Рекомендации к оценке знаний и умений учащихся. Знания и умения учащихся оцениваются с учетом программных требовании к предмету на основе ответов на уроках
Знания и умения учащихся оцениваются с учетом программных требовании к предмету на основе ответов на уроках, экскурсиях, практических занятиях.
Отметка «5» ставится, если ученик полно, правильно, логично излагает учебный материал, опираясь на непосредственные наблюдения в природе. Учитывается также усвоение природоведческой лексики.
Отметка «4» ставится, если ответ ученика в основном соответствует вышеизложенным требованиям (см. требования к отметке «5»), но в ответе имеются одна-две неточности или пропуски в изложении фактического материала, которые исправляются наводящими вопросами учителя.
Отметка «3» ставится, если ученик излагает знания по наводящим вопросам учителя, или допускает две-три фактические ошибки, либо, излагая учебный материал, не использует в ответе наблюдения в природе.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание или непонимание большей части учебного материала, причем наводящие вопросы не оказывают результативного влияния на качество ответа.
Отметка «1» ставится, когда обнаруживается полное незнание и непонимание учебного материала.
Отметка может быть выставлена за конкретную практическую работу в классе и на местности (за работу на Экскурсии на географической площадке, на учебно-опытном участке). При этом учитывается последовательность, тщательность выполнения работы степень самостоятельности ученика, правильность полученных выводов.
Не реже, чем один раз в месяц, оценивается работа учащихся с «Дневником наблюдений». Обращается внимание на самостоятельность, своевременность, полноту наблюдений и правильность их фиксации.
При выведении итоговой отметки за учебную четверть или год учитывается, насколько ученик овладел знаниями и умениями в соответствии с программными требованиями. При этом учитываются отметки за ответы, ведение «Дневника наблюдений» ипрактическую деятельность.
РИТМИКА
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основной контингент школ для детей с тяжелыми нарушениями речи — это дети, страдающие алалией, дислалией, дизартрией, риколалией, афазией. Для большинства из них характерна моторная недостаточность. Учитывая эти особенности детей, учитель ритмики решает специфические задачи: научить детей вдадеть основными движениями, управлять мышечным тонусом, владеть темпом, устойчивостью при выполнении движений, координировать их в связи с изменением музыки, научить движениями отражать характер, динамику, ритм произведений, используя упражнения на воспитание и развитие внимания, воли, научить детей включаться в любое упражнение по сигналу. Проведение упражнений в определенной системе способствует успешной коррекции речи у детей и воспитанию их личности.
В связи с особенностями общего развития детей в программу включены специальные разделы пения и слушания музыки: с их помощью расширяется культурный уровень детей, воспитывается у них эстетическое чувство, музыкальный вкус, интерес к музыке, способность воспринимать музыкальное произведение в целом, формируются навыки пения и слушания музыки, развивается эстетический вкус.
Настоящая программа по ритмике построена с учетом опыта
преподавания в школах для детей с тяжелыми нарушениями речи,
а специальных школах для глухих, слепых, слабослышащих детей
и во вспомогательных школах.
В программе представлено несколько разделов, по которым распределен материал. Первый раздел (общеподготовительный) — общеразвивающке упражнения; второй (основной) — музыкально-ритмические движения; третий— пение; четвертый — слушание музыки. Начиная с IV класса в программу включены следующие разделы: первый — пение; второй — слушание музыки; третий — музыкальная грамота.
Весь материал расположен концентрически, с постепенным усложнением упражнений. На каждом уроке используются все виды упражнении.
Основные разделы программы
Общеразвивающие упражнения. Их цель — укрепление, развитие и коррекция всего двигательного аппарата.
5-14 129
У детей с тяжелым нарушением речи отмечается нарушение координации движений, наблюдаются явления скованности груженности, плохой осанки и пр. С учетом этих особенностей в программу включены соотвстствующне упражнения: на укрепление мышц плеч, головы, плечевого пояса и верхних конечностей, туловища, нижних конечностей; специальные упражнения для выработки осанки; упражнения на расслабление отдельных мышечных групп. Все они связаны между собой.
В этот раздел в основном входят упражнения из гимнастики. Они проводятся в начале урока, в течение 8—10 минут. Это и оргаинзующий момент урока.
