СДВГ – синдром дифицта внимании с гиперактивностью
Функциональные нарушения
Нарушение ___________________ развития, которое характеризуется расстройствами моторики и речи и приводит к нарушению _________________ взаимодействия, является аутизм. Дети, страдающие аутизмом, не желают ____________ друзей. Предпочтение такие дети отдают ____________________, а не играм со сверстниками. У аутистов медленно развивается ______, они часто вместо слов используют жесты и не отвечают на улыбки. Аутизмом приблизительно в __ раза чаще страдают мальчики. Поведенческие характеристики, используемые для описания аутизма:
- Нарушено развитие неречевой и речевой _________. Характерно:
- Отсутствие ______ и жестов. Может отсутствовать и речь;
- Ребенок никогда _____________ собеседнику, не смотрит ему в глаза;
- Речь нормальная, но беседовать с другими ребенок ___________;
- Речь ненормальная по _________________ и форме, то есть ребенок повторяет услышанные где-то фразы, которые не относятся к данной ситуации;
- Речь ненормальная фонетически (проблемы с ___________, ритмом, монотонность речи).
Нарушено развитие социальных навыков. Характерно:
- Дети не желают ___________ и дружить с ровесниками;
- Игнорирование __________ и существование других людей (даже родителей);
- Не делятся с близкими своими проблемами, так как не видят в этом необходимости;
- Никогда не __________ ни мимике, ни жестам других людей или повторяют эти действия неосознанно, никак не связывая их с ситуацией.
Нарушено развитие воображения, что приводит к ограниченному кругу интересов. Характерно:
- Неестественное, нервное, отчужденное поведение;
- Ребенок - аутист проявляет истерики при ______________ окружающей обстановки;
- Предпочтение отдает уединению, играм с самим собой;
- Отсутствует воображение и интерес к воображаемым событиям;
- Тяготит к определенному ___________ и испытывает навязчивое желание постоянно держать его в руках;
- Испытывает требование точно повторять одни и те же действия;
- Концентрирует свое внимание на чем-то одном.
Люди, страдающие аутизмом, отличаются _____________ развитием, что дает им возможность быть талантливыми в какой-то узкой области (музыка, математика). Для аутизма характерно нарушение развития социальных, мыслительных, речевых умений.
Синдром Аспергера является одной из форм аутизма, которая представляет собой ______________ дисфункцию, сказывающуюся на том, как человек воспринимает мир, обрабатывает информацию и относится к другим людям. Аутизм часто описывается как "спектр расстройств", поскольку это состояние затрагивает ____________ по-разному и в различной степени. Синдром Аспергера является в основном скрытой "____________ дисфункцией". Это означает, что нельзя по внешнему виду определить наличие у кого-либо синдрома Аспергера. Люди с данным расстройством испытывают трудности в трех основных областях. К ним относятся:
- социальная ___________
- социальное взаимодействие
- социальное ____________
Их часто называют "триадой нарушений"
Когда мы встречаем людей, мы, как правило, можем сформировать свое мнение о них. По их выражению лица, тону голоса и языка тела мы можем сказать, ____________ ли они, сердиты или печальны, и реагируем соответствующим образом.
Людям с синдромом Аспергера труднее интерпретировать знаки, такие как интонация, мимика, жесты, которые большинство людей воспринимают как должное. Это означает, что им сложнее __________________ и взаимодействовать с другими людьми, что может привести их к сильной тревоге, беспокойству и растерянности.
Хотя есть некоторые сходства с классическим аутизмом, в отличие от него у людей с синдромом Аспергера менее выражены проблемы с __________, и часто они имеют средний или выше среднего интеллект. У них обычно нет сопутствующей неспособности к обучению, связанной с аутизмом, но они все же могут иметь некоторые затруднения в обучении. При правильной поддержке и стимулировании люди с синдромом Аспергера _________ вести полную и независимую жизнь.
Некоторые дети с синдромом Аспергера могут испытывать трудности в играх, в которых нужно _____________, изображать из себя кого-либо. Они могут предпочитать занятия, основанные на логике и системности, такие как математика.
В чём разница между синдромами Каннера и Аспергера? Опыт показывает, что зарубежные доктора чаще диагностируют Аспергера, наши, отечественные — Каннера, и объяснить такую избирательность можно, наверное, только традицией медицины у нас и на Западе. Обычно считается, что при синдроме Аспергера сохраняется __________, для Каннера же характерна умственная _______________________.
К симптомам синдрома Каннера относятся следующие состояния:
ü ребёнок не в состоянии поддерживать _________________ контакт с людьми, родителями и незнакомыми;
ü в его действиях присутствует некий _____________, повторение движений в определённой последовательности;
ü неспособность оценивать обстановку и осознавать опасность или угрозу;
ü так называемая эхолалия — многократное ________________ «лепечущих» звуков, звукоподражание вместо полноценной речи;
ü вспышки _____________ против близких и незнакомцев, вступающих с ним в контакт;
ü потребность переиначивать игры под себя, ______________ правила игры, невозможность играть с другими детьми ввиду игнорирования общих правил и назначение собственных;
ü общение с предметами и наряду с этим __________ от общения с людьми;
ü один из основных симптомов — мутизм (упорное ___________ и игнорирование речи и обращений, направленных лично к нему).
Мутизм наблюдается в течение всей жизни, его симптомы характерны для любого возраста — с раннего детства до зрелых лет. Никакой особой демонстрации молчание не несёт, его нельзя считать умышленным, оно не относится к роду манипуляций с некой целью, например, наказать близких или привлечь внимание. Отказ от речи становится следствием ___________________ в мир собственных переживаний и грёз. Он не связан с неспособностью говорить вообще или с ограниченным набором слов, это не стеснительность, а полное отсутствие побуждения общаться словесно. Добиться реакции с помощью слов от ребёнка с синдромом Каннера и синдромом Аспергера в большинстве случаев невозможно, если его ___________________ в этот момент захлопнулось для внешних связей.
