плане на изучение данного предмета, курса.
2.3.5. В описании ценностных ориентиров содержания учебного предмета отражается система ценностей (общекультурных, социальных и т.п.) формируемых средствами и содержанием данного предмета.
2.3.6. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курс
2.3.7. Содержание учебного предмета, курса.
При описании содержания тем рабочей программы устанавливается следующая последовательность изложения:
- название темы (раздела);
- содержание учебной темы (раздела).
Изложение учебного материала в заданной последовательности предусматривает конкретизацию всех дидактических единиц содержания.
2.3.8. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся оформляется в виде таблицы и содержит:
- перечень разделов и тем, последовательность их изучения;
- количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы;
- вид занятий: теоретические или практические (при необходимости в отдельных курсах).
- перечень основных видов учебной деятельности обучающихся при изучении данной темы.
2.3.9. В описание материально-технического обеспечения образовательного процесса приводится перечень оборудования, необходимого (имеющегося) для реализации данной рабочей программы.
2.3.10. Планируемые результаты изучения учебного предмета (курса) (для рабочих программ основного образования) представляют собой описание целей-результатов обучения, выраженных в действиях учащихся и реально опознаваемых с помощью диагностических инструментов. Перечень результатов обучения включает специальные предметные знания, компетенции и способы деятельности, которые должны соответствовать требованиям, сформулированным в государственном образовательном стандарте, основной образовательной программе школы.
2.3.11. Система диагностики. В данном разделе конкретизируются формы контроля освоения содержания программы обучающимися, посредством описания обязательного минимума диагностического инструментария (контрольные работы, зачёты, диктанты, сочинения, тесты и др.), предусмотренные Положением о текущем контроле и оценке, а также периодичность их проведения.
2.3.12. Учебно-методическое обеспечение включает в себя перечень учебно-методических средств обучения. Данный перечень содержит основную и дополнительную учебную литературу (учебники, учебные пособия, сборники упражнений и задач, контрольных заданий, тестов, практических работ и лабораторных практикумов, хрестоматии); справочные пособия (словари, справочники); наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы), перечень компакт-дисков, видеокассет, аудиокассет и т.п. Список литература оформляется в соответствии с ГОСТ, элементы описания каждого учебно-методического средства должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию.
2.3.13. Календарно-тематическое планирование (КТП) составляется на основе годового учебного календарного графика, для конкретного класса на один учебный год. В пояснении к КТП указываются особенности класса. Инвариантной частью календарно-тематического планирования являются разделы: номер урока, планируемая и фактическая даты проведения уроков, тема урока, формируемые понятия (знания, умения). Календарно-тематический план согласовывается с заместителем директора по учебной работе не позднее 31 августа текущего года.
Рекомендуемая структура календарно-тематического планирования:
№ урока п/п | Дата проведения урока | Тема урока | Тип урока | Планируемые виды деятельности | Планируемые результаты | |
планируемая | фактическая | |||||
2.3.14. Приложения к программе
- примерные темы проектных, исследовательских общеклассных, групповых и индивидуальных работ;
- цифровые образовательные ресурсы, интернет ресурсы;
- тексты контрольных работ;
- методические рекомендации и др.