Рекомендации к оценке знаний и умений учащихся. Знания и умения учащихся оцениваются с учетом программных требовании к предмету на основе ответов на уроках

Знания и умения учащихся оцениваются с учетом программных требовании к предмету на основе ответов на уроках, экскурсиях, практических занятиях.

Отметка «5» ставится, если ученик полно, правильно, логично излагает учебный материал, опираясь на непосредственные наблюдения в природе. Учитывается также усвоение природоведческой лексики.

Отметка «4» ставится, если ответ ученика в основном соответствует вышеизложенным требованиям (см. требования к отметке «5»), но в ответе имеются одна-две неточности или пропуски в изложении фактического материала, которые исправляются наводя­щими вопросами учителя.

Отметка «3» ставится, если ученик излагает знания по наводящим вопросам учителя, или допускает две-три фактические ошиб­ки, либо, излагая учебный материал, не использует в ответе наблюдения в природе.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание или непонимание большей части учебного материала, причем наводящие вопросы не оказывают результативного влияния на качество ответа.

Отметка «1» ставится, когда обнаруживается полное незнание и непонимание учебного материала.

Отметка может быть выставлена за конкретную практическую работу в классе и на местности (за работу на Экскурсии на гео­графической площадке, на учебно-опытном участке). При этом учи­тывается последовательность, тщательность выполнения работы степень самостоятельности ученика, правильность полученных выводов.

Не реже, чем один раз в месяц, оценивается работа учащихся с «Дневником наблюдений». Обращается внимание на самостоятельность, своевременность, полноту наблюдений и правильность их фиксации.

При выведении итоговой отметки за учебную четверть или год учитывается, насколько ученик овладел знаниями и умениями в соответствии с программными требованиями. При этом учитываются отметки за ответы, ведение «Дневника наблюдений» ипрак­тическую деятельность.

РИТМИКА

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основной контингент школ для детей с тяжелыми нарушения­ми речи — это дети, страдающие алалией, дислалией, дизартрией, риколалией, афазией. Для большинства из них характерна моторная недостаточность. Учитывая эти особенности детей, учитель ритмики решает специфические задачи: научить детей вдадеть основными движениями, управлять мышечным тонусом, владеть темпом, устойчивостью при выполнении движений, координировать их в связи с изменением музыки, научить движениями отражать характер, динамику, ритм произведений, используя упражнения на воспитание и развитие внимания, воли, научить детей включаться в любое упражнение по сигналу. Проведение упражнений в опре­деленной системе способствует успешной коррекции речи у детей и воспитанию их личности.

В связи с особенностями общего развития детей в программу включены специальные разделы пения и слушания музыки: с их помощью расширяется культурный уровень детей, воспитывается у них эстетическое чувство, музыкальный вкус, интерес к музыке, способность воспринимать музыкальное произведение в целом, формируются навыки пения и слушания музыки, развивается эстетический вкус.

Настоящая программа по ритмике построена с учетом опыта

преподавания в школах для детей с тяжелыми нарушениями речи,

а специальных школах для глухих, слепых, слабослышащих детей

и во вспомогательных школах.

В программе представлено несколько разделов, по которым распределен материал. Первый раздел (общеподготовительный) — общеразвивающке упражнения; второй (основной) — музыкаль­но-ритмические движения; третий— пение; четвертый — слушание музыки. Начиная с IV класса в программу включены следующие разделы: первый — пение; второй — слушание музыки; третий — музыкальная грамота.

Весь материал расположен концентрически, с постепенным ус­ложнением упражнений. На каждом уроке используются все виды упражнении.

Основные разделы программы

Общеразвивающие упражнения. Их цель — укреп­ление, развитие и коррекция всего двигательного аппарата.

5-14 129

У детей с тяжелым нарушением речи отмечается нарушение координации движений, наблюдаются явления скованности груженности, плохой осанки и пр. С учетом этих особенностей в программу включены соотвстствующне упражнения: на укрепление мышц плеч, головы, плечевого пояса и верхних конечностей, туловища, нижних конечностей; специальные упражнения для выработки осанки; упражнения на расслабление отдельных мышечных групп. Все они связаны между собой.

В этот раздел в основном входят упражнения из гимнастики. Они проводятся в начале урока, в течение 8—10 минут. Это и оргаинзующий момент урока.

