Требования уровню освоения дисциплины
Учебно-методический комплекс по дисциплине
Педагогческая антропология
Направление 050400 Психолого-педагогическое образование
Профиль: «Психология и социальная педагогика»
Степень выпускника: бакалавр
Пермь
ПГПУ
Авторы-составители:
ассистент кафедры социальной педагогики
С.Ю. Галиева
Рецензент:
кандидат педагогических наук, доцент
Юняева Наталья Васильевна
Учебно-методический комплекс по дисциплине Б3.В.ОД.10 «Педагогическая антропология» (профессиональный цикл) составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 050400, профиль: «Психология и социальная педагогика».
Дисциплина «Педагогическая антропология» входит в федеральный компонент цикла специальных дисциплин учебного плана подготовки бакалавра по основной образовательной программе 050400, профиля: «Психология и социальная педагогика» и является обязательной для изучения.
Материалы издания раскрывают содержание курса; цели и задачи изучения дисциплины; средства, формы и методы их реализации.
Адресовано студентам, обучающимся по специальности «Психология и социальная педагогика».
Согласовано:
Декан факультета социальной педагогики______________(В.В.Коробкова)
Содержание
1.Цель и задачи изучения дисциплины.…………………………………………....2
2. Место дисциплины в структуре
основной образовательной программы……………………………………………………………….…….....2
3. Требования к уровню усвоения дисциплины……………………………….…..6
3.2. Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций………………………………………………………………………….6
4. Объем дисциплины и виды учебной работы………………………………….………………………………………….…..7
4. 2. Распределение часов по темам и видам учебной работы……………….……8
5. Содержание курса…………………………………………………………….……9
6. Содержание семинарских и практических занятий…………………………....13
6.2.Формы и методы обучения………………………………………………….…18
6.3. План-график самостоятельной работы студентов……………………….…..19
7. Примерная тематика рефератов ………………………………………………...20
8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
8.2. Рекомендуема литература……………………………………………….……..21
9. Содержание и порядок проведения входного и текущего контроля, промежуточной аттестации………………………………………………….……..21
9. 2. Содержание и формы проведения входного контроля………………..….…21
9.3. Содержание и формы проведения текущего контроля……………….…..….22
9.4. Формы текущего контроля знаний…………………………………….…...…22
10. Перечень контрольных вопросов для самопроверки студента……….……...23
10.2. Содержание и формы промежуточной аттестации………………….……...23
10.3. Методические указания студентам………………………………….…….…23
10.4. Методические рекомендации преподавателю…………………….……….23
Цель и задачи изучения дисциплины
Целью данного курса является обобщение, интеграция и актуализация антропологического знания, полученного студентами при изучении предметов психолого-педагогического, культурологического, философского блока.
Задачи дисциплины:
1) ознакомить студентов с основными идеями и направлениями педагогической антропологии;
3) сформировать общекультурные и профессиональные компетенции, направленные на решение мировоззренческих и социально-личностных проблем подготовки студента;
4) сформировать специальные компетенции, позволяющие студенту получить целостное представление о различных разделах педагогической антропологии, их истоках и взаимосвязях;
5) сформировать специальные компетенции, позволяющие выпускнику применить полученные педагогические знания в профессиональной педагогической и культурно-просветительской деятельности.
2. Место дисциплины в структуре
основной образовательной программы
Дисциплина Б3.В.ОД.10 «Педагогическая антропология» (профессиональный цикл) входит в федеральный компонент цикла специальных дисциплин учебного плана подготовки бакалавра по основной образовательной программе 050400, профиля: «Психология и социальная педагогика» и является обязательной для изучения.
Курс «Педагогической антропологии» относится к базовым дисциплинам. Его изучение опирается на знания гуманитарных дисциплин, приобретенные студентами в школе. Изучение педагогической антропологии в высшем педагогическом учебном заведении требует предварительных знаний по другим дисциплинам, изучаемым в вузе.
«Педагогическая антропология» изучается студентами на первом–втором курсах наряду с «Педагогикой». Ее освоение является необходимой основой для последующего изучения прикладных дисциплин, в частности образовательные программы для детей дошкольного возраста, образовательные программы начальной школы, работа с молодежью, находящейся в трудной жизненной ситуации.
В процессе изучения дисциплины реализуется профессиональная направленность образовательного процесса.
ТРЕБОВАНИЯ УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Для освоения дисциплины «Педагогическая антропология» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные при изучении следующих дисциплин:
1. Философия,
2. Педагогика,
3. Организация досуга детей и молодежи,
4. Основы педиатрии и гигиены.
Освоения дисциплины «Педагогическая антропология» является необходимой основой для последующего изучения следующих дисциплин:
1. Педагогика,
2. Педагогическое обеспечение работы с молодежь,
3. Социальные технологии работы с молодежью,
4. Работа с молодежью, находящейся в трудной жизненной ситуации,
5. Психология девиантного поведения
Дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС по направлению подготовки ВПО 040700 «Организация работы с молодежью».
КОМПЕТЕНЦИИ
ОК-2 | способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды |
ОПК-1 | способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях |
ОПК-4 | готов использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрасто |
ПКСП-2 | способен к выявлению интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся |
В результате изучения курса студент должен:
Знать:
- Историю развития антропологического знания;
- возрастные и гендерные особенности дошкольников, младших школьников, подростков, юношей;
- социально-педагогические типы личности;
- антропологические модели и технологии образования.
Уметь:
- Составлять психолого-педагогическую характеристику на ребенка разного возраста и пола;
- определять социально-педагогический тип личности ребенка и проектировать коррекционно-педагогическую работу с ним.
- выявлять психолого-педагогические трудности детей на разных возрастных этапах и определять направления педагогической деятельности по их преодолению;
Владеть:
- основными методами и средствами получения социально-педагогической информации о ребенке;
- технологиями гендерного образования.
Иметь представление о:
- человеке как предмете педагогической антропологии;
- системе антропологических взглядов К.Д.Ушинского;
- специфике педагогической работе с детьми разного возраста, пола и социально-педагогического типа;
- антропологически целесообразных образовательных моделях и технологиях