Музыкально-ритмические движения (игры, танцы). В этот раздел входят упражнения, позволяющие научить д тей ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, рсключаться с одного темпа на другой, находить темп в движенщ исходя из музыки, изменять движения в связи с изменениями силы звучания, сменой регистров, характером мелодии; передавать движениями содержание и форму данного музыкального произведения. В этот раздел входят и упражнения, которые направлены на развитие внимания, ответной двигательной реакции на звуковой или словесный сигнал, на развитие памяти. Детям даются задания на различение коротких и долгих звуков и умение передавать их в движении.
Чувство ритма развивается у детей путем система тчисиого восприятия музыки и усвоения звучащего в ней ритма через движение.
Содержание упражнений разнообразно. При выполнении одних— дети соревнуются, других — передают действия людей, движение транспорта, повадки животных и пр. Большое место в этом разделе программы отводится упражнениям с предметами (флажками, мячами, обручами).
В I и II классах используются песни-пляски, в которых движения согласуются со словом. Эти песни-пляски учат детей донимать и правильно передавать нормальный ритм и темп речи. Применение данных упражнений способствует коррекции речи. В программе приводится перечень песен-плясок для каждого класса с учетом возможностей детей. Песни-пляски проводятся и разучиваются в определенной последовательности. Вначале идет разучивание текста и мотива песни, затем — движений под музыку песни (основное внимание обращается на постановку корпуса, рук, ног), на заключительном этапе слово и движение соединяют воедино.
В программе даны музыкальные игры, которые укрепляют двигательный аппарат, мускулатуру, развивают координацию движений, воспитывают ловкость, быстроту реакции, ориентировку в пространстве, развивают фантазию, воображение, наблюдательность, способствуют формированию у детей навыков поведения, положительных черт характера.
На занятиях дети знакомятся с плясовыми движениями, танца
ми. Танцы, как и другие виды движений, вырабатывают осанку, выразительность движений, развивают музыкальный вкус и общую культуру детей. Изучаемые танцы усложняются постепенно от класса к классу.
Учитывая моторные особенности детей с тяжелыми нарушениями речи, занятия (развитие движений, заучивание песен, слушание музыки, игры и т.д.) необходимо чередовать, чтобы не перегружать детей только одним видом работы. Материал должен быть разнообразным и занимательным.
Следует отметить, что работа по развитию движений, разучиванию танцев не ограничивается только уроками ритмики. Она продолжается и во внеклассное время на занятиях кружков, при подготовке праздничных утренников.
При составлении плана занятий для того или иного класса учитель ритмики должен учитывать советы и указания врача, преподавателя лечебной физкультуры.
Пение имеет большое коррекциоиное значение для детей, с тяжелыми нарушениями речи. Оно способствует развитию музыкальных способностей школьников, совершенствует вокально-хоровые навыки художественного исполнения. Основной задачей обучения пению является подведение детей к выразительному и стройному исполнению песен. Для этого необходимо обучать детей певческим навыкам, развивать у них голос и четкую артикуляцию.
Дети с тяжелыми нарушениями речи не произносят многие звуки, у большинства отсутствует слуховое внимание, координация между голосом и слухом, часть детей пе может воспроизвести голосом сыгранный звук и найти его на слух. Начиная обучать детей пению, следует учитывать эти специфические особенности. Работа над вокально-хоровыми навыками начинается с 1 класса и продолжается в течение всех лет обучения.
Обучение начинается с правильной певческой установки: сидеть (или стоять) прямо, отведя плечи назад. Это необходимо для нормального развития певческого дыхания, а следовательно, и для правильного, свободного пения.
Певческое дыхание должно быть спокойным, ровным, ненапряженным (небольшой вдох и экономный выдох). При пении учитель должен обращать внимание на правильность речи детей и четкое произношение звуков (предпочтение следует отдавать песням, текст которых не содержит неправильно произносимых учащимися звуков). Все певческие умения вырабатываются постепенно.
При подборе песен учитывается содержание и текст песни, ее темп, диапазон, длительность фраз. Первые песни и упражнения поются в удобном для большинства детей диапазоне до—ля. Постепенно диапазон расширяется. В программе предлагаются также песни, в которых нет больших интервалов, скачков, трудных детям для точного исполнения мелодии. Песни исполняются в медленном и среднем темпе. Они обладают слитностью звучания и доступны детям.
В период всего обучения в школе учащиеся должны петь со средней, умеренной силой звучания, разумно применяя динамические оттенки.
Во время пения не следует заставлять детей петь громко — ведет к форсированию звука. Громкое псине утомляет внимал» детей, их слух.