Музыкально-ритмические движения (игры, танцы). В этот раздел входят упражнения, позволяющие научить д тей ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, рсключаться с одного темпа на другой, находить темп в движенщ исходя из музыки, изменять движения в связи с изменениями си­лы звучания, сменой регистров, характером мелодии; передавать движениями содержание и форму данного музыкального произве­дения. В этот раздел входят и упражнения, которые направлены на развитие внимания, ответной двигательной реакции на звуко­вой или словесный сигнал, на развитие памяти. Детям даются за­дания на различение коротких и долгих звуков и умение переда­вать их в движении.

Чувство ритма развивается у детей путем система тчисиого восприятия музыки и усвоения звучащего в ней ритма через дви­жение.

Содержание упражнений разнообразно. При выполнении од­них— дети соревнуются, других — передают действия людей, дви­жение транспорта, повадки животных и пр. Большое место в этом разделе программы отводится упражнениям с предметами (флаж­ками, мячами, обручами).

В I и II классах используются песни-пляски, в которых движения согласуются со словом. Эти песни-пляски учат детей дони­мать и правильно передавать нормальный ритм и темп речи. Применение данных упражнений способствует коррекции речи. В программе приводится перечень песен-плясок для каждого клас­са с учетом возможностей детей. Песни-пляски проводятся и разу­чиваются в определенной последовательности. Вначале идет разу­чивание текста и мотива песни, затем — движений под музыку песни (основное внимание обращается на постановку корпуса, рук, ног), на заключительном этапе слово и движение соединяют воедино.

В программе даны музыкальные игры, которые укрепляют дви­гательный аппарат, мускулатуру, развивают координацию движе­ний, воспитывают ловкость, быстроту реакции, ориентировку в пространстве, развивают фантазию, воображение, наблюдатель­ность, способствуют формированию у детей навыков поведения, положительных черт характера.

На занятиях дети знакомятся с плясовыми движениями, танца

ми. Танцы, как и другие виды движений, вырабатывают осанку, выразительность движений, развивают музыкальный вкус и общую культуру детей. Изучаемые танцы усложняются постепенно от класса к классу.

Учитывая моторные особенности детей с тяжелыми наруше­ниями речи, занятия (развитие движений, заучивание песен, слу­шание музыки, игры и т.д.) необходимо чередовать, чтобы не пе­регружать детей только одним видом работы. Материал должен быть разнообразным и занимательным.

Следует отметить, что работа по развитию движений, разучи­ванию танцев не ограничивается только уроками ритмики. Она продолжается и во внеклассное время на занятиях кружков, при подготовке праздничных утренников.

При составлении плана занятий для того или иного класса учитель ритмики должен учитывать советы и указания врача, пре­подавателя лечебной физкультуры.

Пение имеет большое коррекциоиное значение для детей, с тяжелыми нарушениями речи. Оно способствует развитию музыкальных способностей школьников, совершенствует вокально-хоровые навыки художественного исполнения. Основной задачей обу­чения пению является подведение детей к выразительному и стройному исполнению песен. Для этого необходимо обучать детей певческим навыкам, развивать у них голос и четкую артику­ляцию.

Дети с тяжелыми нарушениями речи не произносят многие звуки, у большинства отсутствует слуховое внимание, координа­ция между голосом и слухом, часть детей пе может воспроизвести голосом сыгранный звук и найти его на слух. Начиная обучать детей пению, следует учитывать эти специфические особенности. Работа над вокально-хоровыми навыками начинается с 1 клас­са и продолжается в течение всех лет обучения.

Обучение начинается с правильной певческой установки: сидеть (или стоять) прямо, отведя плечи назад. Это необходимо для нор­мального развития певческого дыхания, а следовательно, и для правильного, свободного пения.

Певческое дыхание должно быть спокойным, ровным, ненапря­женным (небольшой вдох и экономный выдох). При пении учитель должен обращать внимание на правильность речи детей и четкое произношение звуков (предпочтение следует отдавать песням, текст которых не содержит неправильно произносимых учащимися звуков). Все певческие умения вырабатываются постепенно.

При подборе песен учитывается содержание и текст песни, ее темп, диапазон, длительность фраз. Первые песни и упражнения поются в удобном для большинства детей диапазоне до—ля. Постепенно диапазон расширяется. В программе предлагаются также песни, в которых нет больших интервалов, скачков, труд­ных детям для точного исполнения мелодии. Песни исполняются в медленном и среднем темпе. Они обладают слитностью звучания и доступны детям.

В период всего обучения в школе учащиеся должны петь со средней, умеренной силой звучания, разумно применяя динамические оттенки.

Во время пения не следует заставлять детей петь громко — ведет к форсированию звука. Громкое псине утомляет внимал» детей, их слух.

Для того чтобы научить детей хорошо петь, развить их слух,слуховое внимание, следует практиковать пение без сопровождения инструмента (а капелла) и без поддержки голоса учителя.

