Знаний, умений, навыков учащихся
1. Определение понятий проверка, оценка, отметка.
2. Функции проверки и оценки знаний.
3. Виды проверки знаний.
4. Формы проверки знаний.
5. Дидактические требования к проверке и оценке знаний.
Проверка – действия с целью контроля деятельности или её результата.
Оценка – суждение о какой-либо деятельности и её результатах.
Виды оценки:
· Эмоциональное отношение (слово, жест, мимика)
· Оценочное суждение (не только положительное или отрицательное отношение, но и измерение результатов работы с точки зрения полноты и качества её выполнения)
· Отметка (результат оценочного суждения, выраженный в баллах или каких-либо символах)
Все эти понятия взаимосвязаны. Оценка это следствие проверки, выраженное с помощью отметки.
Функции проверки и оценки знаний.
1. Контролирующая (позволяет следить за ходом учебного процесса в стране, его эффективностью, разрабатывать новое содержание, формы и методы обучения; позволяет учителю судить об эффективности своей работы, корректировать её, позволяет ученику судить о своих знаниях)
2. Обучающая (учитель в ходе проверки знаний дополняет знания детей, объясняет плохо усвоенный материал, дает дополнительные сведения; ученик во время ответа повторяет, осмысливает, закрепляет, систематизирует необходимый материал)
3. Воспитывающая (помогает в работе по воспитанию волевых качеств, формирует отношение к учебе)
4. Развивающая (помогает развивать память, мышление, внимание, воображение, речь)
5. Коммуникативная (учит общению)
Виды проверки знаний.
1. Предварительная (позволяет выявить, насколько дети готовы к изучению нового материала)
2. Текущая (позволяет проследить за тем, как осуществляется процесс овладения новыми знаниями)
3. Периодическая (позволяет выявить, в какой мере тот или иной раздел школьники изучили и какие при этом проблемы обнаружены)
4. Итоговая (позволяет выявить результаты обучения за большой период, проверка качества приобретенных знаний)
Формы проверки знаний.
Форма проверки | Основные функции | Требования |
1. Индивидуальный опрос (вызов ученика для развернутого ответа на оценку) 2. Фронтальный опрос (опрос многих учащихся для ответа на небольшие по объему вопросы) | - позволяет проверить знания, понимание материала, учит убеждать, доказывать, содействует закреплению - позволяет выявить опорные знания, закрепить их, в короткий срок проверить многих учащихся. | -вопросы должны быть ориентированны на развитие мышления -аргументированная речь -владение методикой беседы |
3. Комбинированный опрос (одновременный вызов для индивидуального ответа нескольких учащихся и фронтальная работа с классом) 4. Взаимоконтроль (учащиеся проверяют работы или оценивают ответы друг друга) 5. Самоконтроль (оценка своего ответа, работы) 6. Программированный опрос 7. Поурочный балл 8.Проверка письменных работ | - позволяет проверить знания большого количества учащихся - активизирует знания детей - учит общаться - формирует умения, необходимые для самообразования, позволяет закрепить знания, дает представление о своих знаниях. - позволяет проверить большое количество учащихся, экономит время - позволяет объективно оценить деятельность учащихся, активизирует их - позволяет оценить и скорректировать учебный процесс | -четкая организация работы класса -четкий инструктаж, знание материала учениками, критериев оценки _____//_______//________// -составление программ, вопросов, тестов. -четкий инструктаж -правильно организованное наблюдение -знание норм оценки, умение анализировать ошибки |
По способу организации: устная проверка и письменная проверка