Для того чтобы научить детей хорошо петь, развить их слух,слуховое внимание, следует практиковать пение без сопровождения инструмента (а капелла) и без поддержки голоса учителя.
Учителям школ союзных республик рекомендуется использовать и программе национальный песенный материал.
Работа над песней проходит в несколько этапов. Вначале учитель проводит беседу о песне и исполняет ее. Проводится разбор текста разучиваемой песни, и учащиеся заучивают слова наизусть. Затем дети отхлопывают ритмический рисунок песни и одновременно произносят слова. Проводится мелодическое разучивание песни, отдельно поется запев, припев, повторяются трудные музыкальные фразы. И последний этап — работа над выразительным исполнением песни (певуче, громко, задушевно ит. д.).
Слушание музыки имеет большое значение для музыкально-эстетического воспитания детей. Оно формирует у детей музыкальное восприятие, отзывчивость па музыку, переживание образного содержания музыки.
Музыкальные произведения различного характера развивают музыкальное мышление учащихся, способность к запоминанию музыкальных тем, мелодий, постепенно развивая вдетях осознанное восприятие.
Большое значение при слушании музыки имеет музыкальный анализ произведения. Произведение прослушивается дважды для лучшегоэмоционального восприятия. После прослушивания следует перейти к его анализу. Обычно беседу проводит учитель. В доступной для детей форме он должен раскрыть замысел композитора. Следует обратить внимание детей на красивую, выразительную мелодию, на окраску произведения, на его ритм. Анализ произведения обязательно надо проводить при активном участии учеников.
Время, которое отводится па слушание музыки, учитель может распределять по-разному. Например, на одном уроке совсем не проводится слушание музыки, а на другом ему уделяется большое внимание. В начальных классах слушанию музыки отводится на уроке 15—20 мин., в старших — 25—30 мин.
По программе учащиеся младших классов слушают небольшие, но эмоционально выразительные музыкальные произведения различных жанров, специально написанные для детей. В старших классах учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством композиторов более подробно, Они слушают более сложные произведения, вокально-хоровой, инструментальной и симфонической музыки.
Учащиеся знакомятся с произведениями русских, советских и зарубежных композиторов, с инструментальными произведениями
народного творчества, с произведениями композиторов разных народов. В программу по слушанию музыки в V классе школ для детей с тяжелыми нарушениями речи включены лучшие образцы национального фольклора1.
Музыкальные произведения подобраны с учетом возрастных особенностей детей.
На уроке следует осуществлять дифференцированный подход к детям, учитывая их подготовленность и индивидуальные возможности. Нельзя допускать переутомления учащихся.
С V класса вводится раздел «Музыкальная грамота». К этому периоду у детей, как правило, развивается правильная речь, четкое произношение всех звуков, у них значительно расширяется словарный запас, увеличивается понимание слов и возможность пользоваться более сложными конструкциями предложений.
Дети знакомятся с нотной записью, с нотными обозначениями и названиями нот, их длительностью, учатся выделять сильную долю.
Для развития ритмического слуха полезно проводить прохлопывание ритма знакомых мелодий. Дети поют упражнения в удобном диапазоне, на нескольких звуках с их названиями.
На основе развития слуха с помощью полученных по музыкальной грамоте знаний учащиеся овладевают элементарными навыками пении по нотам.
Учитель должен постоянно связывать полученные по музыкальной грамоте знания с собственным пением детей, со слушанием и разбором музыкальных произведений.
Уроки ритмики посещают все дети. Занимаются они в спортивной форме.
Для проведения уроков ритмики в школе должны быть созданы необходимые условия. Уроки следует проводить в зале, где имеется: настроенный музыкальный инструмент для учителя, проигрыватель с набором пластинок, магнитофон, стулья, которые по высоте и размерам соответствуют возрасту детей, шкаф (1 — 2) для нот и необходимой специальной литературы, доска, учебные музыкальные таблицы, раздаточный материал. В зале должны быть разноцветные флажки, ленточки, платочки, обручи, гимнастические палки, мячи разных размеров, металлофоны, гусли, погремушки, бубны, барабаны, треугольники, картины, которые используются при проведении уроков.
Учителю рекомендуется широко использовать на уроках ритмики различные технические средства: проигрыватель, магнитофон, телевизор.
Знания н навыки, приобретенные учащимися в школе, помогут воспринимать и понимать новые музыкальные произведения, с которыми учащиеся встретятся в будущем.
В каждой союзкой республике соответствующие образцы национального фольклора подбираются учителем.
ПРОГРАММА