Развитие философско-антропологических идей в образовании
Педагогическая система Ушинского К. Д.
Ушинский Константин Дмитриевич (1824-1870) - выдающийся российский педагог-теоретик и практик.
Обосновывая свой взгляд на воспитание, образование, Ушинский исходит из положения, что «если мы хотим воспитать человека во всех отношениях, мы должны его и знать во всех отношениях». Он показал, что «знать человека во всех отношениях» — это изучить его физические и психические особенности.
Цель воспитания, по Ушинскому К. Д., — это формирование активной и
творческой личности, подготовка человека к физическому и умственному труду как высшей форме человеческой деятельности, воспитание совершенного человека.
Ушинский К. Д. считал, что в воспитании и обучении надо придерживаться определенных принципов:
1. Обучение должно строиться с учетом возрастных и психологических
особенностей развития ребенка. Оно должно быть посильным и последовательным.
2. Обучение должно строиться на основе принципа наглядности.
3. Ход обучения от конкретного к абстрактному, отвлеченному, от представлений к мысли — естественен и основывается на ясных психологических законах человеческой природы.
4. Обучение должно развивать умственные силы и способности учеников, а также давать необходимые в жизни знания.
5. Следуя принципу развивающего обучения, он протестовал против разделения функций воспитания и обучения, указывая на единство этих двух начал в
формировании гармонично развитой личности.
6. Выделял два фактора воспитательного воздействия на ребенка — семья и личность учителя.
7. Применительно к России выделил три принципа воспитания: народность, христианская духовность и наука.
Гессен Сергей Иосифович(1887–1950) - философ, ученый, педагог. Основной труд -
«Основы педагогики» (с характерным подзаголовком «Введение в прикладную философию») (1923) признан сейчас одним из лучших в XX столетии.
Основная идея Гессена – о культурологической функции образования, приобщающего человека к ценностям культуры во всем массиве, превращающего природного человека в «культурного».
Щедровицкий Георгий Петрович (1929- 1994) философ, методолог. Он создал
оригинальную философскую концепцию системомыследеятельную (СМД) методологию.
Методология – это особая деятельность по разрешению проблемных ситуаций, ориентированная на план, проект, программу, получение ранее неизвестного продукта. В методологии синтезируются в единое целое самые разнообразные и разрозненные знания, т. е. используется системный подход.
Щедровицкий считал, что СМД-методология может разрешить любую проблемную ситуацию и был приверженцем системного подхода, который предполагает всесторонний анализ и использование многих наук, и их подчинение методологическим требованиям. В этой связи Щедровицким была разработана оригинальная концепция модели-конфигуратора для синтеза разнородного знания и
его практического использования.
Концепция модели-конфигуратора заключается в том что всякая проблемная ситуация должна быть осмыслена пошагово:
1. Концентрация на реальной предметной ситуации.
2. Описывание ситуации на основании уже существующего разнородного знания.
3. Понимание полученных знаний как проекции реальной проблемной ситуации.
4. На основании первых трех пунктов, получение рационального изображения ситуации, т. е. создание модели-конфигуратора ситуации.
5. Консолидация разнородного знания и преобразование его в однородное.
6. На основе модели-конфигуратора разработка плана-карты будущих действий.
7. Добавление новых знаний к уже существующим для реализации плана-карты.
8. Разрешение проблемной ситуации.
Щедровицкий для реализации СМД-методологии проводил организационно-деятельностные игры (ОДИ). В ОДИ обычно участвовало около
сотни игроков. Участники ОДИ обычно работали в группах из 7-12 человек.
Продолжительность игры дней 10.
В ОДИ выделяются 4 фазы: запуск, кризис, рабочий процесс, выход (окончание). Участники групп пытаются решить предлагаемые проблемные ситуации: делают доклады и сообщения иллюстрации, обмениваются мнениями и т. п. с ведением протоколов заседаний и аудиозаписей для будущего анализа мероприятия.
Таким образом, ОДИ – это интеллектуальное соревнование и олицетворение практического характера СМД-методологии. Щедровицкий с 1979 по 1993 годы организовал и провел 93 игры.
Модули СМД-методологии:
1. Мышление – это работа с абстракциями и идеализациями, кульминирующая в синтезе данных всех тех наук, причастных к проблемной ситуации.
2. Логика схем – это продолжение мышления и его контроль, и переход от абстрактного к конкретному.
3. Языковая игра – это центральное звено СМД. Участники ОДИ спорят друг с другом, дискутируют. Неудачные аргументы отклоняются, а доводы принимаются лишь тогда, когда они согласуются с уже накопленным массивом методологических проектов.
4. Рефлексия («взгляд на себя со стороны») – необходима для выработки личной
позиции, чтобы не быть «как все».
5. Понимание – заключительная стадия познавательного и проективного процесса, наступает при восстановлении ситуации в ее целостности.
В целом, СМД-методология включает в себя мышление, схемотворчество, рефлексию, понимание и достижение цели.