Учителям школ союзных республик рекомендуется использо­вать и программе национальный песенный материал.

Работа над песней проходит в несколько этапов. Вначале учи­тель проводит беседу о песне и исполняет ее. Проводится разбор текста разучиваемой песни, и учащиеся заучивают слова наизусть. Затем дети отхлопывают ритмический рисунок песни и одновре­менно произносят слова. Проводится мелодическое разучивание песни, отдельно поется запев, припев, повторяются трудные музы­кальные фразы. И последний этап — работа над выразительным исполнением песни (певуче, громко, задушевно ит. д.).

Слушание музыки имеет большое значение для музы­кально-эстетического воспитания детей. Оно формирует у детей музыкальное восприятие, отзывчивость па музыку, переживание образного содержания музыки.

Музыкальные произведения различного характера развивают музыкальное мышление учащихся, способность к запоминанию му­зыкальных тем, мелодий, постепенно развивая вдетях осознанное восприятие.

Большое значение при слушании музыки имеет музыкальный анализ произведения. Произведение прослушивается дважды для лучшегоэмоционального восприятия. После прослушивания сле­дует перейти к его анализу. Обычно беседу проводит учитель. В доступной для детей форме он должен раскрыть замысел ком­позитора. Следует обратить внимание детей на красивую, вырази­тельную мелодию, на окраску произведения, на его ритм. Анализ произведения обязательно надо проводить при активном участии учеников.

Время, которое отводится па слушание музыки, учитель может распределять по-разному. Например, на одном уроке совсем не проводится слушание музыки, а на другом ему уделяется большое внимание. В начальных классах слушанию музыки отводится на уроке 15—20 мин., в старших — 25—30 мин.

По программе учащиеся младших классов слушают небольшие, но эмоционально выразительные музыкальные произведения раз­личных жанров, специально написанные для детей. В старших классах учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством композито­ров более подробно, Они слушают более сложные произведения, вокально-хоровой, инструментальной и симфонической музыки.

Учащиеся знакомятся с произведениями русских, советских и зарубежных композиторов, с инструментальными произведениями

народного творчества, с произведениями композиторов разных народов. В программу по слушанию музыки в V классе школ для детей с тяжелыми нарушениями речи включены лучшие образцы национального фольклора1.

Музыкальные произведения подобраны с учетом возрастных особенностей детей.

На уроке следует осуществлять дифференцированный подход к детям, учитывая их подготовленность и индивидуальные возмож­ности. Нельзя допускать переутомления учащихся.

С V класса вводится раздел «Музыкальная грамота». К этому периоду у детей, как правило, развивается правильная речь, чет­кое произношение всех звуков, у них значительно расширяется словарный запас, увеличивается понимание слов и возможность пользоваться более сложными конструкциями предложений.

Дети знакомятся с нотной записью, с нотными обозначениями и названиями нот, их длительностью, учатся выделять сильную долю.

Для развития ритмического слуха полезно проводить прохлопывание ритма знакомых мелодий. Дети поют упражнения в удоб­ном диапазоне, на нескольких звуках с их названиями.

На основе развития слуха с помощью полученных по музыкаль­ной грамоте знаний учащиеся овладевают элементарными навыка­ми пении по нотам.

Учитель должен постоянно связывать полученные по музы­кальной грамоте знания с собственным пением детей, со слуша­нием и разбором музыкальных произведений.

Уроки ритмики посещают все дети. Занимаются они в спортив­ной форме.

Для проведения уроков ритмики в школе должны быть созда­ны необходимые условия. Уроки следует проводить в зале, где имеется: настроенный музыкальный инструмент для учителя, про­игрыватель с набором пластинок, магнитофон, стулья, которые по высоте и размерам соответствуют возрасту детей, шкаф (1 — 2) для нот и необходимой специальной литературы, доска, учебные музыкальные таблицы, раздаточный материал. В зале должны быть разноцветные флажки, ленточки, платочки, обручи, гимнасти­ческие палки, мячи разных размеров, металлофоны, гусли, погре­мушки, бубны, барабаны, треугольники, картины, которые исполь­зуются при проведении уроков.

Учителю рекомендуется широко использовать на уроках рит­мики различные технические средства: проигрыватель, магнито­фон, телевизор.

Знания н навыки, приобретенные учащимися в школе, помогут воспринимать и понимать новые музыкальные произведения, с ко­торыми учащиеся встретятся в будущем.

В каждой союзкой республике соответствующие образцы национального фольклора подбираются учителем.

ПРОГРАММА

Наши рекомендации