Задержка психического развития (ЗПР)
Задержка психического развития (ЗПР) — это замедление __________ развития психики, которое чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается в нехватке общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, преобладании игровых интересов и неспособности заниматься интеллектуальной деятельностью.
Иногда детей с ЗПР относят к педагогически __________________ детям, у которых отставание в развитии обусловлено только причинами социального характера. Однако это в корне неверно.
В одних случаях на первый план будет выступать _______________ развития эмоциональной сферы (различные виды инфантилизма), а нарушения в интеллектуальной сфере будут выражены не резко. Эмоции таких детей как бы находится на более ранней ступени развития и соответствуют психике ребенка ______________________ возраста: с яркостью и живостью реакции, преобладанием эмоций в поведении, игровых интересов, внушаемости и недостаточной самостоятельности. Эти дети неутомимы в игре, в которой проявляют много творчества и выдумки, и в тоже время быстро пресыщаются интеллектуальной деятельностью. Поэтому в первом классе школы у них нередко _____________________________, связанные как с неумением подчиняться правилам дисциплины, так и с тем, что на занятиях они больше предпочитают играть.
В других случаях, наоборот, будет преобладать замедление развития______________________________ сферы. В этом случае ребенок склонен к робости, боязливости, страхам. Это препятствует формированию активности, инициативы, самостоятельности. И у этих детей преобладают игровые интересы. Они с трудом привыкают к школе и детскому коллективу, однако на уроках ведут себя более правильно. Поэтому к врачу они нападают не в связи с нарушениями дисциплины, а из-за _____________________ обучения. Нередко такие дети очень тяжело переживают свои школьные неудачи.
Необходимо четко понимать, что дети, имеющие ___________________ задержку в развитии, ни в коей мере не относятся к умственно отсталым детям, поскольку хорошо воспринимают предлагаемую помощь, сознательно выполняют поставленные перед ними задачи и правильно оперируют теми понятиями, которые они имеют. При своевременной коррекции большинство из них хорошо продвигаются и постепенно выравниваются. Практический опыт показывает, что почти все дети с неосложненной формой временной задержки развития могут стать успевающими учениками общеобразовательной школы. При этом очень важно, чтобы учитель и родители знали, что трудности на _______________ этапе обучения ребенка почти никогда не являются результатом нерадивости или лени, а имеют объективные причины, которые могут быть успешно преодолены.
Родителям, в свою очередь, важно понять, что их ребенок будет обучаться _____________________других детей. Но для того, чтобы достичь наилучших результатов, нужно обратиться за квалифицированной помощью к специалистам (педагогу-дефектологу и, если нужно, к врачу-психотерапевту), как можно _______________ начать продуманное и целенаправленное воспитание и обучение, создать все необходимые условия в семье, которые соответствуют состоянию ребёнка. Возьмём простой пример. К первому типу задержки психического развития относят тех детей, у которых наблюдается так называемый психологический инфантилизм. Для таких детей характерна __________________________, несамостоятельность, повышенная эмоциональность, сильная зависимость от матери. ЗПР таким детям ставят на основе их сравнения с другими, более самостоятельными и независимыми детьми. Родителям «инфантильных» детей предлагаются различные методики, нацеленные на развитие самостоятельности, однако, полностью «излечить» таких детей практически невозможно — они так и остаются эмоциональными, ___________________, обидчивыми и несамостоятельными.
СДВГ – синдром дифицта внимании с гиперактивностью
Ребенку с СДВГ трудно долго оставаться ____________________________(дефицит внимания). Кроме того, ему может быть сложно контролировать свои _________________(гиперактивность). Ребенок, у которого есть одна из этих проблем или обе, ежедневно борется с ними и старается хорошо себя вести. Но если оставить все как есть, СДВГ может понизить его _____________________ и ограничить его успехи. У каждого человека с СДВГ свой набор признаков. В большинстве случаев некоторые характерные симптомы СДВГ возникают раньше ___ лет. Большинство симптомов, связанных с СДВГ, проявляются в разной окружающей обстановке, например, и дома, и в школе.
Дефицит внимания
- Не может __________ оставаться сосредоточенным
- Испытывает трудности в ___________________________выполнении заданий
- Легко отвлекается
- С трудом ____________________ на другие виды деятельности
- Неорганизован или теряет вещи
- Забывчив
ü Гиперактивность/Импульсивность
Ему трудно контролировать свои _________________;
ü бывает болтлив, перебивает других, или ему сложно дожидаться своей очереди
ü Легко расстраивается или _____________
ü Постоянно находится в движении (иногда ________________)
ü Не учится на своих _________________
Новые особенности, регистрируемые в последние годы
ü "Феномен разбитого _______________" ребёнок пишет буквы зеркально перевёрнутыми
ü "Феномен соскальзывания взгляда" - потеря ____________. Теряется понимание прочитанного.
ü Кратковременные выключения внимания. Ребёнок "не здесь". Пробелы в восприятии урока. "Не помню".
Поведенческая коррекция помогает ребенку действовать в соответствии с тем, что он знает, вместо того, чтобы реагировать на импульс, который он чувствует. Со временем у ребенка могут _________________ хорошие навыки и улучшится поведение. Вот несколько советов учителю:
Посадите ребенка в___________ класса, подальше от всего, что может отвлечь его, например, от окон или шумных кондиционеров.
Найдите наилучший способ обучения ребенка. Используйте магнитофон, компьютеры или игры, если они способствуют учебе.
Поощряйте ребенка заниматься ____________предметами. Предлагайте ему специальные проекты для повышения его __________.