II. Комбинаторные изменения

1. Ассимиляция

[сαф’с’э΄м ]

< в’>→<в’с’>]— фонема < в’> в положении перед мягким согласным смягчается, происходит частичная регрессивная ассимиляция по мягкости.

2. Аккомодация

[дαрóгъ]

<р>→[ро] в положении перед лабиализованным гласным реализуется в огубленном звуке происходит регрессивная аккомодация по положению губ..

3. Диссимиляция: примеров нет.

4. Упрощение групп согласных: примеров нет.

II. Комбинаторные изменения - student2.ru Задание 3. Произвестифонетико-фонематический анализ звуков и фонем в одном слове (подчеркнуто красном) по следующему плану:

I. Фонетическая характеристика

1. Описать физиолого-акустические свойства звука.

2. Описать фонетическую позицию звука.

II. Фонематическая характеристика

1. Определить, сильной или слабой является данная позиция для фонемы (привести доказательства).

1. Если позиция слабая, охарактеризовать слабую фонему как функциональный вариант сильной фонемы для этого:

а) определить, в состав какой морфемы входит слабая фонема;

б) привести ее к сильному виду в составе той же самой морфемы.

Примечание:

1. Задание 3 может быть выполнено лишь после того, как будут уяснены основные понятия темы "Фонетика" (звук и фонема, дифференциальные признаки фонемы, позиция фонемы, физиолого-акустические свойства звука и др.) по лекциям и учебникам.

2. При описании фонетической позиции гласного учитывается: а) его положение по отношению к ударению; б) положение по отношению к абсолютному началу фонетического слова или характер (твердость-мягкость) предшествующего согласного.

При описании фонетической позиции согласного учитывается: а) его положение по отношению к концу фонетического слова; б) характер последующего звука, то есть перед каким сонорным, звонким, глухим или гласным он стоит.

3. У согласных фонем позицию характеризуем только по признаку звонкости-глухости. У фонем, не имеющих парных по данному признаку (все сонорные, а также Ц, Ч, X), позиция не определяется.

4. Если фонема входит в состав флексии, необходимо определить грамматическое значение этой флексии и привести слабую фонему к сильному виду во флексии с тем же грамматическим значением.

Образцы анализа

II. Комбинаторные изменения - student2.ru [с’иэдóи]

[с’]-I.1. Звук согласный: а) шумный, глухой, т.к. состоит только из шума;

б) переднеязычный зубной, т.к. препятствие образуется между передней частью спинки языка и верхними зубами;

в) щелевой (фрикативный), т.к. препятствие между активным и пассивным органами речи образуется в виде щели;

г) палатализованный, т.к. образуется с дополнительной артикуляцией средней части спинки языка к твердому небу;

д) чистый, т.к. носовая полость в его образовании не участвует.

2. Звук стоит перед гласным.

II. Для фонемы эта позиция является сильной, т.к. в этой позиции парные по звонкости – глухости фонемы <с’> и <з’> противопоставляются, т.е. различаются на слух: [с’эт] – [з’эф].

э] –I.1. Звук гласный, а) т.к. состоит из тона;

б) верхне-среднего подъема, т.к. спинка языка занимает промежуточное положение между верхним и средним подъемом;

в) переднего ряда, т.к. язык выдвинут вперед и приподнята передняя часть спинки языка;

г) звук нелабиализованный, т.к. губы не принимают активного участия в его образовании.

2. Звук находится в первой предударной позиции после мягкого согласного.

II. Для фонемы эта позиция является слабой, т.к. гласные фонемы <э>, <а>, <о> в этой позиции не противопоставляются, то есть не различаются на слух: [с’иэдóи] - [с’иэ б’э]

Приведем слабую фонему к сильному виду: 1) определим, состав какой морфемы она входит: фонема входит в состав корня; 2) приведем ее к сильному виду в корне с тем же лексическим значением, определим, функциональным вариантом какой сильной фонемы она является: [сэт].

э] – функциональный вариант <э>.

[д] –I.1. Звук согласный: а) шумный, звонкий, т.к. состоит из шума и тона, но шум преобладает над тоном.

б) переднеязычный, зубной, т.к. препятствие образуется между передней частью спинки языка и верхними зубами;

в) звук смычно-взрывной, т.к. смычка между передней частью спинки языка и зубами преодолевается взрывом;

г) звук веляризованный, т.к. образуется без дополнительной артикуляцией средней части спинки языка к твердому небу;

д) звук чистый, т.к. носовая полость в его образовании участия не принимает.

2. Звук стоит перед гласным.

II. Для фонемы эта позиция является сильной, т.к. парные по звонкости – глухости фонемы <д> и <т> в этой позиции противопоставляются, то есть различаются на слух: [с’иэдóи] - [том].

[о] –I.1. Звук гласный, а) т.к. состоит из тона;

б) среднего подъема, т.к. спинка языка по вертикали занимает среднее положение;

в) заднего ряда, т.к. язык по горизонтали отодвинут назад и приподнята задняя часть спинки языка

г) звук лабиализованный, т.к. принимают активное участие в его образовании.

II. Для фонемы эта позиция является сильной , т.к. гласные фонемы <а> и <о> в этой позиции противопоставляются, то есть различаются на слух: [с’иэдóи] - [дом]

II. Комбинаторные изменения - student2.ru [и] - I.1. Звук согласный: а) шумный, сонорный, т.к. состоит из шума и тона, но тон преобладает над шумом.

- звук среднеязычный, нёбный, т.к. препятствие образуется между средней частью спинки языка и твердым нёбом;

- звук щелевой, т.к. препятствие образуется в виде щели, через которую с шумом проходит воздушная струя;

г) палатальный, т.к. артикуляция средней части спинки языка к твердому небу является для него основной;

д) чистый, т.к. носовая полость в его образовании не участвует.

2. Звук стоит в конце фонетического слова.

II. Для фонемы позиция не определяется, т.к. она не имеет парной по звонкости-глухости.

[1] У существительных женского и среднего рода это различие обнаруживается только во множественном числе.

Наши рекомендации